Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Крестовоздвиженский храм — 7 московских храмов

28.02.2019
4 837

Содержание

Церковь, с наименованием Воздвижения Креста Господня или Распятская церковь — домовая церковь в Теремном дворце Московского Кремля.

Соборная площадь Московского кремля. Здесь находится Крестовоздвиженская церковь
Соборная площадь Московского кремля. Здесь находится Крестовоздвиженская церковь

История

В период времени, который принято называть смутным, первый Кремль был разрушен. И в 1635 г. царь Михаил Федорович распорядился построить вновь из камня Теремной дворец. При нем выстроили домовые церкви. Эти церкви строились не разом.

Наиболее возрастная церковь дворца — это церковь Екатерины Великомученицы. В 1626 г. она не устояла на пожаре, и в последующем году специалист из Англии Джон Талер построил Екатерининский храм, но уже каменный, «у царицы на сенях», который включили в структуру Теремного дворца.

В 1654 г. государь Алексей Михайлович в указанной церкви в честь матери своей Евдокии Стрешневой устроил приделы: один по именинам царицы — во имя святой Евдокии, который стал потом самостоятельным теремным храмом, другой в память дня ее рождения — святого Онуфрия.

Федор Алексеевич взошел на царство в 1676 г. Его озарили святые и великие мысли создать в Кремле символичный образ, подобный храму Гробу Господня и Воскресения Христова, который в Иерусалиме. Есть мнение о том, что юный царь вдохновился Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем, который находится под Москвой.

Комплекс Теремных церквей, куда входит и церковь Воздвижения Креста Господня
Комплекс Теремных церквей, куда входит и церковь Воздвижения Креста Господня

Государем были переделаны эти домовые храмы. В 1681 году святой Евдокии храм заново освятили в память Воскресения Словущего, и уже царь присутствовал на Преображение в нем на службе.

В Воскресенском храме в этом же 1681 году по весне освятили крохотную Распятскую церковь.

В 1681 году данную церковь выстроил Царь Федор Алексеевич  выше северного предела в соборе Верхоспасском. Длина ее в пределах 7 м, а ширина в пределах 4 м. Пол изготовлен из плит  мрамора (цвета чёрный и белый), обладает сомкнутым сводом.

В конце 17 века зодчий Осип Старцев устроил над домовыми церквями Теремного дворца единый верх.

Верхоспасский собор Московского Кремля. Купола теремных церквей, куда входит и Распятская церковь
Верхоспасский собор Московского Кремля. Купола теремных церквей, куда входит и Распятская церковь

Судьба храма после Октябрьской революции 1917 г.

Дворцовые храмы оставались действующими до революции. В 1903 г. в Распятской церкви говели государь Николай II и императрица Александра Федоровна. А в Верхоспасском соборе они слушали всенощную на Великий четверг и Пасхальную утреню.

Впоследствии, когда произошла Октябрьская  революция, работа Церкви была прекращена. Церковные службы в Крестовоздвиженской не производят. Эта церковь включена в комплекс дворца, который составляет часть Резиденции Президента России.

Внутреннее убранство

Убранство церкви содержит барочный оттенок. Храмовые двери из дерева, сделанные в XVI веке, доставлены из Троицка-Голенищева.

Установлен в храме четырёхъярусный отчеканенный из меди иконостас, чертежи которого разработал Карп Золотарев.

Иконостас церкви Воздвижения Креста Господня Московского Кремля
Иконостас церкви Воздвижения Креста Господня Московского Кремля

Золотарёв выполнил наброски, по которым изготовлены киоты из слюды, в коих размещены иконы с представленными сценами Страшного Суда и Страстей Господних, написанные Иванами Салтановым и Безминым.

Икона «Поклонение Кресту», которую на холсте написал Богдан Салтановый, пребывала в церкви, в алтаре. На иконе изображаются: император Константин и царица Елена, царь Алексей Михайлович,  царица Мария Ильинична и патриарх Никон.

В Крестовоздвиженской располагается в меру Креста Господня Распятие, которое изготовлено в 1687 году  резчиком Новоспасского монастыря старцем Ипполитом. От этого Распятия имеет место второе название Церкви — Распятская.

Реликвии и святыни

Василий Познанский, «Богоматерь Благодатное Небо»
Василий Познанский, «Богоматерь Благодатное Небо»
Василий Познанский, «Богоматерь Умягчение злых сердец»
Василий Познанский, «Богоматерь Умягчение злых сердец»
Василий Познанский, «Спаситель в терновом венце»
Василий Познанский, «Спаситель в терновом венце»

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения)

Праздник церковный Крестовоздвижения имеет христианский духовный смысл. Он является праздником двунадесятым непреходящим и отмечается ежегодно в один и тот же день 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Данный древнейший праздник в истории трактуется по-разному. Известны 3-и события, которые случились в разные периоды времени и объединены эпизодами, связанными с Крестом.

Первое из событий связано со столкновением Константина в 311 г. с соправителем Максенцием

Константин Великий
римский император

Император Константин на солнце заметил блестящий крест и надпись:

«Сим побеждай!».

Заметили крест и в его войске. В ночное время Господь Иисус Христос во сне явился императору и велел изготовить знамя с крестом, которое увидел. Император так и устроил.

Победив Максенция, он отдал приказ тоже знамя поместить в руку собственной скульптуры, установленной в Риме на ключевой площади. Константин веру Христову объявил госрелигией и стал покровительствовать христианам.

Второе событие церковь считает основой происхождения праздника Крестовоздвижения и случилось оно тоже в эпоху Константина

Римские властители, язычники в 72 году впоследствии погрома города Иерусалима стремились изжить воспоминания о Святой Земле, где принес искупительную жертву и возродился Сын Божий Иисус Христос.

Христианские святыни (Гроб Господень и Голгофу) римский правитель Адриан повелел засыпать землей, а на данном пространстве устроить капище Венере богине языческой.

Через три века по Воле Божьей Гроб Господень и Голгофа вновь были обнаружены.

Случилось это при Константине, который послал в Святую Землю, в Иерусалим мать царицу Елену. Местоположение Святыни оказалось неизвестно, и, применив лишь свое царское воздействие, святая Елена нашла холм, наверху которого идолопоклонники оказывали почести своим богам.

Установка Константином на святом месте храма Воскресения стало триумфом христианской веры.

После утверждения христианской веры, Константин Великий  (IV в.) велел капище уничтожить и предпринять раскопки. С данным эпизодом взаимосвязано возникновение праздника.

После находки святого Креста в честь его стали вставать храмы. В Иерусалиме на месте обретения Креста один из храмов устроила сама царица Елена. 13 сентября 335 г. в день завершения построения храма, произведено его освящение, а день 14 сентября стал праздником Крестовоздвижения.

Третье из событий, произошедшее в VII веке, имеет отношение к войне Персии и Византийской империи

Персидские завоеватели, которые напали на Палестину, разграбили Иерусалим, забрали совместно с добытыми трофеями Крест Господень, находившийся у них в плену 14 лет.

Разгромив в 628 г. персов, римский император Ираклий возвратил святыню. По возвращению святого Креста Господня в храм Иерусалима состоялся торжественный молебен.

Этот праздник возглашает нам о Великой Жертве Господа.

Крест навеки останется предзнаменованием бессмертной жизни. После Голгофы он стал реальным предвестием избавления человека от грехов, спасением, предзнаменованием любви Бога к человеку, предвозвестником грядущей перемены природы.

Почитание Креста и праздника Крестовоздвижения имеет христианский духовный смысл. В этот праздник установлен пост.

Московские храмы, церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Почтение Креста и праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в нашей стране отмечается повсеместно. В городе Москве в память этого праздника, кроме Крестовоздвиженской  церкови, воздвигнуты ниже представлениые храмы.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Храм располагается на окраине столицы в Алтуфьево (Северо-Восточный округ) и является памятником усадебного зодчества 18- 19 веков.

В 1585 г. первое упоминание при царе Федоре Иоанновиче подмосковной деревни, которую именовали по-древнерусски Олтуфьево.

В 1763 г. изношенный храм возобновили и нарекли Крестовоздвиженским.

В 1999г. в престольный праздник Крестовоздвижения Святейший Патриарх Алексий II освятил храм.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево
Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево
Протоиерей Кирилл Шевцов. Настоятель Храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево
Протоиерей Кирилл Шевцов. Настоятель Храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Храм Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыре

Храм Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыре — раньше значился православным храмом, который находился на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря. К храму пристроено здание в 2 этажа, вследствие этого он считается надвратным.

Храм расположен в районе, который носит наименование Преображенское.

Храм, который построен над западными воротами, 19 декабря 1854 г. освятил митрополит Московский святитель Филарет.

Впоследствии революции 1917 г. монастырь этот упразднили, а стену монастырскую частично разрушили, уничтожили пятиглавие на храме Воздвижения Креста Господня и его разорили храм.

С середины 90-х годов перестроенное изрядно здание, в котором ранее был храм, передали Церкви. Там поместили мастерскую реставрационно-иконописную, носящую название «Александрия» и вложившая свои средства, на которые обеспечили проведение полного ремонта, восстановление всех 5 куполов и покрытие золотом крестов на них.

Церковь, находящейся в ведении городской Московской епархии Воскресенского благочиния, не действует.

Храм Воздвижения Креста Господня (над западными воротами)
Храм Воздвижения Креста Господня (над западными воротами)

Храм Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке

Крестовоздвиженский монастырь, который располагался на улице, носящей название Воздвиженка в  Белом Городе столицы, был упразднен в 1814 г.

Московская церковь Воздвижения Честного Креста Господня, что на Воздвиженке, в бывшем Крестовоздвиженском монастыре (дата съемки: 1881 г.)
Московская церковь Воздвижения Честного Креста Господня, что на Воздвиженке, в бывшем Крестовоздвиженском монастыре (дата съемки: 1881 г.)

Первоначально он назывался монастырем Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове.

Монастырь первый раз в летописи упомянули в 1547 г. по причине ужасного пожара, который вспыхнул как раз от Воздвиженского храма монастыря.

В 1814 г. впоследствии ликвидации монастыря соборный храм монастыря был признан как простой приходской храм.

В 1934 г. церковь эту сломали и на этом пространстве выстроили шахту Метростроя.

Ворота монастыря на проспекте Калинина сохранялись ещё до зимы 1979 г. Но весной, когда потребовалось спешно строить переход, ворота разрушили.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

В 1640 г. Храм заложили. На месте храма, который ранее был деревянным, начали возводить каменный храм во имя Воздвижения Креста Господня. Строили его 18 лет.

Главный престол был освящен в 1658 г.

Храм с 1930 г. стал не работающим и был в период с 1931 г. по 1992 г. не действующим.

В 8 апреля 1992 г.  у ограждения этого храма отслужили первый молебен, который организовала созданная заново православная община. С 5 ноября этого же года всенощные службы совершались систематически, которые проходили в южном приделе храма.

Престол в честь архангела Гавриила 7 сентября 1993 г. освятили и отслужили Божественную Литургию. Усилия прихожан и членов общины помогли оскверненную святыню восстановить и к концу 2000 г. приобрести прежний облик.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
Иерей Димитрий Сорокин — и.о. настоятеля Храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
Иерей Димитрий Сорокин — и.о. настоятеля Храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм Илии пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизовке

Этот Храм в Черкизове находится в составе столичной городское епархии Воскресенского благочиния, размещается в районе, который именуется Преображенское и входит в Восточный административный округ.

Главный престол освятили в память праздника Воздвижения, а пределы — в память пророка Илии и в память святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца.

О селе Черкизово первое сообщение относится к XIV веку. Этим названием оно обязано имени хозяина — боярина Андрея Серкизова. Хронология Ильинской церкви, построенной в XIV веке, тесно связана с хронологией Черкизова.

В  1689 — 1690 г.г. на месте, где сгорел храм, который был изготовлен из дерева, возвели каменную церковь и освятили  18 июня 1690 г.

За свое продолжительное прошлое Черкизовский храм строился и многократно был перестроен.

Верующие и духовенство храма в годы Великой войны  собрали деньги в количестве 1 миллион рублей, пошедшие на постройку самолётов и направленные главе государства И.В. Сталину, который откликнулся на это, прислав телеграмму с благодарностью.

Это действие помогло преодолеть трудные годы советского периода. За этот период его неоднократно хотели закрыть; одно из таких намерений случилось уже во второй половине 20-го века при создании на восточной окраине столицы метрополитена. Но черкизовский храм выдержал.

Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове
Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове
Архимандрит Савва (Тутунов Сергей Андреевич) — настоятель храма Пророка Божия Илии в Черкизове
Архимандрит Савва (Тутунов Сергей Андреевич) — настоятель храма Пророка Божия Илии в Черкизове

Церковь Воздвижения Креста Господня в Преображенском (старообрядческая)

Эта церковь — старообрядческая, относится к Федосеевскому старопоморскому согласию.

Место нахождения — территория Преображенская старообрядческая община.

В нынешнее время Преображенская община являет собой наиболее значительное объединение федосеевцев. Значительная часть федосеевских общин признали её ключевое положение.

Церковь Воздвижения Креста Господня в Преображенском (старообрядческая)
Церковь Воздвижения Креста Господня в Преображенском (старообрядческая)

 

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *