Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Иерусалимский храм

03.01.2019
3 803

Иерусалимский храм — это не просто святилище древнего народа. Он занимает особое место в истории христианского мира, так как стал предшественником и прообразом христианской церкви. К тому же с пророчеством о восстановлении Иерусалимского храма евреи пришествие Мессии. Но обо всём по порядку.

Часть Иерусалимского храма — Стена Плача. Известна даже среди неверующих
Часть Иерусалимского храма — Стена Плача. Известна даже среди неверующих

Моисей создал Скинию собрания, чтобы народ Израиля ощущал присутствия Бога

Ещё до храма иудеи имели места, где молились Богу. Существовали всевозможные алтари. И лишь впоследствии они развились в то, что сегодня мы называем храмом.

Но было бы ошибкой приписывать евреям изобретение храма. Подобные святилища возникли гораздо раньше в других культурах: Индия, Китай, Япония — там храмы строили по-своему. У них иная архитектура, свой подход к богослужению. Но всё же это здания для общения с высшими силами, место почитания божеств.

История того, как появился иудейский храм, описана в Ветхом Завете.

В книге Бытия мы ещё имеем дело с алтарями, но всё меняется, когда приходит главный еврейский пророк — Моисей. Во время исхода евреев из Египта он взошёл на гору Синай, откуда вернулся с двумя скрижалями. На них, как мы знаем, пророк принёс народу десять заповедей.

Но его ждало разочарование:

«Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему:

встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.

И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом.

И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»

(Исх. 32:1-4)
Реконструкция Скинии собрания — предшественницы Иерусалимского храма
Реконструкция Скинии собрания — предшественницы Иерусалимского храма

Моисей в ярости разрушил скрижали. С этого момента он вознамерился создать иудейский храм — точнее, его прообраз, Скинию собрания. Быть может, пророку стало ясно, что народ нуждался в каком-то физическом воплощении присутствия Бога на земле. Телец был таким физическим воплощением. Чтобы противостоять идолопоклонству, нужно было нечто своё.

Именно на это намекает Священное Писание. Всевышний неоднократно подчеркивает, что находится среди народа Израиля, храм же нужен не ему, а людям:

«И построят Мне святилище, и буду Я пребывать среди них».

(Исх. 25:8)

Решение построить храм, хотя бы номинальный, это возможность максимально приблизить божественное к мирскому.

Скиния собрания — прообраз Иерусалимского храма

Скиния собрания — это ещё не полноценный храм. Его возведут через много лет после пришествия в землю обетованную. Это шатёр, палатка, в общем, временное строение, которое идеально вписывалось в образ жизни странствующих иудеев.

Скинию можно было в короткий срок разобрать и распределить между носильщиками. Такой «мобильный» храм — единственный приемлемый вариант для кочевников. Его размеры в метрах, согласно Священному Писанию: (около 16×5,4×5,4 м).

Современное изображение Ковчега Завета даёт примерное представление о его внешнем виде
Современное изображение Ковчега Завета даёт примерное представление о его внешнем виде

Шатёр имел три деревянные стены на севере, юге и западе. А восточное направление отделяла завеса. Всю конструкцию окружала ограда. В храме чётко выделялись три зоны:

  • хацер — ограждённый внутренний двор;
  • кодеш — святилище, пространство внутри здания за завесой;
  • кодеш кодашим — святое святых, зона внутри скинии (5×5×5 м). Её ограждал ещё один занавес.

Впоследствии эту архитектуру унаследует храм царя Соломона в Иерусалиме.

О Скинии собрания существует множество удивительных предположений. Известно, что в святая святых хранился Ковчег Завета — ящик со скрижалями. Предание сохранило невероятные сведения о его удивительных свойствах.

Ряд исследователей приписывают ему инопланетное происхождение, либо полагают Моисея величайшим изобретателем некого удивительного устройства.

Ковчег Завета обладал невероятными свойствами: летал, убивал и не занимал места.

Для еврейского народа и христиан Ковчег — демонстрация сил Божиих, но не научных достижений человека. Впрочем, есть и компромиссные версии. В любом случае о нём известно следующее:

  • ковчег, согласно Талмуду, не занимал физического пространства;
  • небрежное обращение с ковчегом приводило к смерти;
  • этот предмет мог летать;
  • ковчег сравнивал горы с землёй;
  • ритуал с участием Ковчега обрушил стены Иерихона;
  • над Ковчегом двигалось образование, напоминающее облако.

Кстати, облако загораживало вход в Скинию собрания, едва туда заходил Моисей:

«Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем».

(Исход 33:9)

Материалы, места для хлебов предложения и разный инвентарь этого переносного храма очень подробно описаны в Библии и в еврейском предании, как и правила деятельности левитов, — священников.

Все они — образованные люди, которым надлежало следовать строгим требованиям, чтобы сохранить себя в безопасности.

Первый Иерусалимский храм возвёл царь Соломон по поручению Давида, а разрушил Навуходоносор II

Строительство полноценного здания храма в Иерусалиме — тот этап, который мы можем более-менее ориентировать хронологически. Есть две датировки возведения храма:

  • с 957 по 950 год до н. э.;
  • с 1014 по 1007 год до н. э.

Ещё царь Давид мечтал возвести храм и начал для этих целей подготовительные работы. Он приобрёл гору Мориа — ту самую, где, по преданию, Авраам чуть не принёс в жертву Исаака.

Однако Давиду пришлось поручить возведение храма сыну — Соломону. Этот великий царь мог использовать задумки отца, так что быстро и основательно взялся за строительство.

Царь Соломон — строитель первого Иерусалимского храма
Царь Соломон — строитель первого Иерусалимского храма

Значимость храма была очень велика для еврейского народа. Завершение постройки все ожидали с трепетом. Здание тут же стало главным святилищем Израиля и прямым наследником Скинии.

Конечно, и прежде существовали святилища, но поменьше, и при Иерусалимском храме они не исчезли, но статус места пребывания Господня на земле положительно сказывался на популярности храма.

Здание выполняло следующие функции:

  • позволяло верующим на земле соприкоснуться со славой Божией;
  • давало возможность проводить религиозные церемонии;
  • трижды в год служило местом паломничества верующих;
  • выступало в качестве помещения для заседания Высшего суда, Синедриона;
  • хранило храмовую казну и реликвии, в том числе Тору и Ковчег Завета.
Достоверной реконструкции Первого храма не существует.

Известно, что основное здание располагалось во внутреннем дворе. Размеры постройки: 30 × 10 × 15 м. Стены исполнены из камня, крыша плоская — из кедра. Внутри пол и стены тоже обшили кедром и покрыли золотом.

Ещё при жизни Соломона храм стал утрачивать свой высокий статус. Сказывалась отношение царя, который избрал для себя языческий путь. Уже тогда пророки предсказывали разрушение иерусалимского храма.

В 586 году до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II уничтожил первый храм. Ковчег Завета при этом утерян. Сейчас несколько религиозных обществ спекулируют на том, что обладают этой реликвией, но никто не приложил усилий, чтобы это доказать. Период, сколько храм был разрушен — 70 лет.

Второй храм строили дважды: после Вавилонского плена и при царе Ироде, но его разрушили Римляне

Второй храм в Иерусалиме существовал в двух версиях: изначальной и реставрированной.

Первая версия второго храма (храма Зоровавеля) построена в 516 году до н. э. Здание возвели при активном руководстве двух человек: первосвященника Йеошуа бен-Яхоцодака и наместника Иудеи Зерубавеля бен-Шеалтиэля (Зоровавеля).

О внешнем виде здания известно мало:

«В первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме:

пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него;

вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей;

4 рядов из камней больших три, и ряд из дерева один; издержки же пусть выдаются из царского дома. 5 Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский, каждый на место свое, и помещены будут в доме Божием».

(Ездры 6:3–5)

Скорее всего, храм строили с оглядкой на предыдущее здание, но с коррективами на новые, но туманные пророчества об облике будущего храма.

Постройку возвели либо на месте предшествующего здания, либо неподалёку от него, но сравниться по роскоши со старым храмом уже не могли. Восстановление храма проходило и последующие годы: он расширялся, богател. Иудейская религиозная жизнь вращалась вокруг него.

2 версии
второго храма существовало: Зоровавеля и Ирода

Вторая версия второго храма (храм Ирода) появилась из-за того, что царь Ирод I Великий решил улучшить внешний вид здания. Он основательно взялся за строительство.

По его приказу расширили Храмовую гору, сгладили неровности и вообще попытались сделать почву идеальным пьедесталом для храма.

Макет-реконструкция храма царя Ирода I Великого (второго храма)
Макет-реконструкция храма царя Ирода I Великого (второго храма)

Здание живописно описывает историк Иосиф Флавий:

«Внешний вид храма представлял всё,

что только могло восхищать глаз и душу.

Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами,

он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском,

ослепительным для глаз, как солнечные лучи.

Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим,

он издали казался покрытым снегом, ибо там,

где он не был позолочен, он был ослепительно бел».

Иосиф Флавий
историк

В 70-том году Римские войска уничтожили храм, но до сегодняшнего дня сохранились его фрагменты. Самый известный — западная стена (стена плача). Есть несколько подземных туннелей. Раскопки в этом месте не проводились.

Стена плача – руины храма царя Ирода I Великого (второго храма)
Стена плача – руины храма царя Ирода I Великого (второго храма)

За храмовую гору воевали, пока мусульмане не возвели там религиозный комплекс

После разрушения храма за гору неоднократно воевали. Она стала спорной территорий. В 130 году римляне взялись за строительство храма Юпитера, но уже 132 евреи вернули гору и возвели своё святилище. В 135 их снова изгнали.

В 361 году к власти пришёл император Юлиан. Он объявил свободу вероисповедания и вознамерился возвести на месте храма новый. Дело помешал пожар на горе, а затем — смерть императора.

Храмовую гору захватили мусульмане, а евреям осталась только стена плача.

В 638 эти земли завоевали арабы. Они возвели на предполагаемом месте храма свой религиозный комплекс — Куббат ас-Сахра (Купол Скалы (как называется это по-русски), и мечеть Аль Акса). Сегодня эти постройки остаются действующим и вторым по значимости религиозным центром мусульманского мира.

Есть немало идей о том, как компромиссно распределить пространство священной горы между иудеями и мусульманами, но стороны не согласны.

Ряд евреев настаивает, чтобы им вернули место, которое находится под куполом скалы и никакое иное. Стену плача они не считают святым местом и называют пристройкой Ирода.

Решить споры из-за геополитической ситуации сегодня не удаётся. Усложняет ситуацию и то, что достоверно не установлено, где именно находился храм.

На фото Храмовая гора сегодня: в центре мечеть Купол скалы, а стена на переднем плане — это руины второго храма
На фото Храмовая гора сегодня: в центре мечеть Купол скалы, а стена на переднем плане — это руины второго храма

Иерусалимская Церковь, как и весь христианский мир, будь то хоть католики, хоть православные, не особо беспокоятся о судьбе храмовой горы.

Главное святое место христиан находится в другом месте, это храм Гроба Господня, построенный, как считается, на горе, где распят и погребён Иисус Христос.

Третий храм должен возвести либо Мессия, либо антихрист

Между иудеями и христианами нет единства на счёт будущего третьего храма. Евреи верят, что третий храм на месте мечети Аль Акса должен возвести Мессия. Но есть версия, что это сделают люди до него.

Смотрите также статью Антихрист

Кто-то полагает, что храм не может быть делом рук человека, и он уже готовый возникнет на горе, либо спустится с неба.

Христиане, в том числе и православные, полагают, что третий храм должен построить антихрист. Это будет признаком конца времён.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *