Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Храм Рождества Христова над Пещерой Рождения в Вифлееме

Скачать эту статью

Современная столица Израильского государства, город Иерусалим — дикая смесь самых разных культур и религий. Тут спокойно соседствуют исламские мечети, иудейские синагоги и христианские храмы.

Причиной такого культурного феномена стало стратегической расположение мегаполиса на древних торговых путях, а также тот факт, что именно здесь зародили ведущие мировые конфессии.

Город часто переходил из рук христиан под власть мусульманских правителей, а впоследствии вернулся обратно его законным владельцам – иудеям.

Центральный неф храма Христорождения в Иерусалиме, один из древнейших соборов раннехристианской эпохи
Центральный неф храма Христорождения в Иерусалиме, один из древнейших соборов раннехристианской эпохи

Среди всего ансамбля храмов, мечетей и монастырей ярко выделяется Базилика Рождества Христова. На сегодняшний момент храм занесен в список наследия ЮНЕСКО и официально находится под защитой Организации Объединенных Наций.

И это неудивительно, ведь церковь отстроили на святом для христиан месте, над пещерой где родился Иисус Христос. По важности для Христианства храм находится наравне с Храмом Гроба Господня.

 В 30-х годах XX века археологи установили, что современное здание храма не первое.

Церковь Рождества Христова знаменита своим сроком беспрерывной работы.

В ней ни разу не прерывались службы начиная с момента первой в четвертом веке. Работа храма не прерывалась даже когда город взяли мусульманские войска, когда его обратно отбили крестоносцы, и снова взяли уже сарацины под предводительством именитого полководца Салах-Ад-Дина.

Не нарушался распорядок служб и во время Войны за независимость, когда израильский народ отбивался от арабских соседей в 1948 году.

Изображение святой Елены, императрицы Византийской империи и жены Константина Великого. Именно она заложила Христорождественский храм
Изображение святой Елены, императрицы Византийской империи и жены Константина Великого. Именно она заложила Христорождественский храм

Императрица Елена закладывает Христорождественский храм

Святая императрица Елена, жена императора византийской империи Константина Великого, была истовой христианкой и однажды решила совершить паломничество в Святую Землю.

Во время путешествия она приняла участие в основании Христорождественского храма. Об этом чудесном событии остались записи Евсения Кесарийского.

Фрагмент записей Евсения Кесарийского, посвященный основанию Базилики Рождества Христова:

Евсений Кесарийский
римский историк, отец церковной истории

 «…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

При этом когда Елена выбирала место она скорее всего руководствовалась апокрифическим Протоевангелием Иакова, так как в простом Евангелие такое место не указано.

Первое упоминание о том, что Спаситель появился на свет в пещере в городе Вифлеем принадлежит Оригену и датируется 247 годом нашей эры.

Альтернативные источники утверждают, что пещера где родился Христос находится в окрестностях города, а то и на полпути к Иерусалиму. Обычно последнее место указывали местные жители тысячам паломникам.

Изображение императора Константина Первого Великого, повелителя Византии и покровителя христианства. По его воле начали строить храм Рождества Христова в Вифлееме
Изображение императора Константина Первого Великого, повелителя Византии и покровителя христианства. По его воле начали строить храм Рождества Христова в Вифлееме

Храм Рождества Христова не предназначался для проведения служб

Вопреки расхожему мнению, храмы, построенные по велению императора Константина в Святой земле, не предназначались для проведения церковных таинств и служб.

Основной целью постройки таких,  как церкви Рождества Христова, так и всех остальных стало увековечить место библейских событий и дать паломникам возможность увидеть их. Это подтверждается из записей Евсения Кесарийского и Кирилла Скифопольского.

Храм располагается над одной из величайших святынь христианского мира — Пещеры Рождения.

Она находится ровно под восточной частью базилики и спустившись в нее можно обнаружить место, отмеченное четырнадцатикопеечной серебряной звездой.

Именно здесь родился Иисус Христос.

Однако, такая идея не просуществовала долго и уже в том же четвертом веке там начали проводить мессы. О чем свидетельствуют записи паломницы Этерии, в которых говориться что христиане шли на молитвы в Базилику Христорождения.

Восставшие самаритяне сжигают Храм Христорождения

Храм, заложенный Еленой и построенный по приказу Константина, простоял два века. Ровно до восстания, которое в истории более известно, как Восстание Самарии.

В эти годы Византийской империей правил царь Юстиниан Первый, который прославился своим резко негативным отношением к еретическим культам и язычникам. По этой же причине в Константинополе произошло восстание Победы.

Если вкратце, то восстание Самарии стало реакцией на поражение еврейского государства Химьяр и последующих бесчинствах, что творили христиане с покоренным самаритянами. Слухи о творимом быстро дошли до самаритян, проживавших в городе Скифополь.

Те недолго думая взялись за оружие и начали активно вырезать христианское население города. Не щадили никого, убивая всех и женщин, и детей, и стариков. Особо расправлялись с теми иудеями, что сменили свою религию на христианство.

Император Юстиниан Первый жестоко подавил восстание самаритян, которые вырезали христианское население и сожгли храм Христорождения
Император Юстиниан Первый жестоко подавил восстание самаритян, которые вырезали христианское население и сожгли храм Христорождения

Восстание быстро распространялось и бунтовщикам поначалу сопутствовал успех. Под властью лидера восставших Юлиана скоро оказалось множество городов Ближнего востока и в каждом из них сносили церкви и жестоко убивали священников.

Своей столицей самаритяне выбрали город Шхем. Где в честь победы провели праздничные скачки. Но и тут не обошлось без крови. Победитель игр Никию царь приказал отрубить голову, как только узнал, что тот исповедует христианство.

Во время восстания самаритяне сожгли до тла Базилику Рождества Христова.

Но восстание быстро вспыхнуло, прокатилось пожаром по иудейским провинциям и также быстро погасло. Император Юстиниан отправил на восстановление законной власти свою армию, а заодно пригласил шейха Абу-Кариба.

Столица бунтовщиков быстро пала, а войска Юлиана отступили к самарийским горам. Правда, сам вождь до них не добрался. По пути он погиб и по некоторым источникам его обезглавили свои же.

В ходе покорения Шхема убили около 20 тысяч человек и столько же угнали в рабство.

После Самаритянского восстания пришлось восстанавливать десятки церквей и храмов. Наместе храма рождества Христова  построили новый храм, который и поныне стоит, и функционирует. От старой церкви там осталась только часть полового покрытия.

Мусульмане захватывают храм Рождества Христова

Ближневосточный регион всегда отличался постоянно происходящими войнам. Тут сталкивалось множество политических, экономических и религиозных сил. И каждая из них стремилась распространить свое влияние на как можно большую территорию.

Византийская империя не смогла долго контролировать области Иудеи и в седьмом веке Вифлеем оккупировали персидские завоеватели. Они пронеслись, разрушая и грабя все на своем пути, но их рука не поднялась на храм Рождества Христова.

В XI веке храм захватили мусульмане, но не стали сносить церковь, стоящую на месте рождения Исы.

А дело все в том, что императрица Елена приказала выложить прекрасную мозаику с изображением Богородицы и новорожденного Христа в окружении волхвов. Персы, увидев изображения своих почитаемых предков просто не решились осквернить помять о них и не стали разрушать церковь.

Салах-Ад-Дин, султан Египта, Ирана, Иерусалима и пр. По его воле Христорождественский храм перешел во владение Сирийской православной церкви
Салах-Ад-Дин, султан Египта, Ирана, Иерусалима и пр. По его воле Христорождественский храм перешел во владение Сирийской православной церкви

Храм Рождества Христова переходит из рук в руки

Раннее средневековье ознаменовалось появлением Израильского государства и его королей, Балдуина I и Балдуина II, крестили в храме Рождения Христа.

Однако, государство просуществовало не долго и уже 1181 году Иерусалим захватил Салах-Ад-Дин. Который изгнал из церкви, к тому моменту окруженной высокими стенами и множеством монастырей, весь христианский клир.

Почти пять лет там не было представителей христианской веры, но католикам всё-таки удалось договориться с лидером сарацинов и в храм пустили пару священников и диакона.

Мусульмане передали храм Сирийской православной церкви.

В период с 13 по 14 века церковь еще не раз переходила из рук христиан к мусульманам и обратно. Из-за чего главное зданием храма не раз пострадало.

Например, его осквернили тюрки-хорезмийцы, а мамлюкский шейх утащил часть мрамора и колон в Каир. Также разрушили монастырь, примыкающий к базилике.

Сейчас одним из приделов руководят служители ордена францисканце, а главный алтарь принадлежит Греческой церкви.

Современное фото храма Рождества Христова
Современное фото храма Рождества Христова

Турки захватывают Храм Христорождения, но не запрещают службы

В пятнадцатом веке Османская империя начала массированную экспансию и стремительно поглощала одну страну за другой. В частности, пал Константинополь, был захвачен Иерусалим.

Однако, правители Блистающей Порты не стали перегибать палку с христианами. Владыки прекрасно понимали, что смиренное население проще контролировать.

Поэтому, христианские и иудейские храмы продолжали функционировать. В том числе и базилика Христорождения.

Собор Рождества Христова в виде схематичного плана
Собор Рождества Христова в виде схематичного плана

Более того, турки не препятствовали обслуживанию храма. В нем регулярно производился ремонт.  А деньги на столь благочестивое дело жертвовали даже короли.

В частности, на средства английского монарха Эдуарда Второго покрыли новую крышу. А в конце XIX и начале XX века туда отправляли пожертвования российские самодержцы, Александр III и Николай II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *