Содержание
В Русской Православной Церкви не принято приступать к Причастию без Исповеди. Они не связаны между собой, но разобщать их нельзя. Святые отцы всегда настаивали на усердной внутренней и внешней подготовки к принятию Святых Таин.
Первые христиане причащались довольно часто, без исповеди. Это было связано с великой нравственностью, чистотой и большой любовью ко Христу. В наше время, в период духовного охлаждения, когда грех приравнивается к норме жизни, исповедь становится обязательной.
Истинное христианство заключается не в теоретических знаниях и наборе информации, описанной в книгах. Христианство — это жизнь в Боге, это вера, являющаяся Божьим откровением. Христос явил себя миру и останется с нами до скончания века.
Святой Иоанн (Кронштадтский) говорил:
«…в нас нет истинной жизни без источника жизни —
Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь.
Владыка жизни преподает Сетя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим…
Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».
Евхаристия (благодарение) — это великое чудо, центр, вокруг которого движется вся христианская жизнь. Наша принадлежность к Церкви определяется участием в Евхаристии.
Когда проходит исповедь и причастие, в этих Таинствах мы соединяемся со Христом чудным образом, чтобы иметь жизнь вечную. Евхаристия воплотила в себе все догматы Церкви, Троицы, Боговоплощения и Воскресения.
Это не только воспоминание евангельских событий, это прямое продолжение Тайной Вечери.
Таинство Покаяния — это не просто раскаяние, это перемена ума и образа жизни
Для очищения совести существует Исповедь. Главное должно быть особое настроение души, желание соединиться с Богом.
Здесь должен быть творческий подход, кроме определенных правил и поста, можно почитать Евангелие, акафист Иисусу Христу или что-то из духовной литературы. Это все делается для внутреннего созревания души.
Душа и тело должны быть очищены от всякого порока, иначе, по словам Григория Паламы:
«Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обременённом грехами.
Потому что, если не допустимо простирать
к Христу руки и молиться тому,
у кого они не чисты от грехов, а также и тому,
кто предварительно не отстранил от себя
всякую ненависть и связанные с этим размышления;
и если мы не имеем дерзновения к Богу».
Причастие и Исповедь — это два самостоятельных Таинства, литургически не связанных между собой
Краткая памятка причастнику:
- перед принятием Святых Христовых Таин соблюдать пост не менее трех дней в пище. Воздержаться от развлечений и супружеской близости;
- чтобы приступать к Причастию, человек должен участвовать в богослужении с самого начала. Служба в Церкви начинается с вечерней службы, когда и нужно исповедоваться. Однако, исповедь и причастие в один день возможны, если прихожанин по веским причинам не мог присутствовать на богослужении с вечера. Такие вопросы должен решать священник;
- вычитать молитвенное правило;
- канон ко Господу Иисусу Христу;
- канон ко Пресвятой Богородице;
- канон Ангелу-хранителю;
- правило ко Святому Причащению.
Однако, здесь не должно быть формального подхода. Необходимо с рассуждением прибегать к Таинствам Исповеди и Причастия. В практике Православной Церкви есть моменты, когда взаимосвязь между этими Таинствами неоднозначна.
Например, если человек усердно участвует в церковной жизни, условия подготовки к Причастию могут быть не столько обременительны. Перед причастием в Великий Четверг и Светлую Пасху, можно исповедоваться в течение Страстной Седмицы.
Смотрите также статью Можно ли жениться в пост перед пасхой
На Светлой Седмице, прихожане добросовестно выдержавшие весь пост, могут принимать участие в Таинстве Евхаристии.
Однако, можно ли исповедоваться без причастия? Если по какой-то причине человек не может Причаститься, но хочет очистить совесть, обязательно нужно исповедоваться. Нельзя лишать себя той благодати, которая дается в этом таинстве, для противостояния греху.
Но при этом нужно понимать, что в Таинстве Евхаристии мы получаем Божью помощь, чтобы наш жизненный уклад, наши действия и поступки, соотносились с нашей верой.
Христианину, живущему церковной жизнью и регулярно принимающий участие в Евхаристии, позволяется не так строго соблюдать условия подготовки к Святому причастию.
В документе «Об участии верных в Евхаристии» прописывается, за какие грехи верующих не допускают к причастию: «в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид».
Пара, живущая в невенчанном и незарегистрированном браке, к причастию не допускается. Однако, если один из супругов верующий и нет возможности разрешить эту ситуацию из-за несогласия второго супруга, священник может допустить к Таинству.
Исповедь должна быть регулярной, не реже одного раза в месяц
Многие задаются вопросом, можно ли причащаться без исповеди. В Русской Православной Церкви практика исповеди перед причастием существует уже давно. Это очень важный момент для очищения совести и осознания своих грехов.
Времена богоборческой власти, которые пережило наше Отечество, очень подкосило духовный уклад жизни. Современный человек, который делает первые шаги к церкви, не видит своих грехов и не осознает их тяжесть.
Открыть свою душу в присутствие стороннего лица — священника, требует большого усилия для преодоления стыда и приводит более к глубокому пониманию своей греховности. Это то, чем отличается общая исповедь от частной.
Общая исповедь таит опасность формального подхода, где нет сокрушенного сердца и осознания личной неправоты.
Апостола Павел так говорит о недостойном причащении:
«кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей.
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».
Существует разная практика в Древней Церкви, как часто нужно причащаться и исповедоваться монахам и мирянам. Одни это делали и четыре раза в неделю, другие — один раз в год.
На сегодняшний день при соблюдении поста в среду и пятницу, согласно документа «Об участии верных в Евхаристии», не требуется трехдневный пост перед Причастием, а покаянные каноны можно вычитывать не всегда, или «растянуть» на три дня, так как это не каноническое правило, а церковная традиция.
Существует такое ошибочное мнение, что до или после Соборования каяться не нужно. Или задаются вопросом: обязательно ли причащаться перед Соборованием? Нужно понимать, что Причастие, Исповедь и Соборование это разные Таинства, не заменяющие друг друга.
Таинство Исповеди и Причастие Святых Христовых Таин — это не привычка и не ритм духовной жизни. Это повеление души и сердца.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение