Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Борьба со страстями: 5 правил как с ними бороться

Скачать эту статью

В православной церкви слово «страсть» означает страдание. И правда ничего так не мучает человека, как страсти. Даже различные болезни  не сравняться со страшными страстями.

В каждой страсти человек получает лишь на время греховное удовольствие, но, тем не менее, страсти мучают и терзают человека все оставшееся время.

Самые распространённые страсти человека — это алкоголь, табакокурение, наркомания. Когда человек не получает желаемого, ему становится плохо не только телесно, но и душевно. А душевные болезни вылечить намного тяжелее телесных.

В православной церкви любая страсть — большой грех.

Грех наносит огромный вред согрешившему человеку. С каждым разом грех все усиливается и становится хроническим, что еще больше наносит вред душе и телу человека.

Есть 8 человеческих страстей, они же смертные грехи

Святые отцы выделяют 8 смертных страстей у человека:

  • чревоугодие;
  • любодеяние;
  • сребролюбие;
  • гнев;
  • печаль;
  • уныние;
  • тщеславие;
  • гордость.

Невозможность удовлетворить главную страсть каждого человека будет мучить его даже после смерти.

Святые писали о том, что каждый грех перерастает в следующий, например, от излишнего чревоугодия вскоре происходит блудная страсть, а от блуда — сребролюбие.

После от сребролюбия — гнев, а от гнева — печаль, от печали — уныние.

И так будет повторяться, и копиться до бесконечности.

Борьба со страстями всегда проходит очень тяжело, но все возможно, главное захотеть и верить.

Рассмотрим, что говорили святые и священники о страстях, что говорилось об этом в святом Евангелии и выделим основные правила как с этим бороться.

Смотрите также статью Блуд

О многих человеческих страстях говорится в святом Евангелии

Учение о страстях очень часто было изложено в святом Евангелии. Это книга с повествованием о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа

Вот что написано в Евангелии о главных страстях человека:

  • Гордость;

Смиряющий себя вознесён будет, а возвышающий себя смирен будет.

(Лк.  14:10- 11)

Христос предостерегает о сатане, упавшего с неба за гордость.

(Лк. 10:18)
  • Тщеславие;

Христос подмечал, что тщеславный вместо рая получает награду от самого себя.

(Мф. 6,2)
  • Чревоугодие;

Христос говорит  —

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением, пьянством и заботами житейскими».

(Лк. 21,34)

Вторит Ему и апостол —

«похоть плоти, похоть очей» — о неоправданных потребностях «чрева»,тела .

(Ин. 2:16)
  • Блуд и любодеяние;

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя. Если левый глаз соблазняет тебя то выкинь вон.

( Мф. 5,29)
  • Сребролюбие;

Не собирайте себе сокровищ на земле. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Мф. 6.21)

Сребролюбие-корень всех зол и идолослужение

(1 Тим. 6, 10)
  • Гнев;

Сказано: не убий, а Я говорю Вам: всякий, гневающийся на брата своего напрасно.

(Мф. 5,22)

Перестань гневаться и оставь ярость.

(Пс. 36.8)
  • Уныние;

С головы вашей волос не упадет без воли Отца. Необходимо молиться, а не унывать.

(Мф. 10, 29-30.)

Не будьте унылы как лицемеры.

(Мф. 6:16)

Святые и преподобные писали о том, что такое страсти и как нужно бороться с ними

Святой Иоанн Златоуст писал:

«…Когда в тебе зародится малая страсть, не смотри на то, что она мала, но представь, что она, будучи питаема, производит величайшие бедствия.

В доме, когда мы видим загоревшимся малый клочок льна, то смущаемся и поднимаем шум, потому что смотрим не на начало, а от начала заключая к концу, беспокоимся и бегаем, чтобы погасить пожар».

Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей
Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей

Также Иоанн писал:

«Когда наше тело восстает против души и возбуждает сильные страсти, вооружает против нее плотские удовольствия, гнев, зависть, тогда невозможно, не положив конца этой брани, получить обетованные блага, и тот, кто не утишит этого смятения, неизбежно должен пасть и получить раны, которые рождают смерть в геенне.

Поэтому каждый день требуется с нашей стороны особенная заботливость и старание, чтобы не возгоралась в нас эта война и чтобы возгоревшаяся не продолжалась, но была усмирена и подавлена».

Преподобный Исидор Пелусиот говорил о том, как бороться со страстями:

«Неистовые и бешеные плотские страсти надлежит укрощать, делать послушными и смирными; а если не повинуются, то и наказывать, сколько можно. Но ты, как говорят, ослабив им бразды, даешь идти, куда хотят; им же угодно кончить гибелью и пагубою. Поэтому, чтобы не вринуться тебе в бездну зол, позаботься сдержать их стремительность».

Исидор Пелусиот - преподобный, ученик Иоанна Златоуста, автор богословских сочинений
Исидор Пелусиот — преподобный, ученик Иоанна Златоуста, автор богословских сочинений

Преподобный Нил Синайский:

«…Приражения страстей начинаются маловажными представлениями, неприметно вкрадываясь наподобие муравьев…

Подвижнику надлежит тогда бороться со страстями, когда приступают они, как муравей приманкою предлагая свою ничтожность.

Ибо, если успеют достигнуть крепости льва, делаются непреоборимыми, и сильно угнетают, если не давать им пищи…».

Нил Синайский — христианский святой, почитаемый в лике преподобного, отшельник, автор аскетических сочинений
Нил Синайский — христианский святой, почитаемый в лике преподобного, отшельник, автор аскетических сочинений

Святой Федор Едесский говорил так:

«…То, что душу беспокоют страсти и приступают к ней с бранью, не в нашей власти; но что замедляют в нас страстные помыслы и приводят в движение страсти, это в нашей власти.

Первое безгрешно, как не в нашей власти состоящее; а второе, если, мужественно воспротивясь, победим, доставляет венцы, а если, послабив, побеждены будем, подвергает мучениям…».

 Нил Едесский — христианский писатель и богослов, епископ города Эдесса
Нил Едесский — христианский писатель и богослов, епископ города Эдесса

Преподобный Симеон Новый Богослов:

«…Кто верует во Христа и, однако же, еще обладается страстями греховными, тот пусть поспешит одуматься и всякою возревновать ревностью освободиться от тиранства сих страстей, чтобы потом начать приносить плоды добродетели.

Ибо прежде надобно очистить поле души от всех терний, и потом посеять на нем доброе семя, чтобы его приняла в себя чистая и добрая земля и принесла обильные плоды.

Если же не сделает он этого, но оставит терния расти по-прежнему и заглушать плод, то какого еще ждет он времени, чтобы совершить сие? Спеши сделать сие, пока есть день жизни; придет ночь смерти, когда никто уже не может делать…».

Симеон Новый Богослов — монах, богослов, сочинитель «Гимнов», один из ярчайших представителей традиции исихазма
Симеон Новый Богослов — монах, богослов, сочинитель «Гимнов», один из ярчайших представителей традиции исихазма

В настоящее время священники тоже говорят  о борьбе с человеческими страстями

Протоиерей Максим Козлов говорил:

« Свой опыт — это такая вещь… Как можно его транслировать, потому что «никого не называй блаженным до смерти» (Сир. 11: 28).

Впрочем, некоторые вещи можно и озвучить. Первое: для того, чтобы со страстями бороться, нужно этого хотеть — реально хотеть.

Святитель Игнатий Кавказский говорит: «Произволяющий способен» — то есть: кто хочет, тот сможет.

И хотеть бороться нужно сейчас. Есть прекрасное воспоминание блаженного Августина в «Исповеди», где он покаянно говорит о своей молодости: «Вот я тогда просил Бога: «Господи, сделай меня чистым — только не теперь»».

Так что если мы хотим бороться со страстями, то делать это нужно сейчас и молиться нужно о том, чтобы Господь нам сейчас послал помощь.

Третье: нужно представлять, что борьба со страстями — это не фокус-покус, который тотчас получится, стоит только попросить, чтобы мы проснулись белыми, пушистыми и бесстрастными или, как любит говорить профессор Алексей Ильич Осипов, «в непадательном состоянии».

Не проснешься в непадательном состоянии без собственных усилий. Вот, пожалуй, этого и хватит для начала…».

Максим Козлов — священник православной церкви, митрофорный протоиерей, профессор Московской духовной академии, богослов и педагог
Максим Козлов — священник православной церкви, митрофорный протоиерей, профессор Московской духовной академии, богослов и педагог

Протоиерей Александр Кузин:

«Современный опыт соответствует святоотеческому опыту — от первых веков христианства и до сих пор. Ничего не изменилось.

Самые опасные страсти, по мнению святых отцов, — гордыня и сребролюбие. Сребролюбие — страсть человеческая, гордыня — сатанинская.

От гордыни происходит уныние, от уныния — пьянство и много других грехов.

Страшно, что человек не желает признавать над собой никакую власть.

«Мы — не рабы, рабы — не мы» сильно въелось в сознание народа с некоторых времен. Смирись, гордый человек: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать».

Александр Кузин — клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, окончил Московскую Духовную Академию
Александр Кузин — клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, окончил Московскую Духовную Академию

Решаем, как избавиться от страстей  5 правил

Как избавиться от страстей? Победить страсти можно.

Что нужно сделать для этого обычному человеку, который привык жить со своими страстями?

  1. Важно понять что человек болен. Он должен осознать, что он имеет те страсти, с которыми нужно срочно бороться не только телесно, но и духовно. Ведь духовная жизнь человека также важна, как и телесная.

Поменьше есть и спать, также нужно читать святые книги — учение святых отцев подвижников: Иоанна Лествичника, святого аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова и многих других. Это будет самое начало, чтобы бороться со своими страстями.

  1. Возненавидеть свои страсти. И принять твердое решение бороться с ними.

Искать спасение нужно в самоукорении и смирении. «Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

(Пс. 50: 19)

Необходимо смирять себя перед Богом и людьми.

  1. Сохранять свое сердце в спокойствии от смущения. При наплыве каких-либо страстей, нужно спокойным духом покаяться, но сохранить свое сердце в спокойствии. Нужно сказать: «Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь».

Если вас посетили дурные мысли, скажите спокойным тоном: «Господи, избави меня от сих».

Если вы кого-то осудили, или плохо сказали про человека, скажите: «Согреших, Господи! Прости меня, горделивую и нетерпеливую!

Если вдруг вас посетила тоска и печаль, обратитесь к Господу: «Вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога».

  1. Нужно начать борьбу с молитвы. Важный момент, чтобы человек просил у Бога не только текстами молитв, а просить нужно своими словами. И в то, что просишь, нужно верить в свои слова и силу Божию.
Каждый день нужно уделить молитве не менее одного часа.

Также нужно чаще ходить в храм Божий, исповедоваться в своих грехах и причащаться.

Смотрите также статью Почему в церкви становится плохо

  1. Каждую страсть нужно лечить с помощью противоположной ей добродетели. Например, чревоугодие можно победить воздержанием и постом. Гнев лечится уклонением от раздражения, терпением, воспитанием в душе кротости, любви, прощения.

Про противопоставление добродетели страстями хорошо говорил Иоанн Лествичник, на фото это хорошо показано, как бороться со всеми страстями.

Греховные страсти и борьба с ними от Иоанна Лествичника учит, то нужно противопоставлять любую страсть другой добродетели
Греховные страсти и борьба с ними от Иоанна Лествичника учит, то нужно противопоставлять любую страсть другой добродетели

Если человек будет соблюдать эти правила, то увидит благодать Божию. И только с силой Божией и содействием вы сможете справиться с любой страстью.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *