Содержание
- 1 Семинария — это учебное заведение для духовенства
- 2 Поступить в семинарию могут православные люди с опытом церковной жизни
- 3 Для поступления понадобится 7 основных документов и дополнительные
- 4 Вступительные испытания состоят из собеседования и экзаменов по культуре и истории Церкви
- 5 После семинарии можно работать в приходе, учиться в академии или избрать другой путь
- 6 Православные духовные семинарии есть в Москве, по всей России и за границей
Вы решили стать священником — и тут возникают вопросы. Ведь духовная семинария — не обычный ВУЗ, значит, и поступают туда далеко не по результатам ЕГЭ. А тогда как поступить в духовную семинарию в Москве или другом городе? Что нужно для поступления?
Хорошо, когда есть рядом священник, способный подсказать. А если нет, придётся основательно покопаться в Интернете. Точнее, пришлось бы. Эта статья избавит Вас от ненужных усилий. Сосредоточьтесь на главном: вере, Боге, знаниях. А вся нужная для поступления информация — здесь.
Семинария — это учебное заведение для духовенства
Духовная семинария (лат. seminarium — рассадник) — это учебное заведение, которое подготавливает христианское духовенство. Помимо семинарии есть ещё:
- духовные университеты;
- духовные институты;
- духовные академии.
Духовные институты и университеты имеют менее жёсткие требования к абитуриентам. Среди предметов: религиоведение, культурологи, философия, искусствоведение и т.д.
Академии выпускают, помимо простого духовенства, ещё и преподавателей, и научных сотрудников для духовных университетов или школ.
Духовная семинария обучает по следующим направлениям:
- священнослужители;
- церковнослужители;
- регенты;
- другие церковные работники.
Её отличительная черта, как и академии, — не только светское, но и духовное образование.
Ещё стоит назвать такие заведения, как духовные училища. Там в течение 2 — 3 лет преподают сокращённую семинарскую программу. Сегодня большинство духовных училищ пытаются подтянуть программу до семинарского уровня.
О семинарском и академическом образовании говорит священник Владимир Хулап:
«Во время обучения в семинарии человек определяется, хочет ли он дальше заниматься наукой или будет священником или дьяконом.
Те, кто хочет идти на приход, после семинарии поступают в распоряжение своего правящего епархиального архиерея.
А студенты, желающие углубить знания, идут в академию.
Там у нас 4 отделения: библейское, где изучают Священное Писание, богословское — это история христианского богословия и философии, церковно-историческое и церковно-практическое.
На последнем изучается литургика, то есть наука о богослужении, каноническое право, педагогика, психология, социальная работа.
После двух лет обучения ребята пишут магистерские диссертации и потом могут поступать в аспирантуру».
Традиционно семинария — заведение закрытого типа, поэтому она больше напоминает военное училище, чем светский ВУЗ. Есть строгое расписание дня: время лекций, молитв, спевок, приёма пищи отдыха. Случаи нарушений разбираются.
Семинарии есть и в католицизме, и в православии. Обычно они работают при монастырях и бывают либо мужскими, либо женскими (например, Рязанское епархиальное женское духовное училище).
В 1853 году в Рязани было открыто первое училище для девиц духовного звания благодаря стараниям архиепископа Гавриила (Городкова).
Оно представляло собой приют для сирот и детей бедных церковно- и священнослужителей, готовило девочек к будущей семейной жизни с выпускниками мужских духовных учебных заведений. Содержалось на средства духовенства.
Семинарское обучение приравнивается к бакалавриату и считается высшим образованием. Следующее ступень — духовная академия.
Без обучения в семинарии нельзя работать православным священником.
Обучение в духовной семинарии в России бесплатное. Учащиеся получают стипендии, подрясники, пищу, обеспечены удобствами.
Форма обучения зависит от епархии. Есть очные, есть заочное бесплатное обучение.
Но не везде могут взять, например, женатых мирян с детьми. Бывает, что заочное отделение доступно только для священнослужителей.
Об этой проблеме семинарского образования рассказывает отец Максим Каскун:
Поступить в семинарию могут православные люди с опытом церковной жизни
Для обучения в православной духовной семинарии мужчинам необходимо быть либо холостыми, либо женатыми первым браком.
Жена при этом может быть только православной веры.
Поступление в семинарию у католиков разрешено только холостым мужчинам и бездетным людям римско-католической веры.
Возраст поступления в такие православные учебные заведения — от восемнадцати до тридцати пяти лет.
Желающий получить семинарское образование обязательно должен быть воцерковлённым человеком. Он должен активно участвовать в жизни своего прихода. Например, нести послушания на клиросе (читать или петь).
Клирос — это место в церкви, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы.
Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию. Почти в каждом храме имеются два клироса — правый и левый, оба либо на возвышенной предалтарной части храма, по бокам солеи, либо в храмовой части церкви по углам.
В некоторых храмах напротив алтаря устроен балкон, на котором находятся певчие
Поступающий в семинарию должен иметь некоторый опыт в церковной жизни, например, выполнять поручения местного священника, заботиться о церковной утвари, помогать преподавателям в воскресных школах.
Ещё одно важное требование — регулярное духовное общение с настоятелем церковного прихода по месту жительства. Тогда будущий абитуриент получит важную для поступления справку — рекомендацию настоятеля.
Для поступления понадобится 7 основных документов и дополнительные
Будущим священникам русской православной церкви для поступления в семинарию нужно иметь следующие документы:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- аттестат среднего школьного образования;
- копия медицинского страхового полиса;
- сертификаты ЕГЭ (дисциплины различаются в зависимости от требований конкретной духовной семинарии, узнавать необходимо предварительно);
- справка о прохождении обязательной медицинской комиссии;
- военный билет;
- рекомендации от священнослужителей (лучше — от настоятеля) храма по месту жительства поступающего. Эти документы должен заверить архиерей.
В каждой семинарии свои условия поступления.
В теории это всё, что нужно, и, если с документами всё в порядке, нет препятствий для вступительных испытаний.
Но в каждой духовной семинарии могут быть свои требования (свидетельство о крещении, справка о составе семьи и т.д.), поэтому стоит сразу поинтересоваться об этом в самом учебном заведении.
Вступительные испытания состоят из собеседования и экзаменов по культуре и истории Церкви
Есть следующие вступительные испытания для поступления в духовную семинарию:
- собеседование;
- экзамены.
Собеседование — это свободная форма беседы, в которой специальная комиссия должна лучше узнать будущего ученика поближе.
Настолько он начитан, эрудирован, культурно развит. Важно не только религиозное, но и общее образование человека.
Среди прочего комиссия интересуется, чем желающий поступить увлекается в свободное время. Это немаловажный показатель.
Вступительные экзамены тоже проводятся свободно. Распространённая тема испытаний для абитуриентов — сочинение по истории Церкви.
Абитуриенту обязательно дают ответить на вопросы катехизиса и рассказать про основы богослужения.
В ходе испытаний особое внимание обращают на следующее:
- насколько абитуриент воцерковлён;
- может ли он не только прочесть, но осмысленно прокомментировать примерно 30 молитв;
- способен ли абитуриент прочесть тексты на церковнославянском языке;
- владеет ли кандидат на поступление церковным пением;
- каковы его знания в истории Церкви;
- насколько хорошо абитуриент знает Священное Писание;
- ориентируется ли кандидат на поступление в православных праздниках;
- разбирается ли в церковных традициях;
- способен ли желающий поступить прочесть по памяти утренние и вечерние молитвы, тропари двунадесятых праздников, а также 50-й и 90-й псалмы.
После семинарии можно работать в приходе, учиться в академии или избрать другой путь
В духовной семинарии учатся от четырёх до пяти лет. Срок зависит от традиции конкретного учебного заведения. Основная программа состоит из гуманитарных дисциплин.
Важная задача преподавателей — развить студентов не только интеллектуально, но и духовно. Это важно, чтобы священник смог выполнять свою миссионерскую функцию.
Так об этом говорит секретарь Ученого совета МДАиС, доцент, протоиерей Павел Великанов:
«Не может человек заниматься богословием, не имея собственного опыта духовной жизни, не будучи приобщен всеми сторонами своей жизни к церковной традиции.
А это сегодня невозможно нигде, кроме как в закрытом учебном заведении, какими являются семинария и академия.
И главное преимущество семинарии в том, что она позволяет сформировать целостного человека,
пополнить не только интеллектуальный багаж, но и научить студента разным сторонам жизни, которым в обычном,
пусть даже и церковном, учебном заведении, будет научиться очень сложно.
Можно говорить о разных проблемах и недостатках семинарского курса, как в плане учебы,
так и в плане воспитания, но все равно в целом он сохраняет те традиции,
в которых проходило обучение лучших поколений нынешних священнослужителей».
Впрочем, количество дисциплин и их направления могут отличаться в зависимости от конкретной семинарии. Есть заведения, где усиленно изучают высшую математику.
Среди заочных форм обучения самая распространённая — платная. 4 тысячи рублей ежегодно. Например, вот, что говорит об условиях для заочников Иерей Владимир Язов Свято-Троицкий храм с. Нижняя Тавда:
«Длительность обучения
на заочном
секторе Тобольской
Православной
Духовной семинарии — 5 лет.
Пожертвование
за обучение — 4 тыс. р. в год,
проживание — 200р/сут.
Примерные вызовы
на сессии: октябрь — декабрь».
А вот и она сама:
У Тобольской православной духовной семинарии есть официальный сайт
После обучения в духовной семинарии выпускников направляют в приходы Русской православной церкви на пару лет практики.
Но женатый выпускник и клирик своей епархии остаётся там, где и был.
После обучения в семинарии можно поступить в академию, хотя это не обязательное условие. Многие выпускники и вовсе не остаются в лоне церкви. Вот что говорит протоиерей Павел Великанов:
«Конечно, хотелось бы, чтобы человек стал священнослужителем или церковнослужителем,
но если он в семинарии понимает, что это — не его стезя,
и выбирает какую-то другую стезю, оставаясь при этом церковным человеком, — что ж, это его путь.
Невольник — не богомольник, как говорит русская пословица.
Наверное, лучше, если человек это осознает в семинарии,
чем после рукоположения он поймет, что ошибся.
Четкой статистики, сколько наших студентов не становятся священнослужителями, у нас нет.
Однако мы готовим не только священно- и церковнослужителей,
но и регентов церковных хоров,
иконописцев — тех, кто может также трудиться на благо Церкви».
Православные духовные семинарии есть в Москве, по всей России и за границей
Существует множество семинарий по всей России, немало их и в Москве. Самая известная Московская семинария располагалась на улице Делегатской, дом 3. Но ныне этого заведения в старом виде и не прежнем месте нет. Его заменила Московская духовная академия в Сергиевом Посаде.
Что же касается именно семинарий, то примером действующего до сегодняшнего дня учебного заведения — Московская Сретенская духовная семинария. Она обучает молодых людей с 1999 года.
Отличительная особенность данного заведения — участие воспитанников в деятельности обители.
Это позволяет студентам уже в году учёбы почувствовать себя полноценным членом церковной жизни, привыкнуть к тому, что ждёт их в будущем.
Многие культурные и просветительские проекты создаются с участием студентов духовной семинарии.
Ещё одно известное подобное заведение — Санкт-Петербургская духовная семинария (и академия):
Православные семинарии есть за границей, например, в США и Японии
Также православные духовные семинарии есть и за границей: в Украине, США, Японии и т.д.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение