Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Икона Крещение Господне

24.01.2019
130
Скачать эту статью

Крещение Господа Нашего Иисуса Христа — праздник, который отмечает Православная Церковь.

Дата — 19 января.

Празднику Крещения Господня специально написана икона, которую обязательно ставит в канун праздника в храме
Празднику Крещения Господня специально написана икона, которую обязательно ставит в канун праздника в храме

В день Крещения Господня все верующие вспоминают евангельское событие, когда Господь крестился в реке Иордан

В этот великий день верующие вспоминают Крещение Господа в реке Иордан. Крестил его пророк Иоанн Предтеча, которого еще называют Креститель.

Второе название праздника — Богоявление. На Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде голубя и глас с неба назвал его Сыном.

Евангелист Лука писал об этом:

«Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

(Гл.3,ст.19-22)

Именно этот момент и засвидетельствовал, что Иисус не только Сын человеческий, но и Сын Божий.

Крещение Господне — это один из двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники — это такие, которые тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа.

Крещение Господне празднуется 19 января. Теперь  разберем, какие же события тогда произошли, что послужили созданию иконы Крещения Господня.

После долгий странствий в пустыне Иоанн Креститель пришел на берег Иордана, в котором все иудеи совершали омовения. Здесь же он говорил всему народу о покаянии, о крещении, и оставлении грехов.

Иоанн Креститель — предшественник Иисуса Христа, крестивший Его в водах Иордана
Иоанн Креститель — предшественник Иисуса Христа, крестивший Его в водах Иордана

Народ верил пророчествам Иоанна Крестителя. И вот, однажды, к реке пришел сам Господь. На тот момент ему было 13 лет. Господь попросил Иоанна Крестителя окрестить Его.

Иоанн же сильно удивился и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду».

Как писал апостол Лука,

«во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Именно первое Крещение Господне стало первым явлением Христа всему народу Израиля. После последовали за учителем и другие ученики — апостолы Андрей, Петр, Филипп и Нафанаил.

Апостол Петр - один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Апостол Петр был одним из тех, кто последовал за Христом в Таинстве Крещения

После в Евангелии мы можем прочитать, что после своего Крещения, Господь ушел в пустыню, где постился сорок дней.

Он был искушен дьяволом, ничего не ел. Но смог преодолеть все испытания, что ждали Его на пути.

Крещение Господне праздновали еще в то время, когда были живы сами апостолы Христа

Крещение Господне стали праздновать еще, когда были живы сами апостолы. В самом начале Рождество и Крещение праздновали в один день, и называли его Богоявлением.

IV
с этого века Крещение Господне стали отмечать как отдельный праздник

Но с 4 века Крещение стали отмечать как отдельный праздник.  В самые первые на века на праздник Богоявления крестили новообращенных, тогда так называли оглашенных, тех людей, которые были не крещены.

После этот день стали называть днем Просвещения, праздником Светов, в знак того, что само Таинство Крещения  очищает человека от всякого греха, тем самым просвещая Светом Христовым. Тогда людей освещали в водоемах.

Одна из икон Крещения была написана в 5 веке и представляет собой Равеннские мозаики

Также не стоит, не сказать о том, что существует икона Крещение Господне. Из самых ранних, изображение Крещения Господня представляет Равеннские мозаики 5 — 6 века.

Самая первая мозаика  в честь праздника Крещения Господня, написана в 5 веке
Самая первая мозаика  в честь праздника Крещения Господня, написана в 5 веке

В куполе Православного баптистерия Крещения имеет довольно сложную иконографию. На ней Спаситель представлен обнаженным, в бородой и опущенными вниз руками. Он стоит по пояс в воде Иордана, в сверху на него спускается Дух Святый в виде голубя.

Рядом стоит Иоанн Предтеча, левая рука его держит четырехконечный крест на высоком древке, а правая рука возливает из сосуда на главу Спасителя воду.

Чуть правее мы можем видеть некого бородатого старца, в руках которого покрывало и тростниковая ветвь.

Центральная же композиция представлена апостолами, первыми принявшими Крещение. В руках они несут короны, которые собираются вручить Господу.

Более поздняя фреска Крещения Господня, которая была составлена согласно византийским памятникам
Более поздняя фреска Крещения Господня, которая была составлена согласно византийским памятникам

Древние иконописные подлинники, которые составлены согласно византийским памятниках, дают описание Крещения более кратко.

«Спаситель наг…, правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит самого Христа. Три ангела наклонены к Христу, а Предтеча аки на колена преклонился…»

Так выглядит более древнее описание подлинника иконы Крещения Господня. На фото ниже можно в этом убедиться.

Стали появляться и другие иконы Крещения Господня.

Поздние тексты дают более подробное описание:

«Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан.

С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы.

На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая).

С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчана.  Ангели стоят, поклонившись Господу.

Икона 6 века, которая была создана с более подробным описание Крещения Господня
Икона 6 века, которая была создана с более подробным описание Крещения Господня

Един ангел, держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами».

Заметьте, на иконах нет Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница, которую подносят Ангелы Господу, после того, как Он выходил из реки Иордан.

Если обратить внимание, то с течением времени, на иконе всегда присутствовало две основные фигуры — это Иоанн Креститель и Святая Троица.

Несмотря на то, что икон большое множество, они все же имеют общие детали. На одной из древней мозаики, Иисус изображен полностью в реке Иордан, что указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого человека.

Основным на иконе является Иоанн Крестить, все же Господь считается главным в действии.

Как видим, согласно древней традиции, Господь изображен в наготе, что говорит о его уничижении. В Крещении Господь берет на себя наготу Адама, становясь можно сказать новым Адамом, при этом одевая все человечество в одежды нетления.

Самая первая иконам Крещения Господня была найдена в римских катакомбах в 3 веке

Самая первая икона появилась примерно в 3 веке и найдена была в римских катакомбах. Но до наших дней сохранилась только одна часть этой иконы, левая.

Так выглядит первая икона, которая была найдена в римских катакомбах в 3 веке. Сохранилась до наших дней только одна левая часть
Так выглядит первая икона, которая была найдена в римских катакомбах в 3 веке. Сохранилась до наших дней только одна левая часть

На первой иконе Иисус изображен совсем юношей, что честно говоря, очень странно. Но изображения 3 — 4 веков именно и говорят о том, что Господь изображен  в виде Отрока.

Молодость на иконе говорит о том, что это вечность Божественного Спасителя.

Более современные иконы выглядят немного иначе. На них Господь изображен в возрасте 30 — 33 лет.

Самое знаменитое изображение Крещения находится в Италии.

Равенская мозаика относится к 5 — 6 веку.  Именно это изображение как бы продолжение древней традиции иконописи. Господь снова изображен совсем  юношей, в обнаженном виде. Но более позднее художники стали изображать Христа в препоясании.

Русская икона Крещения написана мастером Михаилом в 17 веке. Икона находится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.

Икона Мастера Михаила, которая хранится в музее, по причине церковного нарушения

Многим покажется странным, почему же она находится не в храме.  На самом деле история ее печальна.  На иконе есть некое нарушение, на ней изображен Бог — Отец.

Также есть икона и Андрея Рублева. Его икона обладает многими скрытыми смыслами. Спаситель находится в водах реки Иордан. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с самим Богом.

Горы склоняются перед Иисусом, как бы повторяя поклон пророка Иоанна. Река направлена высоко вверх. А ущелье, символизирует  Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести оттуда Адама.

Более современная икона написанная Андреем Рублевым

Эта икона — первое изображение Крещения Господня на Руси. До этого люди пользовались иконами Византии.

Иконе написан кондак, тропарь и величание, которые исполняются на божественной литургии

Иконе Крещения Господня написан кондак и тропарь, которые поются во время богослужения на празднике Крещения Господня.

Тропарь:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Кондак:

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Перевод:

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Перевод:

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *