Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Каноническое право: история и 8 источников права

24.01.2019
124
Скачать эту статью

В раннехристианских общинах вопросы веры решались на основании норм в Священном писании и Апостольских преданиях.

С распространением христианства по миру в Церкви сформировался свод законов, получивший название Каноническое право. Оно формировались на протяжении сотен лет, и вобрало в себя многолетний церковный опыт.

Определение и понятие канонического права, как системы церковных юридических постановлений

Каноническое право — это система правовых норм действующего церковного законодательства в Православной, Римско-католической, и Древних Восточных (дохалкидонских) Церквах.

Корень слова «Канон» употребляется в итальянском, английском, французском, немецком и испанском языках.

Канонические правила состоят из:

  • апостольских правил;
  • постановлений Вселенских церковных соборов;
  • постановлений Поместных соборов;
  • совокупности правил Отцов Церкви.

Апостольские правила — фундамент церковного законодательства всех Православных Поместных Церквей. Это часть Предания, оставленного самими Апостолами.

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».

(2Фес. 2.15)

Каноничные правила определяют взаимоотношения клириков и мирян.

Последние исследования церковных историков говорят о том, что многие постановления из Апостольских правил составлены первыми апостолами, а некоторые добавлены на Вселенских соборах со временем, когда Церковь вышла из периода гонений и применяла опыт Римского права.

Исторические причины образования канонического права — во внутренних и внешних церковных взаимоотношениях

Церковь — Божественное установление. Это Царство, видимо явленное, но это Царство не от мира сего (Ин 18. 36). По определению «Катехизиса» — это «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».

Указывая на неземную природу Церкви, Апостолы пишут, что это дом Божий,

«который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины».

(1Тим 3. 15)

Тело Христово, «которое есть Церковь».

(Кол 1. 24)

Имея мистическую природу, Церковь не подлежит никаким земным и человеческим законам.

Церковь, как общество людей, вступает в контакт с государственными и другими образованиями. Для этого существуют внешние взаимоотношения церкви и государства, и внутрицерковные, — между общинами, институтами и членами Церкви.

Основные догматы получены от Самого Христа, а другие законы и правила создавались властью, которую Христос её наделил через Апостолов и их приемников.

Нормы, регулирующие внутреннюю церковную жизнь, и отношения с другими общественными организациями, — и составляют каноническое, или церковное право. Правилами и канонами Церковь сохраняет свой богоспасительный строй на протяжении веков.

Нравственный христианский закон, основанный на любви и соблюдении заповедей, для Церкви начало более важное, чем гражданское право, опирающееся на справедливость.

Однако, без правового аспекта отношения между людьми, которые регулируются личными мотивами и юридическими нормами, — представить церковную жизнь невозможно.

На протяжении истории христианства, в восточной, западной церквях, и в некоторых протестантских деноминациях встречаются учения об отрицательном влиянии юридического рационализма, усвоенном в Римской Империи.

Богословы доказывают, что юридизм — основная причина разделения церквей.

Церковь попала под ярмо римского закона, и произошло то, чего боялся Апостол Павел:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?»

(2Кор. 6.14-15)

Тесное сближение, слияние Церкви Христовой с кесарем — причина многих злоупотреблений в Римской Империи, Византии и Российской Империи.

Они явились причиной раскола между православными и католиками, появлению протестантизма в Европе и Старообрядчества на Руси.

Там, где насаждалось законничество под давлением власти, а Дух и любовь забывались, — возникали расколы.Тем не менее, римское законодательство было частично адаптировано церковью, и некоторые его положения вошли в сборники канонического права.

Епископ Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш), известный православный канонист.
Епископ Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш), известный православный канонист. Фотография начала ХХ века

Церковные санкции существенно отличаются от государственных. Основатель Церкви не уполномочивал кого-либо принуждать насилием.

Самая высшая мера наказания — это анафема (отлучение), которая побуждает нарушителя положений церковных соборов и постановлений к покаянию.

К вступлению в Церковь нет никому принуждения. Но вступившие добровольно, должны подчиняться церковным канонам, ибо без послушания, следование Евангелию невозможно. Отрицание священных норм есть противление Апостольскому преданию.

Система канонического права и взаимоотношение его с государственными законами

Каноническое право делится на публичное и частное. Публичное затрагивало положения и правила римского государства. Частное касается пользованию отдельных лиц.

В эпоху правления Рима и Византии, переплетение государственных и церковных законов было логическим следствием просвещенной в христианстве знати и Царской власти. Сегодня этот исторический феномен утратил свою силу.

Церковь не имеет национальности и государственной принадлежности. Она не замыкается земными границами, и ее универсальные законы не могут быть частью законодательства отдельного государства. В Византии, при условии «сращивания», всегда можно было отделить законы государственные и церковные.

Церковное право не касается земных законов справедливости.

Оно касается совести, и спасения души. Эта область не претерпевает изменения, в отличие от государственного права. Для верующих, церковный авторитет всегда имел больший приоритет.

Основной конфликт между церковью и государством состоит в том, что они преследуют разные цели.

Канонические церковные нормы систематизируют следующим образом:

  • административное право (органы управления, виды церковной власти, епархии, приходы);
  • состав и организация церкви (миряне, клир, монашество);
  • брачное церковное право;
  • имущественное право;
  • взаимоотношения с православными и инославными церквями;
  • взаимоотношения с государством.

Пути формирования канонов, 8 категорий источников канонического права и основы его создания

Источники делятся на следующие категории:

  • божественные, или естественные, основанные на Божественном Откровении;
  • положительные, основанные на законодательных церковных актах;
  • писанные (изложенные письменно);
  • неписанные (хранились в Церкви как предание, или обычай);
  • общие — обязательные для всей Церкви;
  • частные — действующие в отдельных Поместных Церквах;
  • материальные лица и институты (епископы, предстоятели, Соборы);
  • формальные (исторические документы, в которых изложены нормы).

Есть 7 основ создания церковных законов и правил, из которых сформировано каноническое право.

  1. Божественное право, или Божественное Откровение. Содержит полноту истины, как высший критерий законодательства Церкви. Содержится в Заповедях и Новом Завете.
  2. Церковное законодательство, вытекающее из Церкви, руководствуемой Божественной волей.
  3. Вселенские и Поместные Соборы. Непогрешимость соборов вытекает из догмата непогрешимости Церкви. Признание непогрешимости канонов не ставит непреодолимого барьера к правке канона, — в случае утраты характера действующей нормы в изменяемой исторической обстановке.
  4. Статуарное право, или частное церковное законодательство. Состоит из актов, изданных властью Поместных Церквей и архиереями. Они не распространяются за территорию автокефальных Церквей и епархий.
  5. Благочестивые обычаи. Они бывают как общецерковные (епископ должен быть монахом), так и местные, не обязательные к применению в других регионах. Учитывается обычай при рассмотрении дел церковных судов в том случае, если в рассматриваемых случаях нет письменного закона.
  6. Труды и мнения известных канонистов, включенные в законодательные церковные сборники.
  7. Государственные законодательные акты, касающееся внешней правовой области Церкви, закрепленные подписью епископов.

При решении церковных споров, существует правило иерархии правовых норм. Оно заключается в преимуществе акта, имеющего более важный статус.

Причины созыва Церковных Соборов — в возникающих разногласиях между церквями

При распространении Христового Учения по миру, и образовании Церквей, в разных регионах возникали различные богослужебные особенности и правовые нормы. Возникла необходимость удержания единства церковного учения.

Для исследования недоразумений, сохранения единства и избегания спорных вопросов, — созывались Соборы, на которых присутствовали предстоятели и почитаемые старцы. Соборные решения оформлялись в виде посланий, и рассылались по епархиям.

Один из главных источников канонического права, первый Вселенский Собор. Художник В. И. Суриков, 1876 г. Роспись храма Христа Спасителя в Москве.
Один из главных источников канонического права, первый Вселенский Собор. Художник В. И. Суриков, 1876 г. Роспись храма Христа Спасителя в Москве

Учение 12 апостолов «Дидахе» — первый древнейший канонический свод церковных законов

Текст «Дидахе» был окончательно сложен к концу 1 века Н.Э. Обнаружен он в 1862 году, и опубликован в 1883 г. В этом писании изложены постулаты о вере и нравственности, церковно-дисциплинарный раздел, положения о епископах, клириках и мирянах, о Евхаристии и посещениях молитвенных собраний.

«Дидахе» или Учение 12 апостолов — древнейший документ апостольских правил.

Также говорится об обязанностях диаконов и диаконисс, воскресении мертвых, и многие другие положения и постановления.

Часть древнего манускрипта Дидахе – основа канонического права
Часть древнего манускрипта Дидахе — основа канонического права

Этот документ доказывает правоту и истинность Православной веры, сохранившей апостольские догматы.

Создание догматических сборников нужно из-за больших объемов церковных предписаний

В результате Соборов, и других канонических источников, образовалось множество церковных нормативных актов. Для облегчения практического пользования, составлялись сборники, которые стали источниками общецерковного права.

Сборники разделялись на 3 типа:

  • канонические, имеющие в составе только церковные правила;
  • гражданские, содержащие гражданские акты по церковным делам;
  • смешанные, или номоканоны.

Сборники составляются в хронологической последовательности принятия законов, либо по тематическим разделам.

Классификация источников канонического права по региональным признакам:

  • греческие;
  • византийские;
  • Русской Церкви.

Каноническое право Римско-Католической Церкви выделилось в XII веке

У католиков, начиная с XII века, каноническое право выделилось из богословской среды, и сформировалось в правовую систему и научную дисциплину. Монах Грациан провел работу по объединению правовых и юридических церковных текстов, которая вылилась в труд, названный Декретом Грациана.

До возникновения протестантизма, церковь была встроена в структуру политической власти, была задействована в управлении государством и влияла на все сферы частной и общественной жизни. По этой причине церковь часто конфликтовала со светской властью.

Политизация западной церкви привела к инквизиции, индульгенциям и крестовым походам.

В совершении этих деяний Католическая Церковь принесла покаяние.

Последовательное разграничение на церковный и административный аспекты канонические правила получили после начала Реформации. В XIX — XX вв. протестантские и католические канонисты утверждали, что церковные каноны — это совокупность юридических текстов, указов императоров, монархов, церковных постановлений Римских Пап, и другие представления норм и кодексов, касающихся церкви.

В настоящее время у Римо-Католиков действует «Кодекс канонического права» 1983 г. Он регулирует все вопросы как внешних, так и внутренних правовых отношений, и охватывает все сферы деятельности Католической Церкви.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *