Содержание
Смирение в православной вере — это добродетель. Она противоположна гордыне. Сила смирения заключается в том, чтобы побороть гордыню, если верующий человек хочет прийти к совершенству.
Что же такое смирение на самом деле? Как научиться смирению? Разберем более подробно.
Слово смирение состоит из двух слов
Слово «смирение» древнегреческое, означающее смиренномудрие и состоящее из 2 слов. Первое переводится — «смиренный». А второе означает «мудрость».
Определить смирение можно, как сказал Апостол:
В этом и заключается христианская добродетель.
Чтобы стать смиренным, каждому человеку необходимо признавать себя грешным, не имеющим ничего делать без Бога. Доброе, что есть в каждом человек, даровал нам Бог, а злое мы сами в себе накопили. Что есть доброго в нас, и злого каждый должен определить сам.
Поэтому когда человек совершает добрые дела, помогает кому-то, нужно не себя восхвалять, а за всё благодарить Бога. Он дал мысли о совершении благого дела другому человеку. Именно Бог дает такую возможность, дает нам сил делать хорошие поступки.
Постепенно у человека появится возможность развить в себе то, что многим не под силу.
Что такое смирение указано и в Библии
Можно заглянуть на страницы Библии, где тоже можно найти несколько интересных фраз.
Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
Здесь мы можем увидеть, что если каждый человек научиться смиряться, то Бог возвысит и позволит войти в Царство Небесное.
Святые и преподобные описывают для нас отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение
Понять, что такое смирение и как его достичь очень тяжело. Именно святые и преподобные в своих писаниях нам об этом подробно рассказывают.
Первая цитата.
Смотри также статью Отлучен ли от церкви Александр Мень
Преподобный Иоанн Лествичник о смирении писал так:
«… Тогда один сказал, что смирение есть всегдашнее забвение своих исправлений. Другой сказал:
«Смирение состоит в том, чтобы считать себя последнейшим и грешнейшим всех». Иной говорил,
что смирение есть сознание умом своей немощи и бессилия.
Иной говорил, что признак смирения состоит в том,
чтобы в случае оскорбления предварять ближнего примирением и разрушать оным пребывающую вражду…
Все сие выслушав и с великою точностию и вниманием рассмотрев и сообразив, не мог я слухом познать блаженное чувство смирения…
говорю так: смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом, оно есть несказанное богатство, Божие именование, ибо Господь говорит:
Научитеся не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Мене, то есть от Моего в вас вселения, и осияния, и действия,
яко кроток есмь и смирен сердцем и помыслами,
и образом мыслей, и обрящете покой душам вашим от браней и облегчение от искусительных помыслов».
В данном изречении мы можем увидеть, что никто не мог понять, что такое на самом деле смирение. Для каждого оно было чем — то своим. Один говорил, что это человек, который считает себя самым грешным на всей земле.
Другой говорил, что смирение это осознание своего бессилия и беспомощности перед лицем Бога.
А сам преподобный Иоанн сказал им, что смирение это несказанное богатство Божие.
Чем больше человек себя будет смирять, тогда и получит благодать Бога. Великое дело видеть в себе грехи и недостатки.
Почему писали святые о смирении? Именно они смогли достигнуть самой главной добродетели, а затем показать всем людям какую нужно вести жизнь и как поступать.
Вторая цитата.
Святой Игнатий (Брянчанинов) говорил, в чем же заключается смирение по его мнению:
«Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божии, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, при чем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся, превосходнее его по всем отношениям.
Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению, или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского.
Отвержение премудрости земной, как непотребной для неба. Презрение всего, что в человеке высоко и мерзость пред Богом. Оставление словооправдания. Молчание пред обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие, или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви».
Человек смиренный сможет и приобрести и другие главные добродетели. А те, кто пытается приобрести духовный опыт без смирения, лжив и обманчив. Можно на словах смиряться, а в душе не иметь ничего. Господь он видит наши дела и помыслы.
Если человек всерьез займется собой, захочет стать совершенным, то Господь ему в этом поможет.
Один старец и духовник схиигумен Савва, который совершал свой подвиг смирения в советское время, говорил:
«Сущность гордости — замкнуться для Бога,
а сущность смирения — дать Богу жить в себе.
Это значит — прислушиваться к голосу Божию и исполнять Его святую волю.
Что соль для пищи, то смирение для добродетели.
Смирение и одно может ввести нас в Царство Небесное,
хотя и медленно, а добрые дела без смирения не спасают душу,
а дарования без смирения могут даже погубить ее!».
Чтобы приобрести смирение, нужно искоренить в себе всю злобу. Духовная жизнь строится на смирении себя перед Богом и перед другими людьми.
Смирение все ближе и ближе приближает к нам Бога, облегчает нам труды земные, убивает ярость и гнев, а приходит только спокойствие и благодать.
Третья цитата.
Святой Тихон Задонский говорил:
«Кто больше познает Бога, тот более смиряется.
В истинном смирении замечается непрестанная алчба и жажда Божией благодати, ибо смирение не смотрит на то, что имеет, но думает о том и ищет того, чего не имеет.
Как учащиеся, чем более познают и обретают навык, тем больше видят свое невежество, потому что гораздо большего не знают,
чем узнали, так и учащиеся в школе премудрости Божией,
тем более нищими духовно сознают себя, чем больше причащаются дарований. Божиих, ибо видят,
что многого не имеют, чего и ищут со смирением и воздыханием».
Смирение — матерь всех добродетелей.
Но также святые отцы считали, что без смирения невозможно спастись не одному человеку на земле. Так как смирение лежит в основе всей добродетели.
Четвертая цитата.
Св. Феофан Затворник в писании говорил так:
«Терпение и смирение правители жизни духовной…»
«…Несокрушимое оружие против врагов есть смирение».
Хранится ли прежнее ваше теплое состояние? Хранить надо. Ему основа — смирение. Как только умалится смирение, так и холодность пойдет. Ибо когда душа начинает считать себя чем-либо, тотчас Господь отступает, и она оставшись одна — сама с собою, хладеет.
Не языком говорить: я ничто, а в сердце чувствовать свое ничтожество надо. И тут всегда будет Господь, из ничего все сотворивший и творящий. Теплоту Господь подаст; но и самим надо труд приложить.
Это говорит о том, что как только человек начнет себя считать лучше других, станет себя возносить, то Господь вновь оставит такого человека. Господь будет помогать тому, кто пытается приложить к этому усилия.
Бог подает смирение тому, что нудит себя смирением, укоряет себя, с терпением переносит все укоры со стороны людей.
Святые отцы учат, чтобы получить то самое смирение, необходимо исполнять заповеди, почитать ближних лучше себя самого, постоянно помнить и видеть свои грехи, терпеливо и смиренно переносить все скорби и тяготы жизни.
А также молиться, исполнять посты, исповедоваться в своих грехах перед Богом.
Об этом также говорили святые отцы и преподобные.
Преподобный Симеон Новый Богослов писал:
«Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».
Пятая цитата
Преподобный авва Дорофей:
«Есть два смирения. Первое смирение состоит в том, чтобы считать брата своего разумнее себя и во всем превосходнее,
одним словом, считать себя ниже всех.
Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, это совершенное смирение святых.
Оно явственно рождается в душе от исполнения заповедей».
«…каждый из святых приобрел сие смирение, как мы сказали, чрез исполнение заповедей».
Преподобный Исаак Сирин:
«Умаляй себя во всем перед всеми людьми, и будешь возвышен над князьями века сего».
Как научиться смирению: 5 советов
- Молитесь чаще, чем обычно. Если раньше вы уделяли молитве по 5 минут в день. То необходимо начать именно с этого. Уделяйте молитве больше времени. Хотя бы полчаса в день.
- Считай других людей лучше, чем самого себя. Это также своеобразный путь к смирению. Хоть и для многих покажется странным для восприятия. Старайтесь не получить от кого-то какую-то пользу, а самим ее принести другому человеку.
- Спрашивайте совета у умнейших из вас. Не стоит гордиться своим умом и из-за этого пренебрегать советами и опытом тех, кто мудрее и старше вас.
- Никогда никого не осуждай. Как только захочется про кого-то сказать что-то плохое, подумай прежде про себя, кто я вообще такой, чтобы это делать.
- Все делай со страхом Божиим. Когда вы молитесь, исполняете какое-либо дело, помогаете ближнему своему, делайте это как для Бога, зная, что Он каждый момент жизни взвешивает ваше сердце.
Исполняя все это, только так вы сможете приблизиться к тому заветному сокровищу, как смирение.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение