Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Библейская смоковница

27.11.2018
7 090

Много веков назад в Иудее произошли странные события. Мужчина средних лет изгнал из Иерусалимского храма торговцев. После этого он проклял бесплодную смоковницу. Такие поступки только со стороны казались странными непосвящённым.

Ученики же его всё понимали, ведь это был Мессия. Звали его Иисус Христос, и он пришёл на землю искупить человеческие грехи, открыв тем самым людям ворота в Царство Небесное.

Бесплодная смоковница — это фразеологизм

До революции в России считалось хорошим тоном знать текст Священного Писания. Культурные, образованные люди изучали Ветхий и Новый Завет. Поэтому они знали, что в них говориться.

При этом многие из них не считались религиозными и даже выступали против религии.

Н.Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895. Русский музей. На картине присутствуют представители интеллигенции, которые стали распространителями библейских фразеологизмов.
Н.Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895. Русский музей. На картине присутствуют представители интеллигенции

Именно из среды интеллигенции стали проникать в народ библейские фразеологизмы. Это устойчивые выражения, носящие ярко выраженный эмоционально-оценочный характер. Они носят переносное значение и позволяют сделать речь яркой, образной.

Библейские фразеологизмы образуют библейскую фразеологию, то есть, совокупность выражений восходящих к Библии. Библейские фразеологизмы обычно происходят из книг Ветхого и Нового Завета.

Библейские фразеологизмы происходят из книг Ветхого и Нового Завета.

К библейским фразеологизмам относится и выражение бесплодная смоковница. Происходит оно от новозаветной притчи. Её содержание следующее: однажды Иисус шёл по дороге и увидел смоковницу. Он подошёл к ней и не увидел на ней ни одного плода. Тогда Христос сказал:

«Да не будет же впредь от тебя плода на век».

(Матф.  21.19)

После слов Спасителя дерево засохло.

 Библейский фразеологизм — это устойчивое выражение, имеющее эмоциональную окраску и символический смысл.
Библейский фразеологизм — это устойчивое выражение, имеющее эмоциональную окраску и символический смысл

Естественно, что притча носит символический характер и имеет переносный смысл, поэтому этот библейский текст не нужно понимать буквально. Что же касается расшифровки выражения «бесплодная смоковница», то значение фразеологизма двоякое.

Так, в первом случае этим именем называют бездетную женщину. Во втором подобную характеристику дают тому, кто ведёт бесплодную деятельность.

Смоковица — это инжир или фиговое дерево

Смоковица носит несколько названий. Так её ещё называют инжир и фига. Кроме того, ещё бытует название «винная ягода».

С точки зрения ботаники, это субтропическое листопадное растение. Его латинское название — Fícus cárica. Это дерево из рода Фикус, семейства Тутовых.

Родина инжира — горные районы Карии. Такое название в древности носила одна из провинций в Малой Азии. Его выращивают как ценное плодовое растение, ведь одно даёт плоды, называющиеся винные ягоды.

Ареал распространения смоковницы широк. Например, она распространена на территории Средней Азии, Средиземноморья, Иранском нагорье.

Смоковница — это инжир или фиговое дерево. Оно часто упоминается в Библии, так, например, единственное среди деревьев упомянуто как произрастающее в Эдемском саду.
Смоковница — это инжир или фиговое дерево. Оно часто упоминается в Библии, так, например, единственное среди деревьев упомянуто как произрастающее в Эдемском саду

Считается, что инжир — это самое древнее культурное растение. Первоначально оно выращивалось в Аравии. Позже его заимствовали египтяне, сирийцы, и финикийцы. Знали смоковницу и на территории Древней Иудеи.

Листья фигового дерева крупные, имеют три, пять или семь лопастей. Они твёрдые и жёсткие. В пищу употребляют сочные, сладкие соплодия, имеющие грушевидную форму. Они покрыты тонкой кожицей с мелкими волосками.

Цвет плодов инжира разный начиная от жёлтого до чёрно-синего. Чаще всего же встречаются жёлто-зелёные плоды. Кроме того, фиги используют в медицине как лекарство, например, для лечения бронхиальной астмы.

Под библейской смоковницей понимается сикимор

Необходимо отметить, что библейская смоковница — это обычная смоковница, к которой всей привыкли. Под смоковнице в Священном Писании понимают сикимор. Сикимора или «дикая смоковница», так же как и обыкновенная смоковница, относится к роду Фикус семейства Тутовых.

 Сикимор — это библейская смоковница. С точки зрения биологии это дикий вариант инжира. Главное отличие от культурной смоковницы — урожай один раз в год.
Сикимор — это библейская смоковница. С точки зрения биологии это дикий вариант инжира. Главное отличие от культурной смоковницы — урожай один раз в год

Это вечнозелёное дерево, которое произрастает в африканских саваннах и лесах. Ствол его прямой, имеет высоту 30 — 40 метров, а в Палестине до 20.

В холодные зимы растение листья может сбрасывать. Ветки с млечным соком. Листья крупные, длинной 18 — 20 сантиметров, овальной формы.

Сикмор в Палестине вырастает до 20 метров в высоту.

Плоды сикимора съедобны, при этом они мельче плодов настоящих смокв. Ими часто питались жители Иудеи, так их сбором занимался пророк Амос (Мам. 7:14). При этом главная ценность библейской смоковницы заключается в её древесине, а не плодах.

Дело в то, что растение обладает быстрорастущим прямым стволом. Он пригоден для выполнения любых строительных работ.

От обычной смоковницы сикимор отличается тем что, это вечнозелёное высокое дерево со стройным стволом. Смоковница же — это невысокое дерево, с толстым стволом. Смоковница даёт плоды двух типов: сочные и сухие, сикимор — одного.

Смоковница произрастает в прохладных субтропиках, а сикимор растёт в Африке, в более тёплой местности.

В наше время библейская смоковница растёт в диком состоянии. Учёные же утверждают, что сюда её первоначально принёс человек, как ценную хозяйственную породу дерева. Библия говорит о том, что выращивать сикимор в Иудее и Палестине начал царь Соломон (3Цар. 10:27, 2Пар. 1:15).

Дело в том, что он не хотел покупать у других народов строительную древесину и решил развести рощи сикиморов на территории собственной страны.

Кроме того, такие рощи, высаженные на спорных с соседними племенами, территориях символизировали господство царя Соломона над ними.

 Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Гюстава Доре. Царь Соломон решил развести рощи сикиморов в Израиле для того, чтобы обеспечить его строевой древесиной и показать, что это эта земля навеки принадлежит народу Израиля.
Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Гюстава Доре. Царь Соломон решил развести рощи сикиморов в Израиле для того, чтобы обеспечить его строевой древесиной

В Синодальном переводе иногда сикимора называется смоковницей. Это важно для понимания смысла притчи о бесплодной смоковнице. Скорее всего, Иисус проклял обычную смоквицу, которая сбрасывает листья.

Дикий же вариант этого растения — листья никогда не сбрасывает. Кроме того, согласно коптской легенде святое семейство укрылось под сикиморой во время его бегства в Египет.

Таким образом, Иисус должен был знать его отличительные признаки и уметь отличить его от домашней смоковницы, плоды которой значительно вкуснее и сочнее.

Библия неоднократно говорит о смоковнице

Библия часто упоминает смоковницу. Это дерево единственное, упомянутое среди многочисленных деревьев, которые произрастали в Эдемском саду (Быт 3,7).

Именно поэтому из листьев смоквы или же фигового дерева Адам и Ева сделали себе одежду после того, как вкусили запретный плод с Древа познания добра и зла.

Тициан -- Адам и Ева Тициан. 1488-89 годы. Адам и Ева, вкусив запретный плод и узнав свою наготу, прикрыли свою естество листьями фиги — смоковницы.
Тициан — Адам и Ева Тициан. 1488 — 89 годы. Адам и Ева, вкусив запретный плод и узнав свою наготу, прикрыли свою естество листьями фиги — смоковницы

Кроме того, в священном Писании также говориться о том, что в Палестине всегда росло много смоковниц (Втор. 8:8). Среди иудеев это дерево, имеющее широкую крону и дающие сладкие, вкусные плоды всегда считалось символом мира и благополучия.

Созревать смоквы начинали с праздника Пятидесятницы. С этого дня начинался годовой цикл, во время которого инжир-смоква плодоносил.

Всего же дерево давало три урожая. Особенно ценились ранние смоквы (Ис. 28: 4; Иер. 24:2; Наум. 3:12). Неурожай инжира считался большим бедствием.

 Плоды смоковницы или инжира. Созревать они начинали с праздника Пятидесятницы. Вначале на дереве появлялись плоды, а потом листья.
Плоды смоковницы или инжира. Созревать они начинали с праздника Пятидесятницы. Вначале на дереве появлялись плоды, а потом листья

На этом дереве вначале появляются плоды и потом только вырастают листья. Появление листьев означает наступление лета. Естественно, что дерево с листьями, но без плодов достойно осуждения.

Появление листьев на смоковнице говорит о наступлении лета.

Все эти сведения необходимы для того, чтобы правильно понять поступок Христа. Без них невозможно уяснить смысл притчи и понять, почему Иисус проклял смоковницу.

Значимость этого поступка Спасителя столь велика, что о нём поминается не только в Евангелии от Матфея 21.19, но и ещё три раза: (Мф.  21.20, Мк.  11:20, 11:21).

Иисус проклял смоковницу, потому что она не накормила Его

Иисус перед въездом в Иерусалим находился в Вифании. Отсюда Он отправился в святой город для того, чтобы проповедовать там во Храме. Иерусалим лежит от Вифании на расстоянии трёх километров.

Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в. Иисус проклял бесплодную смоковницу, потому что она не накормила его. Это объяснение действия Христа во плоти.
Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в. Иисус проклял бесплодную смоковницу, потому что она не накормила его. Это объяснение действия Христа во плоти

В Вифании Христос со своими учениками остановился в доме Марфы. Это был вторник. Вполне возможно, что в доме Марфы ученики Иисуса позавтракали, а сам Спаситель использовал это время для молитвы. Позже в пути Он проголодался и захотел что-то съесть.

Проходя мимо местности под названием Виффагия, что в переводе значит «дом смокв», Христос увидел стоящую возле дороги смоковницу. На ней росли зелёные листья.

Иисус направился к ней, для того, чтобы утолить её плодами голод. Он не мог разглядеть их под густой кроной, и сильно разочаровался, когда их не нашёл.

Увидев, что плодов на дереве нет, Христос проклинает его, говоря:

«Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!»

(Мк. 11,14)

Несмотря на то, что ученики Спасителя шли в отдалении от Него, они эту фразу услышали. Апостол Марк даже удивился и спросил, почему Учитель ищет плоду на смоковнице, хотя знает, что в это время года она ещё не лаёт спелые плоды.

Телеканал Спас. Беседы с батюшкой. Великий Вторник. Эфир от 26 апреля 2016г. На второй минуте автор рассказывает о событиях вторника страстной седмицы и о том, кто дал Иисусу власть над силами природы.

Это человеческое объяснение поступка Иисуса. При этом необходимо знать, что во времена Христа все учёные разговоры велись в иносказательном смысле.

Кроме того, учитель или религиозный деятель мог своими поступками, также имеющими символическое значение, указывать на то или иное событие или понятие.

Поэтому поступок Христа, проклявшего бесплодную смоковницу, имеет символическое значение.

Под Бесплодной смоковницей Спаситель имел в виду народ Израиля

Толкование притчи о бесплодной смоковнице необходимо начать с того, что в Библии сикимора или смоковница признана символом достатка и благословения.

Древние иудеи под этим деревом ежедневно молились. Уничтожать смоквы категорически запрещалось.

Пророк Иеремия сравнивал с хорошими ранними смоквами (самыми вкусными) верных Богу пленников-иудеев. Неверные же сравнивались им с плохими плодами (Иерем. 24:2, 5, 8, 10).

Таким образом, Израиль в Священном Писании неоднократно сравнивается со смоковницей. Сам Иисус рассказал своим ученикам притчу о винограднике и неплодоносном инжире. Согласно ей у одного человека в винограднике рос инжир, который не плодоносил три года.

Хозяин сада решил его срубить, но виноградарь упросил хозяина оставить дерева на год, чтобы виноградарь смог его выходить, обложив навозом (Лук. 13:8, 9).

 Проповедь Христа в синагоге Назаретской.Икона Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. К проклятия Христом бесплодной смоковницы, он проповедовал среди израильтян уже три года.
Проповедь Христа в синагоге Назаретской.Икона Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. К проклятия Христом бесплодной смоковницы, он проповедовал среди израильтян уже три года

К моменту проклятия Христом бесплодной смоковницы, он проповедовал среди израильтян уже три года. Таким образом, Он символически удобрял плод для того, чтобы дерево, представляющее собой народ Израиля, могло дать плод, то есть принять новую веру.

Находясь в Вифании, Он скрывался от тайных недоброжелателей и народных волнений. Впереди у него — Страдания на кресте. Они произойдут через четыре дня.

Через 4 дня после того, как Христос проклял бесплодную смоковницу, он взошёл на Голгофу.

Таким образом, притча о смоковнице говорит о народе Израиля, который, несмотря на то, что его готовили, не принял новой веры. Проклиная смоковницу, Христос указывал на то, что в будущем Бог перестанет считать евреев своим избранным народом (Мк. 11:20, 21).

Кроме того, Спаситель сравнивал Свое появление с летом, при наступлении которого инжир распускает листья. Это истинное объяснение того, почему Иисус проклял смоковницу.

Проклиная смоковницу, Христос поступал как Бог, а не как человек

Необходимо отметить, что находясь в своей человеческой ипостаси, Христос испытывал человеческие желания, то есть Ему требовалось есть и пить. Кроме того, Он чувствовал боль и был смертен. При этом Он мог показать свою Божественную природу, и совершать чудеса.

Заявляя о Своём голоде, Христос, во-первых, показал своим ученикам то, что Он готов разделить все страдания людей, взойдя за их грехи на Голгофу. Во-вторых, Иисус тем самым объявил о Своей духовной жажде, то есть жажде того, чтобы израильтяне приняли его веру.

 Приказывая дереву засохнуть, Спаситель действует как Владыка всякой твари. Таким образом, он демонстрирует своим ученикам, как он может поступить со своими врагами. Не делает это он потому, что Он готов добровольно отдать Себя на распятие.
Приказывая дереву засохнуть, Спаситель действует как Владыка всякой твари. Таким образом, он демонстрирует своим ученикам, как он может поступить со своими врагами

Израиль имел договор с Богом — Ветхий Завет, пророков, царей и судей. Именно поэтому он должен был раньше всех других народов принять веру Христову. Он этого не сделал, хотя сам Спаситель пришёл на его землю и проповедовал там три года.

Именно поэтому Христос проклял его в лице смоковницы, у которой Он не нашёл плодов, как не нашёл веру в народе Израиля.

Спаситель проповедовал на земле Израиля 3 года, но его народ так и не принял новую веру.

При этом необходимо помнить, что Христос проклял бесплодную смоковницу до корня. Смоква же может размножаться, давая побеги от него.

Таким образом, символически уничтожив Божественный договор с израильским народом, Христом даровал Новый Завет, заключённый уже со всем человечеством.

Апостолам же на этом примере он показал, что вера может сделать человека сопричастным к Божественному всемогуществу.

Христос говорил о том, что моля о таком могуществе необходимо прежде простить своим врагам все прегрешения их. В противном случае Отец Небесный в такой просьбе откажет.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *