Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Первосвященник

25.01.2019
389
Скачать эту статью

Ветхозаветная иерархия, установленная Богом, имела три ступени. Высшая ступень среди  израильского священства принадлежала первосвященнику.

В книге Левит впервые встречается название коген-гадол, которое в буквальном переводе означает «великий священник».

Первосвященник (ха-коэн, ха-гадол, коген-гадол) — священнослужитель, возглавлявший службу в скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме.

Аарон
первый из первосвященников

К первосвященникам применялся эпитет «помазанник» (машиах), т.к. посвящение в сан сопровождалось помазанием елеем.

Должность первосвященника давалась пожизненно и переходила по наследству по мужской линии

Из Библии известно, что, первым первосвященником израильского народа был Аарон, вторым — сын Аарона Елеазар. Занимать этот пост в дальнейшем имели право только потомки Аарона по мужской линии. Должность первосвященника давалась пожизненно.

Библейский первосвященник Аарон
Библейский первосвященник Аарон

В обязанности первосвященника входило общее руководство культа, надзор за всем, что происходило в храме. Особенно торжественная и исключительная обязанность первосвященника — приносить жертвы за грехи всего народа в день искупления.

«Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый,

для человеков поставляется на служение Богу,

чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

могущий снисходить невежествующим и заблуждающим,

потому что и сам обложен немощью,

и посему он должен как за народ,

так и за себя приносить [жертвы] о грехах».

(Евр.5:1-10)

Первосвященник был главою всех священников и одному только первосвященнику разрешено было входить в Святая Святых.

Обряд посвящения в первосвященники длился 7 дней

Обряд посвящения в первосвященника и священника состояло из четырех действий:

  • омовение водой. Такое омовение иудейские первосвященники принимали в праздник — день Очищения. Это было не только физическое, но и символическое действие, означающее святость и чистоту будущего служителя;
  • облачение в священные одежды. Символ того служения, в которое вступал посвящаемый;
  • помазание священным елеем. Елей считается символом радости и знамением Божьего благословения, а через помазание подавались им дары Святого духа. По преданию на голову Аарона Моисей излил в большом количестве елей и затем помазал, лицо и одежды. Священникам же помазывались только лицо и одежда;
  • жертвоприношение. Приносили три жертвы: за грех, всесожжение и специальную жертву посвящения.

Обряд посвящения длился семь дней и заканчивался трапезой, символизирующей союз посвященных с Богом.

8 видов
одежды носил первосвященник во время службы

Одежда первосвященника была более величественной, чем простых священников и состояла из восьми видов: четыре вида одежды, которые принадлежали к обыкновенному священническому одеянию (т.н. «белые одежды»), и четыре дополнительные, которые надевает только он («золотые одежды»).

Священные одежды повелел изготовить сам Моисей

Священные одежды первосвященника
Священные одежды первосвященника

Моисей сам повелел изготовить священное одеяние:

«Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс.

Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне».

(Исх. 28:4)
Наперсник, хошен
Наперсник, хошен

Наперсник — четырехугольный нагрудник с 12 оправленными в золото драгоценными камнями, образующими четыре ряда по три камня в каждом, на которых были выгравированы имена 12 колен Израилевых.

«Ефод (эфод) представлял собой два куска материи, сотканной из голубых, пурпурных и червленых нитей, виссона и золота (в виде нитей).

Ефод закрывал спину и грудь священнослужителя и символизировал ответственность, которая ложилась на его плечи.

Ефод стягивался длинным поясом, символическое значение которого так же можно найти в Библии: опояшь чресла твои.»

(4 Цар. 9:1)

Что означало быть готовым к трудам.

Ефод. Одежда первосвященника
Ефод. Одежда первосвященника

Поверх хитона под ефод надевалась риза голубого цвета. Верхняя риза не имела рукавов и была длиной до пят. Подол был украшен гранатовыми яблоками и колокольчиками

«дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть».

(Исх. 28, 35)

Кидар или тюрбан напоминал головные уборы других священников и отличался только тем, что к нему крепилась диадема святости (циц) — золотой полуобруч с надписью «святыня Господня».

«И возложил на голову его кидар, а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадему святыни, как повелел Господь Моисею».

(Лев.8:9)
Диадема святости
Диадема святости

Должность первосвященника была почетной и уважаемой, поэтому к нему предъявлялись строгие требования в отношении личной чистоты и святости: он не мог жениться на вдове, прикасаться к умершим, обнажать голову.

«Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в [священные] одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих; и ни к какому умершему не должен он приступать: даже [прикосновением к умершему] отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя.

И от святилища он не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего, ибо освящение елеем помазания Бога его на нем.

Я Господь. В жену он должен брать девицу. вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его».

(Лев. 21)
83 человека
занимало высокий пост за годы существования института первосвященства

Первосвященники назначались на эту должность пожизненно, но в последние годы Иудейского царства это высокое место занималось единовременно несколькими первосвященниками, людьми дурной нравственности и порочными, каков был, например, ветхозаветный Каиафа.

Точный список первосвященников составить практически невозможно, т.к. дошедшие до нас данные недостаточны и могут быть не точны. Но по Иосифу Флавию оно составляет около 83 человек.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *