Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Библейские истории: как отделить зёрна от плевел

27.03.2020
4 676

Библейские истории дают неиссякаемый источник мудрости. Мы строим космические корабли, исследуем строение атомов и много ещё в чём продвигаемся в знаниях. Но всё те же темы поднимаются в жизни людей.

Общение с близкими, отношения с Богом, место человека в мире — нас, людей, веками занимают эти вопросы. Священное Писание не только даёт почву для размышлений, но и прекрасно иллюстрирует их.

Библейские истории — это любые сюжеты, которые есть в Священном Писании

Библейская история — это не какой-либо самостоятельный жанр произведения. Моисей в корзинке

Так мы называем любые сюжеты, которые даёт нам Священное Писание. Подразумевается, что истории из Библии содержатся в ней не случайно. Священное Писание состоит только из тех рассказов, которые могут быть полезны для души человека.

Справедлив вопрос, насколько исторически достоверны библейские рассказы? Явно не на 100%. Текст писали люди, причём часто намного позже рассказанных событий. Что-то забывалось, что-то приукрашивалось. Это неизбежно.

Библия полна мудрых и поучительных историй (Ван Гог, «Натюрморт с библией»)
Библия полна мудрых и поучительных историй (Ван Гог, «Натюрморт с библией»). Фото: vangogen.ru

Но Библия — это не историческая книга. Цель библейских историй — это нравоучительный и духовный посыл. Если удалось достучаться до сердца человека, это самое важное.

Примечательна универсальность Библейских историй. Каждый эпизод, притча или псалом можно приложить к разным ситуациям. Это делает текст Священного Писания универсальным и всегда актуальным.

Краткая библейская история может быть описана так: путь от сотворения мира к Царству Небесному

Если коротко изложить вообще все Библейские истории, то Священное Писание — это книга о пути человека от Бога и обратно к Нему.

Библия начинается сотворением мира, но довольно быстро перескакивает на разговор только о человеке. Впрочем, не удивительно. Ведь написана она людьми и для людей.

Происходит грехопадение — отступление человека от Бога.

Библия сосредоточена на судьбе человека, можно сказать, что это её главная тема. В течение Ветхого Завета люди подготавливают почву для того, чтобы вернуться к Богу. Но лишь Новый Завет даёт ответ о том, как это сделать.

А последняя его книга, Откровение Иоанна Богослова, повествует, что именно ждёт человечество в конце его пути. Разумеется, это только краткая библейская история. Дополнена она неизмеримой россыпью мудрости.

Одна из самых известных библейских историй Ветхого Завета — грехопадение

Вряд ли есть хоть одна библейская история Ветхого Завета, которую бы столь же широко знали во всём мире. Это, если так можно выразиться, «завязка» Библии. Собственно, если бы Адам и Ева не нарушили запрет Бога, то всё дальнейшее содержание Священного Писание не имело бы смысла. Но обо всём по порядку.

Бог создаёт человека и даёт ему миссию — заботиться обо всём в мире:

«И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и пополняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

(Быт. 1.28)

По Библии, миссия человека — заботиться о мире

Это важный момент, который современные люди упускают из виду. Человек — не угнетатель, а хозяин мира. Хозяин — это тот, у кого есть хозяйство — то есть то, о чём он печётся.

Это лишний повод задуматься о том, как далеко человечество ушло от замысла Божьего. В книге «Святые животные» христианский философ Татьяна Михайловна Горичева по этому поводу замечает:

«В этом отрывке говорится о мире,

который должен был бы, по замыслу Бога,

существовать между человеком и животным,

о том, что ни одна тварь не должна уничтожать другую.

Как печально, что наша христианская

цивилизация строилась, умышленно и

неумышленно пренебрегая этой заповедью.

Если сравнить нас с буддистами и индуистами,

то они в некоторых отношениях более «христиане», чем мы».

Татьяна Михайловна Горичева
философ
Предание об Адаме и Еве — одна из самых известных историй Библии («Грехопадение», Госсарт, Ян)
Предание об Адаме и Еве — одна из самых известных историй Библии («Грехопадение», Госсарт, Ян). Фото: sr.gallerix.ru

Кроме этой миссии Творец придумывает для человека определённое условие:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

(Быт. 3:4-5)

Очень интересной интерпретацией делится протоиерей отец Владимир (Головин). Дерево могло быть самым простым. Бог не создавал бомбу замедленного действия. Он просто обозначил рамки.

Нарушение запрета — это само по себе яд для человека. Но яд это внутренний, а не внешний. Человек отрывает себя от Бога не плодом, а поступком, который сам и совершил.

Далее идёт известный эпизод искушения Евы змеем.

Здесь количество интерпретаций и толкований зашкаливает. Нужно несколько томов, чтобы проанализировать образ змея. Бывает, его рассматривают, как положительное существо, дающее мудрость.

Традиционное православие не столь лестно в оценках поступка этого животного. В любом случае всё завершается не самым благополучным образом для человека. Бог призывает людей к раскаянию, но те перекладывают вину на других:

«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела»

(Быт. 3:8–13)

В итоге Бог изгоняет Адама и Еву из Эдемского сада, дав им одежды кожаные (ещё один интересный образ для анализа).

Новый Завет рассказывает о жертве Христа — поступке, искупившем грех Адама

Самой важной для христиан библейской историей можно смело назвать повествование о жертве Христа. Изложено оно в четырёх канонических Евангелиях, имеющих некоторые разночтения. Но общая суть совпадает.

Идея в том, что человек с момента грехопадения остался обречён страдать за грехи. Путь в Царствие Божие для него оказался закрытым. Единственное следствие греха Адама — смерть для него и для его потомков.

Грех Адама, по Библии, принёс смерть в мир людей, а Христос вернул вечную жизнь.

Единственный способ обойти этот механизм — это принести заместительную жертву. Человек должен умереть для греха, освободиться от него и направиться к Богу. Но как это сделать?

И тут на помощь приходит Иисус Христос. Он не ищет тех, кто мог бы взять вину за Него, как делали Адам и Ева. Спаситель Сам берёт на себя вину других людей. О значении этого события для христиан пишет преподобный авва Дорофей:

«Сила таинства смерти Христовой такова: поелику мы грехом утратили в себе образ (Божий) и потому через падение и грехи соделались мертвыми, как говорит Апостол (см.: Еф. 2, 1), то и Бог, сотворивший нас по образу Своему, умилосердившись над Своим созданием и Своим образом, нас ради сделался человеком и подъял смерть за всех, чтобы нас, умерщвленных, возвести к жизни, которую мы потеряли за свое преступление, ибо Он взошел на святой Крест и распял грех, за который мы изгнаны были из рая, и пленил плен, как сказано в Писании (ср.: Еф. 4, 8). Что значит пленил плен? — То, что но преступлении Адамовом враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, исходившие тогда из тела, отходили в ад, ибо рай был заключен. Когда же Христос восшел на высоту Святого и Животворящего Креста, то Он своею Кровью избавил нас из плена, которым пленил нас враг за преступление, т. е. опять исхитил нас из руки врага и, так сказать, обратно пленил нас, победив и низложив пленившего нас, потому и говорится (в Писании), что Он пленил плен. Такова сила таинства: для того умер за нас Христос, чтобы, как сказал святой, нас, умерщвленных, возвести к жизни».

авва Дорофей
преподобный

Христос идёт на страшные мучения ради людей. История об этом действительно страшная. Но в ней не только обещание спасения, но и пример всем людям. Эта жертвенность за любое живое существо — самое большее и важное, что может совершить человек.

Библейская история об Иисусе Христе открывает людям, что Спаситель принёс жертву за их грехи («Христос на кресте», Тициан)
Библейская история об Иисусе Христе открывает людям, что Спаситель принёс жертву за их грехи («Христос на кресте», Тициан). Фото: titian.ru

Выходит, что у человечества два отца:

  • Адам — физический;
  • Христос — духовный.

Чьё поведение станет для нас примером? Это не просто абстрактные сюжеты, а актуальные для любого времени поведенческие модели. Каждое действие Христа — образец смелого, справедливого и душевного человека. Таким надлежит быть каждому из нас.

Ну а для Спасения души надо принять Христа спасителем и жить по Его заповедям. Так рассказывает православное учение.

Полезно регулярно читать и обдумывать разные библейские истории

Читать библейские истории следует вдумчиво. Это уроки, из которых можно вынести разные слои смыслов. Наиболее богаты на них, разумеется, причты Иисуса Христа. Это зарисовки, которые можно трактовать в разных плоскостях.

Таким образом мы получаем неисчерпаемый источник информации для осмысления. Если же нам сложно что-то вынести из той или иной истории, то всегда есть комментарии святых отцов и толкования исследователей. Они помогут.

Библейские личности — это не всегда пример для подражания, а чаще наоборот

Мы не должны идеализировать библейских персонажей. Статус патриарха или пророка не делает человека идеальным. Собственно, безупречен, с точки зрения Библии, только Бог. Все прочие — грешники.

Библия — не доска почёта для духовных личностей. В ней мы видим чаще всего не пример того, как надо, а как раз наоборот — того, как не надо. Большинство библейских персонажей — примеры грехов и ошибок.

Патриарх Иаков обманул родителей, лишил брата причитающихся ему привилегий. Вёл себя бесчестно и агрессивно по отношению к окружающим. Жену Рахиль и вовсе попрекал тем, что она бесплодна.

Царь Давид — вроде бы благочестивый правитель, герой, поэт. Но в то же время это подлый человек, который ради похоти обрёк подчинённого на смерть

Пусть царь позже и покаялся, но содеянного уже не вернёшь.

Царь Соломон — казалось бы мудрец, но даже его мудрость приводит к конфликту с Богом

Царь предаёт собственные убеждения.

Почти у каждого библейского персонажа найдутся скелеты в шкафу: трусоватый Авраам, отдающий жену фараону, жестокий Моисей с его кровавыми истреблениями соседних народов.

Всё это не может быть примером для благочестивого православного христианина. Нам необходимо уметь, как говорил Христос, отделять зёрна от плевел. И в каждой истории мы должны научиться видеть суть, а не слепо идеализировать её персонажей.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *