Содержание
- 1 Иконография прошла долгий путь: иконописный канон сложился только к VI-VII в.
- 2 Андрей Рублев стал «законодателем» иконописной «моды» в России
- 3 Содержание и значение иконы раскрывается через библейский текст
- 4 Молитва перед иконой «Рождество Христово» помогает в обретении душевного спокойствия и укрепляет в вере
Рождество Христово — великое событие в жизни нашего мира. Господь сошел на землю, чтобы искупить первородный грех и привести человечество к спасению.
Рождество стало самым крупным праздником христианской религии.
Иконография прошла долгий путь: иконописный канон сложился только к VI-VII в.
С самого начала христианской религии внутри нее формировалась «начинка» — богослужебные тексты, изображения, скульптура. Такое знаменательное событие, как Рождество Христово, не могло остаться без внимания.
Иконография развивалась постепенно и включала в себя несколько этапов.
Самое древнее изображение сюжета Рождества находится в катакомбах Присциллы — местах моления первых христиан в Риме.
Параллельно идет развитие сюжета с поклонением волхвов.
К IV в. н.э. композиции объединяются.
В V-VI вв. иконографический канон устоялся и стал многосюжетным. С VII в. икону рисуют примерно одинаково во всех христианских странах.
В многосюжетном типе иконографии на иконе изображено несколько сцен, посвященных одному событию
Андрей Рублев стал «законодателем» иконописной «моды» в России
В иконописной традиции Русской православной церкви эталоном признана иконы, которые писал Андрей Рублев.
По решению Стоглавого собора, который созвал Иван IV для решения церковных вопросов 1551 г.:
«писати живописцамъ иконы съ древнихъ образцовъ, како греческия живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».
Подавляющее большинство последующих иконописцев ориентировались на его композиции.
Содержание и значение иконы раскрывается через библейский текст
Типичная икона, изображающая Рождение Иисуса Христа, содержит следующие сюжеты:
- В центре расположены Богоматерь и Младенец, лежащие в пещере. В пещере, по сообщению Иустина Философа, и родился Христос.
- Младенец лежит спеленатый в яслях. Младенец обернут как покойник, а ясли похожи на гроб — намек на последующую смерть Спасителя во имя искупления грехов человечества.
«…и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
- У яслей стоят вол и осел. По преданию, своим дыханием они согревали ясли со Спасителем. Сюжет взят из пророчества Исайи:
«Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет».
Толкование сюжета следующее: вол отождествляется с евреями, осел — с язычниками. Младенец принимает всех и освобождает их: евреев — от ярма Закона, осла — от поклонения идолам.
- Волхвы, которые пришли поклониться Спасителю и принесли свои дары:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему
и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Волхвы обычно изображаются в двух местах: в левом верхнем углу, где они еще в пути, и у колыбели, когда приносят дары Младенцу.
Со временем в традиции устоялась точка зрения, что волхвов было три — по количеству принесенных даров. Волхвы разнятся по возрасту: Мельхиор — юноша, Валтасар — мужчина среднего возраста, Гаспар — старик.
Имена волхвам дал Беда Достопочтенный в VIII в.
Разница в возрасте показывает, что Христос пришел ко всем, независимо от прожитых лет.
- Вифлеемская звезда, возвестившая о рождении Иисуса:
«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец».
От Вифлеемской звезды падает луч, который указывает на великое событие – Рождество Христово. Луч является своеобразной осью всей композиции. Иногда звезда заменяется ангелом.
- Небесное воинство, славящее рождение Христа:
«И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
- Пастухи, которым Ангел возвестил о рождении Иисуса:
«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь…»
«Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи».
Пастухи на иконе изображаются всегда. Рисуют или двух пастухов — молодого и старого, или одного старого.
Изображают пастухов обычно рядом с ангелами — ведь именно ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Не случайно в качестве первых, кто узнал о рождении, были именно пастухи. Сам Христос — пастырь всего рода человеческого.
- Омовение Младенца.
В нижней части иконы изображается омовение Младенца Христа. Как таковой сцены омовения ни в канонических Евангелиях, ни в апокрифических произведениях нет.
В апокрифическом Протоевангелии Иакова упоминается Саломея — повивальная бабка, которая засвидетельствовала девственность Богородицы после Рождения.
В Евангелии псевдо-Матфея упоминаются уже две повивальные бабки. Непосредственно Омовение было додумано позднее, однако сюжет прочно вошел в иконографию.
Из-за расхождения в источниках, на иконе изображают либо одну Саломею, либо двух повивальных бабок, купающих новорожденного Младенца.
- Иосиф Обручник и его собеседник.
Внизу иконы изображается Иосиф Обручник — законный муж Богородицы. Рисуют его сидящим в раздумьях. Раздумья его носят обоснованный характер: он размышляет о том, каким же образом его жена оказалась беременной до обручения с ним.
В Евангелии говорится так:
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
«се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою…»
Рядом с Иосифом стоит неизвестный человек. Толкования, кто же это такой, разнятся:
- Человека отождествляют с пророком Исайей, чье пророчество исполнилось;
- Человек этот — дьявол, который искушает Иосифа нечестивыми мыслями о Богородице.
Молитва перед иконой «Рождество Христово» помогает в обретении душевного спокойствия и укрепляет в вере
Молитва перед иконой «Рождество Христово» звучит следующим образом:
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение