Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Белгородская епархия

Скачать эту статью

Существует некая летопись, в которой,  содержится информация о том, что митрополит Киевский и всея Руси Леонтий поставил в Белгород епископа Никиту, чтобы тот, основал там епархию.

Эта епархия должна была служить просветителем и распространителем Света Христовой Истины у местного народа, и близлежащих к Белгороду поселений кочевых племен.

992
в этом году основана Белгородская епархия

Одна из таких епархий — Белгородская Епархия, основанная еще в 992 году.

Однако епархия не смогла противостоять нападкам язычников. А вскоре орды хана Батыя стерли с лица земли весь город Белгород. Епархия перестала надолго существовать, фактически на долгих шесть веков.

Храм Серафима Саровского, относится к Белгородской епархии
Храм Серафима Саровского, относится к Белгородской епархии

Становление белгородской епархии произошло в 17 веке

Следующим этапом становления Белгородской епархии стал XVII  век, а именно 1657 год, когда повелением Патриарха Московского и всея Руси Никона,  на кафедру Белгорода был определен будущий Патриарх Московский и всея Руси Питирим.

Патриарх Московский и всея Руси Никон —  московский патриарх, Божиею милостию великий господин и государь. Именно его определили на кафедру Белгорода в 1657 году
Патриарх Московский и всея Руси Никон —  московский патриарх, Божиею милостию великий господин и государь. Именно его определили на кафедру Белгорода в 1657 году

Митрополит Питирим, в это время,  находился на Крутицкой и Коломенской кафедре, в должности митрополита Сарского и Подонского — древнейшего епископского титула  Московской Руси.

Однако митрополит Питирим занимал в это время должность патриаршего викария, то есть его заместителя, и, отказавшись принимать назначение,  не поехал в свою новую кафедру.

Вследствие этого епархия неправящего архиерея не может существовать, поэтому кафедра не была открыта.

Спустя несколько  дней после отказа митрополита Питирима поехать на Белгородскую кафедру, ее, на бумаге, официально присоединили к Крутицкой митрополии.

Мотивировали официально это тем, что когда то в старину, Сарская и Подонская епархия входила в состав Сарско-Золотоордынской епископии, куда входило множество других территорий, в том числе и весь южный край белгородский области, среди которых, были города Белгородчина и Слобожанщина.

Так и оставалось все вплоть до заседаний Большого Московского Собора 1666–1667 годов, который в одном из своих постановлений, определил духовенству  окормлять дальние окраины Руси Светом Христовой Истины.

В конце 1667 года была выделена Белгородская епархия

1667 год
в состав Белгородской епархии входят территории Харьковской, Белгородской, Курской, части Орловской и Сумской областей

В связи с этим, в конце 1667 года, из состава Патриаршей Области была выделена Белгородская епархия, объединившей в своих пределах Харьковскую, Белгородскую, Курскую, части Орловской и Сумской современных областей, которая должна была именоваться митрополией.

Титул правящего архиерей должен был именоваться — митрополит Белгородский и Обоянский.  Первым архиереем возрожденной епархии стал митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий, происходивший родом из Сербии.

Митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий — первый архиерей вновь возрожденной епархии
Митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий — первый архиерей вновь возрожденной епархии

Так было до учреждения в 1721 году Святейшего Синода. С того же времени они именуются епископами или архиепископами, за исключением одного Антония Чернавского, рукоположённого в сан митрополита на родине.

С 1667 по 1787 годы архипастыри именовались Белоградскими и Обоянскими, с 1787 по 1799 Белгородскими и Курскими, а с 1799 года — Курскими и Белгородскими.

На день своего открытия, в состав Белгородской кафедры входило,  в общей сложности 37 городов, 20 из которых были древние, в том числе и сам Белгород, а остальные 17 вновь отстроенными и новосозданными, в том числе город Харьков.

542 церкви
имела Белгородская Митрополия согласно документам 1679 года

В документах 1679 года, говориться, что Белгородская Митрополия имеет 542 церкви.

Границы духовенства начали расширяться, стали строить храмы и монастыри

Благодаря усилиям местных архиереев, границы влияния духовенства расширялось, строились храмы и монастыри, школы и богадельни, велась огромная миссионерская и просветительская работа.

Всего, в период XVI—XVII веков на территории Белгородской Митрополии  возникает 59 новых монастырей, в том числе известных и в наше время. Среди них можно выделить: Харьковскую  Святогорскую  мужскую  пустынь, освященную  в честь великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Хотмыжский мужской монастырь, освященный  в честь особо почитаемой иконы Пресвятой Богородицы именуемой «Знамение». Глинская мужская пустынь, освященная в честь великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Важно отметить, что монастыри на территории Белгородского края появились одновременно с присоединением его к территории Русского государства.

В период своего возникновения, эти обители  принадлежали к числу окраинных и  сыграли заметную роль в укреплении Христианской веры и Московской Государственной власти во вновь присоединенном обширном крае.

Именно с этой целью,  в XVI веке,  по повелению царя Феодора Иоанновича основывается в Курском уезде Коренная мужская пустынь, освященная во имя великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и Свято-Троицкий монастырь в Белгороде — по повелению Бориса Годунова.

В 1722 году, на территории митрополии открываются новые  систематические духовные школы, которые по образовательному уровню,  в то время не имели аналогов в России.

Согласно переписным грамотам и документам, в  1727 году в Белгородской Митрополии, из 46 духовных школ России, существовавших в 21 епархии, существовало 8.

К середине 18 века на территории епархии действовало 31 монастырь.

Одна из белгородских  школ  успешно развилась в Харьковский коллегиум, который, по отзывам современников, стал «одной из замечательнейших духовных школ» XVIII столетия.

В середине XVIII века, на территории епархии действовал 31 монастырь, а сама епархия граничила с киевской митрополией и епархией в пределах Киевской губернии на западе и юго-западе, на востоке в пределах Азовской губернии она соседствовала с воронежской епархией в бассейне верховьев Дона. В таком составе белгородская епархия просуществовала до последней четверти XVIII века.

1764 год
 Белгородская Епархия отнесена к третьему классу, сокращено огромное число монастырей и монашествующих

По реформе 1764 года, Белгородская Епархия была отнесена к третьему классу. Вследствие этого, у монастырей были отобраны их вотчины, а на содержание обителей назначены штатные оклады по трем классам.

Безвотчинные монастыри либо упразднялись, либо оставлялись «на своем содержании». В результате секуляризации в епархии произошло огромное сокращение числа монастырей и монашествующих.

Как исключение графу Петру Борисовичу Шереметеву удалось отстоять Богородицкую Тихвинскую пустынь, вероятно лишь потому, что содержалась она сугубо на пожертвования исключительно  самого графа.

6 мая 1788 Святейший Правительствующий Синод издал общий именной указ о разделении епархий сообразно с разделением губерний. Таким образом, в 1799 году из состава Белгородской епархии была выделена самостоятельная Слободско-Украинская епархия,  с центром в городе Харьков.

Сама же Белгородская епархия, была переименована в Курскую и Белгородскую. До 1833 года епархиальные учреждения епархии  оставались в Белгороде.

В 1905 году учредили Белгородское викариатство

В 1905 году, было  учреждено Белгородское викариатство Курской епархии. А в ноябре 1933 года, это  викариатство было вновь преобразовано в Белгородскую епархию, которая осталась в таком состоянии вплоть до середины 90-х годов.

18 июля 1995 года,  Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вернуть территорию Белгородской кафедры в пределы Белгородской области, с назначением нового  епархиального архиерея.

3 епархии
входят в состав Белгородской Митрополии: Белгородская и Старооскольская, Губкинская и Гайворонская, Валуйская и Алексеевская

7 июля 2012 года, решением Синода епархия была преобразована в митрополию, и из ее состава были выделены две новых епархии, которые, ранее при Советской Власти, были викариатствами.

Сейчас в состав Белгородской Митрополии Русской Православной Церкви входят три епархии: Белгородская и Старооскольская епархия, Губкинская и Гайворонская Епархия, Валуйская и Алексеевская Епархия.

Территория этих  епархий охватывает всю Белгородскую область, где проживают порядка 1 600 000 человек.

Главой Белгородской митрополии — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, председатель Синодального Миссионерского Отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн ( Попов ).

Иоанн Попов — епископ Русской православной церкви, митрополит Белгородский и Старооскольский, глава Белгородской митрополии
Иоанн Попов — епископ Русской православной церкви, митрополит Белгородский и Старооскольский, глава Белгородской митрополии

На официальном сайте можно изучить указы и узнать новости Белгородской епархии

Епархия имеет свой официальный сайт, на котором любому пользователю сети Интернет, в легкой и понятной форме может узнать новости епархии, увидеть все духовенство епархии, изучить  указы епархиального архиерея и многое другое.

Кафедральный собор Белгородский Епархии освящен во честь великого двунадесятого праздника Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Храм был построен  по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева на деньги прихожан
Храм был построен  по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева на деньги прихожан

Построен на месте обветшавшего деревянного храма, в период с 1807 по 1813 года. Находится на улице — Преображенской, названной в честь этого величественного храма.

Внутреннее убранство Преображенского собора, выполненное в духе «ново-русского благолепия» на рубеже XX–XXI веков, находится в кричащем противоречии с архитектурой храма — памятника провинциального русского классицизма.

17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа Белгородского.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — при его участии были перенесены мощи в Преображенский собор Белгородской епархии
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — при его участии были перенесены мощи в Преображенский собор Белгородской епархии

Сейчас, его мощи пребывают  в соборе 11 месяцев в году: в период  с 16 сентября, дня второго обретения мощей,  по 19 августа, дня празднования светлого праздника Преображения Господня.

Остальное время, в период с 19 августа по 16 сентября,  мощи святителя пребывают  в Иоасафовском соборе города Белгорода.

Белгородская епархия развивается под руководством митрополита Иоанна

Белгородская Епархия, под четким и мудрым руководством своего архипастыря — митрополита Иоанна, развивается и крепнет.

На базе епархии существует православная духовная семинария, которая призвана готовить священнослужителей, православных миссионеров, преподавателей духовных учебных заведений, других работников отделов и учреждений Московского патриархата, специалистов в области преподавания Закона Божия в нерелигиозных учебных заведениях и полковых священников-капелланов, и имеет миссионерский уклон в обучении.

Здание духовной семинарии вместе с духовенством Белгородской епархии
Здание духовной семинарии вместе с духовенством Белгородской епархии

Семинария была образована в 1787 году архиепископом  Белгородским и Обоянским Феоктистом (Мочульским).

Основатель духовной семинарии Феоктист Мочульский — епископ Русской православной церкви, архиепископ Курский и Белгородский
Основатель духовной семинарии Феоктист Мочульский — епископ Русской православной церкви, архиепископ Курский и Белгородский

В 1883 году, семинария была переведена в город Курск. В 1918 году Курская духовная семинария была закрыта советской властью.

С 17 июля 1996 года начинается новая история белгородской семинарии: в этот день определением синода РПЦ было принято решение об открытии в Белгороде миссионерской семинарии, которое и было совершено 28 сентября 1996 года. В 2000 году состоялся первый пятилетний выпуск воспитанников семинарии.

Паломничество – одно из приоритетных направлений городского духовенства Белгородской епархии

Паломничество в храмы епархии — один из приоритетных направлений деятельности всего городского духовенства.

Паломнический центр в Белгородской Епархии  был создан 6 апреля 2007 года по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна.

Так выглядит паломнический центр Белгородской епархии сейчас. Там можно узнать о датах поездок и расписание
Так выглядит паломнический центр Белгородской епархии сейчас. Там можно узнать о датах поездок и расписание

Являясь структурным подразделением Белгородской и Старооскольской епархии, организует паломнические поездки к cвятыням России, ближнего и дальнего зарубежья как по готовым маршрутам, так и по индивидуально разработанным.

В этих поездках прихожане смогут поклониться мощам святых угодников Божиих и почитаемым иконам,  помолиться на Богослужении и принять участие в таинствах Церкви, а также познакомиться с историей посещаемых ими монастырей.

Сотрудники Паломнического отдела не просто специалисты с высшим образованием.   Это глубоко церковные люди.

Некоторые из них повысили свою квалификацию по организации паломнической деятельности на Курсах повышения квалификации в Паломническом центре Московского Патриархата.

В истекающем 2018 году, областные  средства массовой информации анонсировали крупный скандал, произошедший на территории Белгородской Митрополии.

Инцидент  произошел в начале года и получил свое продолжение в ноябре 2018. Он был связан со скандалом, с так называемой «иконой Сталина», когда один из «приезжих» в епархию псевдо-священников, некто А. Проханов, прошел по улицам Белгорода с картиной Иосифа Сталина, нарисованной художниками из города Рыбинск, под стиль православной иконы.

Инцидент имел резонансный характер, поэтому вмешательство официальных лиц было необходимо.

Представители  епархии подчеркнули, что митрополия не имеет к данной  акции никакого отношения, а также акция  не нашла поддержки среди горожан, которые высказали свое недоумение и огорчение по поводу навязывания им псевдорелигиозных взглядов.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X