Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Как не унывать

Уныние — вещь прилипчивая. Вот как не унывать и не падать духом, когда одолели неприятности? Не столь давно пользователь «Форума православных психологов» Елена поделилась таким беспокойством:

«Несколько лет мне кажется, что мои молитвы не слышит Господь или не принимает… Да,наверное , я не достоина этого; но как же не унывать по этому поводу? как выйти из этого положения? Очень давно собиралась спросить об этом… А пока, каюсь в грехе уныния каждый раз и решила, что видимо то, о чем молюсь, Господу не угодно, не Промыслительно и стараюсь держаться этой мысли… А то совсем кошмар».

И действительно, в трудной жизненной ситуации люди в мыслях упрекают Бога, что он отвернулся, не помогает и т.д. Это не спасает положение, а лишь усугубляет ситуацию. Взять бы себя в руки, но как перестать унывать? Давайте разберёмся в этом вопросе.

Библия почти ничего не сообщает об унынии

Что же такое уныние с точки зрения Библии? Увы, Священное Писание почти ничего не сообщает на эту тему. Очевидно, в своём послании людям Бог не счёл уныние настолько важной темой. Само слово упоминается редко и вскользь:

(Ис 19:8)

«и ставящие сети в воде впадут в уныние»

(Лк 21:25)

«а на земле уныние народов и недоумение»

(Иудф 7:19)

«потому что они пришли в уныние»

Есть мнение, что апостол Павел называет уныние «печалью мирской»:

(2 Коринф 7:10)

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть»

Но сделать каких-то фундаментальных выводов о роли уныния в жизни человека на основе Писания невозможно.

Апостол Павел «мирской печалью» мог называть именно уныние
Апостол Павел «мирской печалью» мог называть именно уныние

Уныние — естественное и иногда даже полезное чувство

А вот авторитетные христианские деятели унынию уделили достаточно внимания. Такое определение этому состоянию даёт Иоанн Лествичник:

Иоанн Лествичник
Богослов

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога — будто Он немилосерден и нечеловеколюбив».

Как мы видим, уныние — это не просто состояние, когда взгрустнулось, а болезненно состояние, которое становится образом мышления для человека.

Не всякое уныние грех — об этом косвенным образом сообщает Иисус Христос апостолам:

 «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».

Иисус Христос говорит о скорби учеников без осуждения, значит, не всякое уныние греховно
Иисус Христос говорит о скорби учеников без осуждения, значит, не всякое уныние греховно

В словах их Учителя нет ни обвинения, ни сожаления, а лишь безбрежное сострадание. Мессия понимает уныние учеников как совершенно естественное чувство.

Да и Ветхий Завет не содержит никакого упрёка во фразе:

(Притчи 13:12)

«Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце»

Напротив, по ней ясно, что такова природа сердца — испытывать томление, если человек разочаровался.

Более того — такое уныние не может быть причиной для наказания, ибо оно само — тяжкое мучение. К похожему выводу приходит в своих рассуждениях Иоанн Златоуст:

Иоанн Златоуст
Архиепископ

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение».

А преподобный Иоанн Кассиан и вовсе утверждал, что в ряде случаев печаль приносит пользу — например, если мы печалимся о своём несовершенстве.

Греховное уныние — это сознательное подчинение лени, отказ от желания стать лучше

Но какое уныние тогда — грех? Чтобы это понять, надо дополнить размышления преподобного Иоанна Лествичника цитатой преподобного Амвросия:

Амвросий
Преподобный

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

То есть уныние — это не просто упадок настроения, но и наплевательское отношение к жизни, сознательно культивируемая слабость.

В ряде ранних христианских источников уныние определяли как отсутствие стремления к радости. Таким образом, мы можем сформулировать, что же такое греховное уныние: это сознательный отказ от радостей в пользу тоски и бездеятельности.

Уныние —  это сознательный отказ от радостей в пользу тоски и бездеятельности.

Иначе говоря, человек просто начинает впустую проводить жизнь, ни к чему не стремится и не собирается ничего с этим делать. Состояние растения и намеренное нарушение Божественного замысла: пренебрежение подарком Всевышнего — жизнью, без пользы, без смысла, только из-за потворства эмоциям и лени.

Уныние часто упоминают в числе семи смертных грехов

Уныние упоминают в списке семи смертных грехов. Но это довольно нестабильный список. Число семь — сакрально и священно для многих учений и религий. Поэтому в древнем мире было чёткое представление о том, что всего должно быть семь:

  • Семь дней недели;
  • Семь нот;
  • Семь чудес Света.
Во многих списках смертных грехов уныние приравнено к лени
Во многих списках смертных грехов уныние приравнено к лени

И т.д. Эта мысль распространилась и на представление о грехах. Но список из них обычно превышает это число:

  • Гордыня;
  • Зависть;
  • Гнев;
  • Лень;
  • Хвастовство;
  • Высокомерие;
  • Уныние;
  • Алчность;
  • Чревоугодие;
  • Похоть (блуд);
  • Печаль;
  • Тщеславие.
7
сакральное число, а потому число грехов старались прировнять к нему

Разные авторы по-своему группируют эти грехи. Часто ставится равно между унынием, ленью и печалью.

Впервые уныние в этот список включил папа римский Григорий Анициус (540 — 604 н. э).

Уныние может быть психическим расстройством, тогда это не грех

Есть ещё психические расстройства: депрессия и апатия. Формально их тоже можно назвать унынием. Словарь это позволяет. Но никакого отношения к греховному унынию эти болезни не имеют.

Болезнь — это не то, за что человек несёт ответственность перед Всевышним. И если психика человека надломлена каким-то ужасающим событием, то помощь ему должен оказать опытный психотерапевт. Собственно, он — единственный человек, который достаточно компетентен, чтобы диагностировать эти психические недуги.

Что же касается греховного уныния, то оно пролегает как раз таки между двумя крайними стадиями уныния:

  • Временное плохое настроение (досада, негодование, огорчение);
  • Тяжёлое психическое заболевание.

Довольно легко себе представить такого унывающего грешника: у него все виноваты, жизнь — страдание, и, что самое главное, никакого желания всё это исправить.

Так что греховное уныние — это образ жизни и образ мышления. В нём нет ничего от Бога: нет любви, нет веры, нет надежды. Есть только одно сплошное разочарование, а все силы направлены на то, чтобы поддерживать эту пессимистичную картину мира.

Священное Писание имеет массу примеров того, как люди не позволили неприятным обстоятельствам сломить их. Стоит вспомнить хотя бы пророка Даниила. Да и сам Спаситель — образец веры в лучшее.

Пророк Даниил — образец того, как вера помогает одолеть уныние в любых испытаниях
Пророк Даниил — образец того, как вера помогает одолеть уныние в любых испытаниях

Не только духовная литература, но и художественная, как и кино, может подарить немало иллюстраций правильного восприятия реальности и противостояния унынию.

Старцы рекомендовали от уныния труд и молитву

Никогда не унывать невозможно, так что полезно знать, как выйти из уныния православными методами.

Многие старцы оставили на сей счёт полезные рекомендации. Например, преподобный Лев писал одному верующему следующее:

Лев
Преподобный

 «Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа.

Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния. <…> Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места.

Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец <…>Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят».».

Преподобный Антоний указывал на пользу от уныния духовного чтения:

Антоний
Преподобный

 «Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: «Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!» Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами».

Старец Амвросий был довольно конкретен. Он рекомендовал в минуты уныния читать письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде:

Амвросий
Старец

«В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».

Старец Варсонофий советовал гнать уныние прочь и не расслабляться
Старец Варсонофий советовал гнать уныние прочь и не расслабляться

Старец Варсонофий рекомендовал гнать прочь от себя уныние и сообщать об этом ужасном чувстве старцу:

«Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу».

В целом большинство старцев сходятся на том, что от уныния помогают:

  • Молитва;
  • Труд;
  • Требовательность к себе;
  • Беседа с наставником.

Современные священники тоже способны поделиться соображениями на тему уныния. Например, игумен Нектарий (Морозов) призывает, чтобы изменить отношение к проблеме, взглянуть в её Божественную причину:

Нектарий (Морозов)
Игумен

«Ты болен и болезнь не покидает тебя? Но ведь это Господь послал ее тебе для усовершения в терпении, для преуспеяния в мужестве христианском. Разве эта мысль неспособна утешить? Тебя притесняют неблагонамеренные люди, обижают, досаждают, гонят ни за что ни про что?

Но разве через это ты не становишься ближе к Тому, с Кем поступали так же, а потом и вовсе распяли? У тебя не ладится дело, ты бьешься, мучаешься, но ничего не выходит? А не приходила ли тебе мысль, что Господь по какой-то особой причине не помогает тебе, а, напротив, препятствует, потому что в конце концов это дело обратится не к пользе, а во вред?

Ты трудишься, подвизаешься для того, чтобы научиться преодолевать искушения, жить жизнью подлинно христианской, незазорной, но всё падаешь и падаешь? И горько, и больно тебе? Но подумай: Господь видит и труд, и ревность твою, да только попускает тебе падения эти, чтобы ты… смирился, ибо хочет научить добродетели самой важной и самой высокой».

Если увидеть Божественную причину проблемы, то уныние отступит.

Также нельзя забывать, что затяжное уныние может быть тревожным сигналом о проблемах с психикой. Тогда стоит посетить профессионального психотерапевта. Иначе неминуемы дальнейшие проблемы со здоровьем.

От уныния полезно молиться Тихону Задонскому

Епископ Тихон Задонский — известный богослов, который продолжил помогать верующим и после смерти. К нему часто обращаются, чтобы попросить спасти от:

  • уныния;
  • тоски;
  • душевной боли;
  • депрессии;
  • алкоголизма;
  • беснования;
  • помешательства.
Святой Тихон Задонский помогает от уныния
Святой Тихон Задонский помогает от уныния

Молитва от депрессии и уныния Тихону Задонскому:

О, всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению.

Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающего нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго.

Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго:

всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *