Содержание
- 1 Пафнутьев-Боровский монастырь отстраивается, разрушается и снова отстраивается
- 2 Участие настоятелей Боровского монастыря в политической жизни Руси и последствия никоновской реформации
- 3 Боровский монастырь в советский период
- 4 Боровский монастырь в настоящее время
- 5 Батюшка Власий принимает в Боровском монастыре: официальный сайт, как попасть и как записаться
- 6 Как попасть на примем к отцу Власию в мужской монастырь города Боровск: Телефон, официальный сайт и адрес
Шла Отечественная война 1812 года. Французы вели себя скверно по отношению к местному населению. Деревни разграблялись подчистую. Войску требовалась еда, а что станет после этого с крестьянами никого не волновало. Но разграблению подвергались не только села и хутора.
Француз умело и со вкусом уничтожал и разграблял духовные заведения: монастыри, церкви, соборы. Из построек выносилось все имеющее хоть какую-то ценность, даже если это были простые позолоченные безделушки.
После разграбления здания часто сжигали, а если оно было каменным, то банально расстреливали из пушек.
Причем же тут Пафнутьев Боровский монастырь? А все просто он лежал на пути грозного французского войска. Как и прочие он подвергся разграблению и уничтожению.
К тому моменту стены монастыря обветшали, а сам он не представлял собой ту крепость какой был в пятнадцатом веке. Да и монахов там оставалось меньше 30 человек.
В 1675 году в казематах Боровского монастыря провела свои последние дни боярыня Морозова. Она имела при царском дворе большое влияние и поддерживала староверов и протопопа Аввакума.
Из-за чего пошла на конфликт с царем Алексеем Михайловичем и оказалась заточена в монастыре. Где ее поместили в простую яму и заморили голодом до смерти.
Но как известно из истории Наполеона разгромили и гнали до самого Парижа. И участь его была печальна. А вот Боровский монастырь заново отстроили, и он сохранился до сих пор. Сейчас он функционирует и похвастаться им может калужская область.
Сам комплекс относится к Калужской епархии, сотни и тысячи паломников и страждущих посещают его. Кроме того, в монастыре проводит свои службы старец Власий, помогающий делом и советом всем желающим.
Пафнутьев-Боровский монастырь отстраивается, разрушается и снова отстраивается
Свято Пафнутьев монастырь, как не трудно понять из названия, основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году от рождества Христова.
Изначально здания построены были из дерева. Причина выбора материала проста – кругом лес, а камень — это дорого.
Стоит напомнить, что тогда Русь неплохо обложили данью татаро-монголы и денег на каменные палаты банально не было.
Да и любили потомки Чингиз-хана периодами пограбить русские земли, так для стимуляции выплаты дани. А каменный монастырь трудно отстраивать заново.
Место для монастыря выбрали с толком. На месте впадения реки Истерьма в Протву. Да не просто поставили, а на возвышенности.
Так постройку защитили от паводков, да и холм оборонять от нападающих проще. Что с успехом доказывалось, когда монастырь обнесли каменными стенами.
После смерти Пафнутия место главы монастыря занял его ученик преподобный Иосиф Волоцкий. Он начал устанавливать в монастыре новые правила.
Видя подобно множество монахов начали возмущаться и противится новому уставу.
В итоге Иосиф покинул святую обитель и основал собственный монастырь, получивший название Иосифо-Волоколамский монастырь.
В 1467 году произошло чудесное событие. Старую деревянную церковь разобрали, а на ее месте построили красивый белокаменный храм — Рождественский собор.
К сожалению эта постройка не сохранилась до нашего времени.
Росписью церкви занимался иконописец Дионисий. Эта роспись считается самой ранней его работой и по словам из жития Пафнутия ему помогал советом его учитель иконник Митрофан.
В следующий раз к перестройке монастыря вернулись спустя аж 117 лет. Пришедший к власти царь Федор Иоанович повелел построить на месте предыдущего храма новый.
Постройка 1586 года имела пять глав и сохранила в себе элементы прошлой церкви.
В частности, использовались блоки кладки с росписями Дионисия и Митрофана. Эти элементы сохранились и находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского областного краеведческого музея.
Территорию окружили каменными стенами. И хотя современном россиянину сложно представить такое, но в 16 веке калужская область была приграничной землей Московского княжества и туда регулярно приходили с набегами крымские татары.
Одновременно с возведением укреплений строили и внутренние постройки Боровского монастыря. Вместо старой деревянной трапезной подняли новую, каменную с храмом Рождества Христова.
Использование камня приводило к уменьшению вероятности пожара, главного врага городов тех лет. В 1523 году к ассамблее монастырских построек добавили звонницу. Своей колокольни в то время у монастыря не было.
Для улучшения фортификационных свойств стен Боровского монастыря к ним добавлялись башни. Они возвышались над стенами и позволяли обороняющимся более эффективно отражать попытки врага захватить стену или укрепиться на ней. Каждая башня имела свое название.
Например, проектирование и строительство Поваренной, Георгиевской и Оружейной башен приписывается именитому зодчему Федору Коню. Он, к слову, занимался строительство Белого города в Москве.
Однако, современные археологи опровергают эту теорию и называют строителями башен тех же людей, которые строили стены и трапезную.
В конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков в России случилось Смутное время. В те годы протекала форменная гражданская война, смешанная с иностранной оккупацией Поляками.
Боровский монастырь сильно пострадал, часть стены и башен оказались разрушены. Их восстановлением занимался зодчий Трефил Шарутин. Именно остатки восстановленным им укреплений дошли до наших современников.
В 1610 году монастырь оборонял князь Михаил Волконский, но силы оказались не равны, и поляки захватили обитель и сожгли ее.
В начале шестнадцатого века крепостные стены часто делали с приступочным шагом.
Т.е. предполагалось что обороняться крепость будет только с одной стороны, на которой и концентрировали сторожевые башни.
Но уже к концу XVI века такая схема начала отмирать и крепости стали возводить с учетом всесторонней обороны.
Участие настоятелей Боровского монастыря в политической жизни Руси и последствия никоновской реформации
Но не стоит думать, что Боровский монастырь известен только как крепость. После окончания Великой Смуты представители Свято-Пафнутьевской обители участвовали в Земском соборе.
На нем официально признавали Михаила Романова царем всей «земли Русской». С этого момента началась история царствования рода Романовых до ее завершения в феврале 1917 года.
На Земском соборе 1613 года имеется подпись тогдашнего игумена Боровского монастыря Ионы.
В 1640-ом году настоятелем монастыря становится игумен Павел. Эта личность интересно больше не тем, что он был претендентом на пост патриарха всея Руси, а своим протестом против церковных реформ.
Изменения в церкви начались по инициативе царя и патриарха Никона. Под ними подразумевались серьезные ограничения влияния церкви на светскую жизнь, отмена церковных налогов и отъем у патриархии части земель.
Все происходящее напоминало период Реформации в Англии.
Павел, ставший на тот момент епископом Коломенским и Каширским, присоединился к числу протестующих против таких новшеств. За что и пострадал — его казнили во дворе монастыря, настоятелем которого он когда-то был.
Никоновские реформы очень отрицательно сказались на монастыре и его обитателях. На содержание обители тратилось все меньше денег. Во время царствования Екатерины II у Боровского монастыря отобрали все земли, а число монахов и иноков сократили до 33.
Во время наполеоновского вторжения город боровск оказался захвачен неприятелем, а обитель разграбили и сожгли.
Однако, после окончания Отечественной войны Свято-Пафнутьевкий монастырь восстановили. Больше ничем примечательным в девятнадцатом веке мужской монастырь не отличился.
Боровский монастырь в советский период
В послереволюционный период множество церквей и монастырей начали использовать не по их первоначальному назначению. Часто помещения отдавались под склады и хозяйственные постройки, иногда под больницы и школы. Часто банально разрушали.
Боровскому монастырю не удалось сохранить свой изначальный статус. В 1923 году из его помещений вытащили весь церковный скарб и передали в музеи.
Из фундамента монастыря вытащили 194 белокаменных блока, на 29 из них осталась роспись шестнадцатого века.
Постройки самого монастыря не стали разрушать. Из-за наличия высоких стен из него сделали колонию для преступников, где они трудились и перевоспитывались.
Позже здания отдали под более приличное применение — там стал размещаться сельскохозяйственный техникум.
В 1960-х годах монастырский комплекс подвергся реставрационным работам. Полностью обновили стены и внутреннюю отделку. После реставрации обитель передали местному краеведческому музею. В этом статусе он и простоял до распада СССР.
Боровский монастырь в настоящее время
После развала Советского союза Боровский монастырь почти сразу возвращается Русской православной церкви. Это происходит в 1991 году.
И буквально через пару месяцев монастырь начинает службы для прихожан.
В начале этого же года монастырю возвращается церковь святого Илии, здесь проходят первые службы.
После некоторого времени в обитель возвращают мощи преподобного Пафнутия Боровского, частица которых хранилась в Псковско-Печерском монастыре. Место их хранения – Рождественский собор.
Начиная с 1995 года в храме, прославляющем Рождество пресвятой Богородицы в Боровске официально стартовали богослужения. В нем разместили новый иконостас и устроили алтарь.
Рядом с храмом построен придел святого Пафнутия, а в 1996 году на колокольню установили колокола. В 1997 году монастырский ансамбль дополнила церковь мученицы Ирины.
Батюшка Власий принимает в Боровском монастыре: официальный сайт, как попасть и как записаться
Жизнь современного человека проходит в постоянной рутине и тревогах за завтрашний день. Положение вещей и правда не располагает к праздности.
Но всегда жить в таком темпе невозможно и вредно для здоровья, особенно душевного.
Людям периодически требуется выговорится и поделиться своими тревогами с кем-нибудь.
Обычно в роли слушателя выступают друзья и родственники, но часто так случается, что родни близко нет, а порой хочется выговориться постороннему человеку.
Тогда нужно грамотно подобрать собеседника.
Смотрите также статью Как попасть к старцу Илию Ноздрину в Переделкино
Батюшка Власий, священник из Боровского монастыря, один из лучших вариантов. Он выслушает про беды и даст полезный совет или направит в правильном направлении.
Сам Власий тоже прожил нелегкую жизнь. Отец Власий скитался и однажды был серьезно ранен, защищая свой монастырь от грабителей.
Как попасть на примем к отцу Власию в мужской монастырь города Боровск: Телефон, официальный сайт и адрес
Попасть к старцу Власию можно на прием можно несколькими способами.
Самый лучший это посетить официальный сайт и записаться на прием.
На этом же сайте дана информация как доехать до монастыря и расписание богослужений.
Телефон монастыря: (48438) 4 — 37 — 39. Это номер привратной, здесь можно узнать расписание служб и записаться на приме.
Адрес Боровского монастыря: 249010, Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова д. 1
Отец Власий уже помог сотням мирян в решении их душевных проблем.
На профильных сайтах можно найти положительные отзывы людей и советы как попасть к батюшке.
Он принимает всех, если нет возможности записаться через сайт или телефон, то можно просто прийти к монастырю с утра и встать в живую очередь.
Отзывы об отце Власии:
Я Был на приеме у батюшки Власия и отзыв мой таков )))
простоял 3 дня в очереди ( пока стоял в очереди ходил на службу в храм и каждое утро окунался в купели) и попал на прием.
Разговор наш длился не более 15 минут и я получил ответы на свои вопросы.
Я не жалею не сколько что потратил 3 дня своей жизни!
Попал в чрезвычайно сложную жизненную ситуацию… жить не хотелось.
По совету и положительному отзову близких обратился к отцу Власию.
Очередь огромная и все со своими страданиями и проблемами.
Я вытерпел все, я попал к нему… И ни разу об этом не пожалел!
Я живу, я радуюсь жизни… Благодаря батюшке я знаю,
что не бывает в этой мире безвыходных ситуаций!
Расписание служб в Боровском монастыре
Расписание богослужений всегда доступно на сайте монастыря. Здесь расписано время и дата служб, а также кто их проводит. Все сведено в удобную таблицу и регулярно обновляется.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение