Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Развод по-христиански: 15 причин, когда церковь допускает развод

15.12.2018
283
Скачать эту статью

Всё бывает в жизни, и развод — не такая уж редкая история. Застраховаться от него нельзя. Пожалуй, единственный способ — вовсе не вступать в брак. Но кто же пойдёт на такую крайность? Разве что монах. У остальных же всегда есть риск.

И если по государственному закону всё понятно, то закон Божий оставляет вопросы. Можно ли развестись после венчания и как это сделать? Казалось бы, оба клялись друг другу в верности перед Богом. То есть, вступают в завет, главный Свидетель которого – Бог.

Православно ли нарушить эту клятву? Обсудим эти вопросы.

В Библии два основания для развода: любодеяние и неверие супруга

Распространено мнение, будто расходиться с мужем или женой не по-христиански. Православие о разводе говорит мало, это факт.

Дело в том, что всё христианское учение нацелено на то, чтобы научить человека жить вместе с Богом, праведно, в гармонии с миром. Священное Писание уделяет наибольшее значение духовной стороне жизни каждого отдельного человека. Что же касается брака, то о нём в Библии не так много слов.

Измена одного из супругов, по Библии, — один из двух поводов для развода
Измена одного из супругов, по Библии, — один из двух поводов для развода

Священное Писание — это книга о взаимоотношениях человека с Богом, а не руководство на счёт каждого шага верующего человека. Любой из нас имеет право на свободу воли, это дар Всевышнего, а потому и чёткого руководства на все случаи жизни нам не дано, да и не нужно. Человек — не робот, а каждый случай исключителен.

Так и развод бывает по разным причинам. Кто-то просто спешит разрушить брак на эмоциях, хотя может сохранить семью, а другой постоянно страдает от супружеской измены, и там уже не за что бороться.

В Библии приведены лишь два основании для развода. Первое — это любодеяние:

(Ев.от М. 5:32)

«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует»

Не будем заострять внимание на том, что здесь речь только о любодеянии жены, а не мужа. В православии это место традиционно трактуют, как любодеяние одного из супругов.

Вторая причина для развода по Библии — неверие мужа или жены:

(1Кор. 7:15)

«Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь»

На самом деле, неверующему человеку всё равно, что сказано в Священном Писании. Совет, скорее, служит утешением для верующего супруга, который боится расторжения брака.

Под неверующим традиционно понимают и представителей другой религии. Конечно, формально он — верующий, но в нечто другое, а это существенно.

Причины для развода — вовсе не основание на него пойти

Хотя у нас есть библейские основания для развода, в православной семье они не обязательно должны стать причиной разрушения брака. Огромное количество семей переживает измены, а неверие одного из супругов — не такая уж и проблема в наше атеистическое время.

Любовь — главное в жизни человека.

На практике атеисты могут стать более заботливыми и терпимыми к чужой вере, чем люди, состоящие в православной церкви. Да и представители разных религий, если любят друг друга, никогда не посчитают, что их взгляд на то, как молиться, — причина для развода.

(1Иоа. 4:16)

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём»

Так что истинное чувство выше предписаний и рекомендаций, и ни один повод для развода не может быть выше любви.

Поэтому та же супружеская измена — серьёзная причина для духовной работы над собой, но всё преодолимо и осуществимо в жизни верующего и любящего человека.

В Библии сказано, что Бог ненавидит развод, хотя и позволил разводиться

Во второй главе Малахии есть высказывание об отношении Бога к разводу:

(Мал. 2:16)

«Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно»

О правильном переводе стиха текстологи спорят. Например, затруднение вызывает расшифровка выражения «обида покроет одежду его».

Российское библейское общество усматривает в этом высказывании метафору:

(Мал. 2:16)

«Прогонять жену, ненавидеть её, — сказал Господь Воинств. — Берегите дух ваш и не становитесь предателями. — сказал Господь Бог Изра́илев, — все равно, что пятнать себя насилием».

А вот современный перевод Библии вовсе усматривает во фразе другой смысл:

(Мал. 2:16)

«Господь, Бог Израиля, говорит: «Я ненавижу развод и жестокости, которые делают мужчины. Поэтому храните свой духовный союз и не обманывайте ваших жён».

В Евангелии от Матфея сказано, что народу Божьему разводиться разрешил Моисей:

(Мф. 19:8)

«Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так»

Так каково действительное отношение Господа к разводу? Большинство переводов склоняются к тому, что оно негативное. Фрагмент из Евангелия от Матфея лишь говорит о том, что Бог позволил, но не о том, что Он это приветствовал.

Поэтому в идеале, по воле Божьей, конечно, семья должна сохраняться. Такой образец диктует нам Писание. Ну, а дальше мы уже смотрим по обстоятельствам на то, насколько можем приблизиться к рекомендациям Библии.

На развод не берут благословение Церкви, это гражданская процедура

Развод по-христиански возможен, хотя он не представляет собой какую-то конкретную процедуру. Не существует чина развенчания. Но это не значит, что люди венчаются один раз в жизни. Просто это не та процедура, которую необходимо аннулировать.

Это в XVI веке несчастному Генриху VIII пришлось основать новую, Английскую Церковь, чтобы аннулировать старый брак. Сегодня же всё проще. Брачные отношения находятся в гражданском ведомстве: им же регистрируются, им же и расторгаются.

Православная церковь не рассматривает брак как нечто, что создаётся и аннулируется богослужебной процедурой. Есть просто момент, когда брак распался: на бумаге он есть, а фактически нет. В таких случаях люди уже не являются «одной плотью».

Генриху VIII, чтобы аннулировать брак, пришлось создать Английскую Церковь

И это не всегда только из-за измены супруга или разногласий в вере. Причин для развода больше. Но об этом — позже.

Главное — это то, что нам не нужно благословение православной церкви на развод, как не берут его аборт и другие неоднозначные процедуры. Эти вещи касаются личной жизни человека, они вне поля деятельности священников.

Фактически, ни один батюшка не правомочен от лица церкви влиять на мнение человека. Да, есть пожелания, есть рекомендации, но правильная позиция священника здесь: «Как считаешь нужным, так и делай». Если ситуация будет тяготить, в ней можно исповедаться.

Церковь не «развенчивает», но может венчать повторно, и даже в третий раз

Разводиться с женою или мужем нужно за пределами церкви. Нам нет смысла здесь ориентироваться на Священное Писание. Там свои реалии. Например, не станем же мы давать супругу разводное письмо! Это не актуальная для нашего времени традиция. Она была в ходу среди древних евреев. У нас сейчас есть другие документы.

1917 — год, до которого церковь выполняла функцию ЗАГСов

Что же касается церковной стороны вопроса, то так про новый брак рассказывает Священник Павел Гумеров:

Павел Гумеров
Священник

«До 1917 года Церковь выполняла еще и функцию загсов: она венчала браки и регистрировала их, а также занималась и разводами. Прежде чем человек мог получить развод, Церковью проводилось тщательное расследование всех обстоятельств его семейной жизни, и только потом брак объявлялся расторгнутым. Сейчас всего этого нет. Скорее всего, под «развенчанием» имеется в виду обращение в Епархиальное управление за разрешением на повторный брак.

Что касается самого чина венчания, то людей венчают по-разному в зависимости от того, вступает ли человек во второй или первый брак. В венчаниях второбрачных присутствуют покаянные молитвы. Кроме того, на так называемых «второбрачных» раньше не возлагали венцов. В современном чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.

Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило святителя Василия Великого «Томос единения»). И надо сказать, что вступать во второй и третий браки раньше дозволялось вовсе не тем людям, которые «не сошлись характерами» и развелись, а вдовцам, вдовицам и потерпевшим супругам после развода из-за прелюбодеяния».

Для повторного брака обращаются в епархиальное управление за разрешением

В 2000 году православие расширило список причин для развода

Помимо того, к чему призвал нас Господь, существуют ещё и церковные нововведения. Не секрет, что христианство сегодня — не то учение, которое некогда исповедовали ученики Христа. Ядро, конечно, общее. Но мы прошли через века реформ, формирования традиций, ритуалов, канонов. Апостолы не читали акафисты, но всё же и мы, и они христиане.

2000
в этом году РПЦ расширила список причин для развода

В 2000 году Собор Русской православной Церкви внёс дополнения в позицию Церкви относительно разводов. Если точнее — расширил список причин, по которым православным супругам дозволяется разводиться. Так появился документ  «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Развод по-христиански: 15 причин, когда церковь дозволяет расторгнуть брак

  • Аборт при несогласии мужа;
  • Заболевание одного из супругов СПИДом, проказой или сифилисом;
  • Наркомания (медицински засвидетельствованная);
  • Алкоголизм (медицински засвидетельствованный);
  • Длительное безвестное отсутствие (обычно это срок от 5 лет, но здесь возможны нюансы из-за различных обстоятельств жизни. Нельзя ко всем подходить одинаково);
  • Длительное безвестное отсутствие;
  • Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния;
  • Посягательство на жизнь или здоровье супруги, либо детей (очень важный пункт, потому что часто насилие в семье полагают недостаточным поводом для развода в православии. Ситуация вовсе обратная. Побои — это посягательство на здоровье. Даже психологическое давление — это вред здоровью, пусть не физическому, но всё же здоровью. Православная церковь не запрещает разводиться в таких случаях);
  • Снохачество (сексуальные отношения свекра со снохой (невесткой). Почему же оно выделено в отдельную категорию? Дело в том, что такие ситуации имели широкое распространение в прежние века на Руси. Молодые люди уходили работать в города, либо призывались на службу, а их отцы вели сексуальную жизнь с супругами сыновей. Женщине нет нужды терпеть домогательства. Она имеет права оставить семью мужа, если заметила попытки склонить её к таким нездоровым отношениям);
Снохачество — распространённое на Руси форма инцеста и повод для развода.
Снохачество — распространённое на Руси форма инцеста и повод для развода
  • Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения (это не только о половом бессилии или бесплодности, но и о любых других болезнях, скажем, уродствах, зная о которых, нынешняя супруга никогда бы не вышла за мужа. При этом важное условие — до брака эти проблемы со здоровьем одна из сторон скрывала от другой. Вскрыться они должны только после брака);
  • Сводничество/сутенёрство;
  • Неизлечимое душевное заболевание;
  • Противоестественные пороки (Речь именно о греховной деятельности. Что Священное Писание считает грехом? Мужеложство, зоофилию. Скажем, если жена призывает супруга к сексуальному сношению с животным — это нездоровая ситуация, и православная церковь разрешает расторгнуть такой брак. Негативно смотрит христианская традиция и на анальные сношения. Но в то же время есть много не греховных форм половой жизни. Жена в силу своих причин может отрицательно относиться к оральному сексу, но он — не грех, а значит, под данный пункт не попадает и не может стать причиной для разрыва. Это деликатный вопрос личной жизни, в котором только супругам нужно искать компромиссы, Церковь тут не причём);
  • Злонамеренное оставление одного супруга другим (Скажем, муж выгнал жену из дома. О какой супружеской жизни может дальше идти речь?);
  • Извлечение выгод из непотребств супруга (Тут немало примеров. Допустим, один из супругов принуждает другого воровать, либо торговать телом, или ещё как-то иначе зарабатывать деньги недобрым для себя образом. Всех случаев не предусмотреть, главное — общий признак: насилие над одним супругом ради выгоды другого).

Хотя список довольно объёмный, он не охватывает всех ситуаций, которые возможны между супругами. Потому не стоит терпеть беду. Мы не рождены, чтобы страдать. Бог всех нас любит, и желает, чтобы и мы вели счастливую жизнь в любви и заботе. Поэтому случается, что приходится принимать сложное решение — бросать человека, который приносит несчастье.

С другой стороны, православие призывает воздерживаться от поспешных решений. Иногда стоит попытаться наладить отношения. Супруг — это не чужой человек. Сперва нужно сделать всё возможное, чтобы исправить ситуацию.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X