Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Поместная церковь

Большинство верующих христиан — прихожане того или иного храма. Они не всегда задумываются, почему существует та же самая Русская Православная Церковь и её храмы. А это вопрос весьма важный. В христианском мире есть примеры, когда работают Церкви, чья самостоятельность не признана.

Это мошенники и духовно окормлять свою паству они не могут. Чтобы не попасть к ним и остаться верным каноническому православию, верующему надо знать, что такое истинная Поместная Церковь.

Поместная церковь — это ветвь кафолической церкви

В богословии существует несколько определений понятия Поместная Церковь. Все они базируются на том положении, что христианская Церковь по своему существу признаётся единой или полной.

Иное определение этому понятию — кафоличность. Церковь едина по своему существу, но подразделяется на ряд поместных Православных Церквей.

Христос Лоза Истинная. Икона. Иисус Христос говорил о Себе как о единой Лозе на которой его ученики — ветви
Христос Лоза Истинная. Икона. Иисус Христос говорил о Себе как о единой Лозе на которой его ученики — ветви

Библия достаточно много сообщает о природном единстве Церкви и её множественности.

Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе как о единой Лозе, на которой его ученики — ветви (Ин. 15.5); апостол Павел указывает на единство Тела Христова и множественность его членов (1 Кор. 12.27).

Эти свидетельства составляют свод богословского обоснования деления единой Христовой Церкви на поместные.

 Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918). Обычно в православии Поместной Церковью называют автокефальную Церковь, расположенную на территории провинции или государства
Поместный собор Православной Российской Церкви (1917 — 1918). Обычно в православии Поместной Церковью называют автокефальную Церковь, расположенную на территории провинции или государства

Если же брать православную экклезиологию (науку о природе и свойствах Церкви), то понятие поместной церкви обычно относят к частной (партикулярной) Церкви, расположенной на территории провинции или государства.

Кроме того, также называют автокефальную Церковь. Достаточно часто данное выражение встречается в богословской литературе для обозначения крупной церковной общины, сосредоточенной в том или ином месте.

Все поместные церкви представляют собой единую Церковь Христову

Святая Соборная и Апостольская Церковь — это Церковь Единая. Она являет через себя целостный мистический организм — Тело Христово. Иисус Христос обновив природу человека, и приблизив её к Богу, положил начало созданию Единой Церкви.

Тело Христово неделимо по своей природе. Именно поэтому христианская Церковь признаётся в качестве Вселенской Церкви.

 Святой Апостол Павел. Андрей Рублёв. Икона около 1410 года. Свято апостол Павел говорил о том, что Церковь — это утверждение истины
Святой Апостол Павел. Андрей Рублёв. Икона около 1410 года. Свято апостол Павел говорил о том, что Церковь — это утверждение истины

О единстве христианской церкви свидетельствует святой апостол Павел. Он говорит о том, что Церковь — это «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Как истина одна, так и Церковь Христова одна.

Единую Соборную и Апостольскую Церковь создал Сам Господь Иисус Христос. Единство христиан — это главное условие выполнения Церковью своего назначения: благовествовать Слово Божие и вести людей ко Христу.

Все Поместные Церкви составляют Единое Тело Христово через Евхаристию.

Вселенские Соборы, устанавливающие совместную деятельность всех священнослужителей и решающие основные вопросы христианской веры и догматики также свидетельство того, что христианская Церковь едина.

Кроме того, она имеет право носить название кафолической церкви потому, что в основе её Тайн лежит «Троическое общение». Это евхаристическое единство, потому что Евхаристия непосредственно включает всех верных в Единое Тело Христово.

 Святейший Патриарх Московский и вся Руси. Каждая Поместная Православная Церковь имеет своего предстателя
Святейший Патриарх Московский и вся Руси. Каждая Поместная Православная Церковь имеет своего предстателя

Единство церкви по своей природе не мешает подразделяться ей на 15 поместных или автокефальных Православных Церквей. Эти церкви не считаются противоположностью друг другу, наоборот, они тождественны и разделены лишь территориально.

Расположенная на той или иной административной территории каждая Поместная Православная Церковь имеет своего предстоятеля. При этом она заключает в себе всю полноту Единой Вселенской Православной Церкви.

Существует три группы оснований деления на Поместные Церкви

В богословии существует три основные группы оснований деления Единой Вселенской Православной Церкви на Поместные. Это:

  1. Основания в Священном Писании. Основав Церковь, Иисус Христос указал святым апостолам научить вере все народы и призвать их в неё. Исполняя его приказ, апостолы отправились в разные земли проповедовать Слово Божие. Здесь они основывали региональные или поместные Церкви, которые вошли в Единую вселенскую Церковь. Там где, жил один народ, Поместная Церковь вела службу на его языке. Там же, где жило несколько народов, основывалась многонациональная Церковь. Во главе таких Поместных Церквей апостолы ставили пастырей, давая им права управлять этими Церквями.
  2. Административное деление Римской империи. Первоначально основой деления христианских Церквей служило административное деление Римской империи. Поэтому первые крупные церковные области стали называться по имени округов империи, а небольшие по имени провинции. Управляли ими из крупных городов епископы.
  3. Канонические основания деления. Они закреплены в правилах апостольских и правилах Вселенских и Поместных Соборов. Так 34-е апостольское правило однозначно позволяет говорить о том, что Поместные Церкви имеют административную самостоятельность. Ту же мысль можно найти в 9-м правиле Антиохийского собора.

Согласно ему, дела Поместной Церкви решаются её епископатом во главе с первым епископом. Также самостоятельность Поместных Церквей подтверждается 2-м и 6-м правилом Второго Вселенского Собора.

При этом правила Вселенской Церкви защищают неприкосновенность Поместных Церквей, не допускают вмешательства одной Поместной Церкви во внутренние дела другой.

 Второй Вселенский собор. Дионисий. Икона. Ферапонтов монастырь, собор Рождества Богородицы. Второй Вселенский Собор подтвердил самостоятельность Поместных Церквей
Второй Вселенский собор. Дионисий. Икона. Ферапонтов монастырь, собор Рождества Богородицы. Второй Вселенский Собор подтвердил самостоятельность Поместных Церквей

Таким образом, Поместные Церкви имеют свою иерархию и не зависят друг от друга в плане своего внутреннего устройства и управления. По прошествии некоторого времени такие полностью самоуправляемые Церкви получили название автокефальных.

Под автокефальной Церковью понимается та Церковь, которая имеет своего главу и органы управления, независимые от другой церковной власти. Это полностью самостоятельная и независимая Церковь.

Независимость Поместных православных Церквей имеет свои рамки

Необходимо помнить о том, что автокефалия или же независимость Поместных Православных Церквей как частей Единой Вселенской Христовой Церкви имеет свои рамки. Она напрямую зависит от той сферы деятельности, которая характерна для них.

Существует 2 положения общих для всех Поместных Православных Церквей.

Что же касается общих положений, то для Поместных Церквей это:

  1. Догматическое учение. Иисус Христос принёс на землю истину православного вероучения. Именно поэтому Его Церковь наделена правом хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, которая не должна изменять суть веры и истины.
  2. Каноническое учение. Оно вытекает из вероучительных основ. В его состав входят: апостольские правила, правила Вселенских Соборов, правила десяти Поместных Соборов, правила святых отцов. При этом необходимо знать, что канонами догматами не признаются. Именно поэтому каждая Поместная Православная Церковь, сохраняя единство догматического учения, издаёт свои законы. Они направлены на определение её устройства и управления.

Видеоролик: 2 мая 2013 года, в четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя.

За богослужением Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения мира. Патриарх Кирилл в нём показан как предстоятель Поместной Православной Церкви, освящающий Мира.

Таким образом, можно отметить, что каноны направлены на сохранения единства Поместных Церквей в вопросах верах и догматики. В административной сфере они предоставляют им полную свободу действий.

Это выражается в том, что Поместные Православные Церкви свободны в опросах богослужения. Такая свобода выражается в канонизации святых, освящении для себя святого Мира и т.д.

 Полознев Д.Ф. Церковный суд в России XVII века. Каждая Поместная Церковь имеет привилегию на собственный церковный суд
Полознев Д.Ф. Церковный суд в России XVII века. Каждая Поместная Церковь имеет привилегию на собственный церковный суд

Кроме того, суд каждой Поместной Церкви самостоятелен. Поместные Церкви могут созывать свои Поместные Соборы. Привилегией каждой Поместной Церкви является возможность инициировать созыв Вселенского Собора.

Автокефалия и автономия — это не одно и то же

Часто изучая материалы о Поместных Церквях, можно встретить такие термины, как автокефалия и автономия. Право основания новой автокефальной Церкви имеется только у церковной организации, обладающей высшей церковной властью.

На сегодняшний день такая власть принадлежит епископату всей Церкви или же епископату отдельной уже существующей автокефальной Церкви.

 Грамота Константинопольского собора о даровании автокефалии Русской Церкви.  Даровать автокефалю может только епископат всей Церкви или же епископат отдельной уже существующей автокефальной Церкви
Грамота Константинопольского собора о даровании автокефалии Русской Церкви.  Даровать автокефалю может только епископат всей Церкви или же епископат отдельной уже существующей автокефальной Церкви

Таким образом, новой Церкви автокефалию предоставляют:

  1. Вселенский Собор. Это очень редкое явление в истории Церкви.
  2. Воля епископата или Поместный собор уже существующий Церкви, имеющей автокефалию.

Это наиболее распространённый в истории способ получения автокефалии. При этом необходимо помнить о том, что Поместный собор может, как предоставить её для части своей церкви, так и упразднить её.

Существуют исключительные случаи предоставления временной автокефалии отдельными епископами.

Существуют исключительные случаи, когда отдельные епископы могут предоставить временную автокефалию уже имеющей её Церкви без разрешения такой Церкви. Обычно это касается случаев уклонения центральной власти такой Церкви в ересь или тогда, когда она отрывается от Матери Церкви.

Автокефалия не предоставляется, если часть Церкви, претендующая на неё, находится в юрисдикции другой Автокефальной Церкви. Для получения автокефалии необходимо наличие не менее чем трёх епископов.

 Собор японского духовенства 1882 год. Автономная православная церковь Японии входит в состав Московской патриархии и полностью от неё зависит
Собор японского духовенства 1882 год. Автономная православная церковь Японии входит в состав Московской патриархии и полностью от неё зависит

Термин же «автономия» заимствован из гражданского права и не признан церковным. Автономия — это самоуправление в рамках уже имеющейся Автокефальной Церкви.

Автономная Церковь избирает на своём Поместном Соборе главу Церкви, но его должен будет утвердить Патриарх Автокефальной Церкви.

И в остальном такая Церковь полностью зависит от Церкви-Матери, но своей внутренней жизнью она распоряжается самостоятельно. Апостольской преемственности она не имеет.

Иерархия поместных церквей порождена апостольской преемственностью

После того как Иисус Христос учредил Церковь, он отправил святых апостолов проповедовать свою веру разным народам. Со временем число христиан умножилось и поэтому апостолы не могли уже сами участвовать в жизни общин.

Для того чтобы поместная жизнь их продолжалась, они стали из числа новообращённых ставить духовных руководителей христианских общин — пресвитеров. А над теми, кто решил посвятить себя служению Богу, они творили особую молитву (хиротонию), призывая на них благодать Святого Духа.

Видеоролик: 9 июня 2013 года Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова возглавил ректор духовной академии епископ Петергофский Амвросий.

После Великого входа епископ Амвросий рукоположил в сан пресвитера студента 4 курса бакалавриата диакона Константина Аристова, а по окончании евхаристического канона совершил диаконскую хиротонию над магистрантом II курса ЦПО иподиаконом Кириллом Дашевским.

На 14 секунде комментатор говорит о том, что хиротония возможна только на основе получения Благодатных Даров.

В результате сложилось трехстепенная иерархия священнослужителей. Она состоит из диаконов (служителей вспоможения, помощников пресвитеров), пресвитеров и епископов, которые занимают главенствующее положение, представляя собой носителей высшей духовной власти.

Епископам поручено наставлять народ в вере, совершать богослужение и управлять Церковью.

Для рукоположения в архиерейский сан необходимо минимум 2 епископа.

Для производства хиротонии в архиепископский сан необходимо трёх или двух епископов. Под властью одного епископа находилась одна епископия. Крупные христианские общины, созданы в административных центрах Римской империи стали называться митрополии.

Их епископы получили название митрополитов. Священники и верующие одной епсикопии образовывали Малые Поместные Церкви.

Иерархическая лестница РПЦ. Многие Поместные Православные Церкви имеют аналогическую структуру
Иерархическая лестница РПЦ. Многие Поместные Православные Церкви имеют аналогическую структуру

Из Малых Поместных Церквей выросли Поместные Православные Церкви. Наиболее крупные церковные области возглавили Патриархи. Произошло это в V веке. Канонические территории Патриархатов стали делится на диоцензы.

При этом епископы стали подчиняться митрополитам, а митрополиты Патриархам. Во многих Поместных Церквях такая иерархия сохранилась до сих пор.

Титул вселенских Патриархов присвоили себе Константинопольские первоиерархи

В VI веке (при св. патриархе Мине, 536 — 552) Константинопольские Первоиерархи усваивают себе титул Вселенских Патриархов. В 691-692 годах состоялся Трулльчский Собор. Он принял 36-е правило, которое установило «порядок чести» первых пяти Патриархатов: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского.

После того как Западная Церковь отпала, их число уменьшилось до четырёх. Позже к ним присоединились предстоятели других Поместных Православных Церквей.

 Состав Поместных Православных Церквей по состоянию на 2016 год
Состав Поместных Православных Церквей по состоянию на 2016 год

Положение каждой Поместной Православной Церкви определяется на основе диптиха — перечня, в котором Первоиерархи Церквей указываются по значимости своих кафедр. В порядке иерархии не могут произойти изменения, так как она зависит от времени получения автокефалии Поместной Православной церковью.

В настоящее время Вселенская Православная Церковь включает девять Патриархатов, шесть Автокефальных и три Автономные Церкви Пятое место в диптихе с XVI века занимает Первоиерарх Русской Православной Церкви — Патриарх Московский и всея Руси.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *