Содержание
- 1 Появление староверов связано с историей Древней Руси и принятием Православия
- 2 Староверческая традиция креститься двумя перстами на самом деле пришла из Византии
- 3 Главная фигура церковного раскола, Никон, родился в обычной крестьянской семье
- 4 Нововведения Патриарха Никона стали причиной Церковного раскола и образования староверов
- 5 Крестное знамение староверов делают двумя перстами
- 6 Старообрядцы при крещении должны погружаться в воду с головой трижды
- 7 Старообрядцы признают только восьмиконечный крест
- 8 В наши дни старообрядчество и РПЦ тесно общаются и взаимодействуют друг с другом
Сегодня многие православные, посещающие церковь, не задумываются, когда крестятся. Еще с детства нас учила мама, как правильно креститься, а ее наша бабушка, а бабушку — прабабушка и так далее. Однако сегодняшняя традиция креститься не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть теперь.
Когда-то существовали иные законы, по которым совершалось крестное знамение, а также другие церковные обряды. Приверженцев этих древних традиций мы называем сейчас старообрядцами, или староверами. Как отличается старообрядчество и православие? В чем разница традиций? Чтобы ответить на вопросы, необходимо обратиться к истокам.
Появление староверов связано с историей Древней Руси и принятием Православия
В 988 году князь Владимир крестил Русь. Принятие Православия повлияло на историю страны.
Православие на Руси восходило и основывалось на Византийских традициях церковного служения, а митрополит всея Руси назначался в столице Византии. Константинополь как главный центр Православия, был своего рода авторитетом в кругах Русской церкви.
Однако после подписания Византийским императором Унии о признании верховенства папы, (тем самым возвысив западную традицию христианства над восточной), авторитет Константинополя пошатнулся в кругах Русской церкви, а также самого народа.
Стали появляться критические суждения по некоторым греческим обрядам, подвергаться сомнениям их правильность и достоверность.
Окончательное отделение от Византии произошло, когда Московское патриаршество самостоятельно назначило митрополита Киевской и Всея Руси. После захвата Константинополя турками, была упразднена Флорентийская Уния.
Несмотря на господствующих завоевателей, православие на Востоке продолжало существовать, и спустя некоторое время отношения между русской и византийской церквями стали налаживаться. Однако пошатнувшийся однажды авторитет, всему русскому народу вернуть не удалось.
Староверческая традиция креститься двумя перстами на самом деле пришла из Византии
Традиция креститься двумя перстами пришла именно от греков.
Со временем византийская церковь переходит на троеперстие, а также видоизменяет другие традиции православия. Что повлекло за собой некоторую размытость в головах не просвещенного русского православного народа.
Кто-то считал, что православные традиции, доставшиеся от древних греков являются истинными и подлинными. А нововведения воспринимали еретическими, навязанными папой и турецким игом.
Главная фигура церковного раскола, Никон, родился в обычной крестьянской семье
О Никоне мы знаем из жития, написанного Шушериным И.К., который был в услужении у патриарха. В нем говорится, что будущий патриарх Московской и Всея Руси родился в 1605 году в семье крестьян. При рождении мальчику было дано имя Никита Минин.
В ранние годы Никита был отдан изучать Священное Писание и грамоту. Вскоре он сам решает поселиться при монастыре, чтобы не пропускать ни одной службы, а также продолжать учиться. После смерти родителей Никита женился и принял сан священника.
Однако спустя 10 лет, после смерти детей, он решает навсегда оставить мирскую жизнь. Убедив свою жену постричься в монахини, он сам в возрасте 30 лет совершил пострижение в монашество под именем Никон.
В 1646 году он прибыл в Москву, где сблизился с правившим тогда царем Алексеем Михайловичем, который впоследствии содействовал становлению Никона патриархом Московским.
Нововведения Патриарха Никона стали причиной Церковного раскола и образования староверов
Чтобы разрешить вопросы и создать единые обычаи и традиции в русском православном мире в 1656 году Патриархом Никоном был созван Церковный Собор в Москве.
На Собор были приглашены представители восточных иерархов, которые в главном вопросе крестного знамения, провозгласили:
«Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с треми персты десные руки, а кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята».
В результате последовали нововведения. Главные реформы коснулись унификации церковных обрядов согласно греческим, в первую очередь совершать крестные знамения тремя, а не двумя перстами; Реформа также затронула корректировку русских православных книг по новопечатным греческим.
После Собора Русской Православной Церкви совершающие крестное знамение двумя перстами были преданы анафеме. Спустя два года анафема распространилась на древние церковные обряды, а тех, кто следовал им, признавали еретиками. Отлучения от церквей стали главными причинами раскола, и появления старообрядчества.
Поэтому староверами принято сейчас называть людей, которые живут и служат по законам древнего православия дореформаторской Руси, до Церковного раскола.
Не смотря на долгие, жестокие гонения и преследования старообрядчества, стоит отметить, что его отличие от православной церкви не столь велико. Изменения в обрядах затронули лишь некоторые составляющие: как крестились, как писали имя Христа, какой крест признавался, каким образом совершали крестные ходы (по солнцу или против) и несколько других.
Крестное знамение староверов делают двумя перстами
По символике старообрядческая церковь объясняет это так: каждый палец воплощает одно из трех лиц Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), сложенные вместе они образуют Святую Троицу. Два других пальца символизируют божественную и человеческую природы Христа.
Чуть согнутый средний палец по отношению к выпрямленному указательному, показывает уничижение Христа своей божественной природы. При крещении староверы сначала подносили руку ко лбу, затем опускали на грудь (в области сердца), клали на правое, а потом на левое плечо.
Старообрядцы при крещении должны погружаться в воду с головой трижды
Кроме различий в крестном знамении, само крещение в старообрядческой церкви имеет свои особенности. Так, например, при крещении должно быть совершено полное троекратное погружение в воду. В то время как православие признает крапление водой или частичное погружение.
В остальном происходят схожие обряды по миропомазанию, получение нательного крестика, облачению в белую одежду после крещения и др.
Старообрядцы признают только восьмиконечный крест
В старообрядчестве использование распятия разрешается только на восьмиконечном кресте, в отличие от православного креста, который может быть как четырех-шести- и восьмиконечным.
Старообрядческий крест восходит к Галгофскому, на котором был распят Христос, именно его староверы считают истинным. Восьмиконечный крест, в отличие от шестиконечного, кроме нижней косой перекладины, имеет еще одну поперечную перекладину над крестом.
Во время распятия Христа сверху над головой была прибита табличка с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Также очень часто можно встретить старообрядческий крест в виде четырехконечного креста, в который вписан восьмиконечный.
В наши дни старообрядчество и РПЦ тесно общаются и взаимодействуют друг с другом
Сегодня Русская Православная Церковь старается наладить отношения и жить в мире со Старообрядческой. После отмены анафемы в 1971 году, Русская Православная Церковь Заграницей принесла искренние извинения перед старообрядцами за все свершенное над ними зло.
В России стараются проводить заседания и круглые столы, на которых решаются актуальные проблемы старообрядчества. Однако возникает ряд вопросов, о взаимоотношении РПЦ и старообрядческой церкви. Например, может ли старовер быть крестным у православного?
На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Сторонники православной церкви отвечают так: допустимо присутствие крестного неправославной веры христианина, если второй крестный является православным. Также иного исповедания крестный должен обещать не воспитывать будущего крестника(цу) в отличных от православных традициях.
Однако подобное позволение со стороны РПЦ не означает, что сторонники старообрядчества согласятся участвовать в Крещении в «новообрядческой» церкви.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение