Содержание
- 1 Храм Серафима Саровского находится в подвале храма Сергия Радонежского
- 2 Храм построили в конце XIX века при сиротском приюте
- 3 В храме не существовало престола Серафима Саровского до 90-х годов XX века
- 4 В 30-е годы храм Сергия Радонежского закрыли
- 5 В 1991 году храм вернули верующим, и вскоре нижний престол освятили в честь Серафима Саровского
- 6 Подвал пришлось углубить, чтобы увеличить высоту храма
- 7 Верхний и нижний храм дополняют друг друга
- 8 Подробности о деятельности храма можно узнать на официальном сайте
У тех, кто впервые слышит про подземный храм преподобного Серафима Саровского, возникает много вопросов. И первый из них — как же выглядит это место? В воображении тут же возникает нечто, похожее на длинные катакомбы Ватикана, — полное загадок и освещённое факелами.
Подземный храм преподобного Серафима Саровского |
|
Страна | Россия |
Город | Тула |
Год основания | 1905 |
Сайт | prep-sergiy.cerkov.ru |
Настоятель | протоиерей Вячеслав Ковалевский |
Но что же в действительности представляет из себя этот храм? Так ли он мрачен, как мы себе нарисовали, либо, напротив, это место умиротворяет и заставляет душу радоваться?
Храм Серафима Саровского находится в подвале храма Сергия Радонежского
Тула, Зареченский район. Где-то здесь, как легко узнать у местных жителей, расположен тот самый подземный храм.
Но если мы спросим дорогу, нам укажут совсем другую церковь — светлую, наземную и, посвящённую, как это не удивительно. Сергею Радонежскому.
Это какая-то ошибка? Вовсе нет. Действительно, храм Сергия Радонежского — наш главный ориентир. Ведь именно в его подвале и находится святилище преподобного Серафима Саровского.
А о том, как так получилось, поговорим далее.
Историю поземного храма Серафима Саровского невозможно оторвать от истории основного храма, так как они составляют единое здание.
Храм построили в конце XIX века при сиротском приюте
Всё началось в 1891 году, когда архиепископ Сергий обратился к Тульской думе с просьбой уступить ему один конкретный земельный участок. Владыка намерился создать там целый комплекс организаций:
- церковноприходскую школу;
- детский приют;
- ремесленное детское училище;
- церковь.
Архиепископ не просил финансирования или содействия. Ему была нужна лишь земля, а с остальным он собирался справиться собственными средствами.
Дума охотно согласилась и одобрила затею священника, но довести начатое до конца он не успел: умер.
В 1891 году территорию огородили и стали собирать нужные материалы. Уже через год на этой земле возвели пару двухэтажных сооружений, а ещё через год — их полностью отделали внутри.
Замысел архиепископа Сергия постепенно воплощался, и в обоих зданиях открылись соответствующие заведения:
- северный корпус (нижний этаж) — церковноприходская школа;
- северный корпус (верхний этаж) — жилые помещения учителей;
- южный корпус (нижний этаж) — ремесленная мастерская;
- южный корпус (верхний этаж) — жилые помещения сирот.
Около 1898 года здесь возвели церковь Сергия Рождественского и колокольню, в 1989 году их открыли. Протоиерей Михаил стал первым настоятелем.
Дети осваивали токарные и слесарные навыки, а их работы шли на продажу. Три четверти от выручки помогали содержать весь комплекс, а оставшаяся четверть откладывалась на выпуск детей.
Впоследствии там ещё открыли церковноприходскую школу для девочек и небольшую лечебницу, где бедные слои населения обслуживались бесплатно.
В храме не существовало престола Серафима Саровского до 90-х годов XX века
Если попытаться восстановить историю храма по информации в интернете, то очень быстро возникнет путаница. Датировки построек не сходятся, факты не совпадают. Нет ничего удивительного, ведь в Туле много храмов — в том числе и Серафима Саровского.
Недобросовестные источники сообщают, в частности, что престол в подвальном помещении чуть ли не сразу после строительства освятили в честь Серафима Саровского.
Это, конечно, неправда.
Хотя святого давно почитали в нашей стране, его канонизировали только 1903 году по инициативе Николая II.
Тульский же храм действительно имел несколько пределов, но освещены они были не в честь этого святого. Вот список тех пределов, которые действительно существовали:
- преподобного Сергия Радонежского;
- святого целителя Пантелеимона;
- Казанской иконы Божией Матери;
- святителя Николая.
Всё прочее — выдумки и заблуждения. Таким образом, подвальное помещение в храме существовало, но никакого отношения к Серафиму Саровскому оно не имело. В Туле был другой, наземный храм в честь этого святого.
Церковь изначально действовала без прихода, а посещали её мальчики-сироты из училища.
В 30-е годы храм Сергия Радонежского закрыли
В 10-е годы XX века в жизни храма началась чёрная полоса. В 1915 году скончался протоиерей Михаил, и уже не за горами была революция, которая принесла немало бед верующим людям нашей страны.
В 1929 году власти приказали храм закрыть. По бумагам, выходило, что это распоряжение во благо — изымают помещение для культурных нужд. Но православным такая перспектива не нравилась.
Об этих событиях в книге «Как гибли русские храмы» пишет Л.М. Захарова:
«В госархиве сохранилось прошение жителей Заречья в горсовет оставить верующим Сергиевскую церковь.
На нескольких листах его подписались 1304 туляка, указавшие свой возраст и домашний адрес. В основном это жители улицы Октябрьской.
В другом прошении 184 жителя Куруловки просили не разбирать колокольню Сергиевской церкви, так как колокольный звон заменял им часы».
Но к мнению народа никто прислушиваться не желал, и в 1930 году храм закрыли. А вот для каких целей — с этим ещё долго не могли определиться.
Там организовывали то склад табака, то пересылочную тюрьму, то подсобное помещение для военных и т.д.
А вот колокольню большевики решили не сохранять и безжалостно разрушили.
Возможно, сносить церковь было бы слишком дорого. По крайней мере, именно эта причина не дала разрушить её позже — в 1980 году, когда готовились к Олимпиаде.
Власти прикинули, что будет им дешевле: здание облагородить, либо полностью разобрать. Более экономичным оказался первый вариант. Ему и отдали предпочтение.
Так церковь Сергея Радонежского достояла до спасительных 90-х, когда весь православный (и не только) мир спокойно выдохнул и почувствовал себя в безопасности.
В 1991 году храм вернули верующим, и вскоре нижний престол освятили в честь Серафима Саровского
А в 1991 году новые власти стали намного теплее относиться к религии. Они видели в старой церкви уже не пережиток прошлого или атрибут мракобесия, а, как минимум, памятник истории и культуры.
К тому моменту храм значительно изменился. Понять, что в нём и где находилось, было невозможно. А людей, которые бы могли что-то вспомнить, уже не осталось. Пришлось восстанавливать святилище, буквально, с нуля.
Протоиерей Вячеслав (Ковалевский) обратился к митрополиту Серапиону и спросил, в честь кого освятить предел в подвальном помещении. Вариантов могло быть много, но в ближайших церквях уже имелись пределы в честь святых, которые приходили в голову в первую очередь:
- Николай Чудотворец;
- Богородица.
Но ответ нашёлся сам. В ту пору обрели мощи преподобного Серафима Саровского, так что идея освятить предел в подвале в его честь выглядела наиболее уместной и богоугодной.
Такое «соседство» святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского выглядит как Божий промысел. А могло ли обойтись без него? Ведь оба этих старца — главные святые в русской православной истории.
Митрополит Серапион благословил освятить престолы в честь этих двух святых.
Подвал пришлось углубить, чтобы увеличить высоту храма
Как именно выглядело подвальное помещение в старой церкви, нам вряд ли когда-либо удастся узнать. Но вот в советское время это была простая кочегарка, где складировали уголь. Отсюда отапливали здание.
Чтобы оборудовать здесь храм преподобного Серафима Саровского, понадобилось копать — так увеличивали высоту стен помещения до четырёх метров.
В итоге, после многих лет разрушения и долгих трудов реставрации появилось здание в честь двух святых. По традиции у него один настоятель — Вячеслав Ковалевский.
Верхний и нижний храм дополняют друг друга
Храм Сергия Радонежского — это великолепное сооружение, которое собой словно иллюстрирует внутреннее богатство духовно зрелого человека.
Внутри чувствуется торжественность пребывания в вере, могущество Творца, его святых и ангелов. Здесь очевидно — там, на небе, да и в каждом из нас, есть защищающие силы, чья помощь помогает нам ничего не бояться.
И в то же время храм Сергия Радонежского — это вход, барьер, связующее звено между подземным святилищем и внешним миром. Именно потому, все организационные вопросы решаются именно здесь.
К храму привязаны:
- видеотека с кинозалом;
- воскресная школа (концерты, православные дисциплины);
- центр «Православное молодёжное движение»;
- водосвятная;
- часовня;
- звонница.
Здесь же хранятся святыни:
- икона преподобного Сергия Радонежского и частица мощей;
- икона преподобного Серафима Саровского и частица мощей;
- икона святителя Луки Войно-Ясенецкого и частица мощей;
- икона великомученика Пантелеймона и частица мощей;
- икона святителя Николая и частица мощей;
- икона блаженного Иоанна Тульского и частица мощей.
Если верхний храм потрясает красивой росписью, торжественной, как православное богослужение, то нижний выглядит очень лаконичным и тихим, как исполненный духом ум, который отбросил лишние мысли.
Храм преподобного Серафима Саровского не имеет настенных росписей, он невзрачен и даже аскетичен. Это вполне соответствует натуре самого святого старца, который много лет провёл в подвижничестве и ценил внутреннее содержание, а не внешнее.
Здесь ничто не отвлекает человека от возвышенных мыслей. Это место, где можно погрузиться в себя, дабы услышать внутри глас Божий.
Если кто-то приходит сюда с идеей увидеть мрачное подземелье, то его ожидания не оправдаются, но вряд ли этот человек уйдёт разочарованным.
Это место способно зарядить духовной энергией, настроить на позитивные мысли и укрепить в вере.
Пожалуй, закономерно и правильно, что именно здесь, в сокрытом от посторонних глаз месте, происходит таинство крещения.
Подробности о деятельности храма можно узнать на официальном сайте
Расписание богослужений:
- 7:30 — исповедь;
- 8:30 — литургия;
- 18:30 — всенощная.
Крещение и отпевание — ежедневно.
Венчание — в полагающиеся дни.
Подробнее о времени и датах конкретных богослужений можно узнать на официальном сайте храма. Там же есть контакты для связи и прочая полезная информация .
Храм находится по адресу: Тула, ул. Октябрьская, 76 (вход в нижний храм через Свято-Сергиевский храм).
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение