Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Старообрядческая церковь: суть учения и 10 отличий от православных

14.01.2019
3 662

Старообрядцы или староверы. Какие ассоциации вызывают эти названия? Хорошо, когда человек понимает, о чём речь.

Но ведь встречаются люди, которые представляют себе славянских волхвов или кого-то, похожего на друидов кельтов.

Старообрядцы не так уж и далеки от Русской православной Церкви.

Даже более того — они считают себя ею, а представителей самой популярной в России христианской традиции называют новообрядцами.

Поговорим о том, кто они такие, как появились и в каком состоянии находятся сегодня.

Старообрядцы — это часть Церкви, которая не приняла реформы 1653 года и сохранила традиции

Прежде Русская православная Церковь была единой. Но в 1653 году патриарх Никон решил провести в церкви реформы.

Всё, что было в православии до этого, Старообрядческая Церковь признаёт своей историей. Затем она осталась верна старым традициям, а большинство верующих пошли по новому пути.

1653
этот год можно считать временем возникновения старообрядцев

В чём же заключались эти реформы?

По ряду причин, в том числе и политических, патриарх решил унифицировать богослужебные тексты с греческими. Изменили правила проведения таинств, богослужений, молитв. Многие старые обрядовые действия отменили. Но значительной частью верующих такое решение не было одобрено.

Никольско-Рождественская старообрядческая церковь
Никольско-Рождественская старообрядческая церковь

Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев

Те, кто остался верен традиции, — старообрядцы — разделились на два лагеря.

Беспоповцы — часть старообрядцев, которая осталась без высшего духовенства. Дело не в том, что у них не было сторонников. Но после реформ Никона государство подвергло преследованиям тех, кто не принял изменения, так что архиереям было бы несладко примкнуть к такой общине.

Смелых репрессировали. История сохранила одно имя открытого сторонника старообрядцев — Павла Коломенского. Он погиб в ссылке.

Беспоповцы не принимал к себе священников и стали называть их еретиками. Но такая политика грозила Старообрядческой Церкви вымиранием: назначать новых священников могли только архиереи, а кто будет это делать в традиции, где нет ни одного такового?

В итоге беспоповцы поделились на разные течения, часто противоречащих взглядов.

Поповцы — вторая половина старообрядцев. Они считали, что Старообрядческой Церкви необходима линия апостольской преемственности. Поповцы рассудили, что священник остаётся таковым, даже если принимает церковные реформы.

Он рукоположен, а значит, благодать сохранилась. Поэтому поповцы принимали беглых священников. Оттуда ещё одно название — беглопоповцы.

А вот «переманить» в свой стан архиерея не удалось.

В конце XVIII Русская православная церковь создала несколько приходов, где вели служения по старым книгам. В начале XIX века это явление приобрело официальный статус. Оно стало называться единоверием.

Митрополит Амвросий положил начало старообрядческому духовенству

Но вот к власти пришёл Николай I и начал принимать меры по искоренению старообрядческого священства.

Нужен был радикальный ответ, чтобы спасти Старообрядческую Церковь. Появилась интересная идея — организовать свою кафедру за границей.

Требовалась влиятельная фигура из православного духовенства. И таковая нашлась — бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий.

Митрополит грек рукоположил первое высшее духовенство староверов.

Он проживал в монастыре села Белая Криница (Австро-Венгрия). Этот архиерей был вынужден покинуть место своего служения из-за конфликтов с турецкими чиновниками.

Он одобрил идею старообрядцев и присоединился к ним через помазание миром. Затем совершил несколько хиротоний. Так у старообрядцев появилось своё духовенство.

Митрополит Амвросий рукоположил первых епископов старообрядцев
Митрополит Амвросий рукоположил первых епископов старообрядцев

Критики указывали на то, что подобный ритуал не проводят единолично, но апостольское право предусматривает такую возможность в особых случаях. В житиях святых есть похожие примеры:

  • Афанасий Великий;
  • Иоанн Златоуст.

Если признать действия митрополита неправомочными, то и в отношении святых потребуется пересмотреть свои позиции, а также поставить под сомнение первое апостольское правило. Кто бы на это пошёл?

Те, кто не признал Белокриницкую иерархию, образовали Русскую Древлеправославную Церковь

Но не все поповцы признали священников из Белокриницкой иерархии. Власти использовали свой любимый метод борьбы — репрессии и пропаганду. И многие люди верили слухам.

В итоге часть поповцев перестала отождествлять себя со Старообрядческой Церковью. История переименований этих религиозных традиций запутанная.

Сегодня это течение называется так — Русская Древлеправославная Церковь. В её главе стоит патриарх Александр (Калинин).

Не стоит путать с другим течением с похожим названием — Древлеправославная церковь России. Она откололась от Русской Древлеправославной Церкви в 1999 году.

Митрополит Корнилий — нынешний лидер старообрядцев
Митрополит Корнилий — нынешний лидер старообрядцев

Часть РПСЦ, окружники, укрепили свои позиции и получили правовой статус

В 1862 году, устав от гонений, Владимирский архиепископ Антоний вместе с начётчиком Иларионом Кабановым опубликовали «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии».

В этом документе они расставили все точки над i. Объяснили, что не противники самой крупной христианской традиции России, что разделяют те же взгляды, что фундаментальных разногласий с ней не имеют и точно так же являются равноправными наследниками апостольской Церкви.

Авторы вернулись к теме посвящения иерархов греческим митрополитом и подчеркнули, что Амвросий имел право передать священство, а потому нет причин для разногласий с новообрядцами.

Далеко не все внутри Старообрядческой Церкви признали этот документ. Даже ряд иерархов высказался против. Так возникло ещё два течения:

  • окружники — кто принял «Окружное послание»;
  • противокружники (неокружники) — кто его отверг.
В 1906 году окружники примерились с Московской архиепископией.

Участь неокружников оказалась суровой: их истребила советская власть. Последний архиерей этого течения скончался в 1970 году, а оставшаяся паства присоединилась к окружникам.

Значительный вклад в укрепление Белокринцкого согласия сделан архиепископом Московским Саватием (Лёвшиным).

17 апреля 1905
в этот день вышел манифест «Об укреплении начал веротерпимости»

С этого момента дела Старообрядцев идут лучше: им предоставляют права, принимает у себя император, возводятся и возвращаются старообрядческие храмы и монастыри.

В рамках Освященного Собора (1911 г.) принято решение создать совет, который будет заниматься церковными вопросами.

В советские годы Староверческую Церковь пытались истребить, но после войны её оставили в покое

Советское время принесло урон всем религиям. Старообрядческая Церковь — не исключение. Архиереи подверглись репрессиям, но не исчезли полностью. Монастыри упразднили. Над верующими учиняли расправы.

В 1988 году архиепископию Москвы преобразовали в митрополию

Буквально единицы оставались представителями высшего духовенства и героически поддерживали жизнь Старообрядческой Церкви, ежедневно рискуя своей.

После Второй мировой войны правительству было уже не до расправ над староверцами, так что удалось рукоположить новых епископов.

Сегодня РПСЦ не стремится сближаться с РПЦ, развивается сама и охотно взаимодействует с маленькими общинами

Действующие староверческие церкви есть по всей России. В столице имеется Московская митрополия. Имеется официальный сайт.

На нём можно прочесть новости митрополии, прочитать, чем живут старообрядческие общины, найти информацию по истории, узнать, какие события ждёт Церковь староверов в ближайшее время.

Центр Белокриницкого согласия находится неподалёку от Рогожского старообрядческого кладбища.

Самый главный храм староверов — Покровский собор на Рогожском кладбище.

Покровский собор на Рогожском кладбище — главный храм староверов
Покровский собор на Рогожском кладбище — главный храм староверов

Нынешний глава старообрядцев — Высокопреосвященный Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Корнилий (Титов).

Митрополит Корнилий стал объектом критики за слишком тесное общение с «новообрядцами». Его заподозрили в стремлении к объединению церквей. На что глава старообрядцев ответил, что ошибку признаёт и впредь будет согласовывать внешние контакты с традициями и правилами свей Церкви.

Старообрядческая Церковь стремится сохранить обособленность от «новообрядцев», но зато установила евхаристическое общение между с Древлеправосланой архиепископией

Могут ли староверы присоединиться к РПЦ? Протоиерей Андрей Ефанов так говорит о том, как общаются между собой староверческая и православная Церкви:

«Есть старообрядческие общины в Русской Православной Церкви, их называют единоверческими. Они не просто находятся в общении с Православием, но являются частью Церкви Христовой.

Есть еще различные старообрядческие расколы, которые находятся вне общения с Православием. С ними ведется диалог, имеются определенные перспективы присоединения этих общин к Церкви.

Но на сегодняшний день болезнь раскола еще не преодолена. Это очень печально, но на сегодняшний день ситуация такова.

Нам нужно усердно молится о преодолении раскола, об исцелении этой страшной язвы нашего религиозного общества».

Андрей Ефанов
протоиерей

Примечательно, что РПСЦ включает даже африканкою общину из Уганды, которая отделились от патриархата Александрии из-за того, что тот стал использовать новый стиль.

Староверческая община есть даже в Африке.

У общины есть действующий храм и двести прихожан.

Святые старообрядческой церкви

За века существования этой традиции появились и святые старообрядческой Церкви. Вот некоторые из них:

Аввакум Петров — священник XVII века, подвижник и аскет. Был суровым духовным наставником, строго судил верующих и священников. Не боялся пожечь себе руку, чтобы унять плотское желание.

Из-за твёрдости убеждений и неприятия компромиссов имел много конфликтов с верующими, участвовал в драках, пережил несколько покушений.

Святой Аввакум Петров
Святой Аввакум Петров

Шесть лет жил в ссылке, получал удары кнутом, попадал под арест, мёрз, живя с собаками, но сохранил твёрдость духа.

За непримиримый нрав его с соратниками сожгли на костре. Оставил множество сочинений.

Стефан Расторгуев — архиепископ Московский и всея Руси, первоерарх Древлеправославной Церкви. Руководил Церковью в сложный для неё период, когда были сильны гонения со стороны советской власти.

Святой Стефан (Расторгуев)
Святой Стефан (Расторгуев)

На допросах не стеснялся критиковать советскую власть. Приговорён к расстрелу.

Геронтий (Лакомкин) — епископ старообрядцев. Был активным деятелем Церкви в начале XX века. Возводил храмы, боролся с пьянством прихожан, образовывал училища.

Святой Геронтий (Лакомкин)
Святой Геронтий (Лакомкин)

Десять лет пробыл в тюрьмах и лагерях. Особое историческое значение имеют его мемуары, которые сообщают много сведений о реалиях церковной жизни его времени.

10 отличий старообрядцев от православных

  1. Старообрядцев крестят 3-кратным погружением, православным достаточно частично погрузить или облиться.
  2. Старообрядцы включают много течений, а православие — однородная традиция.
  3. У православных в чётках 33 бусины, у старообрядцев — 109.
  4. Православные на службах используют поясные поклоны, а староверы складывают руки крестом на груди и делают земные поклоны.
  5. Старообрядцам нельзя приходить на службы с закатанными рукавами и в галстуках.
  6. У православных крест имеет шесть концов или четыре. На нём пишут I.Н.Ц.I. У старообрядцев крест восьмиконечный, а надпись — «Царь Славы».
  7. На крестах старообрядцев не изображают Иисуса Христва.
  8. Вместо крестного хода у старообрядцев практикуют посолонь.
  9. Староверы называют Иисуса «Исус» — на древний манер.
  10. Староверы крестятся двумя пальцами, а не тремя.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *