Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Восстановление патриаршества

15.01.2019
6 400

В ноябре 1917 года слепой старец Зосимовой пустыни Алексий в Успенском соборе Кремля тянул жребий. Вытянул он имя самого непопулярного кандидата из трёх возможных.

Дело в том, что святителя Тихона Белавина церковные иерархи не любили за его мягкий нрав и доброту неуместные в годы революции.

Тем не менее, с этим выбором им пришлось смирится, ведь это дало возможность православным в России впервые за 200 лет избрать себе патриарха.

Патриаршество на Руси учреждено 5 февраля 1589 года

Патриаршество на Руси учреждено 5 февраля 1589 года при царе Фёдоре Иоанновиче. Это предшествовала череда событий, результатом которых стало объявление Москвы «Третьим Римом».

«Второй Рим» или Константинополь в это время не мог исполнять своих функций центра Православного Мира, так как он попал под власть османской Турции.

 Ферраро-Флорентийский Собор (1438 - 1445) - XVII-й Вселенский Собор. Изображение взято из «Нюрнбергских хроник», 1493 г. С момента заключения Флорентийской унии зависимость Русской Церкви от Константинопольского Патриархата практически прекратилась
Ферраро-Флорентийский Собор (1438 — 1445) — XVII-й Вселенский Собор. Изображение взято из «Нюрнбергских хроник», 1493 г. С момента заключения Флорентийской унии зависимость Русской Церкви от Константинопольского Патриархата практически прекратилась

Уже после того, как состоялась Флорентийская уния в 1439 году, на Руси возникли сомнения в правоверии греческого духовенства.

В то время как представители русского духовенства, так верующие и представители государственной власти сошлись во мнении, что святой город Константинополь погибнет из-за «латинской ереси».

При этом необходимо отметить, что Русская Церковь всегда зависела от Константинопольского Патриарха. С XV такая зависимость стала чисто номинальной, а после покорения Константинополя турками в 1453 году она практически полностью исчезла.

 Виктор Шилов. Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589-1605). Постановление Первого русского Патриарха произошло 26 января (8февраля) в Успенском соборе Кремля
Виктор Шилов. Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589 — 1605). Постановление Первого русского Патриарха произошло 26 января (8 февраля) в Успенском соборе Кремля

Поставление первого русского Патриарха Иова произошло 26 января (8 февраля) в Успенском соборе Кремля. Церемонию провёл Константинопольский Патриарх Иеремия.

В неё принял участие сам Царь Фёдор Иоаннович при большом стечении народа.

После этого русские патриархи избирались на Поместном Соборе Русской Церкви вплоть до того момента, когда император Пётр Великий отменил патриаршество в России.

Пётр I отменял патриаршество в России постепенно

Отмена патриаршества в России происходила постепенно. Связанно это с тем, что Пётр Великий взял курс на построение в стране абсолютной монархии.

При таком способе управления вся полнота власти, в том числе и в духовной сфере, сосредотачивается в руках монарха. Естественно, что иметь в качестве конкурента сильного патриарха монарху не хотелось.

 Пётр Великий. Портрет работы сэра Годфри Неллера (1648-1723) 1697 год. Из своего путешествия по странам Западной Европы Пётр Первый получил прагматическое отношение к религии характерное для протестантских стран. В них патриарха нет и поэтому Пётр Первый, по их примеру, решил отменить патриаршество в России
Пётр Великий. Портрет работы сэра Годфри Неллера (1648 — 1723) 1697 год

Из своего путешествия по странам Западной Европы Пётр Первый получил прагматическое отношение к религии характерное для протестантских стран. В них патриарха нет и поэтому Пётр Первый, по их примеру, решил отменить патриаршество в России.

Смотрите также статью Почему возникли обновленческие движения в церкви

Сам император считался не слишком набожным. Он присутствовал на богослужениях, пел на клиросе, но религиозным назвать его нельзя.

Кроме того, на Петра большое влияние оказало предпринятое им большое путешествие по странам Западной Европы. Это в основном протестантские страны. Таким образом, перед глазами императора прошли примеры прагматического отношения к религии.

Начало петровской церковной реформы относиться к 1397 году.

Свои первые преобразования в церковной сфере Пётр Первый провёл ещё при Патриархе Адриане.

В 1397 году он издал указ, позволивший взять под контроль государства монастырское хозяйство или же «тунегибельные вотчины», а также архиерейские дома. При этом монастырям запретили самостоятельно вести строительства.

 Неврев Николай Васильевич (1830-1904) «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым». 1903 год. Царь Пётр не считался религиозным человеком, хотя на богослужениях присутствовал и даже пел на клиросе
Неврев Николай Васильевич (1830-1904) «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым». 1903 год. Царь Пётр не считался религиозным человеком, хотя на богослужениях присутствовал и даже пел на клиросе

Через год Пётр прекратил выплату казённой руги (денежного и хлебного содержания) тем церквям, которые имели при себе приходные дворы и угодья. Если же церкви не имели их, им содержание не отменялось, но уменьшалось наполовину.

Кроме того, государевым указом все церковные угодья объявлены оброчными статьями государственной казны. Таким образом, Православная Церковь в России стала платить налоги.

Патриаршество в России фактически отменено 16 октября 1700 года

16 октября 1700 года умер Патриарх Адриан. Он выступал против заимствования императором иностранных обычаев, особенно в духовной жизни. При этом прямо против Петра он не выступал, но все невольные новыми порядками группировались вокруг него.

 Патриарх Московский и Всея Руси Адриан. Парсуна начала 18 век. После смерти Патриарха Адриана в России патриарший престол пустовал 200 лет
Патриарх Московский и Всея Руси Адриан. Парсуна начала 18 век. После смерти Патриарха Адриана в России патриарший престол пустовал 200 лет

Новые выборы Патриарха не состоялись и назначили лишь Экзарха (Местоблюстителя) Патриаршего престола. Пётр Первый пожелал видеть на этом месте митрополита Рязанского Стефана (Яворского), образованного выходца из Украины.

При этом Экзарху и Освященному Собору была предоставлена компетенция вести только дела «о расколе, противностях Церкви и ересях».

Назначения же на церковные должности и решение иных вопросов церковной жизни отошло к приближённым императора: А. Д. Меньшикову, И. А. Мусин-Пушкину и позже архимандриту Феодосию (Яновскому).

1701
в январе этого года Пётр Первый восстановил монастырский приказ

В январе 1701 год Пётр восстанавливает монастырский приказ, который упразднили ещё в 1667 году. Он ведал управлением всеми церковными вотчинами и распоряжение сборами и нарядами с них.

Теперь приказ выделял на содержание архиереев и монастырей крайне урезанное жалование. Иные доходы от сборов с церковных имений предполагалось использовать на государственные нужды, например, на создание школ и богаделен.

 «Приказ в древней Москве», А.С. Янов. 1880-е годы. В 1701 году Пётр Первый восстановил упразднённый в 1667 году монастырский приказ для того, чтобы государство могло управлять церковным имуществом
«Приказ в древней Москве», А.С. Янов. 1880-е годы. В 1701 году Пётр Первый восстановил упразднённый в 1667 году монастырский приказ для того, чтобы государство могло управлять церковным имуществом

Деятельность Монастырского приказа привели к тому, что духовная сфера государства пришла в упадок. При этом у императора усилились заимствованные у протестантов взгляды на отношения государства и Церкви.

Например, в 1712 году в Виттенберге, увидев памятник М. Лютеру, Петр высказал ему похвалу. Таким образом у императора к 1718 году сложился план церковной реформы. Её цель — выбить из Церкви «папежский дух». Теоретиком её стал епископ Феофан (Прокопович).

В 1721 году в России учреждён Священный Синод, заменивший фигуру Патриарха

В 1718 году Пётр провёл работу по учреждению коллегиальной формы управлении учредив коллегии. Для высшего управления церковной жизнью он решил создать Духовную Коллегию.

Такое решение император принял, потому что относился к Церкви не как учреждению духовному, а как к государственному.

По его поручению Феофан (Прокопович) написал «Духовный регламент».

 «Регламент духовный» 1721 года. В 1721 году Пётр Великий утвердил «Духовный регламент». Он фактически отменил в России патриаршество и учредил Священный синод
«Регламент духовный» 1721 года. В 1721 году Пётр Великий утвердил «Духовный регламент». Он фактически отменил в России патриаршество и учредил Священный синод

В Регламенте указывались следующие причины, побудившие царя заменить единоличное управление церкви коллегиальным:

  • в собрании, где много членов, легче может быть отыскана истина;
  • решение собора получает в глазах общества больше силы и значения, чем решение одного лица;
  • при коллегиальном управлении не могут быть остановки в делах вследствие болезни или смерти правительственного лица;
  • при коллегиальном управлении не может быть стремления у духовного правительства сравняться с особою монарха, как это могло быть при патриархах;
  • соборное учреждение может быть хорошей школой для архиереев.
Введение «Духовного регламента» в России упразднило патриаршество.

Духовная коллегия состояла из 12 человек, и она стала органом высшего церковного управления.

При этом трое из них должны были быть епископами, а остальные — неподведомственными им клириками, при этом Президент Коллегии в епископском сане не обладал никакими особыми правами.

С февраля 1720 по февраль 1721 года в стране шёл сбор подписей под «Духовным регламентом». Русские архиереи и настоятелей крупнейших монастырей ставили свои подписи под документом боясь царского гнева.

 «Пётр Великий и Святейший Синод». И. Ф. Тупылев. 1801 год. Правомерность Святейшего Синода признали Константинопольский и Антиохийский Патриархи в сентябре 1723 года
«Пётр Великий и Святейший Синод». И. Ф. Тупылев. 1801 год. Правомерность Святейшего Синода признали Константинопольский и Антиохийский Патриархи в сентябре 1723 года

С принятием «Духовного регламента» институт патриаршества в России упразднялся.

Получив формальное одобрение церковных иерархов, Пётр в 1721 году обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными Православными Патриархами Святейшего Синода (Духовной коллегии).

В феврале 1722 года Патриарх Иеремия III дал императору положительный ответ.

Константинопольский и Антиохийский Патриархи в сентябре 1723 года издали особую грамоту, в которой признали проведенную Петром I реформу Высшего Церковного Управления, назвав Святейший Синод своим «во Христе братом», имеющим право совершать то же, что и Патриаршие престолы.

Пётр Первый упразднил патриаршество, потому что боялся соперничества со стороны Патриарха

Пётр Великий упразднил патриаршество в России по трём причинам. Первая и главная — боязнь соперничества со стороны Патриарха по «папскому» сценарию.

Вторая причина состояла в том, что император хотел единолично пользоваться церковными богатствами в государственных интересах. Третья же причина — борьба оппозиционно настроенным духовенством.

 Таблица-схема: основные причины упразднения патриаршества при Петре I
Таблица-схема: основные причины упразднения патриаршества при Петре I

Если подвести итог, то можно сказать, что Пётр Великий строил в России абсолютизм и поэтому сосредотачивал всю полноту власти в своих руках.

Это касалось и Церкви. Синодальный период продлился в России до 1917 года, и всё это время деятельность Священного Синода вызывала неодобрение в церковных кругах.

Патриаршество в России восстановили в 1917 году

В Русской Православной Церкви до конца XVII века прошло 11 соборов. При этом за Синодальный период с 1700 по 1917 год не созвали ни один собор. В результате за 200 лет накопилось огромное количество вопросов в церковной жизни, требующих разрешения.

Именно поэтому император Николай II 16 января 1906 года учредил Предсоборное присутствие, задачей которого стало подготовка проведения Поместного собора.

 Президиум Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Первый Поместный Собор за 200 лет с момента петровских реформ церкви работал в помещении Успенского собора Московского Кремля в годы Октябрьской революции и гражданской войны
Президиум Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 г . Первый Поместный Собор за 200 лет с момента петровских реформ церкви работал в помещении Успенского собора Московского Кремля в годы Октябрьской революции и гражданской войны

Сам Всероссийский Поместный собор открылся в 1917 году 15 августа.

Работал он в помещении Успенского собора Московского Кремля. Кроме российского священничества на собор 1917 года прибыли также епископ Хушский Никодим (Мунтяну) от Румынской Церкви и архимандрит Михаил от Сербской церкви.

Всего на него съехалось более полутысячи участников со всей России, 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян.

200
столько лет в России не было Патриарха

Собор заседал более года и, несмотря на то, что он стал выдающимся событием церковной жизни в России всех вопросов решить он не смог. При этом главный вопрос о восстановлении патриаршества всё-таки решили.

Здесь всё прошло не совсем гладко, ведь шла Первая мировая война, которую после Октябрьской революции сменила Гражданская.

 Священномученик Митрофан (Краснопольский), епископ Астраханский. Отец Митрофан первым поставил перед Поместным собором 1917-1918 годов вопрос о восстановлении в России патриаршества
Священномученик Митрофан (Краснопольский), епископ Астраханский. Отец Митрофан первым поставил перед Поместным собором 1917 — 1918 годов вопрос о восстановлении в России патриаршества

Вопрос об избрании Патриарха вместо Священного синода поставил 11 октября 1917 года председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский священномученик Митрофан. Его инициатива вызвала бурные споры.

Членов Собора волновала опасность возникновения раскола, а также возникновения в России папизма. Здравый смысл восторжествовал и впервые в истории Русской Церкви за 200 лет православные избрали себе патриарха.

Патриарха в 1917 году избрали из трёх кандидатов

Соборный Совет предложил процедуру избрания Патриарха основанную на исторических традициях. Согласно им выборы прошли в три тура.

На патриарший престол претендовали разные люди, так как требовалось избрать одного победителя из трёх кандидатов.

Сами кандидаты избирались большинством голосов тайным голосованием. Голосование повторялось пока не оставалось три кандидата. Сам же Святейший Патриарх Московский и Всея Руси избирался жребием.

 Жребий с именем новоизбранного Патриарха Всероссийского Тихона, извлеченный 5 ноября 1917 года из ковчежца пред царскими вратами храма Христа Спасителя слепым старцем схииеромонахом Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв)
Жребий с именем новоизбранного Патриарха Всероссийского Тихона, извлеченный 5 ноября 1917 года из ковчежца пред царскими вратами храма Христа Спасителя слепым старцем схииеромонахом Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв)

Процедура началась 28 октября. После четырёх туров голосования осталось трое кандидатов: архиепископы Харьковский Антоний (Храповицкий), Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин).

Процедура избрания Патриарха состоялась 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя после литургии и молебна. Жребий тянул слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв).

По Божией Воле Московский митрополит Тихон стал Патриархом. На выборах Патриарха жребий тянул слепой старец схииеромонах Зосимовой Алексий (Соловьёв).

Для интронизации Патриарха Тихона профессор Иван Соколов по творениям святителя Симеона Солунского восстановил древний чин настолования Константинопольского патриарха.

Он стал основой нового чинопоследования. Недостающие молитвы позаимствовали из чинопоследования Александрийской Церкви.

 Святейший патриарх Тихон, 1925 год. Митрополит Московский Тихон (Белавин) стал первым Патриархом Московским и Всея Руси после восстановления в России патриаршества
Святейший патриарх Тихон, 1925 год. Митрополит Московский Тихон (Белавин) стал первым Патриархом Московским и Всея Руси после восстановления в России патриаршества

17 ноября Собор утвердил названный чин после чего интронизация состоялась 21 ноября в праздник Введения в Успенском соборе Кремля.

Для торжества настолования из Оружейной палаты взяты регалии Московских первосвятителей — жезл святителя Петра: ряса священномученика Ермогена; а также мантия, митра и клобук патриарха Никона.

День интронизации Патриарха Тихона стал днём начала поминания Патриарха вместо Священного синода. При этом последний официально прекратил свою деятельность только 1 (14) февраля 1918 года.

В годы Советской власти Русская Церковь снова осталась без патриарха

Патриаршество в России восстановили перед приходом к власти большевиков, которые подвергли Церковь гонениям.

Именно поэтому после того как святитель Тихон окончил свой земной путь, по его завещанию должность патриаршего местоблюстителя занял священомученник Пётр (Полянский). Патриарший престол при этом оставался свободным.

 Патриарх Алексий I в Кремле у Сталина. (1943). Худ. А. Максимов. В годы гонений со второй половины 1920-х по 1943 год патриарший престол пустовал. Избрать Патриарха удалось только после того как митрополиты Сергий, Алексий и Николай встретились и И.В. Сталиным
Патриарх Алексий I в Кремле у Сталина. (1943). Худ. А. Максимов. В годы гонений со второй половины 1920-х по 1943 год патриарший престол пустовал. Избрать Патриарха удалось только после того как митрополиты Сергий, Алексий и Николай встретились и И.В. Сталиным

Со второй половины 1920-х по 1940 год церковные иерархи пытались созвать собор, чтобы избрать Патриарха. Так как советские власти продолжили политику гонения на Церковь, ситуацию удалось изменить только в годы Великой Отечественной войны.

4 сентября 1943 года состоялась историческая встреча И.В. Сталина с тремя митрополитами — Сергием, Алексием и Николаем.

После неё 8 сентября состоялось заседание Архиерейского собора. Он образовал Священный синод и избрал Святейшего Патриарха Сергия. После этого патриаршество в России не прерывалось.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *