Содержание
Храм святого мученика Дмитрия Солунского |
|
Страна | Россия |
Город | Москва |
Год основания | 1909 |
Сайт | hramdimitria.ru |
Настоятель | Протоиерей Андрей Милкин |
Крах Российской Империи не был одномоментным, как пишется в современных учебниках истории.
1917 году предшествовало несколько десятилетий освободительных рабочих движений и работа террористических организаций, таких как «Социалисты-Революционеры» и «Народная Воля».
И когда свершилась сначала Февральская, а затем Великая Октябрьская Революции, поменялось все.
В первую очередь изменилось отношение к церкви и дворянству.
Последнее или бежало, или присоединялось к большевикам или вступало в ряды белогвардейцев.
Храм святого мученика Дмитрия Солунского, построенный на пожертвованные добрыми христианами деньги в Благуше.
Храм стал одним из последних, построенных в Императорской России.
Духовенству было сложнее. Жестко привязанные к своему месту, священники лавировали чтобы выжить и сохранить свою паству.
Разумеется, среди них имелись и те, кто примкнул к монархистам, и те, кто подался в эмиграции, где позднее организовали Западную Русскую Православную церковь.
Так как по новым доктринам народу не требовалось столько духовных заведений, часть из них передали различным организациям. Например, часто помещения переделывались под склады и амбары.
Несколько иная участь ждала недавно построенный храм Дмитрия Солунского — его переделали под цех переработки драгоценных металлов.
Церковь, к слову, оказалась довольно красива и имела высокую колокольню, которая высоко возвышалась над всей округой.
С натяжкой можно сказать, что ее постройка происходила за счет городского населения, но на самом деле деньги давали банкиры и владельцы предприятий, желающие прослыть меценатами.
Здание храма быстро пришло в негодность и оказалось заброшенно. Реставрация началась в начале двадцать первого века и сейчас храм принимает нуждающихся и проводит службы.
Благуши — дикая местность, в которой построили храм Дмитрия Солунского
Благуши — дикая местность на северо-востоке от Москвы. Аккурат между Семеновской заставой и селом с благодушным названием Измайлово. Интересно и самоназванием района — Благуши.
Произошло оно от сокращения более полного названия — Благушенский казенный лес. Если переводить на современный язык, это простой заповедник под охраной государства.
Место заповедника было крайне удачно и постепенно на нем начали появляться различные промышленные предприятия. В основном кирпичные заводы, так как глину добывали прямо на месте.
Уже к середине 19 века количество подобных заводиков увеличилось до сотни, и эта цифра продолжала расти.
Кроме того, там вовсю открывались скотобойни: из них свежее мясо попадало прямо в Москву. Расстояние до города было небольшим, сейчас это давно уже территория современной столицы.
Подобный бурный рост повлиял не только на количество предприятий, но и на массовое переселение граждан империи поближе к рабочим местам.
Постепенно население района достигло отметки в 10 тысяч человек в начале XX века, что в десять раз больше, чем было в 1800-м году. По Благуше прокладывались дороги и развивалась прочая инфраструктура.
Но постепенно возникла проблема, требующая срочного решения.
Столь большое количество людей не могло сходить в церковь. Население тогда поголовно состояло из православных и надо было что-то делать, чтобы паства не оставалась без исповедей, проповедей, венчаний и пр.
Частично эту функцию взяла на себя церковь Воскресения Христова, что располагалась на Семеновском кладбище.
Но клир не справлялся со своими обязанностями, ведь им приходилось еще проводить панихиды и отпевания.
Поэтому в конце XIX века от лица граждан Благуши появилось прошение о новом храме.
Строительство храма Дмитрия Салунского официально разрешили в 1905 году
Изначально строительство нового храма не планировалось. Граждане Благуши лишь просили расширить уже имеющуюся церковь на Семеновском кладбище, чтобы она могла вместить в себя больше народу.
Этим вопросом в 1905 году занялся лично митрополит московский Владимир. Он лично выезжал на место старого храма и вскоре принял решение.
Однако, вопреки чаяньям люда Владыка дал указание на постройку новой церкви, большой и светлой.
Тут стоит отметить некоего Почетного гражданина Дмитрия Ермакова. Состоятельный господин умер в 1896 году и оставил в своем завещании любопытное пожелание.
Из всего состояния, он перевел 100 000 рублей на имя церкви на постройку храма в честь Дмитрия Солунского, который был его небесным покровителем.
Кроме того, в этой же церкви обязан быть придел, посвященный Праведной Анне — так звали любимую супругу почившего Ермакова.
Эти деньги пошли в ход не сразу. И только после инициативы граждан и судьбоносного решения митрополита Владимира их пустили в дело.
Сто тысяч сумма немалая, но ее все равно не хватало на постройку храма, но для начала строительства оказалось достаточно.
Остальную сумму планировали добрать с пожертвований верующих. При этом митрополит московский лично контролировал все вопросы, касающиеся строящегося храма. В частности, именно Владимир находил спонсоров, готовых пожертвовать толику денег на столь богоугодное дело.
Митрополит московский Владимир, лично дал указание на постройку Дмитровского храма в Благушах. Позже он стал митрополитом Киевским и Галицинским
И хоть указ на постройку выдали в 1905 году, только в 1908 дело сдвинулось с мертвой точки. К этому моменту окончательно подготовили все эскизы и чертежи будущего храма. Автором проекта стал известный архитектор Николай Фролов. Но даже с готовыми документами строительство все не начиналось.
Спустя год в официальном печатном издании Русской православной церкви вышло заявление Священного Синода о составе клира Дмитриевского храма. В него вошли священник, псаломщик и диакон.
Позже стало известно первого настоятеля церкви. Им стал Михаил Преферансов, который на тот момент уже двадцать лет служил игуменом в Воскресенской церкви.
Постройка церкви святого великомученика Дмитрия Солунского завершилась в 1911 году.
Что и говорить, в церковь спокойно помещалось 3000 человек. Впечатляла и итоговая стоимость всего сооружения — 164 000 золотых рублей.
Всего в пользу строительства храма передали свои средства 173 человека. Самым значимым вкладом по праву стал взнос покойного уже Ермакова, но и остальные жертвовали немало. В частности, зафиксированы суммы в 10 000 рублей.
Храм великомученика Дмитрия Солунского превращают в завод по переплавке золота
Грянул 1917 год, принесший большое количество перемен и событий. Не все складывалось гладко у молодой советской власти. Тут и Брестский мир, и Красно-белый террор, и иностранная интервенция. Да и с экономикой пока все еще не было порядка.
Для поддержания бюджета нарождающегося Советского союза требовались деньги и часть из них нашли в неожиданном месте — стали реквизировать церковную утварь, а помещения переделывать в хозпостройки.
Подобная участь не миновали и Дмитровский храм. Из него вытащили все более-менее ценное, часть утвари ушла в музеи — другая на переплавку и продажу, а помещение отдали НКВД.
Силовики организовали в храме неожиданное производства — туда стали свозить драгоценности на вторичную обработку.
Поменялся и внешний вид постройки: кресты убрали, купола сняли, часть колокольни разобрали. На алтарях поставили печи для переплавки металлов.
В таком виде церковь простояла до перенесения стратегического предприятия в другое место. Сам же храм забросили, и он начал медленно ветшать и разрушаться.
Храм святого Дмитрия Солунского возрождается из руин
В полуразрушенном виде, с разваливающимися стенами и без крестов, храм вернулся в лоно Православной церкви. Изначально его даже не стали полностью восстанавливать, просто вернули купола и установили на них, освященные в 1991 году кресты.
Когда им занялся священник Петр Липатов. Ремонту церкви помогали всем миром и строение быстро удалось восстановить.
Уже в 2001 году на осенний престольный праздник произошла первая служба на главном алтаре.
В 2013 году Дмитровский храм ограбили. Произошло это в ночь с 27 на 28 июля. По сообщениям правоохранительных органов ворами оказалось четверо дорожных рабочих, что ремонтировали дорогу неподалеку.
Преступная группа ловко вывела из строя сторожа церкви, связала его чтобы не мешал и проникла внутрь.
Кроме придела, посвященного непосредственно Дмитрию Солунскому, в храме имеются отдельные приделы для митрополита московского Святителя Петра и предел Успения, посвященный праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение