Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Мученицы Агапия, Ирина и Хиония: два жизнеописания одного подвига

16.04.2021
166

Христианство никогда не было монолитным движением с твердо установленными канонами. Слишком уж давно оно появилось и очень быстро распространилось, сначала по землям Малой Азии, а затем по всей Европе.

Одно из таких течений исповедовали гностики. Они были свято уверены, что Бог создал только чистую бессмертную душу, а дьявол во злобе своей нарастил на нее плоть и поместил в материальный мир, где оная постоянно подвергалась мучениям и соблазнам.

И хотя гностики не стали совсем уж каноничным движением христианства,  суть их учения предельно четко дает понимание, что человек должен во чтобы то ни стало сохранить свою душу чистой и благообразной.

Именно по причине сохранения своей души неоскверненной, тысячи последователей христианства нашли свою смерть не от старости, но от мучений и рук язычников.

III — IV
в этих веках в Римской империи усилилось преследование христианства, начавшееся еще в I веке

Гонения на христиан усилились в  в Римской империи III — IV веках. Цезарь за цезарем властители Рима стремились изничтожить христиан и растоптать их веру в Господа. Особенно сильно отличился император Диоклетиан.

Жертвами жестокого правителя стали сестры Агапия, Ирина и Хиония. Подверженные жестоким пыткам, девушки не отказались от своей веры и были убиты. Но их жертва не стала напрасной. Святые мученицы своим примером показали насколько крепка истинная вера.

Святомученицы Агапия, Ирина и Хиония

Святомученицы Агапия, Ирина и Хиония в разных житиях

Современной историографии не известна точная дата жизни святых мучениц. Однако, примерные сроки их проживания — IV столетие нашей эры. В это время особенно обострилось преследование христианства.

Террор осуществляло верховное руководство Римской империи, чувствующее, что жреческая власть не способна более контролировать людские массы.

Христианство не только ломало привычное мироустройство граждан, но давало новые идеи для осмысления и толкования бытия. Житие мучениц Агапии, Ирины и Хионии описывается в двух вариантах. Они отличаются в деталях, городах проживания святых, а также во времени происходящих событий.

29 апреля — день памяти мучениц Ага́пии, Ири́ны и Хио́нии († 304). Свя­тые му­че­ни­цы Ага­пия, Ири­на и Хи­о­ния бы­ли род­ны­ми сест­ра­ми и жи­ли в кон­це III — на­ча­ле IV ве­ка вбли­зи ита­льян­ско­го го­ро­да Ак­ви­леи

Солунские мученицы: Упоминание Ирины, Агапии и Хионии в Сирийском месяцеслове

В древнейшем сирийском месяцеслове встречается доподлинное упоминание от трех сестрах-мученицах, что проживали неподалеку от одноименного города. Что интересно упоминается более-менее точная дата — 411 — 412 года.

Именно в эти года велись протоколы допросов сестер и акты об их казни. Мучениц поймали в горах, где те были вынуждены скрываться от римских властей. Вместе с сестрами схватили мужчину Агафона и еще трех благочестивых христианок.

Дом, в котором скрывались святые, тщательно обыскали и нашли книги христианского толка. Это говорит о том, что пленные были грамотными и умели читать.

Миниатюра с изображением мученичества святых Агапии, Ирины и Хионии. Датируется 10 веком нашей эры
Миниатюра с изображением мученичества святых Агапии, Ирины и Хионии. Датируется 10 веком нашей эры. Фото: upload.wikimedia.org

Чтобы отвести от себя обвинения в поклонении Христу всем арестованным предложили съесть языческую пищу. Пленники решительно отказались от предложенного угощения. Причем такое повторялась два раза.

Видя, что сестры крепки в своей вере и не собираются от нее отказываться, их подвергли жестоким истязаниям. Но пытки также не дали результатов, и римские чиновники решили наглядно продемонстрировать,  какая судьба ждет всех, если те не откажутся от своей веры.

Демонстрацией наказания и стала казнь сестер Агапии и Хионии через сожжение на костре.

Третью сестру, Ирину, на следующий день вновь подвергли допросам с пристрастием. Но та отказалась осквернить свою душу. Тогда судья приказал отвести девушку в публичный дом и разрешить каждому надругаться над арестованной.

Однако в притоне никто не прикоснулся к святой и её также казнили. Точно нигде не написано, как именно это произошло, но существуют два предположения: сожжение и обезглавливание. Судьба же остальных плененных римлянами не установлена.

Сестры Агапия, Ирина и Хиония: связь со святой Анастасией Узорешительницей

В первые годы и даже века своего существования, христианский канон неоднократно менялся и преображался. Такая же судьба постигла историю мученичества трех сестер.

Вместе с мучениками Феодотой и Еводием, Агапия, Ирина и Хиония стали частью канона святой Анастасии Узорешительницы. В связи с этим было перенесено место жертвы сестер из первоначального города в итальянскую Аквилею. Святая же Анастасия в конце погребла тела мучениц собственным руками.

В этой версии святые сестры были сиротами, рано лишившимися родителей.

Их воспитанием в христианской традиции занимался старец Зинона (Зоила). Однажды ему во сне было видение.

Священник узрел собственную смерть и судьбу своих воспитанниц. По его видению трех сестер ожидала мученическая смерть от рук язычников. Одновременно это видение узрела и великая мученица святая Анастасия Узорешительница.

Вскоре старец отошел в мир иной, а девушек арестовали и отправили на суд к императору Диоклетиану. Видимо происхождения они были высокого, иначе зачем их вызвался судить владыка Римской империи.

Сестры Агапия, Ирина и Хиония перед имератором

При этом девушек старательно отговаривали от поклонения Христу и просили вернуться во язычество. Но святые были непреклонны в своей вере.

Так и не приняв решения, Диоклетиан поехал по делам в Македонию, и чтобы не думать о всякой мелочи отдал сестер на суд правителю Дулкицию. Увидев красоту будущих мучениц, повелитель Македонии сделал им предложение с обещанием свободы.

От них требовалась мелочь — возлечь с ним. Сестры отвергли притязания сластострасца. Однако решительный Дулкиций пошел на второй приступ. Ночью он попытался прокрасться в покои дев, но с ним случилось помешательство.

Он долго бродил по дворцу, пока не забрел на кухню и не извалялся в смоле и перьях. На утро его нашли слуги, но не сразу признали в нем повелителя.

Пережив подобный позор Дулкиций пришел к выводу, что девы его околдовали.

Он потребовал во время суда обнажить сестер. Стражники долго пытались содрать с девушек одежду, но та будто бы приросла к юным телам.

Правда, приключения правителя на этом не закончились. Во время суда он внезапно заснул мертвецким сном и не просыпался пока не попал в свой дом. Император, узнав о творящихся делах, был сильно рассержен. Владыка передал дела сестер судье Сисинию.

Тот долго беседовал с арестантками и убедившись, что они не откажутся от Христа, приказал сжечь Агапию и Хионию на костре. Однако, когда костер потух, взору предстали две девы со спокойным выражением на лицах и без следов ожогов.

Мученица Анастасия Узорешительницы видела в своем видении смерти святых Ирины, Агапии и Хионии от рук римлян
Мученица Анастасия Узорешительницы видела в своем видении смерти святых Ирины, Агапии и Хионии от рук римлян. Фото: upload.wikimedia.org

Младшую, Ирину, Сисиний решил пытать на следующих день. Он думал, что сможет сломать волю девы показав участь сестер. Однако он ошибся. Ирина не убоялась суровой судьбы и не отказалась от Христа, не запятнала свою душу скверной сомнений и неверия.

И тогда судья приказал отвести Ирину в ближайший притон, где над ней бы надругались все, кому не лень.

Мученица Ирина, фреска

Однако по пути их перехватили два воина в необычайно светлых одеждах. Они сказали, что судья перепоручил им доставить деву, а солдатам приказал вернуться.

Воинами оказались два ангела. Таким образом они спасли святую от поругания. Когда разъяренный Сисиний увидел Ирину, та стояла на вершине холма в окружении света.

Никто не мог подойти к ней близко. Тогда римлянин приказал расстрелять ее. Была выпущена всего одна стрела, но ее хватило, чтобы поразить девушку насмерть.

Молитва святым мученицам поможет: сохранить тело от поругательств, очистить душу от греховных помыслов, исцелить телесные и душевные недуги

Молитва святым мученицам Агапии, Ирины и Хионии об стойкости и смирении

Пе́снь 1

Ирмо́с: Пои́м Го́сподеви, прове́дшему лю́ди Своя́ сквозе́ Чермно́е мо́ре, я́ко Еди́н сла́вно просла́вися.

Благода́ть мне́ с небесе́, му́ченицы Госпо́дни, исхода́таите, ва́ше восхваля́ющему на земли́ светоно́сное торжество́.

Расто́ргше пристра́стие плотски́х соу́з Боже́ственным Ду́хом, Христу́ де́вы связа́шася любо́вию Богоразу́мною.

Напра́вил еси́ ко приста́нищем, Спа́се, небе́сным де́вы Твоя́, проше́дшия немо́кренно му́к непостоя́нную пучи́ну.

Делесы́ чи́стыми от Де́вы Отрокови́цы возсия́вшему Сло́ву угоди́вше де́вы, Си́м веселя́тся.

Богоро́дичен: Ражда́еши несказа́нно, Его́же Оте́ц неизрече́нно роди́, и сосцы́ пита́еши вся́ческая пита́ющаго, Влады́чице.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Ту́чами Боже́ственнаго Ду́ха напая́еми кла́сы му́ченическия, боже́ственным де́ланием де́вы процвето́ша.

Па́че ви́димых неви́димая возлю́бльше, ви́димыя и неви́димыя враги́ побори́сте.

Огня́ не ужасо́стеся, разгара́еми Ду́ха боже́ственным огне́м, те́мже исцеле́ний боже́ственную ро́су источа́ете.

Богоро́дичен: Расто́ргни прегреше́ний мои́х лю́тое рукописа́ние, Влады́чице, Я́же у́зы разре́шшая а́довы безсе́менным рождество́м Твои́м.

Седа́лен, гла́с 8

Уневе́стившеся Го́сподеви боголе́пно, я́коже да́р кро́вь и заколе́ние Тому́ принесо́сте, страстоно́сицы отрокови́цы, и черто́г Боже́ственный досто́йно улучи́сте, просвеще́ния неизрече́ннаго непреста́нно исполня́емы.

Те́мже, святу́ю и честну́ю ва́шу па́мять творя́ще духо́вно, Спа́са прославля́ем и ве́рно взыва́ем: моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять ва́шу.

Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Прему́дрость и Сло́во в Твое́м чре́ве заче́нши неопа́льно, Ма́ти Бо́жия, ми́рови родила́ еси́ ми́р Содержа́щаго и во объя́тиих понесла́ еси́ вся́ Нося́щаго, Пита́теля все́х и Творца́ тва́ри.

Те́мже молю́ Тя, Всесвята́я Деви́це, и ве́рно сла́влю Тя́, изба́витися ми́ от прегреше́ний, и в де́нь Суда́, егда́ предста́ти и́мам пред лице́м Созда́теля моего́, Влады́чице Де́во Чи́стая, Твою́ по́мощь тогда́ пода́ждь ми́: вся́ бо мо́жеши, ели́ка хо́щеши, Всепе́тая.

Крестобогоро́дичен: А́гнца, и Па́стыря, и Изба́вителя А́гница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мля Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости.

Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние ве́рою пою́щим боже́ственныя стра́сти Твоя́.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *