Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Храм Воскресения Словущего

Скачать эту статью

Далеко не все москвичи знают, почему находящийся в Тихом Брюсовом переулке между улицами Тверской и Большой старинный храм носит такое необычное название, как храм Воскресения Словущего на Успенском вражке.

При этом с этой церковью связана очень интересная история, ведь в советское время власти изъяли из неё церковную утварь и украшения, которые содержали серебра на 7 пудов и 1 фунт жемчуга.

Храм же после этого грабежа не только сохранился, но и его священнослужители смогли сохранить многие святыни из окрестных храмов и монастырей, подвергнутых разграблению.

Название храма «Воскресения Словущего» означает, что церковь зовётся Воскресенской

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке — это православный храм, расположенный в историческом центре Москве. Он относится к Центральному благочинию Московской городской епархии. Кроме того, что это старинный храм оригинальной архитектуры, он ещё знаменит своим необычным названием.

 Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. 23 января 2016 года. Храм относится к Центральному благочинию Московской городской епархии. Он расположен в Брюсовом переулке
Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. 23 января 2016 года. Храм относится к Центральному благочинию Московской городской епархии. Он расположен в Брюсовом переулке

Если говорить её географической части, то историки отмечают, что в Москве в XVI веке территорию Бросового переулка, между улицами Никитской и Тверской проходил глубокий и длинный овраг. Рядом с ним стоял деревянный храм, названный в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Это место Москвы или урочище получило от храма название «Успенского вражка» (оврага). Урочище считалось самым древним в московском «Белом городе».

Название «Воскресения Словущего» говорит о том, что храм прозывается Воскресенской.

Что же касается названия «Воскресения Словущего», то оно означает, что церковь слывёт в народе или же прозывается Воскресенской. Главная христианская святыня и храм — это храм Воскресения Христова в Иерусалиме.

В 335 году на Голгофе — месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста его «обновили» или возродили святые равноапостольные Константин и Елена.

 Храм Гроба Господня (другое название храм Воскресения Христова). Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке названа в честь обновления (возрождения) Храма Гроба Господня
Храм Гроба Господня (другое название храм Воскресения Христова). Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке названа в честь обновления (возрождения) Храма Гроба Господня

Дело в том, что после смерти Христа Голгофа длительное время попиралась язычниками. До 326 года на месте нахождения Животворящего Креста находился языческий храм Венеры. Именно поэтому освящение нового храма стало моментом возрождения или «обновления» поруганной христианской святыни.

В честь этого Церковь каждый год 13/26 сентября отмечает это важнейшее для всех христиан событие. При этом день во всех храмах, освящённых в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, при этом торжественно восклицается: «Христос воскресе!— Воистину воскресе!».

Первоначальный деревянный храм Воскресения Словущего показан на Петровом плане Москвы

Первое упоминание о храме в честь Обновления храма Воскресения Христова или же в просторечье — церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке относится к 1548 году. Он указан на Петровом плане Москвы, созданном в 1596―1598 годах. Известно, что в 1560 году храм горел.

 Петров чертеж Москвы 1597 года. Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке указана на Петровом плане Москвы
Петров чертеж Москвы 1597 года. Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке указана на Петровом плане Москвы

Дотла церковь сгорела во время большого московского пожара. Это случилось в 1629 году. При этом вместе с храмом сгорел весь Успенский вражек с расположенными на его территории строения. Сразу же после того, как пожар прекратился, местные житель стали возводить на пепелище каменные церкви.

1629-1634
в этот период происходило строительство храма Воскресения Словущего на Успенском вражке

В исторической литературе датой возведения каменной церкви Воскресения Словущего считается 1629 год. Это не совсем правильно. Дело в том, что некоторые исследователи неправильно прочитали летописную заметку о построении храма:

«Построена каменна по сгорении 1629 апреля в 10 день деревянной».

На самом деле эта дата указывает на дату пожара. Само же строительство происходило с 1629 по 1634 год.

 Церковь Воскресения Словущего. 2017 год. На фотографии виден второй четырёхугольный этаж церкви. Первоначально его сделали круглым
Церковь Воскресения Словущего. 2017 год. На фотографии виден второй четырёхугольный этаж церкви. Первоначально его сделали круглым

В 1654 году церковь и приход пережили чуму. В дальнейшие годы она неоднократно перестраивалась. В результате она приобрела современный вид со вторым четырёхуголным этажом вместо старого круглого.

Придел пророка Елисея построили в память встречи царя Михаила Фёдоровича с Патриархом Филаретом

В 1620 году построили рядом с церковью деревянный придел пророка Елисея. Произошло это в честь памяти о встрече царя Михаила Фёодоровича со своим отцом Патриархом Филаретом, который возвращался из польского плена. Как отдельная церковь придел просуществовал до 1812 года.

 Царь Михаил Фёдорович встречает за Москвой родителя своего Филарета Никитича. 1619 год. Гравюра Б.Чорикова. XIX век. В 1620 году построили рядом с церковью деревянный придел пророка Елисея. Сделано это в память во встрече царя Фёдора Михайловича с отцом своим Патриархом Филаретом, возвращавшимся из польского плена
Царь Михаил Фёдорович встречает за Москвой родителя своего Филарета Никитича. 1619 год. Гравюра Б.Чорикова. XIX век. В 1620 году построили рядом с церковью деревянный придел пророка Елисея. Сделано это в память во встрече царя Фёдора Михайловича с отцом своим Патриархом Филаретом, возвращавшимся из польского плена

В 1636 году Елисеевский храм стал каменным. Он простоял до 1818 года, когда его разобрали. После того как храм упразднили, его престол перенесли в находящийся по соседству храм Воскресения Словущего. Для этого его Покровский придел переосвятили в Елисеевский.

Первоначально же Патриарх Иоасаф I благословил освящение двух приделов. Один из них при этом освятили во имя святой мученицы Параскевы. Однако в 1634 году освятили и третий, Никольский престол.

При Воскресенском храме жили нищие старицы

Храм в Брюсовом переулке назван в Переписной книге Москвы за 1638 «на монастыре», то есть как бы монастырским. Это означает, что около храма находились две-три келии, в которых селилось несколько престарелых людей.

Необязательно, что они приняли монашеский постриг. Переписная книга говорит о том, что при храме Воскресения Словущего имелась келья, где жили нищие старицы.

Главным благотворителем храма Воскресения Словущего считался князь М.П. Гагарин.

Памятная доска перовому губернатору Сибири, Князю Матвей Петровичу Голицину. Князь Матвей Голицын покровительствовал храму Воскресения Словущего на Успенском вражке
Памятная доска перовому губернатору Сибири, Князю Матвей Петровичу Голицину. Князь Матвей Голицын покровительствовал храму Воскресения Словущего на Успенском вражке

Главным благотворителем храма считался князь М.П. Гагарин. Так на его средства в 1707 году заменили церковную кровлю. Ранее церковь ремонтировалась и переделывалась за счёт Поместного приказа. Об этом сделаны соответствующие записи в документах приказа.

 Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, 1881 год. После того как из-за чумы весь притчт храма вымер, он до начала 19 века считался причисленным к церкви пророка Елисея
Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, 1881 год. После того как из-за чумы весь притчт храма вымер, он до начала 19 века считался причисленным к церкви пророка Елисея

Во время чумы 1771 года причт храма весь вымер. Из-за этого храм Воскресения Словущего причислили к церкви пророка Елисея. В 1773 году случился пожар, в результате которого вся кровля, заменённая князем Гагариным, сгорела. Вновь самостоятельным храм стал в начале 19 века.

В советское время храм не закрывался

С момента прихода к власти большевиков и за все годы советской власти храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке никогда не закрывался. Произошло это благодаря многочисленным просьбам известных артистов, которые проживали рядом с церковью на улице Неждановой.

Рядом находится Дом композиторов и Дом художников, а также Консерватория.

 Иван Козловский. Фотография комбината Г.К.Т. Благодаря тому, что прихожане храма Воскресения Словущего, в число которых входил и известный певец Иван Козловский, его в советское время не закрыли
Иван Козловский. Фотография комбината Г.К.Т. Благодаря тому, что прихожане храма Воскресения Словущего, в число которых входил и известный певец Иван Козловский, его в советское время не закрыли

Во времена СССР храм посещал певец Иван Козловский, актёры Иннокентий Смоктуновский и Владимир Заманский, артист оперы Сергей Мигай и т.д. Ходатайства представителей творческой интеллигенции уберегли храм от закрытия и разрешения, одна колокола с него сняли.

Кроме того, 23 апреля 1922 г. из храма представителями советских властей изъято 7 пудов 24 фунта 66 золотников серебра и 1 фунт 60 золотников жемчуга. Их изъяли из церковных украшений и утвари.

 Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). С 1972 года по 2002 год отец Питирим служил в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке
Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). С 1972 года по 2002 год отец Питирим служил в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке

Храм неоднократно реставрировался. Он взят вместе с оградой и воротами 1897 г. под государственную охрану под № 242. С 1972 года по 2002 год в нём служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев).

Отец Питирим пользовался большим авторитетом в православном мире, и его память высоко чтится в Русской Православной Церкви.

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке — прекрасный образец посадского храма 17 века

Благодаря тому, что храм постоянно находился в ведении Русской Православной Церкви, его внешний вид и внутреннее убранство остался неизменным. Здание церкви храма — это бесстолпный одноглавый четверик. Оно типично для «уличанской» церкви и поэтому его можно взять в качестве образца небольшого посадского храма XVII века.

 Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. 1979 год. Здание Хрма Воскресения Словущего ― типичный пример обычной слободской церкви XVII века
Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. 1979 год. Здание Хрма Воскресения Словущего ― типичный пример обычной слободской церкви XVII века

Стены церкви оформлены декоративными полукруглыми закомарами с нишками. Наличники окон здания скромные, в архитектуре его использованы угловые пилястры с полуколонками, карниз строгий по профилю, пояс колончатый размещён на глухом, не имеющим окон, барабанчике главы.

Таким образом, только общие пропорции и рисунок оконных обрамлений может указать на то, что строил церковь опытный и талантливый зодчий.

 Северный придел Николая Чудотворца церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. 2016 год. Придел во имя Николая Чудотворца ― один из двух приделов храма Словущего на Успенском вражке
Северный придел Николая Чудотворца церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. 2016 год. Придел во имя Николая Чудотворца ― один из двух приделов храма Словущего на Успенском вражке

Главный престол — Воскресения Словущего (1634), приделы: святителя Николая Чудотворца (сев., 1634), пророка Елисея (юж., 1820, до этого сначала назывался приделом святой Параскевы, с 1705 — Покрова).

Кроме того, от первоначальной архитектурной композиции церкви после многочисленных перестроек и переделок сохранился небольшой двухсветный четверик и трёхчастотная апсида, а также двухпридельная трапезная, пристроенная к основному зданию в 1816-1820 годах.

Внутри стены храма расписаны маслом

Высота потолка от пола до его верхней точки составляет 15 метров. Стены и своды храмы расписаны маслом в первой трети первая треть XIX века. В своей основе они сохраняют композиции восходящие к последней трети XIX века. Свод украшен живописной лепниной в стиле 1870—1880 годов.

 Внутренне убранство церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. Установленные в храме иконостасы относятся к XIX веку
Внутренне убранство церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. Установленные в храме иконостасы относятся к XIX веку

В наше время в храме Воскресения Словущего установлены белые с позолотой иконостасы. Они относятся к концу XIX века. Кроме того, из храма пророка Елисея в него перенесены особо чтимые иконы: пророка Елисея (XIX в., с клеймами жития пророка Елисея древней иконы XVII—XVIII вв.) и мученика Иустина Философа (XVII в., обновл. в XIX в.).

 Внутренне убранство церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. Иконостасы боковых приделов храма ― сборные
Внутренне убранство церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. Иконостасы боковых приделов храма ― сборные

Местный ряд — «Обновление храма Воскресения Господня» (храмовая икона, сер. XIX в.), иконы Божией Матери — «Утоли моя печали» (XIX в.) и Смоленская (XVII—XVIII вв.), Спаса Вседержителя (XVII—XVIII вв.).

Второй ряд — праздничные двухъярусные иконы (кон. XIX в.). Третий ряд — семь икон с 16-фигурным деисусом. Иконостасы боковых приделов — сборные (кон. XVII — нач. XIX в.), в основном в Никольском приделе.

Некоторые литературоведы и искусствоведы утверждают, что хранящаяся в храме икона Божией Матери «Взыскание погибших» — это та самая икона, которой посвятил своё стихотворение Михаил Лермонтов.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» — главная икона храма Воскресения Словущего

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» — главная икона храма Воскресения Словущего на Успенском вражке. Её написали в 18 веке, и до начала 19 века она хранилась в качестве семейной реликвии в одной московской семье.

В 1937 году её перенесли в храм Воскресения Словущего из снесённого в 1936 году советскими властями храма Рождества Христова в Палашах.

 Нижняя часть иконостаса церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. Икона Божией Матери «Взыскание погибших» в настоящее время помещена в киоте и порыта резной ризой
Нижняя часть иконостаса церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. Икона Божией Матери «Взыскание погибших» в настоящее время помещена в киоте и порыта резной ризой

Ныне образ помещён в киоте слева от иконостаса главного придела, и он покрыт красивой ризой. На нём Пресвятая дева изображена с непокрытой головой в знак того, что она отдала для спасения грешников. Празднование иконе установлено 5 (18) февраля.

Перед чтимым образом регулярно совершаются богослужения архиерейским чином. Кроме того, совершались также и патриаршие служения.

5 (18) февраля установлено празднование главной иконы храма Божией Матери «Взыскание погибших».

Ещё одно святыней храма признана икона, содержащая мощи Спиридона Тримифунтского. Кроме того, образ святителя хранит частицы иных угодников Божиих. Расположен образ с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с иконой Спаса Нерукотворного.

 Икона святителя Спиридона Тримифунтского. В ней хранятся мощи святителя и других угодников Божьих
Икона святителя Спиридона Тримифунтского. В ней хранятся мощи святителя и других угодников Божьих

К другим святыням храма относятся: образ Николы Можайского (конец XVI века), Образ святого пророка Божия Елисеяи образ святого Илии-пророка (XVII—XVIII веков).

Кроме того, в нашем храме также почитаемы образы Божией Матери Казанский акафистный, Знаменский, Боголюбский, Страстной, Коневский, Смоленский, Иверский и «Утоли моя печали», иконы святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, великомученика Никиты, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца, а также преподобного Саввы Сторожевского и благоверной княгини Анны Кашинской с частицей их святых мощей.

Богослужение в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке проводятся ежедневно

Богослужения в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке ежедневные. Получить информацию о них, а также сведения о храме можно на его официальном сайте.

При этом стоит иметь в виду, что расписание богослужений утверждается настоятелем ежемесячно. Кроме того, исповедь здесь проводится также по просьбе верующего во время вечернего богослужения.

Официальный сайт также может подсказать, как удобнее добраться до церкви из того или иного района Москвы.

Адрес храма: 125009, г.Москва, Брюсов пер., 15/2.

Телефон дежурного священника: +7 (915) 218-7199

Проезд: станция метро «Охотный ряд», «Пушкинская», «Тверская», далее пешком.

Проезд автотранспортом: по ул. Большая Никитская до указателя на Брюсов пер. — поворот напротив здания Московской консерватории

 Настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве Николай Балашов. Митрофорный протоиерей, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви
Настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве Николай Балашов. Митрофорный протоиерей, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

Настоятель храма — митрофорный протоиерей Николай Балашов. При церкви работает воскресная школа, проедятся приходские встречи. Кроме того, организуются паломнические поездки. Воскресная школа действует в церковном доме, построенном в 1986 году. Он воспроизводит древнего Елисеевского монастыря. Руководит школой о. Михаил Дронов.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X