Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Борис и Глеб

04.12.2018
410
Скачать эту статью

В 1015 году умер великий киевский князь Владимир Святославович. После его смерти на Руси между его сыновьями разгорелась междоусобная борьба за власть. В ней не участвовали только два человека — русские князья Борис и Глеб.

Сыновья великого князя Владимира, следуя примеру великих христианских святых и подвижников, призывали к смирению и христианскому милосердию.

Их подло убил старший брат Святополк, прозванный за этот поступок «Окаянным». Так в Русской земле появились первые русские святые.

Первые русские святые Борис и Глеб — покровители Русской земли

Благоверные князья Борис и Глеб в крещении получили имена Роман и Давид. Они  младшие сыновья великого князя Владимира Святославовича и византийской царевны Анны. Она принадлежит к Македонской династии.

Анна — единственная сестра византийского императора Василия II Болгаробойцы и внучка императора Константина VII Багрянородного.

 Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Икона. Автор — иконописец Виктор Морозов, он же Изограф Морозов. Святые братья — первые русские святые канонизированные и Русской и Константинопольской Церковью.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Икона. Автор — иконописец Виктор Морозов, он же Изограф Морозов

Неизвестно, когда святые братья родились. Историки утверждают, что это произошло в годы крещения Руси их отцом.

Великий князь Владимир Святославович дал в удел им разные города: Борис стал княжить в Ростове, а Глеб в Муроме. Произошло это около 987 — 989 годов.

987 — 989
приблизительные годы рождения братьев Бориса и Глеба

Братья подло убиты Святополком — старшим сыном святого равноапостольного князя Владимира, который желал захватить Киевский стол. Святые, чтя заповеди Божии, кротко приняли свою участь.

Именно поэтому они стали первыми русскими святыми, которых канонизировала в лике мучеников-страстотерпцев как Русская, так и Константинопольская Церкви.

Русская православная церковь считает их небесными покровителями Русской земли.

Краткая биография-житие Бориса и Глеба составлено на основе древнерусских летописей

Известна лишь краткая биография Бориса и Глеба, при этом жития святых составлены на основе древнерусских летописей.

Основным источником знаний об их жизни исследователями признаётся «Сказание о Борисе и Глебе». Учёные утверждают, что его написал Иаков Черноризец.

 «Сказание о Борисе и Глебе». Лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века. 1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов. 2. Борис идет на печенегов. «Сказание» признано основным источником для написания жития святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба.
«Сказание о Борисе и Глебе». Лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века
Нестор Летописец в 1080-е годы написал «Чтения о Борисе и Глебе»

Другая версия говорит о том, что житие Бориса и Глеба составлено на основе написанного Нестором Летописцем в 1080-е годы «Чтения о Борисе и Глебе».

Если «Сказание» говорит о чудесах, сотворенных святыми, то летопись и «Чтение» описывают их убийство.

Из названых источников можно получить представление о том, кто такие страстотерпцы Борис и Глеб, а также что сделали они, чтя заповеди Божии.

Нестор Летописец, автор «Чтения о Борисе и Глебе», говорит о том, что святые страстотерпцы, единственные из всех сыновей Владимира, оставлены при нём в раннем возрасте.

Произошло это из-за их молодости. Видимо, отец опасался, что молодые князья не справятся с княжением в своих волостях.

Святой князь Борис знал грамоту, читал Священное писание и жития святых.

Поэтому юные годы жизни братьев прошли под отеческой заботой отца.

При этом если святой Глеб считался ещё малолетним ребёнком, то старший из братьев Борис, во время жизни при отце проявил выдающиеся способности.

Он знал грамоту, любил читать книги, знал Священное Писание.

Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Святой князь Глеб находился под влиянием образованного и набожного брата Бориса. Именно поэтому братья выбрали истинными христианами.
Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Святой князь Глеб находился под влиянием образованного и набожного брата Бориса. Именно поэтому братья выбрали истинными христианами

Находясь под влиянием брата, Глеб также получил христианское воспитание. Когда Борис молил Господа, чтобы он послал ему участь одного из святых, Глеб внимательно слушал его.

Летописи говорят о том, что оба брата имели милосердный и добрый характер. Они помогали и защищали бедных, больных и обездоленных.

Убийство Бориса и Глеба — дело рук Святополка Окаянного

Убийство князей Бориса и Глеба — дело рук Святополка Окаянного. Это общепринятая версия развития событий, которая впервые выдвинута в «Сказании о Борисе и Глебе».

Целю этого преступления стала власть, ведь Святополк хотел стать великим князем киевским.

Князь Владимир Святославович с сыновьями. Московский Кремль. Грановитая палата. Фрагмент росписи работы мастеров из Палеха. Роспись восстановлена в 19 веке по старым образцам. Великий Киевский князь Владимир имел 11 родных сыновей и 1 приёмного. При этом Борис и Глеб были любимыми и поэтом на фреске сидят рядом с ним.
Князь Владимир Святославович с сыновьями. Московский Кремль. Грановитая палата. Фрагмент росписи работы мастеров из Палеха

Умер великий киевский князь Владимир Святославович в возрасте семьдесят лет. К этому моменту у него родилось одиннадцать родных и один приёмный сын. Кроме того, у князя родилось также четырнадцать дочерей.

Святополк был приёмным сыном князя. Отец его не любил. Дело в том, что мать Святополка была замужем за братом великого князя Ярополком.

Летопись утверждает, что он насильно расстриг её из монахинь, взял в жены, и она забеременела от него Святополком. Уже беременную её взял к себе Владимир.

Святополк и Ярослав (родной сын великого князя Владимира) считались старшими в роду. Они проводили собственную политику, что князю не нравилось.

История сохранила имя Ярослава как Ярослав Мудрый. Он княжил в Великом Новгороде, а Святополк в Турове.

 Святополк Владимирович Окаянный. Художник В. Шереметьев. 1867 год. Князь Святополк был приёмным сыном Великого Киевского князя Владимира Святославича. Отец его не любил.
Святополк Владимирович Окаянный. Художник В. Шереметьев. 1867 год

Именно поэтому великий князь заточил Святополка вместе с женой, дочерью польского князя Болеслава I Храброго, в темницу. Основанием стали подозрения в заговоре.

После смерти Владимира Святославовича. Святополк вышел из темницы и по праву старшего в роду занял Киевский стол.

При этом великий князь при жизни планировал отдать власть Борису. Самозваный князь киевский начал жестокую борьбу со своими сводными братьями-владимировичами.

Её жертв и стали святые страстотерпцы князья Борис и Глеб.

Житие Бориса и Глеба говорит о том, что Святого страстотерпца Бориса проткнули копьями и закололи мечом

Отец отправил князя Бориса вначале княжить во Владимир-Волынский. К тому времени князь уже женат. Потом он владел Муромом, но постоянно находился в Киеве при отце.

Начиная с 1010 года, по указанию отца Борис отправляется княжить в Ростов на озеро Неро.

Вместо него князем Мурома становится Глеб. Именно поэтому жители Мурома так запомнили святых братьев, ведь во время княжения они показали себя образцами истинных христиан, заботящихся о больных и нищих.

 Борис идёт на печенегов. Миниатюра, «Сказание о святых Борисе и Глебе», Сильвестровский сборник, XIV век. В 1015 году больной Великий киевский князь Владимир Святославович отправил князя Бориса для того, чтобы остановить набег печенегов. Выйдя в поле, святой врага не обнаружил.
Борис идёт на печенегов. Миниатюра, «Сказание о святых Борисе и Глебе», Сильвестровский сборник, XIV век

Великий киевский князь Владимир Святославович в 1015 году сильно заболел. Как будущего наследника и любимого сына он призвал святого Бориса к себе.

В это время до Владимира доходят сведения о том, что на Киев идут печенеги. Для отражения их набега он отправляет Бориса во главе восьмитысячного войска им на встречу.

1015
Умер великий киевский князь Владимир Святославович

Святой не встречает кочевников и поэтому решает повернуть назад. Перед этим он останавливается на отдых близ города Переяславля-Русского на реке Альте.

Здесь он узнаёт о том, что киевский стол по праву старшего занял Святополк. Уже здесь святой начинает чувствовать, что его брат желает погубить его.

История говорит о том, что отцовская дружина предложила князю Борису пойти на Киев, но он отказался

Князь Борис пользовался любовью и поддержкой, как дружины, так и киевского народа. Именно поэтому дружина Владимира предложила ему пойти войной на Святополка и отнять у него великокняжеский стол.

«Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца»,

— приводит слова Бориса летописец.

 Убийцы у шатра князя Бориса (вверху); убиение князя Бориса и Георгия Угрина (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века. Святого князя Бориса пытался спасти его слуга Георгий Угрин и его проткнули копьём вместе с ним.
Убийцы у шатра князя Бориса (вверху); убиение князя Бориса и Георгия Угрина (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века

Отцовская дружина из-за этого ушла от него. Возможно, что она перешла на сторону Святополка. Святого князя Бориса остались охранять только слуги.

Как гласит летопись: «и был тогда день субботний». Ночь перед своей смертью святой провёл в своём шатре в уединении и молитве.

24 июля
Святого князя Бориса убили по приказу Святополка

Святополк же, обещавший брату братскую любовь и увеличение его удела, решил убить его и отправил к нему вышегородских бояр во главе с Пуштой.

В воскресенье, 24 июля убийцы пришли к шатру страстотерпца. Они услышали, что он поёт псалмы и решили дождаться ночи. Ночью же они напали на спящего князя и проткнули его копьями.

 Варяги пронзают мечом сердце князя Бориса (вверху); гроб князя Бориса несут на погребение (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века. Так как после того, как князя Бориса проткнули копьём он ещё дышал, варяги Святополка закололи его мечом.
Варяги пронзают мечом сердце князя Бориса (вверху); гроб князя Бориса несут на погребение (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века

Бориса пытался защитить его слуга венгр Георгий и его проткнули вместе с ним. Святой ещё дышал, когда его завернули в полотно шатра и повезли к Святополку.

Тот же, узнав об этом, приказал двум варягам заколоть своего брата мечом.

Так как киевляне испугались принимать тело святого, его похоронили в Вышгороде рядом с церковью Святого Василия. Погиб мученической смертью святой страстотерпец князь Борис в 25 лет.

Жития святых говорят о том, что князя Глеба зарезал собственный повар

После убийства князя Бориса Святополк решает расправиться с Глебом. Исследователи считают, что сделал он из опасения мести со стороны единокровного и единоутробного брата князя Бориса. Существует две версии гибели святого.

По одной Святополк призывает Глеба, который ещё не знает о смерти отца, срочно приехать к нему в Киев. По другой страстотерпец находился в Киеве и бежал из него на север, спасаясь от смерти.

 Убийцы поджидают князя Глеба (вверху); убиение князя Глеба (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века. Убийцы поджидали святого князя Глеба на берегу Днепра близ Смоленска.
Убийцы поджидают князя Глеба (вверху); убиение князя Глеба (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века

В любом случае он останавливается около Смоленска.

Если брать основную версию событий князя Глеба о смерти отца и убийстве брата Бориса, а также о подготовке покушения на него из Великого Новгорода предупредил его брат Ярослав.

5 сентября
Князя Глеба настигла мученическая смерть

Посланные от Святополка убийцы прибыли к святому 5 сентября.

Они захватили корабль князя и заявили о своём намерении убить его. Жития святого князя говорят о том, что свите его он сам запретил использовать для его защиты оружие.

 Убийство Глеба на Смядыни. Миниатюра. Радзивиловская летопись. По приказу дружинника Святополка Окаянного Горясера повар святого князя Глеба Торчин отрезал ему голову.
Убийство Глеба на Смядыни. Миниатюра. Радзивиловская летопись. По приказу дружинника Святополка Окаянного Горясера повар святого князя Глеба Торчин отрезал ему голову

Возглавлял убийц Горясер, дружинник братоубийцы. Он приказал повару святого Торчину зарезать его. Исследователи утверждают, что предатель происходил из племени тороков.

Тело убиенного погребли прямо на месте убийства на берегу Днепра. При этом тело положили как крестьянина в обычную выдолбленную колоду.

После того как в 1019 году Ярослав занял Киев, он приказал отыскать тело святого князя и похоронить его рядом с прахом Бориса у церкви Святого Василия.

День канонизации святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба неизвестна

Смерть Бориса и Глеба вызвала возмущение среди народа и русских князей. При этом Святополк проложил междоусобицу, воюя с оставшимися претендентами на престол.

Год 1019 памятен тем, что князь Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, разбил полки братоубийцы, вместе с союзными ему печенегами, и стал Великим князем Киевским.

 Б. А. Чориков. «Бегство Святополка». XIX в. Князь Святополк Окаянный после изгнания его из Киева Ярославов Мудрым, по свидетельству летописей, сошёл с ума. Позже его разбил паралич, и он умер в одиночестве.
Б. А. Чориков. «Бегство Святополка». XIX в. Князь Святополк Окаянный после изгнания его из Киева Ярославом Мудрым, по свидетельству летописей, сошёл с ума

Святополк бежал в Берестень, но по дороге умер. Как говорит летописец Нестор, у него случился паралич и он сошёл с ума. Место смерти его неизвестно.

Легенда утверждает, что его захоронили в пустынном месте, а от могилы его исходит смрад.

После победы над братоубийцей князь Ярослав начал собирать сведения о своих братьях. Так по его приказу святой благоверный князь Глеб захоронен рядом с телом брата Бориса в Вышгороде.

На их могиле начинают происходить чудеса. Например, церковь святителя Василия, рядом с которой святые похоронены, сгорела. Церковная же утварь и иконы остались целы. Это признали чудом.

 Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм. Фреска.. Святые братья князья Борис и Глеб были канонизированы Русской церковью 20 мая 1072 года во время перенесения их мощей в новую церковь.
Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм. Фреска

Точную же дату канонизации князей назвать невозможно.

Наиболее распространённая версия говорит о том, что это произошло при перенесении мощей страстотерпцев в построенную для этого по приказу Ярослава Мудрого церковь.

20 мая 1072
в этот день состоялось перенесение мощей в построенную для этого церковь

В церемонии приняли участие дети великого киевского князя, Киевский архиепископ Георгий, духовенство.

Праведная смерть Бориса и Глеба позволила канонизировать их как страстотерпцев

Русской церковью святые братья канонизированы как страстотерпцы. Страстотерпец — это один из чин святости.

Он подчеркивает принятие человеком мученической смерти от единоверцев, а не врагов христианство.

При этом страстотерпцем может быть признан только человек, который не просто принял мучения за исполнение Заповедей Божьих, но и не держал зла на своих убийц. Борис и Глеб не сопротивлялись им, поэтому церковь называет их страстотерпцами.

Святая Правда: Благоверные князья Борис и Глеб — первые русские страстотерпцы. Протоиерей Андрей Ткачёв на 3 минуте 8 секунде он рассказывает о явлении благоверных князей своему потомку князю Александру Невскому перед Невской битвой.

Отдельно стоит отметить, что канонизация святых состоялась не потому, что они приняли мученическую смерть, а потому, что их мощам приписывают совершение чудес.

Например, у князя Владимира родился ещё один сын — Святослав. Его также убил Святополк, но чудес от его гроба не происходило, и его не канонизировали.

Святых страстотерпцов князей Бориса и Глеба почитают как заступников Русской земли. При этом их также чтут как целителей-чудотворцев.

В домонгольский памяти святых посвятили церковь, построенную в Вышгороде в 1115 году. Здесь хранились мощи святых и иные реликвии.

Меч святого князя Бориса Андрей Боголюбский в 1155 году вывез во Владимир

1155
Андрей Боголюбский  вывез во Владимир меч святого князя Бориса

Её разрушили во время нашествия Батыя в 1240 году, при этом мощи утратили.

Их пытались неоднократно обрести, но эти попытки не увенчались успехом.

Некоторые реликвии, например, меч князя Бориса, вывез в 1155 году во Владимир Андрей Боголюбский. Отсюда они попали в другие русские города.

 Святые князья Борис и Глеб. Икона. 17 век. Москва. Святые Борис и Глеб в Русской православной церкви считаются пример жертвенности и стремлению не воздавать злом за зло, даже под угрозой смерти.
Святые князья Борис и Глеб. Икона. 17 век. Москва. Святые Борис и Глеб в Русской православной церкви считаются пример жертвенности и стремлению не воздавать злом за зло, даже под угрозой смерти

Память страстотерпцев чтится три раза в год

  • (2) 15 мая отмечается день перенесения мощей страстотерпцев в усыпальницу;
  • (24 июля) 6 августа происходит празднование обоим святым;
  • (5) 18 сентября почитается имя святого Глеба — это день его убиения.

Святые Борис и Глеб в Русской православной церкви считаются пример жертвенности и стремлению не воздавать злом за зло, даже под угрозой смерти.

Святым князьям Борису и Глебу посвящены многие храмы и монастыри. Кроме того, в их честь названы города и селения, например, Борисоглебск и Борисполь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *