Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Роспись храмов

01.02.2019
740
Скачать эту статью

Живопись в православном храме узнаваема с первого взгляда. Она не похожа на традиционные картины художников, не имеет аналогов и в популярной культуре.

Кажется, это отдельный мир с обратной перспективой и таинственными правилами.

Задача этой статьи — приоткрыть завесу тайны и ответить на распространённые вопросы о храмовой росписи.

Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи
Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи

Храмовая роспись возникла в христианстве, чтобы донести до неграмотного населения Библейские сюжеты

Храмовая роспись — древний вид искусства. Вряд ли удастся проследить его истоки, ведь возникла она намного раньше христианской традиции. Поэтому сосредоточимся на том, что нам известно наверняка.

Роспись церквей тесно связана с созданием икон, и отчитывать годы её появления можно с творчества первого иконописца — апостола Луки, который, по преданию, написал образ Пресвятой Богородицы.

Святого Христофора на средневековых фресках изображали с головой собаки
Святого Христофора на средневековых фресках изображали с головой собаки

Мастера стали расписывать храмы для того, чтобы сделать Библейские сюжеты доступными широкой публике.

Дело в том, что в средневековье люди в преобладающей массе были безграмотны, так что картинки являлись для них наиболее доступным способом донести информацию.

При этом такого благоговения, как сейчас, перед храмовой живописью не существовало.

В средневековой Европе не существовало благоговения перед храмовой живописью.

Она могла нести ироничный характер, содержать карикатурные сюжеты и узнаваемые для своего времени культурные и фольклорные образы.

Не редки изображения обнажённых тел, гротескных чудовищ, сцен провокационного и непристойного характера.

Это привлекало людей в храмы, но в то же время настенная живопись выполняла главную функцию — образовательную.

На Руси к храмовой живописи изначально относились с благоговением, сейчас ещё формируется современная традиция росписи церквей

На Русь храмовая живопись пришла вместе с христианством, и отношение к ней сразу же сложилось соответствующее — благоговейное.

Иконография и роспись церквей для православного человека — это целая наука, со своими канонами, которые требуется тщательно изучать, а потом кропотливо реализовывать.

Апостол Лука, изобретатель иконописи, как и все евангелисты, изображается на парусах храма
Апостол Лука, изобретатель иконописи, как и все евангелисты, изображается на парусах храма

Сегодняшний православный художник учится своему навыку свыше десяти лет, за которые знакомится с традициями храмовой живописи России и Византии.

Но при этом свой собственный облик православная живопись продолжает формировать, так как она отошла от европейского канона. Так об этом говорит художник Дмитрий Лазарев:

«Что делает художник, расписывающий церковь?

Отражает свое время, опираясь на канон. А канон — это Италия, это Византия.

Передать свое время, опираясь на эту традицию, — основная задача серьезного художника.

Когда есть преемственность поколений, это получается естественно: в эпоху Возрождения итальянцы часто изображали Христа в современных одеждах.

Дмитрий Лазарев
художник

Но если сейчас изобразить Христа в джинсах — не поймут. Потому что порвалась связь времен».

А художник Константин Охотин делится соображениями о возникновении в будущей современной традиции храмовой живописи в православии:

«Думаю, современная традиция еще появится —

это вопрос времени,

но сейчас все началось практически с нуля.

Вылезает много подражаний Византии,

древней русской живописи — Рублеву,

Дионисию, академической живописи XVII — XVIII веков.

В какой-то момент должен произойти синтез всех этих стилей».

Константин Охотин
художник

Важная отличительная черта православной живописи — её нереалистичность. Даже если есть прижизненные фотографии святого, на образах он мало похож на себя.

Икона стремится не к реализму и не красоте, а к символизму. Это отдельный жанр живописи. Поэтому изображения на ней часто выглядят плоскими, такова дань традиции, ведь акцент в ней на другом.

На куполе храма Христа Спасителя изображена Троица — это соответствует традиции
На куполе храма Христа Спасителя изображена Троица — это соответствует традиции

Обратная перспектива как бы включает наблюдателя, делает его соучастником событий иконы или фрески. Также это подчёркивает, что на изображении — не обычный мир.

Существует деление храмовой живописи на каноническую (возникла около IV века) и боле позднюю академическую (середина XVIII века), которая выглядит более живой и реалистичной, так как ориентирована на работы художников эпохи Возрождения.

Чётких канонов росписи храмов нет, но есть рекомендации о том, каких святых где изображать по традиции

Нет никаких чётких канонов того, что именно и в каком порядке должно быть изображено на стенах храма. Например, если церковь посвящена какому-то святому, то в росписи вполне могут преобладать сцены из его жития.

Но всё же за годы существования православных церквей сформировались некоторые традиции, которые можно наблюдать во многих храмах.

Во-первых, есть несколько подходов к росписи:

  • евхаристический — центр в алтарной зоне;
  • литургический — изображения соответствуют порядку богослужения, либо календарю праздников;
  • иерархический — смысловой центр в куполе;
  • исторический — изображения расположены в хронологическом порядке от сотворения мира.
Богородица в алтарной части храма святого праведного воина Феодора Ушакова в Крыму
Богородица в алтарной части храма святого праведного воина Феодора Ушакова в Крыму

Во-вторых, в традициях имеется конкретика:

  • на куполе храма изображают Бога-Отца, Троицу, крест, Святой дух, монограмму Христа, Агнца или самого Спасителя;
  • на сводах пишут события двунадесятых праздников;
  • паруса обычно украшают образами евангелистов;
  • в барабане меж окон располагают образы апостолов и пророков;
  • на столпах пишут образы мучеников и святителей;
  • северную и южную стены украшают изображениями апостолов, святителей, мучеников, преподобных, святых отцов и т.д. Обычно их располагают по значимости;
  • на западной стене изображают сцены Страшного суда;
  • притвор украшают образы эдемского сада и ветхозаветных событий;
  • на стенах принято писать сюжеты из Священного Писания;
  • снаружи храма обычно есть несколько изображений в нишах: святой, в честь которого построен храм, Богородица, Иисус Христос;
  • над входом в храм может быть изображение Спаса Нерукотворного.

Роспись храмов и икон, по канону, могут выполнять только верующие и благочестивые христиане, но на практике это не так

Роспись икон и храмов — это труд, который некоторые православные деятели сравнивают с молитвой. Монахиня Иулиания (Соколова) писала об этом так:

«Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву.

Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего.

Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве.

Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное».

Иулиания (Соколова)
монахиня

В свете этого очевидно, что человек, который принадлежит к другой вере, либо атеист не может выполнять роспись церкви. Конечно, икона — это не реликвия, но всё же объект почитания, своего рода святыня. Пусть это и художественное произведение. Но в нём присутствуют и иные стороны:

  • догматическая;
  • литургическая;
  • духовная;
  • нравственная.

Соответственно, через икону к молящемуся направляется благодать Божия. Это дверь, которую открывает образ верующего. Чем выше нравственные и духовные качества иконописца, тем большую одухотворённость приобретают его работы.

Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя (г. Сочи)
Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя (г. Сочи)

Поэтому издревле на роль иконописцев избирали на абы кого, а благочестивых верующих.

Церковные авторы и Стоглавый Собор приводят требования к иконописцам:

  • вести духовную жизнь;
  • иметь благие нравы;
  • отличаться смирением и кротостью;
  • не быть сварливыми;
  • не завидовать;
  • не пить спиртное;
  • не празднословить;
  • хранить душевную и телесную чистоту;
  • не прелюбодействовать;
  • писать образы с особым усердием.
На куполах обычно изображают Христа или Бога-Отца.

Царям же рекомендовалось жаловать таких мастеров, а святителям беречь их.

Это требования православной Церкви. В католичестве иные традиции. Там, например, росписью мог заняться любой мастер, а его личные качества и религиозные достижения при этом не важны.

Однако стоит отличать традицию от реальности. Художник Константин Охотин говорит:

«Никто у нас документа о том,

что мы православные,

не требует.

Но я думаю, во все,

что бы ты ни делал,

надо верить.

Если не верить — не получится».

Константин Охотин
художник

В мастерских Троице-Сергиевой лавры, Православной Свято-Тихоновсоком гуманитарном университете и пр. учат на иконописцев.

Современные храмы обычно расписывают двумя видами красок: акрилом внутри и силикатом снаружи

В Древней Руси роспись храмов выполняли при помощи водных красок. Для них требовалась сырая поверхность, роль которой выполняла штукатурка. Сама по себе работа такого плана требовала дополнительной обработки для наилучшего результата.

Для этого применяли темперные краски. Темпера требовала связующего материала, которым выступал желток или другие клейкие субстанции.

Процесс росписи храма Христа Спасителя в Калининграде
Процесс росписи храма Христа Спасителя в Калининграде

Сейчас фрески делают, но редко.

Художник Дмитрий Лазарев так рассказывает об этой работе:

«Чтобы расписать стену фреской, накладывается два-три слоя специальной извести и потом пишется за день какой-то один узелочек, назавтра к нему привязывается следующий или даже половина.

Швы делают по границам фигур, чтобы было не видно.

А потом стена уже ничего не принимает.

Я видел старые итальянские фрески, где шов шел по границе кисти руки — на эту кисть мастеру потребовался день работы».

Дмитрий Лазарев
художник

В последствие темпера уступила место двум более удобным краскам:

  • акриловым;
  • силикатным.

Акриловые краски — используют в качестве растворителя обычную воду и содержат в себе небольшой её процент. Их можно нанести практически на любую поверхность, если та не портится от воды.

При этом на акриле не возникает кракелюра (трещин), как это бывает с более привередливым маслом. Акрил быстро высыхает, так что не нужно делать долгие паузы для высыхания слоёв.

Но это может стать и проблемой, если художнику требуется материал с большим «временем жизни». Для решения этой проблемы изобретены замедлители высыхании.

Роспись трапезной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Братовщине Пушкинского района Московской области
Роспись трапезной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Братовщине Пушкинского района Московской области

Единственный недостаток акриловой краски — то, что она чуть тускнеет после высыхания, так что художникам в идеале нужно приноровиться писать чуть ярче, чем задумано в работе.

Также акриловая краска может давать блеск, а храмовая роспись должна хорошо смотреться с любых ракурсов и расстояний. Но и тут есть решение — специальный матовый лак.

Акриловые краски отлично сохраняются многие годы.

И сегодня свежими выглядят храмы, в живописи на стенах которых применяли акрил.

Силикатные краски создают на базе жидкого калиевого стекла. Они также растворяются водой. Их устойчивость к внешним условиям позволяет вести роспись православного храма снаружи, то есть, на фасаде.

Силикат глубоко проникает в расписываемые поверхности и создаёт «эффект времени», который в большинстве случаев удачно украшает храм. Результат очень напоминает роспись темперой.

Снаружи роспись ограничивается парой икон, её выполняют силикатной краской (храм святителя Спиридона Тримифунтского, г. Кемерово)
Снаружи роспись ограничивается парой икон, её выполняют силикатной краской (храм святителя Спиридона Тримифунтского, г. Кемерово)

Для лучшей сохранности работы, выпиленные силикатной краской, можно покрыть матовым лаком.

И те и другие краски не токсичны.

Что касается иконописи, то в ней обычно используют природные минералы. Пигменты растирают с яичным желтком и винным уксусом. Это техника XII века.

Церковный орнамент — сложный язык символов, он чаще всего иллюстрирует рай

Важный украшение храма — церковный орнамент (православия, католицизма или иных традиций, унаследовавших его от древней христианской Церкви).

Это не просто украшение, а язык символов.

Орнамент церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде
Орнамент церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде

Нельзя со стопроцентной точностью утверждать, что за смысл вкладывали в орнаменты наши предки. В глубокой древности важную роль играли растения, так как они символизировали достаток, благополучие, жизнь.

Со временем значение менялось и приобретало иные сакральные смыслы.

Птица в церковном орнаменте символизирует душу.

Каждый стебель способен иллюстрировать какую-либо идею. Например, колосок пшеницы — это хлеб, намёк на евхаристию. Виноградная лоза — указание народ Божий, Церковь:

  • крест — символ искупления;
  • густая растительность — райские кущи;
  • птица — душа;
  • монастырь — рай;
  • звёзды имеют множество значений в зависимости от количества лучей;
  • якорь — надежда.

И т.д. Так храм может представлять собой модель обещанной верующему райской жизни.

В православии распространён орнамент полотенец на стенах, он тянется над уровнем пола. Он как бы обрисовывает границы храма и несёт на себе священные изображения.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *