Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Кто такой Бог: 2 пути Его познания

02.04.2021
214

Кто такой Бог? Вроде бы вопрос простой, но ответ на него далеко не очевиден. Увы, среди христиан есть даже такие, кто может сказал, мол, Бог — это Иисус Христос, и точка. Но христианское богословие намного сложнее.

И в любом случае одно лишь имя — ещё не ответ. Нам ведь интереснее, что такое Бог: что за существо, как выглядит, когда появилось и пр.

Бог — это могущественное существо, а представления о Нём у всех культур отличаются

Бог есть во всех культурах. Кажется, что это универсальный образ. Когда мы говорим про Бога, то подразумеваем некое очень могущественное существо. Оно повелевает нашим миром, а все праведные создания Ему подчиняются.

Но это очень поверхностное представление о Боге. В действительности понимание Бога часто зависит от того, что именно мы считаем самым главным в культуре. Здесь уместны примеры:

Бог у древних египтян — это самое чистое существо. Материальный мир не безупречен. И каждому человеку предстоит пройти стадии очищения, чтобы стать богоподобным.

Бог в древней Месопотамии — это самое главное существо. Тут во главе всего именно иерархический подход. Важны не свойства Бога, а его руководящее положение над миром.

Икона XIX век с изображением трёх элементов Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Называется этот сюжет Саваоф
Икона XIX век с изображением трёх элементов Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Называется этот сюжет Саваоф. Фото: images.ua.prom.st

Бог в древнем Китае — это самый старый предок. Что есть Бог, как не отец всего нашего мира? Это родитель каждого живого существа. Культ предков и история рода очень важны для китайцев. Ну а самый старый предок — это Бог.

Бог в индуизме — самое совершенное существо. Бог превосходит весь мир по качествам. Любые наши достоинства — лишь отражение Его естественных качеств: гармония, любовь, красота, сила. Человеку или духу ни в чём не превзойти Бога.

В христианстве все эти качества можно приложить к Богу. Он — Отец мира, самое главное и могущественное существо. Вопрос лишь в том, на чём делать акцент. Разные авторы делают это по-своему. Можно сказать, что люди находят в Боге то, в чём больше всего нуждаются.

Даже если в традиции почитают бесчисленное множество божеств, обычно почитают и самого главного Бога

Многобожие — это форма религиозного мировоззрения, в которой есть больше, чем одно божество. Об этих взглядах ходит немало заблуждений. Сразу предостережём от них:

Язычество — это не политеизм. Политеизм — это значит, что богов много. А язычество — это религия, свойственная определённому этносу. Мы знаем религии индусов, эскимосов, греков, древних египтян. Именно возможность отождествления с конкретным этносом позволяет нам использовать ярлык «язычество».

Боги в политеизме чаще всего — персонификации сил главного Бога. Мы привыкли считать, будто Ра, Осирис и др. — это разные существа. Но египтяне видели их не как самостоятельные сущности. Религовед Андрей Борисович Зубов лекции рассказывает, что древние египтяне были монотеистами:

«Идея единого Бога подчеркивается и подчеркивается. В лейденском папирусе мы читаем: «Всех богов три: Амон, Ра и Птах. И нет среди них второго. Сокрытый, зовут Его в имени его Амон, он Ра ликом, а телом своим он — Птах». Телом поднимающаяся земля, все творение земное — это Птах, в том смысле, что он создатель, поэтому это его тело. Ликом Ра, — ведь солнце светит. А незримое иное — это скрытый Амон».

Многочисленные божества — это персонифицированные энергии Бога

То же самое касается и других культур. Сколько существует богов, в них не всегда очевидно. Древняя арийская культура, создавшая веды, тоже рассматривала богов, как силы единого высшего существа. Пожалуй, проще перечислить культуры, где единого Бога нет. Самые яркие примеры — религии древней Греции и древней Скандинавии.

Впрочем, и тут можно строить догадки. Особенно, на счёт веры викингов. У нас мало материалов на эту тему. Если бы человек без письменных источников зашёл в наш храм, то рассудил бы, что святые на иконах в православии — это боги: один лечит, другой защищает, третий спасает и т.д.

Некоторые традиции умалчивают о Боге. Вопреки заблуждениям, буддизм не отрицает реальность Бога. Он просто призывает не касаться этой темой, а сосредоточиться на благочестивой жизни. Ряд шаманских (или просто магических) традиций подразумевает, что Бог есть, но Он где-то далеко, никак не связан с этим миром. Поэтому о Нём мало говорят.

Как бы то ни было, Священное Писание не утверждает того, что Бог один. Акцент там всегда на другом — что Он самый главный и достойный почитания. «Бог над богами», как сообщает Библия.

Многие имена и эпитеты Бога происходят от слов, выражающих Его благие свойства

Очень интересен вопрос о том, как зовут Бога. Мы использует слова «Господь», «Бог», но ведь это функция, а не имя. Всё верно: Бог — это слово, которое этимологически восходит к значению «одаряющий благом». «Господь» родственно слову «господин». А имени что, вообще нет?

Как сказать. Еврейская традиция сохранила для нас ещё несколько имён, но все они тоже оказываются не именем.

Большинство имён Бога — это эпитеты и титулы.

Яхве — популярное в еврейских памятник обращение и самоназвания Господа. В действительности — дополненная гласными аббревиатура выражения «Я есть Сущий» (если дословно, то «Я есть тот, кто Я есть»).

Иегова — неправильно прочитанная аббревиатура Яхве.

Саваоф — титул «Господь воинств».

Адонай — происхождение слова давно установлено: от «господин».

Элохим — множественное от «Эль». Эль — собственное имя главного Бога в Месопотамии. Также «эль» — это слово, которое можно перевести как «бог», любой. В Ветхом Завете «элохим» иногда подразумевает тех, кого мы называем ангелами, а иногда обозначает Единого Бога.

Всё это не имена. Но и у других монотеистических культурах имя Бога имеет перевод, так что христианство тут не в меньшинстве.

Мы не знаем, как выглядит Бог, и скорее всего, Он не имеет облика

Господь Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Для многих верующих это указание, будто Бог похож на людей внешне. Вообще первые книги Бытия довольно приземлёно описывают внешность Бога: есть руки, физическое тело. Собственно, Бог бродит по эдемскому саду, который лично же и посадил.

Но всё это справедливо считать фигуральным языком. Богословы также указывали на то, что образ и подобие Бога — это указание на духовную природу, а не материальную. Ведь Священное Писание не отрицает, что животные и растения тоже могли быть сотворены по Его образу и подобию?

Это область догадок. Для нас важнее, что об облике Бога ничего не сказано конкретно. Есть лишь символы и поэтические описания пророков. Наверняка, Господь не ограничен каким-либо телом.

По крайней мере, Священное Писание явно не указывает на одну внешность: то Бог ростом с человека (битва и патриархом Израилем), то около 20 метров (видение Моисея), то восседает среди звёзд в космосе.

Православие не считает, что Бог когда-либо родился, а гностики считали, что Творец мира когда-то сотворён, но он — не Господь

Христианские представления о Боге выводят Его за грань законов нашего мира. Времени там нет, как нет смерти и рождения. Когда и где родился Бог? Никогда и нигде. Он вечен.

Впрочем, надо упомянуть, что гностики (тоже, кстати, христиане, хотя и признаны еретиками) полагали, будто наш мир сотворил на Бог, а Демиург. Отделение Всевышнего от Демиурга не ново. В том же индуизме был бог Брахма, который подчинялся высшим силам.

Изображение Бога-Отца на фреске во Владимирском соборе (Киев). На картине есть также Святой Дух в виде голубя
Изображение Бога-Отца на фреске во Владимирском соборе (Киев). На картине есть также Святой Дух в виде голубя. Фото: logoslovo.ru

Однако гностики пошли дальше. Они полагали, что Демиург — это зло, поскольку это существо не наделено полнотой знания. «Окружающий вас мир полон страданий, — могли бы сказать гностики. — Его несовершенство указывает на то, что Создатель нас намеренно мучает».

А главный Бог, который символизировал добро и знания, оставался где-то за постижимым миром. Он никогда не появлялся и не исчезал. Просто оставался вечным. Это интересно для истории христианства, хотя и не отвечает православному мировоззрению

Бога часто отождествляют с абсолютом, а Его свойства: вечность, знание, счастье

Многие мыслители отождествляли Бога и абсолют. Если Бог создал мир тогда, когда не было ничего кроме Бога, значит, должен был создать этот мир из самого Себя.

Не все согласны с такой идеей. Мы очень приземлено смотрим на духовные вещи. Какой материал в потустороннем мире? И нужен ли вообще? Следует ли ограничивать Бога законами нашей реальности?

Сотворил ли Бог мир из Самого Себя, человеку неизвестно

Восточные традиции очень ёмко охарактеризовали свойства Бога:

  • вечность — Он был, есть и будет;
  • знание — Ему ведомо всё;
  • счастье — Он пребывает в блаженстве.

В православии мы наблюдаем ту же мысль, но менее чёткую. Разные авторы противоречат друг другу. Что такое свойства? То, что свойственно. Для одних авторов свойство — это вечность, для других — то, что Бог является Троицей.

И всё же, если ориентироваться на восточную модель, можно привести следующий перечень свойств Всевышнего:

  • всеблагость;
  • неизменяемость;
  • вездесущность (беспредельность);
  • всеправедность;
  • всеблаженство;
  • всемогущество;
  • вечность;
  • всезнание;
  • духовность.

При желании это можно свести всё к той же формуле, либо, наоборот, углубить и развить каждое из качеств в целую тему.

В христианском представлении, Бог — это любовь, а ещё — Троица: Отец, Сын и Святой Дух

Православие учит, что Бог — это Троица:

Бог-Отец. Ветхозаветный Бог, Создатель, Тот самый, кого евреи называли Яхве

Бог-Сын. Иисус Христос. Он одновременно и Бог и человек. Эти две природы совмещены неразрывно. Помимо представления о Боге, есть и другие взгляды на личность Христа. Его считают простым человеком, пророком, архангелом Михаилом, вымышленным персонажем, астрономическим телом и пр. Обо всех эти версиях интересно почитать, но такой формулировки нет, но смысл тот же. Так что в сущности мы говорим об одном и том же Боге, хотя называем по-разному и выделяем обычно тот аспект Всевышнего, который более понятен нашей культуре.православная традиция предостерегает от того, чтобы серьёзно относиться к таким утверждениям. Христианину полагается опираться на версию Писания и Предания.

Святой Дух. Наиболее удачное определение — это энергия Бога, связанная с ним неразрывно. Это как свет для Солнца. Это его качество. А вот о том, может ли Бог-Сын быть источником Святого Духа разные христианские конфессии спорят. Но это уже вопрос второстепенный.

Бог в христианстве — это Троица
Бог в христианстве — это Троица. Фото: katolik-pskov.ru

Концепция Троицы возникла через пару столетий после Рождества Христова. В самой Библии есть отдельные эпизоды, которые можно трактовать как указания на Троицу, но с большой натяжкой.

Некоторые люди проводят параллель между Троицей и индуистским Тримурти. Профессор А.И. Осипов предостерегает от этого, говоря, что идея Тримурти возникла позднее христианской Троицы.

Но Алексей Ильич при этом не учёл, что в долине Инд существовали и другие сдвоенные и строенные божества ещё задолго до Троицы. И всё же кроме идеи того, что три — это одновременно и одно целое и три автономных сущности, у них мало общего.

Так кто Бог у христиан? Бог-Отец или Иисус Христос? Все в совокупности и каждый отдельно. Но обычно под словом «Бог» мы понимаем первого, а в случае Христа называем имя или эпитеты.

Два пути познания Бога: отрицание и абсолютизация

Религия не ставит перед собой главной целью познать Бога. Христианство даже не знает точно, познаваем ли Он. Религия — это комплекс методов для сближения человека с Богом путём любви, служения и дружбы.

Но кроме этого есть два подхода к Его пониманию:

Апофатический — мы всё отрицаем: Бог — не стол, Бог — не день, Бог — не человек. Бог непознаваем, Он где-то за пределами. Отбросив всё, мы получим какое-никакое представление об этом.

Катафатический — Бог проявляется в разных вещах. Добро, любовь, красота — всё это божественное. Через эти качества можно приблизиться к Богу. Об этом принципе пишет апостол Павел:

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».

(Рим. 1:20)

Сестра Бога Амара (Тьма) — это выдуманный персонаж из сериала «Сверхъестественное»

Увы, очень много заблуждений порождает массовая культура. Вот и ещё одно: человек, ища информацию о Боге в интернете, может наткнуться на подсказку в поисковике «тьма сестра Бога» и т.п. Откуда это? Искать тут религиозные корни нет смысла.

Просто создатели сериал «Сверхъестественное» выдумали этого персонажа. В этом сериале вообще очень много вольностей с разными городскими легендами, мифами и религиями. Относится к этому серьёзно не стоит.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *