Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Обидчивость как форма проявления гордости

Скачать эту статью

«Я не знаю, как убрать обидчивость. Я обижаюсь даже на чужих людей, которые меня в чём-то подвели. По этой же причине нет отношений с мужчинами. Даже если на работе я поругалась с сотрудником, я это запомню и буду мстить. Хотя я считаю себя в целом полностью добрым и светлым человеком. Светлана».

Так начинает свою тему для обсуждения участница сайта woman.ru.

Кто из нас не сталкивался с обидой?

(В работе использованы материалы статьи Н.И. Позднякова  «Обидчивость как форма проявления гордости»)

Проявление гордыни многоаспектны и обидчивость — лишь одна из сторон её

Светлане, да и всем нам необходимо помнить о том, что состояние гордыни входит в перечень возможных греховных состояний. При этом её проявления многоаспектны. Среди них можно назвать:

  • превознесение себя и своих достижений;
  • презрение к другим людям;
  • излишнее морализаторство;
  • желание поучать других;
  • неспособность признавать свои ошибки;
  • упорство в собственных заблуждениях и неспособность просить прощение.

Святое Писание и Святые Отцы большое внимание уделяют борьбе против грехов. При этом наиболее опасным из них считается гордыня и обидчивость как форма её проявления. Даже если человек может успешно одолеть такие грехи как: зависть, тщеславие, чревоугодие и т.д., его может подстерегать гордыня.

Дело в том, что проявления гордости весьма сложны и многообразны, из-за этого с ними сложно бороться, ведь зачастую человек не воспринимает всерьёз ту же обидчивость. Это, в свою, очередь, может привести к ещё большему грехопадению.

Видеоролик. Обида – признак гордыни. Как Обидчивость сама притягивает к нам неприятности! Протоиерей Андрей Ткачёв на первой секунде виодеобеседы напоминает верующим слова молитвы «Отче наш» о необходимости прощения тех, кто нас обижает.

Отдельно в этом списке необходимо выделить обиды (обиженность) на ближних. Дело в том, что обида — это одно из древнейших чувств. При этом она не проходит быстро, а может длиться долго. Подобное душевное состояние в быту обычно воспринимается как нормально и распространённое явление.

Обида — это одно из древнейших чувств.

Некоторые родители говорят своим детям, что находиться в состоянии обиды естественно и это чувство закаляет характер, позволяет человеку принять меры к защите своей чести и достоинства. Однако мнение Русской Православной Церкви к названному чувству абсолютно противоположное. Христианин должен учиться преодолевать обиды и относится даже к обидевшему его человеку в духе православной нравственности.

Если неверующий человек идёт на поводу у СМИ, которые культивируют гордыню и себялюбие, верующие должны уметь забывать обиды. Обидчивость может помешать сотворить правильную молитву ведь для неё необходимо:

  • внимательность и искренность;
  • покаянное смирение и сокрушение о всех своих грехах;
  • примирение со всеми и прощение всех обид.
Святой Исаак Сирин. Фреска 14-15 век. Святой Исаак Сирин говорил о том, что быть злопамятным и молится всё равно, что сеять на море.
Святой Исаак Сирин. Фреска 14-15 век. Святой Исаак Сирин говорил о том, что быть злопамятным и молится всё равно, что сеять на море

Святой Исаак Сирин учил:

Исаак Сирин
Святой

«Быть злопамятным и молиться, значит то же, что сеять на море и ждать жатвы».

Об этом необходимо помнить всегда и научится прощать обиды. В противном случае легко стать лицемером, который только повторяет слова молитвы, но не имеет общения с Богом в своём сердце.

Смотрите также статью Гордыня — самый страшный грех

Процесс обиды двоякий: один обижает, а другой обижается

Психология обиды — это процесс двоякий. С одной стороны, затрагиваются чувства того, кто обижает, а с другой — того, кто обижается. Изучая причины своей обидчивости, христианин должен научиться преодолевать свои обиды, а также постараться как можно реже обижать других. При этом обижать легко, а загладить обиду очень тяжело.

«Нагорная проповедь». К.Г. Блох 1877 год. Любовь к ближнему своему и необходимость прощать — это одна из основных заповедей Христианства
«Нагорная проповедь». К.Г. Блох 1877 год. Любовь к ближнему своему и необходимость прощать — это одна из основных заповедей Христианства

Обида — нерадостное, тягостное чувство. Оно полностью противоречит Божией заповеди любить ближнего. К сожалению, в современном мире обида и обидчивость стали «нормальным» состоянием для людей.

5-11 месяцев
в этом возрасте у детей обнаруживаются первые признаки обиды

Обычно под обидой понимают несправедливо причинённое огорчение, а также чувство, вызванное этим огорчением. Она возникает, когда задето чувство собственного достоинства. Человек это осознаёт и протестует против этого. При этом обида очень древнее чувство, так её признаки можно обнаружить уже детей в возрасте 5-11 месяцев.

«Оскорбленный еврейский мальчик» И.Н.Крамского. 1874 год. Следы обиды обнаруживаются уже у детей, так как это очень древнее чувство
«Оскорбленный еврейский мальчик» И.Н.Крамского. 1874 год. Следы обиды обнаруживаются уже у детей, так как это очень древнее чувство

Если же попытаться изучить причины возникновения обиды, можно отметить, что обычно человек в той или иной ситуации ощущает себя незаслуженно обделённым или же наказаны. Обиженный человек неспособен объективно оценить сложившуюся ситуацию и поэтому обычно это возникает, если у него имеется завышенная самооценка. Когда нас обидят судить о том, какое отношением мы заслуживаем, может судить только Бог.

Люди переживают обиды по-разному — с гневом, с плачем, молчаливо

Состояние обиды люди переносят по-разному. Общее же для всех — это обострённая реакция на несправедливость в первое время. Далее следует шквал гнева, раздражения, злобы и иных чувств. В первое время обидчик становится страшным личным врагом, а ущерб от причинённой обиды кажется неповторимым.

При этом один человек может разгневаться, другой заплачет, а третий промолчит. Если же сказать проще, то каждый человек разжигает себя как может. В этом и состоит милость Божия, ведь если все наши переживания зависли только от обидчика, мы бы не смогли преодолеть своё аномальное состояние от обиды.

Обида. Ильдюков Олег. 2008 год. Самосожаление — это одна из причин обидчивости
Обида. Ильдюков Олег. 2008 год. Самосожаление — это одна из причин обидчивости

Когда человек «перегорит», наступает второй этап переживания. Здесь обиженный начинает работать рассудком и воздвигает целую систему самооправданий. Она направлена на усиление осуждения обидчика. В духовном плане она не менее опасна, чем первичный шок. У обиженного человека возникает душевный дискомфорт, при этом негативные воспоминания и впечатления хранятся у него долго.

Отцы Церкви отмечают, что причины обидчивости — в укоренившемся и скрываемом комплексе неполноценности. Такой комплекс — это искажённая оценка самого себя. Человек с таким комплексом обычно эгоист и он позволяет своей обиде заслонить весь мир. Он занимается самосожалением, а самосожаление — это одна из причин обидчивости.

Гордость — коварное и многоликое чувство

При обиде наиболее сильное чувство возникает в том случае, когда с человеком поступили несправедливо. При этом особенно сильно может заявить о себе самолюбие, ущемлённая гордость и осуждение обидчика. Для людей, ведущих духовную жизнь эти чувства уже неприемлемы, при этом грехопадение человека может продолжится. Дело в том, что малый грех тянет за собой большой: гордыня рождает обидчивость, обиды порождают злопамятность, а та, в свою очередь, переходит в мнительность.

Преподобный Авва Дорофей. Фреска. Авва Дорофей призывал удерживать в себе злость
Преподобный Авва Дорофей. Фреска. Авва Дорофей призывал удерживать в себе злость

Таким образом, гордыня может породить снежный ком различных грехов, а «инструментом» такого процесса выступит обыкновенная обидчивость. Кстати, можно заметить обратную связь различных греховных чувств в быту. Завидующие люди легко обижаются по любому поводу, на того, кому завидуют. В народе же говорят: «кто завидлив», тот обидчив.

Высшая же степень гордыни — устойчивое нежелание простить обиды. Она проявляется в том, что обиженный упорно отказывается общаться со своим обидчиком, хотя уже сама причина обиды ликвидирована. Авва Дорофей говорил:

Авва Дорофей
Преподобный

«… Удерживая в себе злость, мы не только разрушаем молитву – мы делаем её оскорбительной для Бога, превращаем её в грех».

Обида — это совокупность нескольких грехов

Если сделать небольшие выводы, то можно однозначно сказать, что обида — это грех. Длительное состояние обиды представляет собой совокупность гордости, осуждения, злопамятности (иногда и мстительности), злословия, клеветы, зависти и уныния. Обиженный человек уже на факте своей обиды строит доказательства своей правоты, при этом он ещё и обвиняет во всех грехах обидевшего его. Изменить его мнение в данном случае может только Божия помощь и работа совести.

Семь смертных грехов и четыре последние вещи. Иероним Босх. 1475-1480 годы. Обида, как проявление гордыни, входит в перечень семи смертных грехов
Семь смертных грехов и четыре последние вещи. Иероним Босх. 1475-1480 годы. Обида, как проявление гордыни, входит в перечень семи смертных грехов

Если представить понятие обиды в виде формулы, то она будет следующей: обида = гордость + осуждение. Таким образом, обидчивость как форма проявления гордости, даёт парадоксальный результат: даже обида, порождённая явной несправедливостью, может породить у обиженного человека целый комплекс грехов. Об обиде Христос говорит так:

(Мк. 11;25-26)

«И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших»

Даже просить о прощении собственных грехов нельзя, до тех пор, пока мы сами не оставим свои претензии к другим. Дело в том, что судить человек человека не может. Это делает только Бог.

Пока человек считает обиду «справедливой», он не может просить Господа ни о чём.

Православие ставит жёсткие условия при обращении к Господу с молитвой. В состоянии упорствующей обиды в душе нельзя не то что причащаться, но и даже готовиться к причастию. Также запрещено в таком состоянии читать молитвы ко святому Причастию.

Эти молитвы предваряют слова «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим» (первое, что сделай перед Причастием, — прости тем, кто тебя обидел). Поэтому, если священник в церкви не допустит человека, одержимого обидой к Причастию, он сделает абсолютно правильно.

Для борьбы с обидчивостью необходимо знать причины появления обид

Верующие часто спрашивают: как бороться с ранимостью? Преодоление обид и излечение обидчивости возможно только с Божией помощью, при этом необходимо знать причины возникновения обид. Среди наиболее распространённых из них можно назвать:

  • предательство, измену и коварство;
  • издевательства, насмешки, клевета;
  • обида на замечание и поучение;
  • проявление пренебрежения, презрения;
  • отсутствие меры, бесцеремонность;
  • эгоизм и себялюбие;
  • неблагодарность;
  • нарушение обязательств и отказ в просьбе;
  • непонимание, нечуткость;
  • разность мнений и убеждений;
  • непризнание авторитета и лидерства.
Брйгель. Гордость. Гравюра. Для своенравных людей характерна демоническая гордость. Непризнание окружающими их власти таких людей обижает
Брйгель. Гордость. Гравюра. Для своенравных людей характерна демоническая гордость. Непризнание окружающими их власти таких людей обижает

Отдельно стоит отметить такую причину появления обид как непризнание лидерства, старшинства и авторитета. Своенравные люди обычно любят видеть, как действует власть и как они принуждают других поступать согласно своей воле. Чаще всего такие люди лидеры сомнительные и авторитет их дутый. Если же они видят, что им не подчиняются, они дико обижаются.

Обида может возникнуть у лидера, если ему не подчиняются.

Зачастую в этом случае человек становиться тираном, диктатором. Это демонская гордыня. Ответ Господа на эту ситуацию таков:

(Мф. 20:26,27)

«Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом»

Гордость, деталь колонны в Венеции. Для горделивых людей также характерна обидчивость по отношению к зависимых от них лицам, если они отказываются от опеки со стороны такого влиятельного лица
Гордость, деталь колонны в Венеции. Для горделивых людей также характерна обидчивость по отношению к зависимых от них лицам, если они отказываются от опеки со стороны такого влиятельного лица

Отказ от помощи ещё одна из распространенных причин обиды. Здесь тоже присутствуют отношения подчинённого и руководителя. Когда человек отказывается от опеки, его бывший или действующий начальник из гордости и самолюбия может обидеться. В Священном Писании об этом говориться так:

(Мф. 6:3,4)

«пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»

То есть, если есть желание помочь, нужно это делать и не ожидать благодарности или обижаться на отказ в помощи.

На обижаемого тоже обижаются

Существует и ситуация, когда обижаются на обиженного человека. Обида на обижаемого — это редкий, но точный признак гордости. Здесь обида возникает на реакцию обиженного нами человека. Кроме того, это пример взаимной обиды. Из-за этого бороться с ней становится ещё тяжелее.

Антоша Юродивый на станции Черемхово. 1900 год. Обида на обижаемого — достаточно редкий вид обиды. Обычно она возникает по отношению слабых: больных, немощных и т.д. Те, кого обижают морально сильнее, а этого обидчик не может простить и сам обижается на обижаемого им
Антоша Юродивый на станции Черемхово. 1900 год. Обида на обижаемого — достаточно редкий вид обиды. Обычно она возникает по отношению слабых: больных, немощных и т.д. Те, кого обижают морально сильнее, а этого обидчик не может простить и сам обижается на обижаемого им

Мы делаем другим замечания и если видим, что такие люди морально выше нас, сами обижаемся на них. Здесь нужно было бы радоваться, что Господь послал нам такого человека, но гордыня нам сделать это не позволяет. Человек, находящийся в состоянии обиды на обиженного, часто не может себе объяснить, что же тот ему сделал. Зачастую его агрессия при этом направлена на тех, кто слабее его: больных, женщин, подчинённых.

Обидчивость можно победить сложной духовной работой и обращением к Богу

При борьбе с обидчивостью Отцы Церкви предлагают следующий путь:

6 шагов
необходимо сделать на пути борьбы с обидчивостью
  1. молитвенное обращение к Богу за помощью;
  2. искоренение своих грехов и недостатков;
  3. духовная работа над тем, чтобы быть доброжелательным по отношению к другим людям;
  4. активное противодействие злу добром;
  5. помощь обидчику в устранении его острой нужды;
  6. молитвенное обращение к Богу за телесное и духовное здравие обидчика и его успехи в богоугодных делах.
Покаяние. Покаяние Панек Илья. Божья помощь, которую можно получить через раскаяние и молитву — залог победы над обидчивостью
Покаяние. «Покаяние Панек Илья». Божья помощь, которую можно получить через раскаяние и молитву — залог победы над обидчивостью

Когда мы говорим друг другу неприятные слова, это уже грех, а обида, возникающая при этом — ропот на Господа. Ропот приводи к поруганию образа Божия как в самом себе, так и обидчике. При этом такое поругание часто касается близкого человека. Отсюда страшная нравственная тяжесть и поэтому долг христианина не доводить дело до обид.

Лучше не замечать, что сказал в ответ тот или иной человек. Нужно просить прощение у того, кого вы обидели и самому прощать обиды. При этом можно сказать много слов, но преодолению обид способствует только обращение за помощью Божией. Только молитва и покаяние способно излечить человека от греха гордыни и обидчивости и помочь попасть в Царство Небесное.

 

Комментарии

  1. Никита Поздняков:

    Здравствуйте. Спасибо за публикацию моей статьи “Обидчивость как форма проявления гордости”. Правда, без моего согласия и какой-либо ссылки. Кроме того, в статье сделаны добавки и изменения. Также я удивлён, что нигде не указан автор, т.е. я – Поздняков Никита Иванович. Прошу прояснить это недоразумение. Такое поведение недопустимо, тем более – для православного сайта.

    1. admin:

      Здравствуйте!
      Благодарим, что указали на источник статьи.
      Добавили ссылку на вашу работу в первом абзаце + ваше имя.

      Наш автор использовал вашу статью как один из источников, дополнил и изложил ее для нашего сайта.
      В итоге мы ее получили как авторскую от него.
      Автору сделали предупреждение.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X