Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Храм Марона Пустынника

04.04.2019
3 256

Храм Марона Пустынника

Страна Россия
Город Москва
Год основания 11642
Сайт hram-bg.ru
Настоятель Протоиерей Александр Марченков

Храм Марона Пустынника — храм Русской православной церкви в Старых Панех. Расположен храм на Якиманке, в знаменитом районе города Москвы.

Знаменит он тем, что именно там, в 1885 году была открыта первая церковно-приходская школа в Москве.

Храм преподобного Марона Пустынника возник в небольшой Бабьем городке

Храм преподобного Марона Пустынника возник в Бабьем городке. Очень давно, в княжение князя Дмитрия Донского, во время нашествия хана Тохтамыша, бежали около сотни русских женщин. Они бежали от мячей ордынцев с надеждой спастись в стенах Кремля.

Строительство храма Марона Пустынника произошло во времена великого князя Дмитрия Донского, который тогда сражался с войсками ордынцев. В это время женщины бежали, чтобы спастись. Именно в честь и назван Бабий городок
Строительство храма Марона Пустынника произошло во времена великого князя Дмитрия Донского, который тогда сражался с войсками ордынцев. В это время женщины бежали, чтобы спастись. Именно в честь и назван Бабий городок

Но, воевода, который защищал город, не пропустил женщин, опасаясь того, что впустив слишком много людей, обременяет крепость в случае осады.

Бедные женщины побежали в лес, сделали деревянную крепостницу, огородившись кругом насыпанной верхом землей. Именно так они смогли три дня держать осаду. Тохтамыш добравшись до Кремля, занялся богатой добычей, совсем не обратил внимания на скрывавшихся в «Бабьем городке».  Беззащитные женщины спаслись.

На самом деле эту историю можно рассмотреть как указание на будущее данного места, где по милости Господа, в будущие века люди смогут выдержать натиск врага веры Христовой.

А также ее можно расценить как место стояния в правде Божией для тех, кто хочет сохранить себя в вере и истине.

На этом самом месте и была построена мароновская церковь. Это событие произошло в царствования Михаила Федоровича Романа. По одним данным дата этого знаменательного события — 1642 год, а по другим — 1640 год. 1640 год упоминается в Патриаршей Окладной книге.

Но точная дата постройки не известна. Сначала храм построили деревянным, и имел он один престол — священный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В то время храм и причт были очень бедные. После открытия прихода, даже через 45 лет дворов числилось всего 5, кроме двора священника. За скудность патриарх Иоаким приказал не взимать налог с церкви.

Патриарх Иоаким — разрешил не взимать налог с храма Марона Пустыня в связи с бедностью прихода
Патриарх Иоаким — разрешил не взимать налог с храма Марона Пустыня в связи с бедностью прихода

Постепенно здание обветшало, и не было таких прихожан, чтобы взяли поддерживать храм в надлежащем состоянии. Примерно так продолжалось до 1727 года.

В 1727 году был выдан указ о строительстве еще одного придела в честь Марона, Пустынника Сирийского

Затем был выдан указ о строительстве при храме еще одного придела, и освящения его в честь Марона, Пустынника Сирийского. Чуть позднее сам храм стал именоваться в честь этого придела.

В 1727 году было решено строить придел в честь Марона Пустынника — старца Сирийского
В 1727 году было решено строить придел в честь Марона Пустынника — старца Сирийского

До сих остается не ясным, почему престол решили освятить именно в честь сирийского старца. Но по множественным предположениям, можно подсчитать, что в то время уже была написана икона Святому Марону Пустыннику, и скорее всего она почиталась верующими, поэтому стало возможно и строить придел в честь этого святого.

К помощи этого святого прибегали в болезнях не только духовных, но и телесных. В одном старопечатном каноннике есть служба преподобного Марою. Можно предположить, что Древняя Русь очень любила этого сирийского подвижника.

Но, к сожалению, строительство нового придела не принесло улучшений. Церковь все равно продолжала ветшать и портиться. Видя плачевное состояние храма, и то, что помочь некому, священник храма принял решение обратиться к высшим властям.

18 век — век правления Анны Иоанновны, который отмечен как печальная эпоха в русской жизни

Также следует отметить то, что в то время было временем правления императрицы Анны Иоанновны. Правление Анны — печальная эпоха русской жизни в 18 веке. В это время сильно редели ряды приходского духовенства.

Анна Иоанновна — женщина, которая не оставила после себя ничего хорошего в жизни русских людей. Именно к ней священнику храма Марона Пустынника пришлось обратиться с целью постройки нового каменного
Анна Иоанновна — женщина, которая не оставила после себя ничего хорошего в жизни русских людей. Именно к ней священнику храма Марона Пустынника пришлось обратиться с целью постройки нового каменного

Анна не оставила после себя не доброй памяти ни в государственной деятельности, не в личной жизни. Как говорили многие историки, ни до, ни после правления Анны, никто из правительства так жестоко не относился к духовенству.

Поэтому настоятелю храма потребовалось больших усилий, чтобы решиться на этот поступок. В 1730 году он написал челобитную на имя императрицы Анны, в которой он сообщил, что имеется храм,  который сильно обветшал, но совсем нет средств на его строительство. Но, в челобитной, священник указал, что необходимо построить каменный храм.

Надежды не было совсем. Но ответ на челобитную пришел быстро. Было велено вместо деревянной церкви построить каменную во имя того же храма с приделом того же святого.

В течение с 1731 по 1747 год — возвели каменный двухпрестольный храм.

Также была построена колокольня. Но после постройки храм все так же оставался бедным.

В 1775 году в духовную консисторию города Москвы пришло прошение от купца, который просил при храме Марона Пустынника разрешить служить для поминовения его родителей — священнику Василию из храма Иоанна Воина, по причине отсутствия постоянного священника в храме. И для проведения служб он будет отдавать ежегодно некоторую часть денег.

Это назначение состоялось. Но стоит заменить и то, что храм стоял и благодаря простым русским людям. При бедности храма, многие люди готовы были отдать последнее к церковную кружку, чтобы храм все же продолжал стоять и существовать в этом месте. Именно благодаря всему этому и стояла церковь.

Очень многие приходили в храм и просили помощи у Сирийского старца. Прихожане очень часто вспоминают, когда сельские жители толпами шли к храму, чтобы помолиться святому Марону. Целую ночь люди сидели у храма, затем отстоявши службу и подойдя к иконе святого Марона Пустынника, шли домой. Благодаря таким богомольцам, было возможно стабильное существование церкви.

В 1812 году храм Марона Пустынника был осквернен и ограблен

Более спокойная и ровная жизнь была у храма до 1812 года. В год нашествия врагов, храм был осквернен и ограблен. Затем он попал в зону страшного пожара. Выгорели все деревянные постройки, находившиеся вокруг церкви. Сам храм пострадал совсем немного.

Сократилось резко число прихожан. Божественная литургия в храме не совершались. Протоиерей Василий Симеонов доносил епископу об освящении храма. После этого церковь была приписана к соседней церкви в честь Николая Чудотворца. Это продолжать целых пять лет, пока в 1818 году храм снова не стал возрождаться.

В том году на епископа Августина пришло прошение, извещающее о том, что храм исправлен. Подписано оно было купцами Лепешкиными. Можно предположить, что именно с их помощью храм вновь стал самостоятельным приходом.

Помощь в строительстве храма Марона Пустынника после осквернения оказали купцы Лепешкины.

Очень много благодеяний на служение храму было отдано именно семье Лепешкиных. Они охватывали сразу три направления: строительные работы в храме, забота о внутреннем убранстве храма, а также дела милосердия.

В 1831 году Василий Лепешкин написал прошение митрополиту московскому Филарету, с просьбой разрешить в храме построить еще один придел. Разрешение было получено.

В 1841 году храм был возобновлен и внутри и снаружи. Был изменен и его внешний вид. За усердные и полезные работы для храма Николай Лепешкин был награжден орденом святого Станислава третьей степени.

В 1885 году при храме была открыта первая из церковно-приходских школ в Москве.

В начале 20 века церковь сильно притесняла — советская власть, которая в ту пору пришла к власти

Начало 20 века наложило большой отпечаток на церковное общество. Во время первой мировой войны при храме открылся лазарет, где проходило лечение и реабилитация раненых.

Также общими усилиями в храме производили ремонт. Советская власть все больше и больше не давала проходу для деятельности церкви. В 1919 году  был навязан некий договор, по которому 30 человек прихожан, должны были принять от московского совета в бесплатное пользование богослужебные здания. В условиях договора было сохранение народного достояния. Именно так дом Бога стал «народным достоянием» республики советов.

После их храма было изъято огромное количество ценностей. Храм все же закрыли в 1930 году.  Из закрытого храма многие прихожане выносили иконы, некоторую церковную утварь, книги, лампадное масло, чтобы хотя бы что-то спасти и уберечь.

Именно так выглядел храм Марона Пустынника, после того, как советская власть передала его, под различные нужны
Именно так выглядел храм Марона Пустынника, после того, как советская власть передала его, под различные нужны

После 1930 года храм переходил из рук в руки. Некоторое время им владел техникум жировой промышленности, а также компании гидрострой и многие другие. Даже были предприняты попытки снести храм и построить институт инженеров-строителей, но советская бесхозяйственность спасла его от этого.

Храм Марона Пустынника находился в ужасном состоянии. После передачи его верующим, перед ними открылась ужасная картина — изуродованные полы, грязь, пыль, лужи машинного масла, мусор, и это далеко не все
Храм Марона Пустынника находился в ужасном состоянии. После передачи его верующим, перед ними открылась ужасная картина — изуродованные полы, грязь, пыль, лужи машинного масла, мусор, и это далеко не все

Храм вернули верующим в 1992 году, а в 1993 году началось его восстановление

Храм вернули верующим только  в 1992 году. В 1993 году храм стали вновь восстанавливать. Когда прихожане первый раз зашли в храм, то их взору открылась ужасная картина. Изуродованные полы, грязь, пыль, лужи машинного масла, мусор, кругом валялись бутылки, окурки.

С того года в храме ведутся реставрационные работы под руководство настоятеля храма — Александра Марченкова. В 2001 году храм Марона Пустынника отметили как победителя в конкурсе лучших результатов реставрации и реконструкции древних памятников архитектуры.

В настоящее время при храме действует воскресная школа. Дети поделены на группы по возрастным особенностям. Давно в воскресной школе сложилась такая традиция, после службы во время занятий в воскресной школе, все дети молятся за болящих и благодетелей школы. А также они поминают своих усопших прихожан.

Так выглядит храм Марона Пустынника в настоящее время после восстановительных и ремонтных работ. При храме действует воскресная школа, молодежный клуб
Так выглядит храм Марона Пустынника в настоящее время после восстановительных и ремонтных работ. При храме действует воскресная школа, молодежный клуб

При храме также действует молодежный клуб. Также  стоит отметить и то, что при храме существуют регентско-певческие курсы, которые имеют три отделения.

У храма есть официальный сайт. Расписание богослужений меняется каждый месяц. Узнать его можно в специальном разделе с расписанием.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *