Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Евреи-христиане

В Библии к евреям особое отношение. Священное Писание называет их народом Божьим. Да и сам текст Книги книг написан в лоне этой культуры. Пророки, патриархи, великие цари, апостолы, даже сам Иисус Христос — всё принадлежат к еврейской расе.

В Израиле находятся важнейшие святыни. И оттого удивительно, что охватившее весь мир христианство столь не востребовано у себя на родине.

Почему евреи не верят в христианство? Есть ли среди них исключения. Чем живут сегодня евреи христиане, которые признают Новый Завет?

Ветхий Завет говорит о богоизбранности евреев

Вопрос о том, почему евреи — не христиане не лишён оснований. Бог-Отец в Ветхом Завете часто подчёркивает особый статус этого народа. Впервые мы можем заметить это в истории об Аврааме — прародителе евреев. Это был праведный и богопослушный человек. Однажды Господь прямо сказал ему о своём намерении дать потомкам Авраама особый статус:

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей,

от родства твоего и из дома отца твоего в землю,

которую Я укажу тебе, и Я произведу от тебя великий народ,

и благословлю тебя, и возвеличу имя твое,

и будешь ты в благословение;

Я благословлю благословляющих тебя,

и злословящих тебя прокляну;

и благословятся в тебе все племена земные».

(Быт. 12:1–3)
Авраам — ветхозаветный патриарх, прародитель евреев
Авраам — ветхозаветный патриарх, прародитель евреев

Ещё один подобный эпизод можно найти в истории о внуке Аврааме — Иакове. Однажды он боролся с Богом (чаще всего вместо самого Всевышнего изображают ангела). Иакову удалось победить в схватке, и тогда Господь пообещал ему особую силу:

«И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».

(Быт. 32:28)

Этот эпизод часто толкуют в том ключе, что «одолевать человеков» будет не сам Иаков, а его потомки, которые и получат наименование Израиль, — в честь предка.

Но всё это лишь обещание. Действительно об избранности евреев, как о состоявшемся факте, сказано в момент, когда Моисей получает десять заповедей на горе Синай.

«Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас (как бы) на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».

(Ис. 19: 3–6)

Евреи не верят в христианство, иудаизм по-другому смотрит на грех, роль Мессии, отношения с врагами

С той поры избранность евреев Богом — одна из сквозных мыслей в Священном Писании. Весь Ветхий Завет, да и Новый — это про события в жизни народа Израиля. Великие цари, пророки, апостолы, да и сам Мессия — потомки Авраама и Иакова.

Многие годы евреи оставались хранителями Слова Божьего, они противопоставлялись языческим народам и ждали исполнения великого пророчества — прихода Мессии.

Иисус — Мессия у христиан, но не у иудеев. Это одно из главных разногласий их религий
Иисус — Мессия у христиан, но не у иудеев. Это одно из главных разногласий их религий

Но чётко определить, в чём же миссия избранного Богом народа, — затруднительно. Особенно сложно это сделать в применении к нынешним евреям. Они не признают Библию, а значит, с точки зрения христианина, могут иметь лишь номинальную богоизбранность.

Актуальны ли сегодня прежние догмы, либо статус евреев устарел, когда христианство стало универсальной религией? Об этом спорят, но чаще всего толкователи Библии отказывают современной евреям в их особой роли.

У христианства с иудаизмом общий фундамент — Ветхий Завет (Танах у евреев).

Писания в двух традициях отличаются: есть разница в текстах и в структуре книги, но в целом база у религий единая.

Основное противоречие христианства и иудаизма упирается в Новый Завет. Евреи его не признают. Как же так получилось?

Центральное пророчество Ветхого Завета — приход Мессии. По-русски Мессия — «помазанник». Отношение к нему у евреев соответствующее: это царь, лидер, некий грандиозный человек, который придёт с первой важной миссией, — спасти евреев.

Он освободит их из-под гнёта других нардов. А уже во вторую очередь приход Мессии даст толчок к большим благоприятным переменам в мире:

«И перекуют все народы мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать».

(Ис. 2:4)

Но не только отношение к Мессии — причина разногласий между христианами и иудеями. Есть и другие:

  • греховность человека от рождения. Христианство верит, что человек, будучи наследником Адама, уже рождается в грехе. Чтобы его искупить, необходимо креститься. А вот иудеи считают, что только человек сам может принимать решение, грешить ему или нет. Что произошло до него с предками — их дело и не может влиять на потомков. От рождения все невинны;
Иудеи в отличие от христиан, считают, что человек от рождения безгрешен.
  • спасение только через принятие Христа. Христианство утверждает, что только Спаситель может обеспечить человеку искупление. Иудеи же считают, что каждый человек сам способен своими поступками спастись, если будет вести праведную жизнь;
  • прощение всех грехов. Христианство предполагает прощение любого греха. Иудаизм же считает, что Бог вправе простить лишь те грехи, которые оскорбляют лично Его. Что же касается плохих поступков, которые направлены против других живых существ, то не в Его полномочиях давать прощение за это. Чтобы избавиться от греха, который направлен против другого, нужно именно ему сделать добро и добиться прощения;
  • божественность Иисуса Христа. Христос у евреев не только не Мессия, но и не Бог, и не сын Божий. А само его учение — это заблуждение. Оно близко традиционному иудаизму, но всё-таки отличается;
  • действия с плохими людьми. Христианство призывает терпеть и не противоборствовать, не чинить зла. Иудаизм смотрит на это иначе и дозволяет для защиты своих интересов, например, жизни или здоровья не терпеть издевательств, а ответить подобающей мерой противодействия. К врагам надлежит относиться справедливо — по делам их.

Одно из заблуждений — что верующий в иудаизм должен обязательно быть евреем.

Иудаизм
одна из самых древних религий в мире

Это вовсе не так. Иудаизм — это такая же религия, где главное — взаимоотношения человека с Богом и окружающими, а не его национальность.

Смотрите также статью Религия армян

Однако приведённые противоречия не позволяют поставить между христианством и иудаизмом знак равенства.

Евреи верят в богоизбранность своего народа, их учение основано на Танахе и Талмуде

Так во что же верит большинство евреев? Их религия, иудаизм, — одна из самых древних в мире. Он старше ислама, буддизма, христианства, но младше, например, индуизма.

Иудаизм — одна из первых монотеистических религий. Это значит, что её приверженцы почитали Единого Бога. Во времена появления иудаизма наиболее распространённой формой было многобожие. В иудео-христианской традиции его принято называть язычеством.

Талмуд — многотомный комментарий к еврейскому священному писанию Танаху
Талмуд — многотомный комментарий к еврейскому священному писанию Танаху

Иудаизм — это не просто набор заветов о взаимоотношении человека с Богом. Это сборник правил на все случаи жизни. В нём есть рекомендации о государственном устройстве, семейной жизни, политических отношениях, культуре приёма пище и масса других советов, правил и нравоучений.

Основных письменных источников в иудаизме два:

  1. Танах — Ветхий Завет, который чуть отличается от христианского набором писаний и отдельными отрывками.
  2. Талмуд — многотомный комментарий к Танаху, который глубже изучает правила жизни праведного иудея.

Важная отличительная черта иудаизма — представление о богоизбранности еврейского народа. Это настолько древнее и устоявшееся учение, что апостольская деятельность не смогла его поколебать.

Впрочем, это не удивительно, ведь апостолы и Иисус Христос уважительно относились к иудейской традиции.

В Средневековье европейцы насильно евреев заставляли принимать христианство

Но не все евреи — иудеи. Есть те, кто исповедует христианство. Их немного, так как Тора запрещает евреям следовать чужим обычаям, и запрет этот прочно укоренился в иудейской культуре.

Марраны
это евреи, которые по принуждению были вынуждены креститься и исповедовать христианство

Однако со времён Средневековья евреи массово принимали христианство. Это не было добровольной инициативой. Они шли на этот шаг под давлением. Например, в 1492 году в Испании власти создали эдикт об изгнании евреев. Так появились марраны.

Марраны — это евреи, которые по принуждению и под угрозой изгнания из Испании и Португалии были вынуждены креститься и исповедовать христианство. Но это нельзя назвать искренним поступком.

Марраны часто сохраняли преданность иудейской традиции и тайно её исповедовали.

На самом деле, даже искреннее принятие христианство не избавляло марранов от преследований инквизицией. Они продолжительное время оставались в угнетаемом положении.

Тайное собрание марранов во времена инквизиции. Картина Моисея Маймона
Тайное собрание марранов во времена инквизиции. Картина Моисея Маймона

В начале XX века многие евреи принимали христианство, чтобы избавиться от ограничений, которые применяли к иудеев

Но не все евреи обращались в христианство не по своей воле. Если вспомнить историю, то ещё в I веке многие иудеи осознанно пошли на такой шаг, чтобы следовать за Иисусом Христом. Апостолы — это первые евреи, принявшие Христианство.

Если же говорить о современности, то уместно вспомнить такое понятие, как выкресты.

Выкресты (перещрещенцы, новокрещенцы) — это представители других религий, которые перешли в христианство. Чаще всего термин относится именно к евреям, хотя это не обязательно.

Выкрестами называют иноверцев, крестившихся в христианство, чаще — иудеев.

Наибольшее распространение это явление получило на рубеже XIX и XX веков. В эту пору понятие национальность и религиозная принадлежность стали разделяться чётче, чем когда-либо ранее. А отказ от иудейской веры давал массу преимуществ.

Православные евреи в Российской империи, например, избавлялись от образовательных ограничений, действующих в отношении иудеев.

История сообщает, что при Николае II ежегодно в христианство добровольно крестились по тысяче человек.

И всё же выкресты не получали статус, равный христианам:

  • они не могли быть рукоположены;
  • их не брали на флот;
  • выкрест не имел право на звание офицера;
  • даже потомки выкрестов сталкивались с такими ограничениями.

Встречались и исключения, но всё же начало XX века преимущественно создавало много проблем выкрестам, а ещё больше — правоверным иудеям.

Поэтому чаще всего всё же встречались фиктивные евреи-лютеране, которые на самом деле оставались иудеями.

Сегодня евреи в России часто следует православным традициям, но не забывают иудейские корни

Сегодня в России тоже есть евреи, принявшие христианство. Преимущественно — православие. Так как сейчас нет правовых ограничений для евреев иудеев, можно сделать вывод, что это добровольное принятие православия.

Социологи очень подробно изучают этот вопрос. Исследователи Ц. Гительман, В. Шапиро, В. Червяков отмечают, что интерес российских евреев к иудаизму постепенно спадает. Зато число симпатизирующих христианству к 2000-му году держалось стабильно в районе 13,7%.

60%
опрошенных в 2007 евреев России участвовали в жизни православия

Примерно 60% опрошенных евреев в 2007 году сообщали, что посещали православные церкви и участвовали в обрядах. Их гораздо больше, чем тех, кто, живя в России, участвует в иудейских ритуалах.

По некоторым предположениям, православных евреев в России столько же, сколько правоверных иудеев в Израиле. Впрочем, исследований на эту тему нет.

Елена Носенко-Штейн в статье для «Этнографического обозрения» приводит позицию некоторых русских евреев по отношению к православию и иудаизму:

«Я крестился, потому что мне это было нужно внутренне – я имею в виду пережить религиозный опыт. И то, что я стал православным — чистая случайность, мы тогда другого просто не знали. Я не исключаю, что если бы я был знаком с хорошим умным раввином, я бы принял иудаизм».

Семен З,, 58 лет, психолог, (Москва)

«Я крещеная, с девяти лет, часто хожу в церковь, молюсь и в церкви, и дома, соблюдаю праздники, посты — если получится. У меня есть крестница — русская, мы с ней очень дружим. А в синагогу я не хожу, потому что я думаю, это несовместимо — ходить в два храма. Но я не хочу, чтобы здесь, в «Гиллеле», знали, что я православная. …В синагоге никогда не бывала. Я себя чувствую как бы неполноценной».

Елена К., 20 лет, преподавательница музыки (Петербург)

«Я верующая и мама тоже, она нас всех крестила, всех троих. Папа не был против, потому что синагоги не было. … В синагогу я пришла недавно, когда пришла в «Хэсед», узнала о синагоге. Мне очень понравилось, как поют, я такого раньше и не слышала. А вот Христа у них нет, как в русской церкви. В церкви я иногда бываю».

Нина Е., 61 год, пенсионерка (Петербург)

«Да, я крещеная с детства. То есть, конечно, я росла, когда это было почти запрещено, но и тогда я чувствовала, что что-то над нами есть, есть какая-то высшая сила. Я много читала по истории религии, о русской церкви, о расколе. Мне хорошо в церкви, я крестила обеих своих дочерей, и они крестили своих детей».

На вопрос, может ли еврей быть христианином, она сказала: «А почему же нет? Еврей, как и любой человек, может выбирать, какой религии ему придерживаться. Мой муж, он чистокровный еврей, он не очень верующий человек, но и он со мной иногда заходит в церковь. Почему же нет?»

Анна П., 57 лет, психолог (Москва)

Можно сделать вывод, что на евреев сегодня оказывает большое влияние внешняя среда. Они участвуют в православных обрядах, крестят детей. Но в то же время это чаще дань окружению, чем духовный порыв. Для евреев иудейская культура остаётся важной частью жизни, которую они совмещают с православной традицией.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *