Содержание
- 1 Аарон — потомок Левия
- 2 Жизнь Аарона описана в Торе и Ветхом Завете
- 3 Жезл Аарона поразил египетского фараона, и он отпустил евреев из плена
- 4 После того, как фараон отпустил евреев в Израиль, он повелел посвятить Аарона в первосвященники
- 5 Преимущества в священстве колена Левина подтвердил Моисей
- 6 Аарон и Моисей не вошли в землю обетованную
- 7 Поминание первосвященника в православии
- 8 Почитание Аарона в иудаизме и исламе
- 9 Ааронова могила почитается представителями трёх религий
Народ Израиля много веков томился в египетском плену. Для того чтобы спасти его, Господь послал пророка Моисея. Моисей не умел красиво говорить и поэтому хотел отказаться исполнить это поручение Господа.
Чтобы этого не произошло, Бог указал ему на его родного брата Аарона. Он стал «устами его» и говорил перед египетским народом и фараоном за Моисея.
Аарон — потомок Левия
Аарон — брат и помощник пророка Моисея. В переводе с греческого его имя означает «высокий», «гора света», «учитель». Оно известно на Востоке как аналог популярного имени Гарун.
Родился праведник в 1574 году в Египте, где израильский народ находился в египетском плену. Он потомок Левия. Его отец Амрам, а мать Иохаведа.
Аарон старше своего брата пророка Моисея на три года, при этом младше сестры Мириам.
Брат пророка Моисея известен тем, что он стал первым ветхозаветным первосвященником и основал линию еврейских священников, которыми стали его дети и потомки.
Он женился на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наасона. Она происходит из колена Иуды.
Его четырёх сыновей звали: Авиуда, Надава, Ифамара и Елеазар. Из них в живых осталось всего двое. Остальные поражены Господом за нарушение священнических правил — их поглотила трещина в земле.
Жизнь Аарона описана в Торе и Ветхом Завете
В Библии, в Ветхом Завете, Аарону, отводится второстепенная роль. Главным действующим лицом везде выступает его брат, пророк Моисей.
При этом он активно участвовал во всех событиях, связанных с освобождением израильского народа из египетского плена, творил вместе с ним чудеса и участвовал в ниспослании на Египет некоторых из египетских казней.
Кроме того, Аарон первый библейский священник и все его потомки стали священниками Израиля.
Сведений о молодости Аарона не сохранилось, но из рассказа о молодых годах Моисея известно, что пророка взяли на воспитание при дворе фараона как приёмного сын его дочери.
Его же старший брат в это время находился на восточной окраине Египта среди израильтян, томившихся в плену.
Естественно, что он не получил хорошего образования, но при этом отличался красноречием.
Моисей же, наоборот, косноязычен и поэтому отказывался исполнить поручение Господа освободить народ Израиля от Египетского плена.
Видеоролик Аарон. Лекция. На 5 минуте 22 секунде говорит о том, что Аарон всегда был рядом с Моисеем.
Чтобы побудить Моисея исполнить свою волю, Бог указал на Аарона и сказал Моисею, что он будет говорить за него перед фараоном и египетским народом. Именно поэтому он назван Богом
«… устами Моисеевыми и пророком его».
При этом необходимо отметить, что Моисее, несмотря на косноязычие, всегда оставался центральной фигурой и всегда разговаривал с народом самостоятельно.
Жезл Аарона поразил египетского фараона, и он отпустил евреев из плена
Когда Аарону исполнилось 83 года, он встретился с Моисеем в пустыне для того, чтобы выступить перед старейшинами египтян и перед фараоном.
Такое выступление потребовалось для того, чтобы просить их отпустить евреев из египетского плена.
Им предстояло служить Богу в Иерусалимском Храме. Именно в это время ветхозаветный пророк Моисея совершил своё первое чудо.
Дело в том, что фараон не поверил словам Моисея и Аарона и отказался отпустить евреев в Израиль. Для того чтобы показать ему могущество Господа, Аарон превратил свой жезл в змею.
Египетские чародеи сотворили такое же чудо и Господь, доказывая своё всемогущество, через Аарона приказал ему поглотить жезлы факиров. Это произошло и повергло фараона в страх перед могуществом Божьим.
В дальнейшем, при помощи жезла первосвященник навёл три первые казни на египтян.
Далее наказывал их уже сам Моисей, и жезл мог осуществлять чудеса только в его руках. Пример этому — рассечения Красного моря.
При этом Аарон поддерживал руки Моисея вместе с Ором во время молитвы пророка при битве израильтян с амаликитянами, то есть оставался его ближайшим помощником.
Когда Моисей опускал руки, израильтяне начинали проигрывать, если же руки молящегося подняты, побеждал Израиль.
После того, как фараон отпустил евреев в Израиль, он повелел посвятить Аарона в первосвященники
При заключении Моисеем Завета с Господом он не присутствовал на месте нахождения Божества, но сопровождал его вместе с 70 старейшинами и своими сыновьями Надавом и Авиудом при восхождении на гору Синай.
Туда Господь допустил только Иисуса Навина и сам Моисей. После того как пророк снова поднялся на гору, он назначил Аарона и Ора вершить суд и следить за народом.
Во время отсутствия Моисея, который пребывал на Синайской горе для того, чтобы получить от Господа скрижали Завета, Аарон провинился перед Господом и преступил его заповедь «Не сотвори себе кумира».
Уступая просьбам народа, он изготовил золотого тельца. Дело в том, что израильтяне хотели видеть видимое изображение Бога, освободившего их из египетского плена.
После этого в народе начал свирепствовать мор: так Господь наказал преступивших Его Завет. Аарона же из-за заступничества Моисея перед Богом он не затронул.
Далее, в течение 40 дней Господь дал Моисею несколько поручений, среди которых находилось поручение призвать к священнической службе колено Левино.
Его облачили в одежды священника, и Моисей рассказал ему о его обязанностях.
При этом они, а также права священников и порядок совершения жертвоприношения установлены самим Господом, архимандрит Никифор утверждает, что это произошло в 1490 году до нашей эры.
Именно поэтому отступление от этих правил жестоко каралось.
В сам день посвящения Наддав и Авиуд совершили жертвоприношении недозволенным Господом способом.
«… Принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им».
За это они сожжены Божьем огнём, при этом Аарон молча принял такое наказание, которое потребовалось чтобы показать, что священники должны серьёзно и внимательно относиться к своим обязанностям.
Преимущества в священстве колена Левина подтвердил Моисей
Когда шёл второй год странствования по египетской пустыне первосвященник выступил против Моисея.
Он присоединился к сестре пророка Мириам, которая утверждала, что пророк имеет особое положение перед Богом. Кроме того, они укоряли Моисея, который взял в жёны эфиоплянку.
Скорее всего, инициатором выступления стала Мириам, ведь недаром Господь наказал её проказой. Аарону приходится просить Господа о том, чтобы он исцелил её.
Сам он покаялся в грехе и не пострадал от болезни потому, что его защитил священнический сан.
В это же время произошло восстание Корея, Дафана и Авирона. Восставшие выступали против Моисея, а также оспаривали закрепление за потомством Аарона права на священство. Бунтовщики погибли.
Их поглотила разверзнувшаяся бездна, а народ обвинил Моисея и Аарона в этом. Чтобы прекратить волнение среди евреев, Господь наслал на них мор. Аарону пришлось принести жертвоприношение, чтобы прекратить его.
После этого события Господь ещё один раз подтверждает первосвященство Аарона. Он совершил чудо, заставив цвести жезл Левия, который носил на себе имя Аарона.
Аарон и Моисей не вошли в землю обетованную
Аарон и Моисей не вступили в землю обетованную. Дело в том, что пророк проявил нетерпение в Кадеше или Мерибе.
Это произошло тогда, когда израильтяне последний год блуждали по пустыне. Это безлюдная и безжизненная местность. Здесь отсутствовала вода и растения.
Так как народ стал роптать, Моисей решил извлечь воду из скалы. При этом он просил помощи у Господа, и он сказал ему приказать скале, чтобы из неё начала течь вода.
Пророк же ослушался Господа и использовал свой жезл. Он ударил им два раза по скале. Таким образом, он использовал Благодать Божию без Его разрешения.
В наказание Аарону, который неоднократно ослушался Бога и Моисею, поддавшегося на его уговоры и извлекшему из скалы воду с помощью жезла Господь запретил входить в землю обетованную, куда они выели народ Израильский.
«За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему».
За ослушание Бога Аарон лишился звания священника.
Что же касается Аарона, Господь наказал его отдельно: Он повелел Моисею взойти на гору Ор с Аароном и его сыном Елеазаром.
Здесь ветхозаветный первосвященник потерял своё священничество. Моисей снял с него одеяние священника и передал их его сыну.
Существует две версии смерти Аарона.
Первая говорит о том, что он умер на горе Ор. На этом момент его возраст насчитывал 123 года. Народ Израиля плакал о нем в течение 30 дней.
Вторая же версия говорит о том, что праведник скончался в Мосере, где его и похоронили. Между вершиной и городом насчитывается всего семь дневных переходов.
Поминание первосвященника в православии
В поместных православных Церквах праведного первосвященника отдельно не почитают. Поминание его имени происходит совместно с именами других ветхозаветных праведников.
Обычно оно встречается в службах Недель праотец и отец в преддверии Рождества Христова.
Это две последних недели, то есть воскресенья Рождественского поста. Они посвящены воспоминаниям о прародителях Спасителя и о всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия.
Кроме того, также поминают праведника вместе с пророком Моисеем в первую неделю Великого поста.
Большинство старых месяцесловов говорят о дне Аарона, упоминая 20 июля.
Что же касается икон пророка, то они обычно изображаются в ряду сцен Исхода. Одно из таких изображений сохранилось в синагоге Дура-Европос, что в Сирии.
Роспись относится к 245-250 годам нашей эры и на ней изображен старец.
Он облачён в одежды первосвященника: ефод, наперсник, поддир, кидар — головной убор. Находится праведник внутри Храма, в котором хранился Ковчег завета.
В ранних же памятниках изобразительного искусства Византии изображение Аарона можно увидеть в виде юноши в античной одежде. Устойчивое же его изображение складывается в иконописи в IX-XI веках.
Для него характерно наличие изображения седовласого старца. Он с длинной бородой и держит в руках жезл, кадило или же ларец. Одет он в одежды священника.
Иногда можно увидеть изображения, в которых описываются те или иные события из жизни пророка.
Например, распространён сюжет, в котором жезл Аарона превращается в змею. Кроме того, часты изображения первосвященника вместе с Моисеем. На иконостах он обычно изображается в пророческом ряду.
Почитание Аарона в иудаизме и исламе
Кроме христианской церкви Аарон почитается в иудаизме и исламе. Иудеи считают, что первосвященник — это предвестник прихода Мессии.
Кроме того, в сочинениях раввинов подчеркивается, что брат Моисея имел очень кроткий нрав. Он считался миротворцем, за это его Господь и сделал первосвященником.
Иудеи и ранние христиане считали, что смерть Аарона и наказания за его проступки произошли вследствие действия первородного греха.
То есть пророка нельзя назвать греховным. «Змей» искусил его на ослушание Божьей Воли. О смерти первосвященники израильтяне горевали больше чем о смерти Моисея.
Мусульмане называют его Харун ибн Имран, то есть старший брат Муссы или Моисея. Коран следует традиции отображения Аарона как помощника косноязычного Моисея.
При этом в исламе не признаётся тот факт, что золотого тельца для поклонения создал он. Вся вина за этот поступок возлагается на неизвестного самаритянина.
Ааронова могила почитается представителями трёх религий
Под Ароновой могилой понимают гору Джабаль-Харун или гору Аарона. Она находится на расстоянии в пять километров западнее города Петра Набетская, что в Иордании.
Иосиф Флавий, известный римский историк, считал, что она тождественна библейской горе Ор, где праведник умер в возрасте 123 года.
Арабы до сих пор почитают это место, приходят к ней так же иудеи и христианские паломники.
В 1999 году на вершине горы провели археологические раскопки под руководством финского археолога Яаако Фрёсина.
На имеющихся развалинах церковного комплекса обнаружены остатки византийской базилики. Её упоминает папирус, относящийся к VI веку.
В нём говорится о том, что это «дом Аарона». Также нашли остатки капеллы, на постаменте которой существует греческая надпись «ΑΑΡΩΝ».
Кроме того, на горе стоит мечеть, которую, скорее всего, перестроили из христианского храма периода правления византийского императора Юстиниана.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение