Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Освящение храма

Чтобы вступить в духовную христианскую жизнь, от человека требуется пройти через ряд таинств. Точно так же дела обстоят и с храмом. Если зданию предстоит стать частицей Церкви, то оно должно пройти через своеобразный ритуал очищения и посвящения себя духовному миру.

Простое здание превращается в святое, куда, как принято считать, отныне будет спускаться Дух Святой и распространять на верующих благодать.

Освящение храма — это его «крещение», наделение здания духовной сущностью

Освящение храма — традиция не новая. Ещё древние иудеи представляли Иерусалимский храм обителью Всевышнего, местом особым, святым, к которому надлежало относиться с благоговением.

Современная христианская традиция освящать храм возникла примерно в V веке. Быть может, и раньше. Но именно тогда её утвердили на IV Вселенском соборе.

V веке
утверждена традиция освящения храма

Поскольку это произошло ещё до раскола, то и ритуал с некоторыми различиями унаследован основными ветвями христианской Церкви — католичеством и православием. Но особенности обряда меняли ещё в течение пяти веков.

В православии чин освящения храма архиереем называется обновлением. То есть, в представлении верующего человека, это не просто формальная вычитка молитв и совершение ритуальных действий, а настоящая трансформация здания, наделение его новой, духовной сущностью.

Храм, как и человек, должен войти в Церковь через ритуал.

Аналогичным образом и человек, который проходит через крещение, умирает для греховной жизни и открывается новому, духовному существованию.

Престол храма — место, где проводится основной обряд освящения
Престол храма — место, где проводится основной обряд освящения

В «Настольной книге священнослужителя» сказано:

«Священнодействия на основание и освящение храма проникнуты тем же духом благодати, какой были исполнены святые отцы, составившие и утвердившие их. Среди них возвышается святой Василий Великий. Каждая молитва, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл. Под видом храма видимого, материального этот вселенский учитель разумел Церковь невидимую во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живого. Новый храм в этих молитвословиях как бы очеловечивается, и над ним совершаются тайнодействия, подобно тому, как над человеком совершаются Таинства Крещения и Миропомазания; к ним присоединяется еще нечто и от Таинства Священства, ибо храм посвящается на вечное служение Господу».

Освещают новые и осквернённые храмы, а также здания, где затронули престол

Освящение храма обычно производят в нескольких случаях.

В новом здании. Это наиболее распространённая ситуация. Подобно тому, как в православии крестят младенцев, только построенный храм посвящают христианской Церкви. При этом есть несколько чинов, которые нужно отслужить в процессе строительства и по его завершении:

  • «Чин на основание храма»;
  • «Чин на поставление креста»;
  • «Чин благословения колокола»;
  • «Чин освящения часовни».

При повреждении или смещении престола. Такое происходит, например, при ремонте.

В осквернённом здании.

О том, когда храм считают осквернённым, говорит священник Георгий Христич:

Григорий Христич
иерей

Чин великого освящения храма заново совершается, когда церковь осквернена от насилия языческого или еретического или когда при исправлении и возобновлении храма бывает поврежден или поколеблен престол.

<…>

Намеренным осквернением является превращение храма в здание иного назначения (это запрещено 13-м правилом 7 Вселенского собора). Если выставка или концерт не мешают литургической жизни храма и имеют отношение к Церкви — это вполне возможно. А вот если храм превращен в выставочный комплекс — уже прямое нарушение канонов!».

Также осквернить храм могут какие-либо греховные действия в нём: убийство, насилие и т.д.

Малое освящение храма проводят, если не осквернён престол

Малое освящение храма может проводить любой священник. Оно проводится, если алтарь ремонтировали, но престол не затронули. Также если престола коснулись неосвящённые руки, либо в храме пролилась кровь, либо кто-то умер, будет уместна такая служба.

Обновлению храма поспособствует простое окропление его святой водой, а также чин «На отверзение Церкви от еретик оскверншагося», его текст есть в требнике.

Об особенностях малого освящения храма рассказывает заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай (Емельянов):

Николай (Емельянов)
заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ, священник

«Малое освящение совершает священник, а не епископ. При этом по-другому одевается на престол облачение (оно обвязывается по периметру веревкой особым образом), не вкладываются под Престол святые мощи, он не помазывается миром.

Именно поэтому мы в России всегда служим на Антиминсе, на котором стоит подпись епископа и в котором вшиты мощи. Само слово Антиминс означает — вместо престола».

Освящённый антиминс — это плат, в который вшивают мощи. Его кладут на престол. В некоторых службах он незаменим.

Антиминс — плат с мощами, нужный для освящения храма
Антиминс — плат с мощами, нужный для освящения храма

Великое освящение храма проводит архиерей, либо иерей при помощи антиминса

Великое освящение храма обычно проводит архиерей. Это наиболее распространённая и каноническая практика. Только у высшего духовенства есть достаточно полномочий, чтобы провести такой обряд.

Но чин великого освящения может провести и другой священник — по благословению архиерея, хотя процедура тогда будет несколько отличаться. Существуют следующие варианты:

  • Храм освящает сам архиерей. Также он освящает и антиминс. Полный чин есть во второй части требника и называется «Чин освящения храма от архиерея творимаго».
  • Архиерей освящает только антиминс. В таких случаях обряд освящения выполняет другой священник, который ниже по чину: архимандрит, игумен и т.д. Тогда чин освящения храма священником менее торжественный, но сути действа это не меняет.

В «Настольной книге священнослужителя» написано:

«Никто не может основать и построить церковь, кроме правящего архиерея или посланного от него священника. Если же кто-либо дерзнет сооружать церковь без благословения епископа, подлежит извержению как презирающий епископскую власть».

Освещение храма — это служба из молитв, окропления храма и принесения мощей

Освящение храма совершается в несколько этапов:

Освящение воды. Накануне дня освящения храма нужно приготовить воду, так как она используется в обряде. Нужно совершить молебен и приготовить святую воду.

Всенощное бдение. Также производится накануне. В храме служат малую вечерню. Помимо службы обновлению храма проводят и службу святому, в честь которого построили храм.

Накануне освящения храма устраивают всенощное бдение
Накануне освящения храма устраивают всенощное бдение

Устройство престола. На престол заливают специальный состав — воскомастих. С одной стороны это клей, который склеивает углы престола, а с другой — символ, так как источает ароматы, с которыми погребали Спасителя. Во время ритуала исполняют следующие псалмы:

«Вознесу Тя, Боже мой»:

«Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки. Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо. Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем. А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих. Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем.

Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои; да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.

Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. [Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.] Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных. Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; 16 открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит. Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки».

«Господь пасет мя»:

«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни».

 Архиерей произносит:

«Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков».

Иереи отвечают:

«Аминь».

Царские врата отворяют в процессе освящения храма
Царские врата отворяют в процессе освящения храма

Затем священнослужители во главе с архиереем камнем прибивают четыре гвоздя к доске престола. Использованные камни оставляют под престолом.

После того, как престол утверждён, отверзают царские врата. Протодиакон призывает всех преклонить колени. Трижды поют «Господи помилуй», а затем архиерей громко читает молитву «Боже Безнчальный» о ниспослании Святого Духа.

После этого царские ворота закрывают.

Омовение престола водой. Престол крестообразно поливают розовой водой с красным вином. Это символизирует кровь Спасителя. Следует помазание миром престола, что также несёт символическое значение. С одной стороны это иллюстрирует снисхождение благодати Господа, а с другой напоминает о духовных дарованиях.

4 гвоздя
нужно прибить к доске престола

Облачение престола и жертвенника. Для этого существует специальные ритуальные одеяния, их два:

  • Нижнее. Оно белого цвета и иллюстрирует плащаницу, в которую завернули Иисуса Христа, когда сняли с креста.
  • Верхнее. Украшенное. Это символ славы Господа.

Освящение стен храма при помощи каждения. Их мажут миром и окропляют святой водой. Важный символический смысл несёт само каждение. В Библии говорилось, что Святой Дух пребывал возле Скинии Собрания в виде облака. Дым отлично изображает его. Также освещают иконостас, иконы и прочие принадлежности.

Под престолом и в антиминс вкладываются мощи, доставленные из другого храма. Преемственность — одна из главных черт большинства религий. Христианство — не исключение. Не только священники наследуют миссию друг у друга, но и ни один освящённый собор или храм не обошлись без того, чтобы унаследовать благодать у другого здания.

Освящение престола — престол крестообразно поливают розовой водой с красным вином
Освящение престола — престол крестообразно поливают розовой водой с красным вином

Священнослужители выбирают церковь, где хранятся мощи. Их переносят в новый храм. При этом мощи могут принадлежать любому святому, ведь благодать Господа есть в каждом из них. С мощами делают крестный ход вокруг храма, архиерей читает молитвы, а певцы внутри храма исполняют «Кто есть сей Царь славы?». Затем мощи вносят внутрь.

Молитвы, лития, отпуст. После внесения мощей следуют молитвы:

  • «Господи Боже, Иже и сию славу» — читает архиерей;
  • Молитва о создателях храма — читает архиерей, весь народ стоит на коленях;
  • Малая ектения;
  • Архиерей совершает крестное знамение по сторонам света, а протодиакон перед каждым разом, кадя, произносит: «Господу помолимся, сердцем вси»;
  • Хор трижды поет «Господи, помилуй» (трижды);
  • Молитвословия перед отпустом;
  • Архиерей произносит опуст;
  • Возглашение многолетия протодиаконом;
  • Архиерей окропляет храм, освещает его таким образом;
  • Сразу же читают третий и шестой часы;
  • Затем в течение семи дней служат литургию.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *