Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Бес

Скачать эту статью

Бес, как утверждают, — враг человека и Бога. Он искушает праведников, вселяется в грешников, да и вообще повинен в большинстве мировых бед. Есть масса иллюстраций с жуткими крылатыми существами. Они ужасают. Какова же природа этих созданий? Зачем они вредят нам? Или же это лишние вопросы, и представление о бесах строится на заблуждениях и суеверии?

Христианство имеет поверхностное представление о бесах

Христианство довольно поверхностно описывает бесов. Это и понятно. Священное Писание — это инструкция по духовной жизни, но никак не энциклопедия сверхъестественных существ.

Устоявшийся в массовом сознании облик беса
Устоявшийся в массовом сознании облик беса

Классификация и выведение иерархии бесов — задача других областей знаний, например, демонологии или оккультизма. Там исследователи вполне могут углубиться эту тему, ну а текст Библии всё же о другом — об отношениях Бога и человека.

Поэтому в христианской традиции нет обширной информации об этих существах, и искать недостающие сведения лучше в других источниках.

В христианстве бесы, черти и демоны — синонимы, хотя это не так

Существует немало слов, которые мы привыкли употреблять в качестве синонимов: бес, демон, чёрт (а ещё нечистый, козлоногий, лукавый, беспятый и т.д.). Ни что из этого не появилось внутри христианской традиции. Всё слова заимствованы из других культур и имеют подчас непривычные для русского православного христианина значения.

Разберём основные:

Бес — зловредный дух из славянской мифологии. Этимологически «бес» восходит к синонимам слов со значениями «мерзкий», «ужасный». При переводе Священного Писания на славянский язык слово «бес» использовалось вместо греческого «демон» — а это большая ошибка. Впоследствии русская православная традиция причислила к «бесам» даже положительных и нейтральных существ из древнеславянских верований: домовых, дворовых, леших, водяных.

Злой дух Крампус — стереотипное изображение беса
Злой дух Крампус — стереотипное изображение беса

Это не только упрощение, но и искажение славянского смысла слова. С тем же успехом какая-то новая религиозная традиция могла бы объединить под ярлыком нечистых духов христианских ангелов и демонов только из-за того, что они упоминаются в рамках одного вероучения. Так что русалки, домовые и прочее — это иные разновидности сверхъестественных существ, которые вообще никак не упомянуты в христианских первоисточниках.

Демон — дух, иногда божество (чёткой границы в античной традиции нет). Слово указывает на сверхъестественные качества этого создания, которое в равной степени может быть и злым, и добрым, и с непостоянной позицией по отношению к человеку. Иначе говоря, если бы древнему греку нужно было бы объяснить, кто такой христианский ангел, мы бы сказали, что ангел — это добрый демон.

Демоном можно назвать даже ангела, если следовать исконному значению слова
Демоном можно назвать даже ангела, если следовать исконному значению слова

Почему же слово «демон» приобрело негативный окрас в христианстве? Это последствия противостояния двух религиозных традиций. Чаще всего божества «соседей» намерено превращаются проповедниками в представителей злых сил.

Подобное мы можем увидеть в авестийской религией, где верховное доброе божество названо Ахура-Мазда, это слово, «ахура», в индуизме означает противоположное — асуры, то есть злые божества. В греческих евангелиях Христос изгонял именно демонов, если бы эти тексты изначально писали на нашем языке, то, вероятно, употребили бы слово «дух».

Злых духов правильно называть чертями, а не бесами и демонами

Чёрт — относительно новое слово неясного происхождения. В русский язык проникло около XVI века. Всегда несло негативный оттенок и означало злых духов. Пожалуй, когда православный христианин говорит про бесов и демонов, терминологически верно будет сказать, что речь идёт именно о чёрте.

Чёрт — самое удачное слово для названия нечисти (кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Чёрт — самое удачное слово для названия нечисти (кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Козлиные и змеиные черты нечистой силы списаны с античных божеств

Как выглядят бесы, а точнее черти, нам сообщает иконография и живопись от Средневековья до эпохи Возрождения. Стандартный «набор» для нечистого духа таков:

  • Раздвоенные копыта;
  • Рога;
  • Лохматость;
  • Борода.

Иногда в описании фигурируют ещё и крылья, но сперва сосредоточимся на главном — козлиных чертах. Напоминают кого-то, ведь правда? И действительно, если углубиться в историю вопроса, станет ясно, что описание чертей копирует нескольких мифологических существ:

  • Бога Пана;
  • Бога Фавна;
  • Бога Диониса (Бахуса);
  • Сатиров.

Все перечисленные античные персонажи — обладатели козлиной внешности. На современного христианина они производят отталкивающее впечатление. Но не на человека древнего мира! Козёл — это символ заботливой Матери-Природы.

Духи-защитники природы взяты за основу образа бесов (картина А. Бёклина «Фавн, подражающий свисту дрозда»)
Духи-защитники природы взяты за основу образа бесов (картина А. Бёклина «Фавн, подражающий свисту дрозда»)

Её роль в мире людей раньше была значительно выше. Никто не помышлял о вырубке лесов и строительстве заводов, а напротив, с почтительностью относился к миру, дающему нам дом и пропитание.

Козёл — не единственный, но довольно популярный символ. Ещё были культы:

  • псов;
  • волков;
  • змей.
В облике демонов прослеживаются черты сатиров, Пана, Диониса и прочих божеств природы
В облике демонов прослеживаются черты сатиров, Пана, Диониса и прочих божеств природы

Всё это получило отражение в христианстве. Но более всего культ козла. В книге Откровения мы читаем послание Иисуса Христа:

(Откр. 2:11–12)

«И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа»

Небольшое пояснение:

  • Ангел Пергамской церкви — руководитель церковной общины в Пергаме;
  • Острый с обеих сторон меч — Слово Божие.

Пергам — античный город, центр религиозной жизни в языческом мире. Некогда там хранилась крупнейшая библиотека древнего мира, которую Марк Антоний подарил Клеопатре (впоследствии царица перевезла её в Александрию).

Руины Пергама — города, где сформировался облик сатаны и бесов
Руины Пергама — города, где сформировался облик сатаны и бесов

В Пергаме христианской общине жилось тяжело, здесь царило язычество, которое в послании отождествляют с поклонением сатане. Что именно названо престолом сатаны? Есть три версии:

  • Весь комплекс языческих храмов;
  • Большой жертвенник Зевса недалеко от царского дворца;
  • Храм Диониса (Бахуса).
Пергамский алтарь — возможно, именно его в Библии назвали «престол сатаны»
Пергамский алтарь — возможно, именно его в Библии назвали «престол сатаны»

От храма Диониса остались незначительные руины, но раньше это было крупное языческое святилище. Именно образ этого бога-козла лёг в основу христианских представлений об облике сатаны, а впоследствии — и чертей.

Бахус (Дионис) — прототип облика сатаны и бесов
Бахус (Дионис) — прототип облика сатаны и бесов

Кстати, в Паргаме был ещё и храм Эскулапа. Это самая большая лечебница древнего мира, а по совместительству — святилище. Символом медицины здесь выступала змея на чаше. Это одна из причин, почему змей стал отождествляться с нечистой силой.

Змея как символ языческой медицины легла в основу образа нечистого змея

Так противостояние с язычеством превратило их богов в нечисть, а жрецов в колдунов и ведьм.

Змею причислили к сатанинским животным из-за её изображений с богом медицины Эскулапом
Змею причислили к сатанинским животным из-за её изображений с богом медицины Эскулапом

А как на самом деле выглядит нечистая сила? Никакого достоверного описания христианство в целом и православие в частности не дают. Священники-экзорцисты и бывшие одержимые противоречат друг другу, когда рассказывают об облике чертей.

Пожалуй, с вопросом о внешности нечистой силы было бы логичнее обратиться к колдунам и прочим оккультистам. Учение Иисуса Христа этой темы не касается.

Библия опровергает версию о том, что нечистая сила — это падшие ангелы

Широко распространено поверье, будто бесы — это ангелы, которые под предводительством Люцифера подняли восстание против Бога, за что их низвергли то ли в ад, то ли на землю, где те живут в омутах. Именно поэтому нечисть изображают с крыльями — отголоски ангельского бытия. Есть даже термины для обозначения этих существ:

  • Падшие ангелы;
  • Аггелы (слово «ангелы» без уважительной части).

Библия эту версию ничем не подтверждает. Есть пара мест в Откровении, которые описывают не минувшие, а грядущие события:

(Отк. 12:7)

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним»

История о падших ангелах не имеет отношения к Библии (Иллюстрация Г.Доре к поэме «Потерянный рай»)
История о падших ангелах не имеет отношения к Библии (Иллюстрация Г.Доре к поэме «Потерянный рай»)
(Отк. 12:10-12)

«И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени»

Сюжет, скорее всего, родился в дохристианских источниках (вариант мифа о Прометее) и воспроизведён в апокрифах. Его популяризации способствовало произведение «Потерянный рай» Джона Мильтона.

В Ветхом Завете есть такая фраза:

(Ис. 14:12)

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы»

Но по контексту ясно, что она относится к вавилонскому царю и не имеет ничего общего с историей о нечистой силе.

История Прометея — прототип мифа о падших ангелах
История Прометея — прототип мифа о падших ангелах

Также против версии о падших ангелах говорит этот фрагмент послания Иуды:

(Иуда 1:6)

«и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня»

Из него следует, что грешные ангелы сидят в заточении, а не превращаются в нечистую силу.

Где обитают черти — загадка. По Библии, можно сделать вывод, что они живут на земле, среди людей. Прочая информация тесно сплетена с народными поверьями, на которые в этом вопросе опираться не стоит.

Многая нечисть названа по имени, но в действительности за этими образами стоят языческие божества

В Библии и христианских текстах много нечистых названы по именам. Но в большинстве случаев они — языческие божества, а не черти или бесы.

Вот список наиболее распространённых имён:

Азазель — так иудеи называли козла, которого приносили в жертву. В поздних источниках его внезапно причислили к падшим ангелам. Поздний миф об Азазеле — копия мифа о Прометее.

Велиал (Белиал) — злое существо из Библии, прототипы неизвестны.

Бафомет — похожее на козла создание, в поклонении которому инквизиторы обвиняли тамплиеров. Неизвестно ранее конца XI века. Наиболее реалистичная версия: Бафомета выдумали сами инквизиторы, чтобы придумать причину для роспуска тамплиеров. Позднее образ этого существа стала эксплуатировать Церковь Сатаны — организация, сплошь построенная на позёрстве и мистификациях.

Бафомет — демон, выдуманный инквизицией, чтобы скомпрометировать тамплиеров
Бафомет — демон, выдуманный инквизицией, чтобы скомпрометировать тамплиеров

Люцифер — «утренняя звезда». Слово употреблялось в разных значениях, в том числе и как имя собственное. Негативных смыслов в раннем христианстве не имело. Лишь впоследствии его стали использовать в качестве имени ангела, якобы поднявшего восстание против Бога из-за гордыни.

Самаэль — ангел смерти из иудейских, каббалистических, гностических и оккультных источников. Принадлежит ли он к силам добра или зла — не ясно.

Астарот — намеренное искажение с целью демонизации имени шумерской богини Иштар (Астарта в греческом варианте) — Матери Природы. В ряде изображений она наделена рогами.

Богиню Иштар демонизировали и стали называть Астаротом
Богиню Иштар демонизировали и стали называть Астаротом

Вельзевул — не конкретное божество, а намеренное грубое обозначение любого из них.

Бегемот — непознанное существо из Библии. По описанию больше походит на динозавра, чем на гиппопотама, который по ошибке назван в его честь.

Левиафан — непознанное морское животное из Библии. По разным версиям: крокодил, кит или гигантский змей.

Бегемот и Левиафан на иллюстрации Уильяма Блейка к книге Иова
Бегемот и Левиафан на иллюстрации Уильяма Блейка к книге Иова

Ваал (Баал) — название конкретного божества в ассиро-вавилонской этнокультуре, а также титул («владыка», «хозяин»). Иудеи находились в религиозном противостоянии с культами Ваала, что послужило причиной его восприятия как некого злого божества.

Как видно, преимущественно все они — не бесовщина, а языческие божества, образы которых стали эксплуатировать ближе к Средневековью.

Святые отцы объясняли, что борьба с бесом — это борьба со своими пороками

В православии чертей по традиции чаще называют бесами, хоть это и неправильно. К тому же многие авторы по заблуждению ссылаются на миф о свержении сатаны с неба. Например, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, пользуясь недостоверным источником, допускает сразу три ошибки во фразе:

«По причине гордости Люцифер из архангела сделался дьяволом».

Во-первых, Люцифер — не имя дьявола, во-вторых, он не был архангелом, а потому, в-третьих, никогда не был свергнут по причине гордости.

Но это детали.

Чаще святые отцы о бесах рассуждают не из желания разобрать старый миф, а для того, чтобы проиллюстрировать борьбу человека с искушениями и страстями.

«Бес» в таких случаях выступает в качестве олицетворения греховных мотивов. Как тут не вспомнить известную иллюстрацию: у каждого человека на плечах два советчика — чёрт и ангел? Конечно, христианская традиция ничего такого не рассказывает. Но в качестве аллегории этот образ вполне уместен.

Борьбу светлых и тёмных существ за душу человека полезно воспринимать аллгорически
Борьбу светлых и тёмных существ за душу человека полезно воспринимать аллгорически

У человека есть свобода выбора, и его личные бес и ангел — это внутренние качества. Решая, какому из них отдать предпочтение, мы встаём либо на путь благодетели, либо на путь греха. Соблазн поступить дурно называется искушением. В ряде представлений его источник — нечистые духи. Но так ли важен источник? У человека есть всё необходимое:

  • Дурные помыслы;
  • Добрые помыслы;
  • Воля выбирать.

Наиболее трезвый и наиболее христианский подход — принять ответственность за выбор, ибо человеку никто не сможет запретить поступать так, как хочется. Только мы сами решаем свою судьбу и пожинаем плоды своих же поступков, а потому пресловутых «бесов» стоит воспринимать как свои личные слабости, которые нужно преодолеть на духовном пути.

Искушение бесом — это, прежде всего, внутренняя борьба («Христос в пустыне», картина И. Крамского)
Искушение бесом — это, прежде всего, внутренняя борьба («Христос в пустыне», картина И. Крамского)

Тот же преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, хоть и ошибся на счёт природы «бесов», правильно установил причину плохих помыслов и поступков:

«Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне, узнавая о них по чувственным признакам, т.е. из нашего расположения или слов и занятий, к которым видят нас более склонными».

То есть роль нечистого здесь вторична, если вообще существенна. Человек сам имеет свой недостаток. И этот недостаток — его больное место, на которое нужно надавить искусителю.

Если же такого недостатка нет, то для любых чертей человек становится неуязвимым:

«Хотя им позволено искушать человека, но они не могут никого принудить; так как от нас зависит — выдержать или не выдержать их нападение» (Преподобный Иоанн Дамаскин).

Нечистые духи искушают человека по Божественному замыслу

Так что борьба с бесами — это борьба со своими слабостями. Это способ взрастить в себе те качества, которые делают человека праведным. И теперь мы понимаем, почему Бог изначально допустил существование нечистых сил.

Черти — это не падшие ангелы, а тот стимул, который нужен, чтобы закалять человеческую волю. Нечистые духи — это проверяющая и карающая сила. И действует она по Божественному замыслу, а не вопреки ему. Так об этом пишет преподобный Иоанн Дамаскин:

«Поэтому они не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства, как случилось с Иовом и как написано в Евангелии о свиньях [гадаринских]. При Божием попущении они сильны, принимают и переменяют, какой хотят, образ, сообразно со своим воображением».

С ним согласен праведный Иоанн Кронштадтский:

«Для очищения и воспламенения нашей молитвы Господь попускает диаволу мучительно разжигать внутренности наши, чтобы мы, чувствуя в себе чуждый огнь и страдая от него, старались внести в сердце свое смиренною молитвою огнь Божий, огнь Духа Святого, оживотворяющий сердца наши».

И это снова подводит нас к очевидному выводу: праведная жизнь — вот чего боятся демоны, искушающие человека. А может, втайне и радуются за него, но никогда об этом не скажут? Увы, наших знаний о природе этих существ недостаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть такую догадку.

Изгнание нечистых духов из одержимых возможно, но только в крайних случаях

Ещё одна тема, которой нужно коснуться — экзорцизм. В христианстве есть представление о том, что нечистый дух способен вселиться в человека. Подобные эпизоды описаны в Новом Завете. Одержимый обращается к Иисусу Христу:

(Мк 5:7,8)

«и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека»

А после просит:

(Мк 5:10-12)

«И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них»

Иисус Христос повелевает нечистой силе покинуть одержимого (гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда)
Иисус Христос повелевает нечистой силе покинуть одержимого (гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда)

Примечательно, что Иисус Христос исполняет просьбу нечистой силы. Да и то уважение, которое она Ему выказывает, — отличая иллюстрация того, что подобные духи находятся в подчинении у Господа и выполняют свою функцию в нашем мире, как это делают, например, хищники или паразиты.

С точки зрения православия, одержимость — это сигнал для человека, что он ведёт неправедную жизнь. Также болезнь свидетельствует о том, что мы не ведём здоровый образ жизни. Чтобы вылечить, нам прописывают лекарства, диеты, упражнения. Но в запущенных случаях делают операцию.

Операция — это не решение, а временное облегчение из-за хирургического вмешательства. Решение глубже — в правильном образе жизни. Например, после липосакции, больной может снова «наесть бока». А потому и одержимый обязан вылечиться своими силами.

Почему же Иисус Христос идёт против закона этой нематериальной природы? Пожалуй, Он, как опытный хирург, знает, когда без операции никак, и иногда:

  • воскрешает умершего;
  • изгоняет нечистых духов;
  • бьёт торговцев в храме.

Его поступки оправданы в тех самых ситуациях. Но если ли право у священнослужителей приказывать нечистым именем Божьим выйти из тела одержимого?

Однозначного мнения у Русской православной Церкви нет. Довольно трезво описал ситуацию с отчиткой протоиерей Дионисий Свенчиков:

«Кто-то считает ее “лекарством от всех болезней”, кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя.

Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь.

Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами».

Так что в ряде случаев её применить можно. Но, как сложные операции доверяют только опытному врачу, так и отчитку позволительно проводить только обученному священнику.

Отчитка
это крайняя мера, она решает проблему лишь временно

При этом человеку с подозрением на одержимость нужно сперва провериться у психиатра на наличие душевных заболеваний, так как с этим состоянием часто путают шизофрению, эпилепсию, синдром Туретта и др.

Анна-Элизабет Михель нуждалась в медицинской помощи, но скончалась после нескольких десятков сеансов экзорцзма
Анна-Элизабет Михель нуждалась в медицинской помощи, но скончалась после нескольких десятков сеансов экзорцзма

Религиозный обряд вместо медицинской помощи способен лишь усугубить ситуацию. Стоит вспомнить случай несчастной Анны-Элизабет Михель, которая скончалась, получив вместо лечения серию ритуалов экзорцизма.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X