Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Бессмертие души

28.11.2018
219
Скачать эту статью

Люди всегда задавались вопросом: что ждёт человека в конце его земной жизни? Дело в том, что человек не в силах поверить, в то, что он когда-то престанет полностью существовать. Кроме того,  если жизнь даётся ради смерти, то зачем она вообще нужна?

Все эти сомнения были разрешены с приходом Христа на землю. Он объявил через своё Воскрешение о возможности жизни вечной. Для этого через покаяние и искупление греха восстановить разрушенную связь человека с Богом.

Философские доказательства бессмертия души лишь дополняют богословские

Бессмертие души — это философская и религиозная концепции, утверждающая, что личное внутреннее «я» человека не разрушается одновременно со смертью тела.

Согласно ей, Личность человека или же его душа, продолжает существовать в иной форме. Эту идею разделяют практически все мировые религии, в том числе христианство.

Философские и мистические течения также придерживаются данной концепции. Отдельно необходимо выделить спиритуалистические школы, говорящие о том, что дух человека — самобытная субстанция.

Спиритуалисты утверждают, что она после смерти тела не разрушается и продолжает существовать в иной ипостаси.

 «Портрет René Descartes», 1596-1650 годы. Франц Халс. Рене Декарт ― выдающийся философ Нового Времени, исследовавший в своих работах вопрос бессмертия человеческой души.
«Портрет René Descartes», 1596 — 1650 годы. Франц Халс. Рене Декарт — выдающийся философ Нового Времени, исследовавший в своих работах вопрос бессмертия человеческой души

Многие мыслители, указывали на то, что идея бессмертия естественна для человеческого духа. Об этом говорили Сократ, Платон, Декарт, Паскаль.

Данное обстоятельство указывает на то, что мысль о бессмертии души возникла в процессе формирования религиозного сознания человека.

Именно поэтому вера в бессмертие — составная частью практически всех известных мировых религий. Философские школы также уделяют ей много внимания.

Христианство говорит, что  союз Бога с человеком не может быть уничтожен после его смерти.

Этот вечный союз и поэтому он — самое твёрдое убеждение религии. Без него она не существует.

Религиозные доказательства того, что после смерти душа человека продолжает существовать складываются из свойства Личности Бога.

Это благость, правосудие и всемогущество. Философские доказательства выведены из природных свойств самой человеческой души.

Нравственные заключены в нашем нравственном сознании, а исторические выведены из истории человечества.

 Святая Троица. Преподобный Андрей Рублев. Около 1411 г. Из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Икона Святой Троицы олицетворяет образ Бога в Его трёх ипостасях. Он Всемогущ и поэтому наделил Своей Благодатью бессмертную человеческую душу.
Святая Троица. Преподобный Андрей Рублев. Около 1411 г. Из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Икона Святой Троицы олицетворяет образ Бога в Его трёх ипостасях

Верующий человек самыми важными считает теологические доказательства. Основное из таких доказательств следующее: Бог есть живая личность. Она обладает такими качествами, как всемогущество, всеблагость, безусловная справедливость.

Таким образом, если есть Бог, то есть бессмертие души. Философские же доказательства приходят верующему человеку на помощь только в том случае, когда он встречается с теориями, отрицающими личного Бога. Это пантеизм, материализм, атеизм.

Воскресение Христа пошатнуло всё здание античной метафизики

Ответ на вопрос: почему душа бессмертна, философская мысль искала всегда. При этом философы отталкивались от того постулата, что существует непримиримое отличие между веществом и действительностью.

Именно поэтом бессмертным может быть не рождённое, а всё остальное во времени имеет начало и конец. Говоря о человеке, философы утверждают, что тело человека принадлежит вещественному миру, а душа миру действительности или идей.

Греческий философ Аристотель признавал бессмертие души

Прямо признавали бессмертие человеческой души следующие философы:

  • Аристотель;
  • Платон;
  • Зенон Китийский;
  • И. Кант.
Зенон Китийский. Кипр. Ларканака. Зенон Китийский ― основатель стоицизма. Стоики говорили о «не рождении души». Бог же её сотворил.
Зенон Китийский. Кипр. Ларканака. Зенон Китийский — основатель стоицизма. Стоики говорили о «не рождении души». Бог же её сотворил

Тело материально, поэтому оно смертно.

Тело материально, поэтому оно смертно. Душа не рождена, не тварна и поэтому принадлежит миру идей. Она неизменна и безначальная и поэтому не имеет связи с тленными феноменами. Данное утверждение характерно, например, для стоиков.

Они говорили: «душа есть искра всемирной души и, следовательно, бессмертна, неизменна и нерожденна». Основателем стоицизма был Зенон из Кития, живший около 336 — 264 годов до н.э.

Греческий философ Платон развивал учение о бессмертии души

Великий греческий философ Платон в своих «Диалогах» создал и развил учение о смертном теле и бессмертной душе. Кроме того, он привёл этому четыре доказательства. В диалоге «Федра» имеются такие строки: «Ясно, Сократ: душа схожа с божественным, а тело со смертным».

Согласно философии Платона человеческая душа происходит из мира идей, а тело — это темница души. Так как душа нематериальна, то находясь в материальном, теле она страдает.

Другой великий древнегреческий философ Эпикур утверждал, что бессмертными могут быть только лишь атомы, из которых состоят все живые тела.

Что же касается философов материалистической школы, то бессмертия души они не признают. М. Монтень отмечал: «что бессмертие обещают нам только Бог и религия.

Ни природа, ни наш разум не говорят об этом».

 Бюст Эпикура, из Пергамского музея, Берлин. Эпикур заявил о том, что бессмертны только атомы, а всё основное смертно.
Бюст Эпикура, из Пергамского музея, Берлин. Эпикур заявил о том, что бессмертны только атомы, а всё основное смертно

Если же подвести итог, то можно отметить, что для философии учение о том, что душа человека бессмертна, заключается в трёх постулатах:

  1. Первый: душа не рождается, поэтому она относиться к миру идей и поэтому не тварна.
  2. Второй: человеческая душа ценится дороже тела, так как тело — это результат падения и тления. Материальное тело, по мнению античных философов, держит душу в темнице и не позволяет вернуться её тот мир, из которого она вышла. Это утверждение ― основа для многочисленных сект и ересей, которые призывают разрушить человеческое тело. Христиане же считают тело человека Храмом Божьим, так как человек создан по Образу и подобию Его.
  3. Что же касается третьего постулата, то он отрицает возможность воскресения тела. Если мы знаем, кто из философов признавал бессмертие человеческой души, то привести примеры, когда философы говорили бы о воскресении человеческого тела, мы не можем. Именно поэтому, несмотря на насмешки над Апостолом Петром в Ареопаге, его заявление о Воскресении Христа поштануло всё здание метафизики Античности.

В православии имеется четыре понятия бессмертия

В Библии и трудах богословов слово «бессмертие» встречается и это понятие отлично от его понимания в философии. Всего же в христианстве присутствует четыре варианта расшифровки данного понятия:

  • относительно бессмертия Бога;
  • относительно бессмертия по благодати;
  • относительно духовной смерти.

Первая расшифровка термина относится к бессмертию Бога. Только Он может быть абсолютно бессмертным, так как Он вечен и находиться вне пределов времени.

Апостол Павел говорит о Христе «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете» (1. Тим. 6,16).

 Святой Апостол Павел, икона около 1410. Андрей Рублёв. Апостол Павел сказал о Христе «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете» (1. Тим. 6,16).
Святой Апостол Павел, икона около 1410. Андрей Рублёв. Апостол Павел сказал о Христе «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете» (1. Тим. 6,16)

В православии имеется четыре доказательства бессмертия души.

4
именно столько доказательств бессмертия души есть в православии

Второе значение тесно связано с таким понятием, как бессмертие по благодати. Это означает, что человеческое тело смертно, потому, что всё то, что имеет начало, имеет и конец.

Душа же человеческая, сотворённая Богом, конца не имеет, так как Он делает её бессмертной, даруя ей благодать.

После смерти человеческого тела она не гибнет, так как ждёт Второго пришествия Христа. Она должна войти в воскресшее человеческое тело, чтобы целый человек жил вечно.

Третье значение касается духовной смерти. Душа существует в человеческом теле, но при этом она живёт и Боге, так как соединена с благодатью Божией.

Души же грешников не умирают, но лишаются Благодати Божьей. Это и есть духовная смерть, наступающая вследствие греха и отсутствия Божьей Благодати.

 Преображение Господне. Картина. Carl Heinrich Bloch. 1834 – 1890 годы. После Второго пришествия Христа умершие воскреснут душой и телом.
Преображение Господне. Картина. Carl Heinrich Bloch. 1834 — 1890 годы. После Второго пришествия Христа умершие воскреснут душой и телом

Четвёртое понятие бессмертия в христианстве — это бессмертие души и тела человека после его приобщения к Воскресенью Христову.

Смысл его состоит в том, что воскресшие праведники будут вечно жить райской жизнью через постоянное общение с Богом. Грешники так же будут жить вечно, но потеряют  Причастие через свой грех.

Душа грешников отлучается от Божьей Благодати, если они не искупят свой грех.

Если же говорить об отличии взглядов на бессмертие человеческой души философии и религии, то православные считают, что бессмертная душа была создана Богом. Она бессмертна не по своей природе, а потому что Бог дал ей такую Благодать.

При этом христиане не отдают предпочтение ни душе, ни телу, так как после Воскресения Христова и тело и душа человека обретут возможность воскреснуть.

Православные считают, что после смерти тела человеческая душа не умирает

Античная философия и ересь гностиков серьёзно повлияли на Древнюю Церковь. В результате появилась ересь, которая утверждала, что душа человека смертна.

Еретики считали, что она похожа на душу животных и поэтому может исчезнуть после смерти тела. Они отрицали наличие Божьей Благодати у человеческой души.

Несмотря на то что в Священном Писании нет определённого и чёткого описания вопрос в бессмертия души нет, оно во многих местах говорит о том, что по воле Божьей человеческая душа живёт вечно. Это отшествие души к Богу, ибо сказано:

«…возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его».

(Еккл. 12: 7)

Естественно, что именно поэтому нельзя сравнивать душу человека и душу животного. Душа животного не обладает сущностью, а лишь энергией. Из-за этого она не имеет ни духа, ни ума. Они позволяют оживить соединённое с ней тело.

 Сошествие во ад (икона Андрея Рублёва, 1408—1410 годы). Христос сошёл в ад для того, чтобы вывести из него Адама и искупить тем самым первородный грех человечества.
Сошествие во ад (икона Андрея Рублёва, 1408 — 1410 годы). Христос сошёл в ад для того, чтобы вывести из него Адама и искупить тем самым первородный грех человечества

Кроме того, существует такая разновидность ереси, как утверждение о том, что человеческие души умерших спят. Эта ересь также осуждена христианской церковью. Дело в том, что после смерти человека душа не спит, но живёт полноценной жизнью в раю или аду.

Кстати, Христос также сошёл в ад для того, чтобы вывести из него Адама и искупить тем самым первородный грех человечества.

Души умерших ожидают соединения с телом, после Его второго пришествия и только тогда человек будет жить вечно и телом и духом. Это главное положение в христианском учении о бессмертии души.

Диссертация Иоанна Романидиса вызвала бурные споры по поводу еретических учений

В 50-х годах прошлого века протоиерей Иоанн Романидис представил для защиты докторскую диссертацию на факультете Афинского университета.

В диссертации, в том числе, содержались тезисы, касающиеся бессмертия души. Они были сосредоточены в главе под названием «Предназначение человека».

Она — составная часть диссертации отца Иоанна. Главным вопросом исследовательской работы признан вопрос обожествления человека в западной культуре и церкви.

Западная ветвь христианской церкви, по его мнению, существенно расходиться с восточной ветвью. Она выдвигает на передний план человека, а не Бога.

1950
в этом году Отец Иоанн Романидис написал диссертацию, которая обострила вопрос о бессмертии души

В своей работе отец Иоанн говорил о том, что бессмертие человеческой души возможно по Благодати Божьей. Этим он провёл границу между философским и богословским взглядом на этот вопрос.

Диссертация вызвала отторжение у западных богословов, воспитанных в схоластической традиции Запада.

 Отец Иоанн Романидис. 1927-2001 год. Отец Иоанн написал диссертацию, которая послужила началом дискуссии о бессмертии души и трактовки этого вопроса западными христианскими богословами.
Отец Иоанн Романидис. 1927 — 2001 год. Отец Иоанн написал диссертацию, которая послужила началом дискуссии о бессмертии души и трактовки этого вопроса западными христианскими богословами

Для таких людей данный взгляд на эту проблему стал каким-то новым учением. Таким образом, отец Иоанн Романидис смог своей диссертацией подтвердить тот факт, что православное греческое богословие пленено западным богословием.

Взгляды восточной и западной ветви православия на многие вещи не совпадают.

Отцом Иоанном выявлено, что западные богословы имеют извращённое представление о Боге и его энергиях. Кроме того, они также неправильно отвечают на вопрос: бессмертна ли душа.

Автор же в своей диссертации говорил о том, что Святые отцы писали не о материальных вопросах существования души, а о причастности или непричастности её к божественной энергии.

При этом он ссылался на труды мученика Иустина Философа и священномученника Иринея Лионского.

Иустин Философ. Фреска Феофана Критского и его сына Симеона. Церковь свт. Николая (Монастырь Ставроникита, Афон). Около 1546 года. Отец Иоанн Романидис ссылался в своей диссертации на труды мученика Иустина Философа, говоря о причастности человеческой души к Божьей Благодати.
Иустин Философ. Фреска Феофана Критского и его сына Симеона. Церковь свт. Николая (Монастырь Ставроникита, Афон). Около 1546 года

Они говорили о том, что у человека, сотворенного Богом, есть тело, душа и дух. Дух — это Благодать Божия. Человек утерял Благодать Божию из-за первородного греха.

Именно поэтому грешники лишены Благодати. Праведники же её получают путём покаяния и молитвы.

Взгляды на бессмертие души философов и Церкви не должны смешиваться

Подводя итоги вопроса об отношении к бессмертию души в православии можно сделать три главных вывода:

  1. По своей природе бессмертен лишь Господь Бог. Он Саможизнь. Ангелы и люди были Им сотворены. Именно поэтому они сами и их души имеют начало.
  2. Душа человека бессмертна, потому что так захотел Господь Бог. Это принципиальное отличие от философских концепций Античности, которые утверждают, что душа бессмертна сама по своей природе.
  3. Духовная смерть — это отлучение человека от Благодати Божьей. Именно поэтому душа не может умереть, но стать духовно мёртвой может, если при жизни человек совершит грех, лишающий его Божьей Благодати, и не покается в нём.

В христианстве три главных постулата о бессмертии души.

 Христос Вседержитель. Фреска. Софийский Собор, Киев, Украина. Христос — это образец совершенства. Стремясь к Нему можно достичь жизни вечной.
Христос Вседержитель. Фреска. Софийский Собор, Киев, Украина. Христос — это образец совершенства. Стремясь к Нему можно достичь жизни вечной

В Библии говорится о том, что человек должен быть совершенен, как совершенен Отец Небесный (Мф. 5, 48).

Этот идеал оставил человечеству Спаситель.

Только очищая себя от греха путём покаяния и молитвы, можно добиться того, чтобы Благодать Бога пребывала с человеком вечно. Это и есть истинное бессмертие души, с точки зрения православного христианина.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *