Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Бог есть любовь — что это значит?

Фраза «Бог есть любовь» столь широко известна, что от этого есть даже вред. Но почему? А потому, что люди произносят её на автомате и полностью забывают о том, что любовь и Бог связаны друг с другом не для красного словца. В этом есть глубокая богословская идея. Если понять её, поймёшь суть христианства.

Фраза «Бог есть любовь» происходит из 1-го послания Иоанна

Сперва об истоках фразы. Она — не просто лаконичный афоризм, а фрагмент длинного рассуждения из 1-го послания Иоанна. Этого человека часто называют апостолом любви. И причина тому не в последнюю очередь — именно этот отрывок:

«Дорогие, будем же любить друг друга, потому что любовь от Бога, и каждый, кто любит, рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не знает Бога, потому что Бог есть любовь!

Бог проявил Свою любовь к нам в том, что послал в мир Своего единственного Сына, чтобы мы через Него получили жизнь.

Любовь заключается не в том, что мы полюбили Бога, но в том, что Бог полюбил нас и послал Своего Сына в умилостивление за наши грехи. Дорогие, если Бог нас так любит, то и мы должны любить друг друга.

Бога никто никогда не видел, но если мы любим друг друга, то в нас живет Сам Бог, и Его любовь в нас совершенна. Он дал нам от Своего Духа, и поэтому мы знаем, что мы в Нем, а Он в нас. Мы сами видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем мира.

Кто признает Иисуса как Сына Божьего, в том пребывает Бог, и сам этот человек — в Боге. Мы узнали и поверили, что Бог нас любит Бог есть любовь, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем».

(1Иоан. 4:7-16)
Фраза «Бог есть любовь» приписывается Иоанну Богослову, его называют апостолом любви, а орёл символизирует высоту полёта его мысли (картина Владимира Лукича Боровиковского, 1810-е)
Фраза «Бог есть любовь» приписывается Иоанну Богослову, его называют апостолом любви, а орёл символизирует высоту полёта его мысли (картина Владимира Лукича Боровиковского, 1810-е). Фото: i.pinimg.com

Здесь нам важно понять, что Бог это любовь в буквальном смысле, а не в метафорическом. Светлое, сильное чувство — это проекция самой чистой божественной энергии в наш мир. Как может чувство вроде любви быть эквивалентно личности Бога? Это одна из тех загадок, которые вряд ли постигнет человеческий разум.

В сущности, и постигнуть Бога нам не дано. Но пребывающий в любви может ощутить Бога, слиться с Ним в единстве умонастроения и чувства.

Бог всегда есть любовь, а слова о том, что Он гневается, — это лишь способ говорить на ясном людям языке

Если любовь и Бог — одно и то же, как выходит, что Всевышний может испытывать неприязнь или гнев? Библия учит, что истинный Бог не может гневаться или разочаровываться. Отношение Бога к человеку одно — любящее. Было бы странно допустить, что какая-то форма земной жизни способна повлиять на настроение Всеблагого Существа.

Когда мы приписываем Богу какие-то негативные чувства, это лишь наш способ говорить о вещах на ясном человеку языке. Мы часто меняем местами причину и следствие. Можно сказать: «Я устал от тебя», а можно «Ты меня утомил».

Бог всегда испытывает любовь, лишь человек может от Него сам отвратиться.

Отвращение Бога к человеку — это не эмоция Бога, а действие человека, отвращающегося от Всевышнего. Об этом очень хорошо пишет Антоний Великий:

«Бог благ и бесстрастен, и неизменен. Если кто признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако же, как Он будучи таков о добрых радуется, от злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостивым к ним, то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев — суть страсти.

Нелепо думать, что Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым.  А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним.

А когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божьими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него.

А это не то значит, что бы Он гнев имел на нас, слышите? Но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, сделанными же мучителями соединяют. Если потом молитвами и боготворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили.

Вы слышите какие интересные вещи? Но что посредством таких действий и обращение нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божью благость.

Так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенного зрения».

Антоний Великий: «Нелепо думать, что Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих»
Антоний Великий: «Нелепо думать, что Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих». Фото: azbyka.ru

О том же говорил Иоанн Златоуст:

«Когда ты слышишь слова «ярость» и «гнев» в отношении к Богу,  то не разумей под ними ничего человеческого:

это слова снисхождения.

Божество чуждо всего подобного;

говорится же так для того, чтобы приблизить

предмет к разумению людей более грубых».

Иоанн Златоуст
святитель

Библия учит, что любовь — это проявление Бога в человеке

Откуда берётся это светлое чувство? Через Библию Бог о любви говорит как о проявлении Святого Духа:

«Плод же духа: любовь…»

(Гал. 5:22)

И человек, чтобы проявлять в себе божественные качества, должен во всём и всегда поступать с любовью:

«Всё у вас да будет с любовью».

(1Кор. 16:14)

Формально это можно сопоставить с соблюдением Библейского закона, ибо любящий человек от всего сердца поступает по заповедям:

«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его».

(2Иоан. 6)

Но заповеди — это только внешнее. Мы следуем им не для галочки, а от глубокого понимания, что иначе просто не можем поступить: нам не позволят совесть и вера. Любящий человек искренне и всегда обращён добротой в мир:

«…постоянно любите друг друга от чистого сердца».

(1Петр. 1:22)
Священное Писание называет источником христианской любви Святой Дух. На иконах его изображают в виде голубя
Священное Писание называет источником христианской любви Святой Дух. На иконах его изображают в виде голубя. Фото: i.pinimg.com

Поэтому для христианина естественно любить Бога, ближнего, чужака, всё живое. Ведь возлюбил нас Бог всех без причины и предпочтений. Так и в нас должна проявиться любовь Божия. Ясно, что насильно мил не будешь.

Видеть в каждом человеке проявление Божественного, относиться ко всему с теплотой — это тяжёлый труд. И на этом пути неизбежно мы будем оступаться и обжигаться. Но Библия учит прощать, творить добро, проявлять заботу. Так, день за днём, мы поймём, что и человек есть любовь, ибо он — частица Бога.

Нужно любить и себя и всех вокруг одинаково

Много где сказано, что нужно любить ближнего. И мы часто понимаем эту идею очень узко, будто следует почить мать, отца, прочую родню, пару близких знакомых, а всё остальное — это лишнее.

И к себе человек может относиться наплевательски. Любить-то надо ближних, а не себя

Вот так христиане по ошибке становятся бесхребетными угодниками перед людьми, чтобы взрастить в себе любовь. Но любовь — это не конкретизированное, а всеобщее чувство. Человек, который не любит кого-то, а тем более себя, не способен проецировать любовь в мир. Он просто не знает и не чувствует её настоящую. Иисус Христос сказал однозначным образом:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».

(Иоан. 13:34)
Иисус Христос учил, что человеку следует ко всем и всему относиться с любовью.

А кто этот ближний? Притча о добром самаритянине показывает нам, что и иноверец, и идеологический враг, и вообще кто угодно может считаться таковым. Даже не обязательно человек. Животное ничем не хуже, как учит Библия.

Ближний — это не генеалогическая и не географическая позиция. Ближний — это тот, с кем ты в данный момент взаимодействуешь.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?»

(Матф. 43:46)

Поэтому для человека важно чтобы в равной степени любил и брата, и себя, и друга. и недруга, и всё живое в мире. Это тяжело, но к такому идеалу следует стремиться. А перекос в одну или другую сторону приведёт либо к податливости, либо к эгоизму. И ни то, ни другое — не христианский путь.

Любовь взращивают не умом, а поступками

Библия о Боге и любви не сказала бы достаточно, если бы ограничила всё это лишь абстрактным призывом. Да, любить надо, это ясно. Но как научить себя любить?

Сидеть и напрягать ум, ожидая оклика в сердце, не поможет. Любовь взращивается через дела, а не через мысли. Нужно стараться во благо себя и ближних:

«…станем любить не словом или языком, но делом и истиною».

(1Иоан. 4:7)

Пример такого поступка даёт Сам Бог:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

(Иоан. 3:16)
Христос показал пример истинной любви, когда умер за чужие грехи (Распятие. Христос на кресте, Мария и Иоанн», Альбрехт Альтдорфер)
Христос показал пример истинной любви, когда умер за чужие грехи (Распятие. Христос на кресте, Мария и Иоанн», Альбрехт Альтдорфер). Фото: muzei-mira.com

Но и на своё умонастроение полезно время от времени оглядываться. Не гордимся ли мы? Не отказываем ли кому-то в милости?

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

(Коринф. 13:4-7)

Любовь между мужчиной и женщиной — это ещё один аспект проявления божественной любви

Но было бы неправильно ограничить любовь лишь милостью, состраданием, заботой. Любовь — это комплексное чувство. Мы по-разному её проявляем. Есть любовь к матери, есть к другу, есть даже к любимой вещице.

Вот остался у нас свитер, связанный умершей бабушкой. Ошибка ли сказать, что эта вещь для нас бесценна? Это любовь к бабушке, но спроецирована она на предмет. И сколько в жизни у нас таких предметов! Любовь к разным объектам имеет разные проявления.

Любовь имеет разные градации: от страсти и привязанности до духовного тепла.

В этом смысле нам полезно оглянуться на восточные традиции, где любовь делят на уровни — от низших к высшим. Высшие — это любовь к Богу, а низшие — это всевозможные страсти. То есть, это тоже любовь, но в некой своей плоскости.

Собственно, отношения между мужчиной и женщиной сами по себе могут быть выражены по-разному: у кого-то это в большей степени дружеские отношения, у кого-то духовный союз, а у третьих — пылкая страсть.

Но редко всё сводится к чему-то одному. Обычно всегда есть смесь чувств в разных пропорциях. И было бы ханжеством сказать, что христианство как-то предосудительно относится, например, к страсти. Песнь песней с поэтическим упоением воспевает восхищение мужчиной красотой женщины:

«О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая!

Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое —

ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои — как два козленка, двойни серны; шея твоя — как столп из слоновой кости; глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима;

нос твой — башня Ливанская, обращенная к Дамаску; голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями.

Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти».

(Песнь Песней 7:2–8)
Иллюстрация к книге Песни Песней, где воспевается влечение мужчины и женщины друг ко другу (гравюра на дереве Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, XIX век)

Господь так и задумал для нас. В полноценных отношениях должно быть всего в достатке: и страсти, и духовности. Тогда союз выйдет гармоничным. Если есть перекос в какую-то одну сторону, неизбежны проблемы.

Что касается порицания интимной жизни, то Библия всегда порицала лишь сексуальные связи вне брака. Что же касается отношений мужчины и женщины в целом, то к ним Священное Писание всегда относилось с особой теплотой:

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».

(Еф. 5:25)

Любовь пронизывает всё в нашем мире

Может показаться, что идея «Бог есть любовь» слишком высоко возводит любовь. Есть это чувство в рамках семейных отношений, романтических, дружески. Но ведь в мире столько всего помимо этого! Творчество, работа, социальная сфера. Где здесь любовь?

Само христианство глубоко не исследует этот вопрос, но довольно удачно на это отвечают другие люди, размышляющие на духовную тематику.

Иисуса Христа иногда изображают как доброго пастыря, который из любви готов тратить силы на поиск и спасение заблудшей овечки. Овечка — это символ грешного человека
Иисуса Христа иногда изображают как доброго пастыря, который из любви готов тратить силы на поиск и спасение заблудшей овечки. Овечка — это символ грешного человека

Уместно привести на этот счёт рассуждения Нила Доналда Уолша, автора известных по всему миру «Бесед с Богом». Он писал, что любой человеческий поступок несёт в корне лишь две причины:

  • любовь; мы к чему-то очень сильно привязаны, нас тянет к этому, мы готовы ради этого стараться;
  • страх; мы чего-то очень сильно не хотим и готовы прикладывать усилия, чтобы этого избежать.

Скажем, работать человек может потому, что ему нравится это дело (любовь), либо потому, что он боится голодать без денег (страх). Есть ещё люди, которые бездумно работают, потому что «так надо», но и здесь в корне лежит страх — страх перед общественным мнением.

Однако Нил Долналд Уолш идёт дальше и говорит, что в действительности всем движет только любовь, а страх — это лишь её последствие

В самом деле, если мы боимся, то лишь за то, что любим:

  • страх перед общественным мнением — мы любим, когда люди нас признают;
  • страх заболеть — мы любим быть здоровыми;
  • страх смерти — мы любим жить;
  • страх порицания — мы любим, когда хвалят.

В итоге логика нас приводит к тому, что Библейская формула «Бог есть любовь» ёмко и точно описывает всё, что есть в нашем мире и как следует в нём действовать.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *