Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Бытие

Скачать эту статью

Бытие — пожалуй, самая известная книга Библии. Сколь бы ни было важно для христиан Евангелие, всё же начинают читать Священное Писание обычно с книги Бытия. Или Бытие? Это, пожалуй, первый вопрос, с которым стоит разобраться. Да и вообще этот текст оставляет много вопросов, поскольку он — один из самых загадочных в Библии.

Называние «Бытие» дано по первому значимому слову книги — «Происхождение»

Все мы знаем, как начинается 1 глава книги Бытия: «В начале было Слово», верно? Если Вас нисколько не смутило это утверждение, то стоит лучше познакомиться со Священным Писанием. Эта фраза никогда не употреблялась в Ветхом Завете, но она всё же есть в Библии — ею начинается Евангелие от Иоанна.

А первая фраза Священного Писания:

(Быт. 1:1)

«В начале сотворил Бог небо и землю»

В русском переводе утеряно слово «происхождение», которое присутствует в оригинальном тексте. Именно по первому слову названа книга Бытия. У нас его заменяет выражение «в начале». Как видно, перевод первого слова и перевод названия не связаны.

Тем же образом озаглавлены и последующие четыре Библейских текста, но в переводе на русский ничего этого нет.

Так «книга Бытия» или «книга Бытие»? Если мы прибавляем слово «книга», то «Бытия», а если говорим о ней одним словом — то «Бытие».

История Адама и Евы — одна из самых популярных ассоциаций с книгой Бытия («Грехопадение», Корнелис ван Харлем)
История Адама и Евы — одна из самых популярных ассоциаций с книгой Бытия («Грехопадение», Корнелис ван Харлем)

Книга Бытия не имеет ничего общего с одноимённым философским понятием

Бытие — слово многозначное. В общем смысле его можно определить как существование. Если вещь реальна, то у неё есть своё бытие. В самом широком смысле бытие — это сам мир, потому что он существует. Противопоставить ему можно лишь несуществование.

Первая книга Библии не об этом, хотя при определённом направлении мысли можно сделать упор на то, что в тексте рассказывается о сотворении материального мира (а значит, бытия) и вообще устройстве жизни (что тоже можно называть бытием). Но всё это довольно натянутые смыслы, которые скорее, хотят видеть, чем реально видят.

Авторы первой книги Священного Писания вряд ли ставили перед собой задачу писать именно о бытие. Само это слово не столь часто встречается в русской версии Библии и имеет совсем не философское значение. Например:

(Быт. 2:4)

«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо»

Речь о происхождении мира, поскольку именно о нём говорится в первых главах Бытия. Какой-то переклички с названием книги автор не предполагал, поскольку, как мы скоро увидим, даже не нуждался в заголовке.

Примечательно, что слово «бытие» возникло в античности, но мы можем встретить его в переводе иудейских текстов:

(Прем. 13:5)

«ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их»

Дело в том, что Священное Писание переводили на русский с греческого, причём довольно поздно. Категория бытия уже существовала в философии. Никакого «бытия» в еврейских рукописях нет. Более корректно по отношению к первоисточнику будет сказать вместо «виновник бытия» — «рододеятель».

Похожий случай и в книге пророка Данила:

(Дан. 13:42)

«Возопила Сусанна громким голосом и сказала: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его!»

В оригинале речь шла о происхождении. Так что вопрос о Бытии, как философской категории в Библии не поднимался.

Изначально книги Бытия не существовало отдельно от Торы

Тора — это распространённое среди иудеев называние первых пяти книг Священного Писания. У нас их называют Пятикнижием Моисея. Известно, что исторически все эти писания составляли единый текст.

Тогда зачем его потребовалось делить? Что за горе от ума-то такое? Была себе книга, к чему эти редакции и переименования?

Бытие — это одна из пяти книг Пятикнижия (или, по-еврейски, Торы)
Бытие — это одна из пяти книг Пятикнижия (или, по-еврейски, Торы)

Дело в том, что хотя, по преданию, эти тексты составляют единый, по духу они разные. Стоит хотя бы сравнить поэтичный обзор исторических событий из книги Бытия с чёткими инструкциями книги Левит, чтобы понять, что это — разные тексты. Переход между ними ощущается довольно чётко.

Исследователи уверены, что у книги Бытия был более ранний письменный источник

Однако текстологи сообщают, что изначально Тору составили иные источники, а не эти пять книг. Некоторые исследователи даже приводят примерные характеристики оригинальных текстов и называют их число — обычно четыре:

  1. Яхвист.
  2. Элохист.
  3. Священнический кодекс.
  4. Второзаконие.

Автором Бытия считают Моисея, но подтвердить это невозможно

Автором Пятикнижия принято считать Моисея. Однако между этим человеком и Бытием пролегает около тринадцати столетий. Вероятность того, что к тексту Бытия приложил руку Моисей, ничтожна.

К слову, этот факт нисколько не противоречит Священному Писанию: нигде в первых пяти книгах Библии не сказано, что Моисей — их автор. Более того — в последней, Второзаконии, описана смерть Моисея.

Сам Моисей — фигура легендарная, даже мифическая. Помимо Библии, о нём нет прямых исторических свидетельств. Есть лишь два косвенных:

  1. Еврейское предание.
  2. Труды историка Иосифа Флавия.

Ясно, что в обоих случаях информация получена не из вторых и даже не из третьих рук. Еврейское предание пережило множество веков и могло заметно исказиться. Вот что бы мы сегодня могли утверждать о Пушкине, если бы знали о нём не из письменных свидетельств, а по рассказам своей бабушки, что-то знавшей по воспоминаниям собственной бабки, которая и великого поэта-то в глаза не видела?

Наше представление о временах Моисея хрупко, ничего нельзя сказать наверняка.

На этом примере ясно, сколь хрупко наше представление о временах Моисея и как мало мы можем утверждать наверняка. Вероятно, жил он в XV веке до нашей эры. На это указывают косвенные научные свидетельства и записи Иосифа Флавия.

Великий иудейский пророк вполне мог выходцем не из евреев, а из египетского жречества. По крайней мере, его образование и авторитет среди египтян намекают на такую вероятность.

По одной из версий, исторический Моисей — это Сенмут, фаворит египетской царицы, на этой статуэтке он нянчит её дочь
По одной из версий, исторический Моисей — это Сенмут, фаворит египетской царицы, на этой статуэтке он нянчит её дочь

Очень может быть, что царица, которая вырастила Моисея, — это Хатшепсут. Есть версия, что Моисей — это Сенмут, фаворит этой самой женщины-фараона.

Моисей мог создать первоисточник для книги Бытия, но вряд ли сам приложил к ней руку

Текст Бытия, по самым «древним» версиям, написан не раньше VIII века до нашей эры. Чуть ранее могли существовать тексты-источники. Не исключено, что в их основе могут лежать:

  1. Рукописи Моисея.
  2. Устное наследие Моисея.
  3. Знания, которые намного старше Моисея.
  4. Предания, которые художественно приукрашены историей о Моисее.
Ни Бытие, ни Пятикнижие не даёт оснований считать Моисея автором текстов, которые дошли до нас
Ни Бытие, ни Пятикнижие не даёт оснований считать Моисея автором текстов, которые дошли до нас

Но какой бы ни была истина, в любом случае именно к тем текстам, которые имеем мы, Моисей не прикладывал руку. Мы легко можем заметить это по противоречиям внутри Бытия:

(Быт. 7:2)

«Из всех чистых четвероногих животных возымёшь себе по семь пар, самца и его самку, а из нечистых четвероногих животных — по паре, самца и его самку» .

В следующих стихах количество животных внезапно меняется:

(7:8–9)

«Из чистых четвероногих животных, и из нечистых четвероногих животных, и из птиц, и из всего, что кишит на земле, по паре вошли к Ною на ковчег, мужского пола и женского пола, как повелел Бог Ною» .

И таких противоречий много. Было бы странно, если бы сам Моисей не мог бы определиться с цифрой, когда писал Бытие.

Один из явных источников книги Бытия — «Эпос о Гильгамеше»

Есть убедительная версия, что на содержание книги Бытия сильно повлиял более древний текст — «Эпос о Гильгамеше». Обратное невозможно, так как это произведение появилось в XVII или даже XVIII веке до нашей эры, а значит, Моисей мог знать его содержание, но никак не способен был бы сам выступить источником для информации для клинописного документа.

XVIII в до н.э.
возможно, дата первого письменного упоминания о потопе

Иными словами, если даже Моисей — автор Бытия, то он всё равно родился минимум на 200 лет позже, чем написан «Эпос о Гильгамеше».

Из этого документа, скорее всего, Моисей взял историю о потопе. Царь Зиусудра (Атрахасис) — явный аналог Ноя, возможно, прототип.

3 части книги Бытия

Так о чём же рассказывает книга Бытия? Условно она поделена на три части:

  1. Сотворение мира до Адама. Рассказ о том, как появились день, ночь, земля, небо и звери.
  2. История человечества до Авраама. После изгнания из Эдемского сада человечество переживает ряд потрясений — потоп, смена языков, — пока не появляется праведник-патриарх, от которого родятся евреи.
  3. История иудейских патриархов до переселении в Египет. Здесь история приобретает уже семейный характер, придя от общечеловеческого к частному. Рассказана судьба потомков Авраама: Исаака, Иакова и Иосифа.
Авраам и его жена Сара — с их появления текст Бытия переходит от общечеловеческой до иудейской истории
Авраам и его жена Сара — с их появления текст Бытия переходит от общечеловеческой до иудейской истории

Содержание Бытия туманно, его сложно интерпретировать однозначно

Начало Библии содержит самые загадочные и спорные эпизоды в Писании. Далеко не все толкователи трактуют их прямо. Есть несколько представлений о содержании текста:

Буквальный подход. Всё было так, как написано: Адам, Ева, змей, Вавилонская башня. Но тут надо обращаться к первоисточнику. Переводы на русский грешат неточностями. Например, созданные Богом «рыбы большие» — это дословно морские чудовища.

Символический подход. Его любят эзотерики и некоторые каббалисты. Написанное в Библии — правда, но изложена она образами. Например, Адам и Ева — это бесплотные

существа. Людьми они стали лишь тогда, когда Бог дал одежды из кожи. Подобных гипотез и трактовок по объёму хватит на десятки Библий.

Наследственный подход. Бытие — лишь пересказ старых мифов, которые евреи слышали во время Вавилонского плена. Записаны они где-то верно, где-то с ошибками, но полностью переосмыслены. Например, змей в древности — образ положительный. Своим действом он запускает материальную жизнь. Осуждение его действий — ошибка потомков.

Список подходов можно продолжать. Ведь Бытие — достаточно туманная книга. Например, открытым остаётся вопрос о том, кем же были «сыны Божии»:

(Быт. 6: 1–2)

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» .

Некоторые толкователи истолковывают этот фрагмент, как указание на реальность инопланетян.

Усложняют интерпретации и поздние толкования. Взять хотя бы представление о том, что змей — это дьявол. Библия такого не утверждает. Но если поверить в такую интерпретацию, то чего ради Бог проклинает не дьявола, а ни в чём не провинившихся пресмыкающихся:

(Быт. 3:14)

«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» .

Кстати, из этого отрывка мы также можем узнать, что змеи раньше имели лапы и только после проклятия стали ползать.

Художники редко следуют тексту Бытия, где даётся понять, что у змея-искусителя были лапы
Художники редко следуют тексту Бытия, где даётся понять, что у змея-искусителя были лапы

Бытие — не историческая книга

Много критики на книгу Бытия обрушивается из-за того, что с исторической точки зрения она почти бесполезна. Опущены важнейшие вопросы о прошлом человечества. Как звали жён детей Адама и Евы, например? Почему нет ни слова о динозаврах?

Но всё становится на свои места, если вспомнить про главную задачу Библии — эта книга о воле Господа. В ней рассказывается об отношениях человека с Богом. Те эпизоды, которые никак не раскрывают этот мотив, само собой, не описаны.

  • Плодитесь и размножайтесь

Эту фразу интересно выделить, поскольку это, формально, первая Заповедь Бога в Библии. Правда произнесена она ещё до сотворения Адама, так что можно её трактовать и как обращённую только к животным. Но это в любом случае любопытно, ведь даже в таком, узком понимании, это единственная заповедь, обращённая к животным.

Помимо книги Бытия, те же истории описывает апокриф книга Юбилеев

Самый ранний список книги Юбилеев датирован II веком до нашей эры. Традиционное христианство не считает эту книгу боговдохновенной, но всё же в ней можно обнаружить немало дополнительных сведений о событиях, изложенных в книге Бытия.

Также книга бытия даёт более подробное представление о ритуалах и обрядах иудеев, так что с культурой и исторической точки зрения в определённых темах имеет даже большую ценность, чем книга Бытия.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *