Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Японские храмы

02.01.2019
3 137

Много веков Страна Восходящего Солнца манила к себе христианских миссионеров. И могло показаться, что Япония легко примет новую веру вместо чуждого западному миру многобожия. Но этого не случилось. Японцы остаются преданными религии предков — синтоизму.

Эта удивительная традиция кажется до непроницаемости непонятной человеку извне. Пёстрые, угловатые храмы из дерева устремляются ввысь. Они выглядят красиво, но ничего не сообщают о том, что же происходит внутри.

Чем живёт типичный храм в Японии? И есть ли в этом загадочном мире место христианству? Обсудим это.

Основная религия Японии синтоизм: вера в ками, гармонию и ответственность за свои поступки

На территории Японии есть представители разных религий, но преобладающая — синтоизм. Довольно сложно отличить чистый синтоизм от смешанного с прочими учениями.

Эта религия за тысячелетия подверглась влиянию разных школ буддизма. Из-за этого в нём много заимствований. Сегодня они уже неотделимы от основной традиции.

Синтоизм не причисляют к язычеству.

Синтоизм похож на типичное язычество: в нём царит политеизм (многобожие). Но языческой эту культуру называть не принято. Такое определение уместно в отношении вымерших религий каких-то древних народов. Синтоизм же отличается такими признаками:

  • он — основная религия одной из самых влиятельных держав;
  • он устоял перед напором христианских и буддийских проповедников;
  • он приветствует научный прогресс и вообще довольно демократичен к нововведениям, из-за чего сложно ассоциировать синтоизм с чем-то отсталым, языческим.

Поэтому язычеством синтоизм никто не называет, хотя формальные признаки такового в нём есть.

Передать всё вероучение практически невозможно, но основные моменты следующие:

У всего в мире есть ками — духовная сущность.

Западному человеку тут же охота повесить ярлык и уточнить: «Что-что есть у каждой травинки? Ками — это душа или бог?». Нет, ками — это ками. Мы можем назвать ками духами, но этим уже исказим первоисточник.

Итак, ками есть даже у камня, у местности, у явления. Пожалуй, нет ничего, что не имело бы ками. Без ками вещь просто не существует. Есть ками у семей, династий и т.д.

Соответственно, если хочется благополучия, нужно обращаться к «фамильным» ками, хочется хорошей погоды, стоит помолиться ками Солнца и т.д.

Ками можно стать. По крайней мере, покровители родов — это духи умерших предков.

Главное — гармония. Нет никакого дьявола или всевышнего добрейшего Бога. Нет злых титанов и положительных олимпийцев. Не бывает зла, возведённого в абсолют. Поступки диктуют обстоятельства. В глобальном же смысле есть только полезные и вредные для мира вещи.

Допустим, если человек загрязняет окружающую среду, это глобальная проблема и неподобающее поведение. А вот если у него вражда с соседом и козни друг другу — это вопросы межличностных отношений, где каждый по-своему прав.

Защищая интересы семьи, ты ущемляешь других людей. Это уже обстоятельства, от них не уйдёшь, для всех хороших не будешь. Что же такое быть хорошим? Иметь следующие качества:

  • искренность;
  • добродушие;
  • дружелюбие;
  • сострадание.

И т.д. А вот плохой человек — это эгоист, злодей, грубиян, тот, кто творит зло не в силу причин, а для собственного удовольствия. В общем, тот, кто разрушает общую гармонию.

Поэтому в синтоизме нет места присущим христианству общим оценкам. Все случаи индивидуальны. Убил — почему? Ограбил — зачем? Вдруг, был уважительный мотив.

Души сами определяют себе место в мире.

В синтоизме нет идеи спасителя или кары за грехи. Поступки человека сами определяют его будущее. Чем ты руководствовался вчера, то и повлияет на твоё будущее завтра. Ты рождён там и тем, кем достоин в силу прошлого опыта своей души.

Искреннему доброму человеку бояться нечего.

Синтоистские храмы посвящены ками, у них японцы просят помощи

Японские храмы представлены в основном синтоистскими святилищами. Они называются дзинзя. Таковых около 100000.

100 000
примерно столько синтоистских храмов в Японии

Храмы возводят в честь какого-либо ками. Святилища имеют несколько строений. Их выполняют таким образом, чтобы здание не диссонировало с окружающим пространством, а гармонично вписывалось в природу.

Один из главных элементов — красные ворота, тории.

Тории — ворота в синтоистский храм
Тории — ворота в синтоистский храм

В храмах нет икон или статуй ками. Но изображения животных могут быть, чтобы вызвать ассоциации с нужными ками.

Перед храмом есть бассейн или другой водоём: чтобы провести ритуал очищения перед входом. Нужно при помощи ковша вымыть руку, набрать в неё воды и ополоснуть рот, а в конце набрать воды для следующего посетителя.

Обязательный признак священного места — верёвка сименава. Её вьют из соломы. Она указывает, что здесь обитают ками.

Верёвка сименава указывает, что в храме обитают ками
Верёвка сименава указывает, что в храме обитают ками

Можно увидеть и другие атрибуты:

  • меч, щит, алебарда. Это способ защитить ками и в то же время признак их могущества;
  • флаги. Это приношения для ками. Если флагов много, значит сюда часто приходят верующие;
  • колокол. У храма часто висят колокольчики или колокола. Японцы верят, что их звучание невыносимо для злых коми. Можно позвонить.

Популярных ритуалов в японских храмах немало. Вот два:

  1. Опустить монетку для коми и два раза хлопнуть в ладоши. Затем мысленно помолиться произвольными словами;
  2. Оставить записку с желанием. Затем её сожгут, и коми узнают, чего человек у них просит.

На территории храма можно получить предсказание. Хорошее забрать с собой, а плохое привязать к веткам деревьев, чтобы не сбылось.

Внутри храма есть внутреннее святилище. Если здание возведено в честь нескольких ками, то и святилищ несколько.

Известные японские синтоистские храмы: 3 примера

Мэйдзи Дзингу — крупнейший синтоисткий храм в Японии. Создан относительно недавно — в 1920 году. Имеет огромную прилегающую территорию — 708200 м²

Мэйдзи Дзингу — крупнейший синтоисткий храм в Японии
Мэйдзи Дзингу — крупнейший синтоисткий храм в Японии

Ицукусима — один из самых популярных храмов Японии. Расположен на одноимённом острове. Отличительная черта храма — ворота, которые во время приливов затапливает.

Затопленные ворота храма Ицукусима
Затопленные ворота храма Ицукусима

Никко Тосё-гу — основан в 1617 году. Восемь из его зданий признаны национальными сокровищами Японии.

Никко Тосё-гу
Никко Тосё-гу

Японцы также исповедуют буддизм — веру в избавление от страданий через Просветление

Ещё одна влиятельная религия в Японии — буддизм. О нём сложно говорить в целом, потому что это не единое течение, а ряд школ с часто противоречивыми взглядами. Например, в буддизме, как известно, нет бога. Но есть направления, в которых почитаются божественные существа.

И всё же, можно обозначить нечто общее для всего буддизма. Мы называем его религией, хотя это от непонимания. В действительности это учение, путь. Буддизм — наука о том, как достичь просветления. В нём почти нет места обрядам и поклонениям, только практики саморазвития и философия.

Буддизм — это не религия, а учение.

Буддисты считают, что материальный мир — это ловушка. Он никогда не принесёт человеку удовлетворения. Истинная духовная природа лежит по ту сторону, в Нирване. Но попасть туда просто так невозможно.

Необходимо достичь особого состояния — Просветления, осознать свою духовную природу.

Для этого есть множество инструментов — от морально-этических правил до медитаций. При этом человеку нужно выдерживать золотую середину между крайним аскетизмом и жизнью в изобилии.

Многие буддийские храмы Японии очень древние, стали всемирным наследием

Буддийские храмы Японии приобрели собственный стиль не сразу. Изначально буддизм перекочевал в Страну Восходящего Солнца из Китая. А потому архитектура сперва полностью подражала китайской.

Но с веками она стала более самостоятельной. Сегодня на территории Японии действует множество буддийских храмов. В том числе и очень древних.

Дайгодзи — буддийский храмовый комплекс. Его основали в 874 году, хотя самая старая постройка — пагода в пять ярусов — относится только к 951 году.

И всё же Дайгодзи — хорошо сохранившейся образец древней японской архитектуры. Включён в наследие ЮНЕСКО. Примечателен очень красивым садом камней.

Храмовый комплекс Дайгодзи
Храмовый комплекс Дайгодзи

Асакуса Канон (Сэнсо-дзи) — один из старейших в Японии. Основан в 645 году. Но сегодня на его месте стоит лишь копия — подлинное здание разрушили во Второй мировой Войне.

Буддиский храм Асакуса Канон
Буддиский храм Асакуса Канон
Статуя Будды в храме Котоку-ин
Статуя Будды в храме Котоку-ин

Котоку-ин запоминается за счёт одиннадцатиметровой статуи Будды из бронзы. Изначально статуя была из дерева, но в 1248 году её разрушила буря.

До 1873 года в Японии был запрет христианства, сегодня христиан 2,5 млн

Христианство слабо представлено в Японии — 2,5 миллиона человек. Преимущественно это протестанты. В XVI веке христианские миссионеры проповедовали в Японии без особого успеха, так как пренебрежительно относились к японской вере и традициям.

Обвинение их предков в язычестве стало роковой ошибкой миссионеров, так как японцы не хотели принимать идею, что их прадедушки томятся в аду.

И всё же незначительное количество японцев удалось обратить в христианство. Власть некоторое время равнодушно относилась к проповедям, но к 1639 году когда началась политика изоляции от Запада, христиан к тому времени либо казнили, либо насильно обратили в буддизм.

Лишь в 1873 году Японские власти нехотя сняли запрет на проповедь под давлением извне. До этого ещё немало «подпольных» христиан подверглись казни в Стране Восходящего Солнца.

0,03 %
от общего населения Японии, составляют православные

Православные составляют 0,03 % от общего населения Японии и входят в состав Японской православной Церкви. О сложностях существования православной церкви в Японии рассказывает православный японец Одера Хироси:

«В традиционных японских религиях все гораздо проще: подойдешь к храму, кинешь монетку в жертвенник, поклонишься — и дело сделано.

Во-вторых, очень трудно понимать язык богослужения. Опять нужно предпринимать усилия, вдумываться или специально сидеть и разбираться в тексте.

Кроме того, многим непонятно, почему в таком красивом храме нельзя просто так обвенчаться, если невеста православная, а жених, к примеру, буддист или синтоист.

Что в этом плохого? Зачем ему обязательно становиться православным?

В католических церквях и у протестантов это не проблема — женись на здоровье. Сами подумайте: не проще ли японцу, для которого конфессиональная разница неочевидна, пойти более простым путем?»

И всё же в 2006 году в Японии даже смогли основать Монастырь Святого Николая Японского.

Небольшое здание монастыря Святого Николая Японского
Небольшое здание монастыря Святого Николая Японского

Православные храмы в Японии

Воскресенский собор (Никорай-до) — памятник культуры Японского государства. Исполнен в русско-византийском стиле. Последняя реставрация произошла в 1988 году. В оформлении иконостаса использовано золото и платина.

Имеет статус кафедрального собора Японской автономной православной Церкви и собственное печатное издание.

Воскресенский собор (Никорай-до), православный храм в Японии
Воскресенский собор (Никорай-до), православный храм в Японии

Церковь Воскресения Христова (Хакодате) основана в 1859 году. Это один из главных символов православия в Японии. Имеется воскресная школа, есть официальный сайт церкви.

Церковь Воскресения Христова (Хакодате)
Церковь Воскресения Христова (Хакодате)

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *