Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Возлюби ближнего своего как самого себя

«Возлюби ближнего своего как самого себя» — одна из важнейших заповедей Господа Нашего Иисуса Христа. Первая из всех заповедей, можно сказать самая наибольшая заповедь, которую человек должен исполнять.

На первый взгляд, это совсем простейшее правило, не требующее каких-либо усилий. Но к данной заповеди существует огромное количество толкований.

«Возлюби ближнего своего как самого себя» — одна из важнейших заповедей, которую дал нам  Господь Наш Иисус Христос
«Возлюби ближнего своего как самого себя» — одна из важнейших заповедей, которую дал нам  Господь Наш Иисус Христос

В Святом Евангелии можно найти многократные упоминания Господа о любви к ближним

Прочитав толкование, например от Ф. Ницше или Василия Розанова, верующий человек сам может впасть в великое заблуждение. И сразу же довольно простые на вид вопросы, станут сложные и трудноразрешимые.

Как возлюбить ближнего своего? Какая должна быть любовь к ближнему? Разберем это более подробно. В Святом Евангелии можно найти многократные упоминания Господа:

(от Матфея,10-39)

«много званых, да мало избранных», «враги человеку ─ близкие его»

Или такая запись «Нехорошо отнять хлеб у детей и давать его псам» (а женщине хананеянке, молившей о помощи, Мф., 15-26). Из этого мы можем предположить, что те, кого нужно любить, вовсе не все окружающие нас люди, а некие избранные. При этом нужно возлюбить ближнего как самого себя. А как любить самого себя?

Человек, который совсем недавно пришел к православию, скорее усомниться в том, что именно есть  христианская любовь к самому себе. Естественно верующий поймет, что это не какие-то роскошные автомобили, дома, или столы набитые экзотическими фруктами. Можно сказать совсем, напротив —

(от Луки,14-26)

«…из любви к себе следует вырвать себе соблазняющий глаз,  оставить, а порой и возненавидеть отца и мать»

Одна из главных и первых заповедей — «Возлюби Бога твоего всем сердцем»

Это же касается и любви к ближнему, если уж она и уподобляется любви к себе. По сути, заповедь включает в себя постулаты из Ветхого завета и книги Иакова:

(Библия, Иак., 2, 8)

«хорошо поступаете, любя ближнего, как самого себя»

Также в отношении этого можно использовать современное золотое правило — «поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступали с тобой». В это заповедь можно сказать по важности на втором месте, а первая — возлюби Бога твоего всем сердцем.

Например, если рассмотреть многим известную притчу о пострадавшем от разбойников, то сам Иисус подчеркивает, кто есть ближний христианину. Человека ограбили и избили бандиты. Он лежит на дороге, все проходят мимо него, даже те, кто должен позаботиться о нем из его племени.

Но все проходят, и никому нет дела до этого бедняги. И только один человек останавливается и помогает человеку после налета на него бандитов. Из этой притчи сразу становится ясно, кого в первую очередь имел в виду Иисус под понятием ближнего.

Притча о пострадавшем от разбойников. Сам Иисус подчеркивает, кто есть ближний христианину, когда останавливается только один человек, чтобы помочь ближнему своему
Притча о пострадавшем от разбойников. Сам Иисус подчеркивает, кто есть ближний христианину, когда останавливается только один человек, чтобы помочь ближнему своему

Под словом «ближний» христианину становятся тот, кто, как и он исповедует веру во Христа

Если внимательно читать страницы Святого Евангелия, то под словом «ближний» христианину становятся те, кто, как и он, исповедует истинную веру во Христа и следует всем его заповедям. При этом нужно понимать, что такой ближний не будет ближним, то есть не будет ему родственником.

(Мф., 12-50)

«Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»

Но если не любить родителей, то это уже злословит на учение Христа о том, что православный христиан должен почитать отца и матерь свою. Но нельзя забывать и то, что первая заповедь о любви — Возлюби Господа Бога. Бога нужно любить всею душею и сердцем.

Тот кто любит Бога, должен увидеть в каждом человеке создание Божие.

Из этого многие богословы делают вывод, что тот, кто любит Бога — несмотря ни на что, сам должен увидеть в каждом человеке создание Божие, и относится к нему, как один прохожий отнесся к человеку, которого ограбили и избили в притче.

Именно так прохожий сделает ближним своим человека, которого он захотел спасти. Нужно найти в сердце своем отзыв на сострадания к другим, тогда и оно станет ближним.

(Ин. 13:34–35)

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»

Тем самым можно привести пример из нашей современной жизни о том, что любить ближнего нужно не только родственника, но и тех, кого совсем не знаем. Можно представить такую ситуацию, что увидели человека, которому стало плохо с сердцем. Вы проходите мимо. А затем узнаете, что это был ваш родственник, которого вы просто не узнали. Действительно станет стыдно и не по себе. Именно суть такого примера заключается в том, что к другим надо, относится так же, как если бы это были близкие нам люди.

(Ин. 13: 34)

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»

Слова самого Спасителя. Бог наш есть Господь, который нас все любит, так и мы должны любить Его, и всех Ближних, как он полюбил всех нас. Именно это пример и подает нам Христос.

Радость о чужой радости — и есть верный признак любви к ближнему своему

Как определить любовь к ближнему? Допустим, у вас есть что-то очень вас нужное, но когда вашему ближнему понадобится это, вы с радостью ему это дадите. При этом не будете ожидать чего-то взамен. Это может быть знакомый, или коллега о работе, то есть совсем вам не родственник. Но вы все же дадите ему то, что он просит без каких либо уговоров.

Радость о чужой радости — вот и есть верный признак любви к ближнему своему. Необходимо лишь проследить за собой, за своими делами и мыслями.

Без любви к ближнему своего просто невозможно любить и Бога.

(1 Ин. 4: 20)

«…Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

А без любви к Господу и нет спасения.

Обратимся к словам святых отцов о том, что они считают, как нужно возлюбить ближнего своего как самого себя. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил:

Симеон Новый Богослов
Преподобный

«Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит».

Преподобный Никодим Святогорец считал:

 Никодим Святогорец
Преподобный

«Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог — предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя.

Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов».

Что сделать, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя — писали многие святые отцы

Многие святые отцы писали и о том, что нужно делать человеку, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя.

Святитель Игнатий Брянчанинов считал, чтобы возлюбить ближнего, нужно воздавать ему почтение:

Игнатий Брянчанинов
Святитель

«…Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви…».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил:

 Иоанн Кронштадтский
Святой

«…люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают, злобны, горды, завистливы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других…».

Также он призывал, чтобы иметь любовь к ближнему, нужно как можно больше молиться:

(Пс. 54, 23)

«…Но возложи «на Господа заботы твои»

И от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься:

(Пс. 76, 11)

«вот — изменение десницы Всевышнего»

Если человек любит ближних своих — должен любить и прощать врагов своих

А как же быть с теми, кого человек считается врагом своим или неприятелем? Как же заповедь — возлюби врага своего? Если человек любит Бога, а тем самым полюбит и ближних  своих, то и врага своего он должен любить. Врагов своих надо прощать, и как многие призывают, молится за них.

Простым людям необходимо иметь такую же любовь к своим врагам, какую имели ее многие святые. В житии Святого Андрея, Христа юродивого, говорится о том, что он был постоянно толкаемый и мучаемый прохожими людьми.

Однажды Андрей увидел демонов, которые записывали имена всех его обидчиков. Темные силы хотели судить их в час расплаты. Но в ответ на это Андрей своей молитвой стер все записи у демонов и сказал, что упросил Господа избавить людей от их греха, ибо они не ведают, что творят.

Святой Андрей молился за своих врагов, чтобы Господь простил им их грехи, ибо творили они и ведали
Святой Андрей молился за своих врагов, чтобы Господь простил им их грехи, ибо творили они и ведали

Обычный человек в наше время бы сказал, что как так можно простить своих врагов. Но именно святые не только прощали, но и молились за множество грехов своих обидчиков и мучителей. Именно поэтому нужно так любить ближнего своего, чтобы все ему прощать, как бы больно бы не было.

Любовь к ближним может прийти не сразу. Но порой даже злые, и жестокие люди изменялись лицом своим, в их глазах появлялась любовь и добро. Здесь более важна внутренняя работа над самим собой. Бог, прежде всего, смотрит на сердце человеческое, и главное, чтобы в этом самом сердце где-то не затаилась злоба и ненависть.

Именно тогда, когда человек освободит свою душу от оков страстей и грехов, он освободит свое место в сердце для любви к ближнему. А чистое сердце и относится ко всем чисто. Когда будет преодолено себялюбие, тогда и возможна, любить у другим.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *