Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Икона «Господь Вседержитель»

02.03.2019
403
Скачать эту статью

Образ Господа Иисуса Христа столь близок и знаком православному человеку, будто заложен в нас на уровне генов. Про гены пусть судят учёные, а вот в душевном плане, пожалуй, икона Господа и впрямь ощущается чем-то родным, невыразимо «своим».

Наша тема — икона Господь Вседержитель.

Икона Господь Вседержитель
Икона Господь Вседержитель

Смотрите также статью Нерукотворный образ Иисуса Христа

Эпитет «Вседержитель» взят из Библии, значение —  абсолютная власть Бога

Икона Господь Вседержитель также называется Спас Вседержитель. Спас — это сокращённо от «Спаситель». Такое слово применяется и в отношении других икон:

  • Спас Эммануил (Христос в отроческом возрасте);
  • Спас Нерукотворный (отпечаток лица Христа на плате).

Слово Вседержитель — это русский вариант одного из эпитетов Бога. Впервые он применялся далеко не к Иисусу Христу, а к Богу-Отцу в Ветхом Завете:

Вар. 3:1

 «Господи Вседержителю, Боже Израиля!».

3 Мак. 6:2

«Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель».

Пс. 67:21

«во власти Господа вседержителя врата смерти».

В оригинале звучание этого эпитета можно передать как Эль Шаддай. Римские переводы нашли свой эквивалент — Пантократор (сочетание греческих слов «власть» и «сила»).

В обоих случаях выражение указывало на высшую степень могущества Бога, Его стояние над миром, абсолютную власть над Вселенной.

Синодальный перевод тоже имеет свой, весьма удачный эквивалент — «Вседержитель», он близко передаёт исконное значение.

В Новом Завете эпитет «Вседержитель» стали применять в отношении Христа

Во времена Нового Завета возникло христианское представление о Боге. Вместо одного иудейского Яхве появилась идея о Боге-Отце и Его Сыне Иисусе Христе — воплощённом Всевышнем Господе.

Закономерным образом эпитет «Вседержитель» принялись употреблять и в отношении Иисуса Христа. Причём делают это уже в Новом Завете.

Примечательно, что самого земного Христа, такого, каким Его знали и помнили апостолы, никогда не называли Вседержителем. Эпитет применяли в двух случаях:

  1. Когда говорили о Его втором пришествии;
  2. Когда говорили о Нём, как о Господе Боге, Небесном Царе — то есть до Рождества или после Вознесения.

Но ранних примеров употребления этого эпитета в Евангелии немного:

2 Кор. 6:18

 «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».

Откр. 1:8

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

Откр.4 :8

«Я Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».

Хотя земного Христа прямо не называют Вседержителем, подразумевается, что Его человеческая природа обладает этим качеством так же, как и божественная.

Так слово «Вседержитель» прочно вошло в христианскую традицию и даже присутствует в Символе Веры. Но там оно употреблено в отношении Бога-Отца:

 «Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день согласно Писаниям. И вошедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь. Признаю одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь (истинно так)».

Икона Господь Вседержитель — самое древнее изображение Иисуса Христа

Икона Господа «Вседержитель» появилась в период с IV по VI века. Наиболее старый из известных образов написан в середине VI века, он хранится в Синайском монастыре. Она же — самое древнее иконописное изображение Спасителя.

Самая древняя икона Христа из Синайского монастыря
Самая древняя икона Христа из Синайского монастыря

Синайская икона Иисуса Христа может быть наиболее приближенной к оригинальному образу Мессии, а может, просто продуктом фантазии византийского иконописца.

Не исключено, что именно этот образ стал ориентиром для всех последующих художников, изображавших Иисуса Христа на иконах.

VI век
время написания самой древней иконы Христа

Но заявлять это с уверенностью мы не имеем твёрдых оснований. Сколько других икон могли просто не сохраниться до наших дней.

Одна из отличительных черт синайского «Вседержителя» — нарочитая асимметрия лица.

Икона Господь Вседержитель полна символов

Окончательно композиция иконы Господь Вседержитель складывалась несколько веков. Лишь к десятому тысячелетию сформировалось устойчивое представление о том, каким должен быть образ Христа Вседержителя. И каждая деталь в нём с того момента имеет своё значение.

Для него характерны следующие черты:

  • Фронтальное изображение. Лицо расположено симметрично, иногда чуть-чуть повёрнуто;
  • Евангелие в левой руке. Бывает закрытым или открытым. Во втором случае на страницах видны какие-либо изречения спасителя. Вместо книги Спаситель также может держать свиток;
  • Правая рука делает жест благословения. Обычно пальцы изображают жест, в котором зашифровано имя Иисуса Христа. 999 икон из 1000 будут именно такими. На старинных иконах жест может быть немного другим;
  • Нимб. Он крестчатый и с буквами, обозначающими Троицу;
  • Пурпурный хитон. Символизирует человеческую сущность;
  • Синий гиматий. Указывает на небесную природу Христа. В сочетании с хитоном говорит о двуединстве и гармонии;
  • Красный и синий цвета одежды Спасителя указывают на Его двойственную природу;
  • Клав на плече. Нашивка, вертикальная полоса. Служила украшением римским гражданам и стала характерной чертой иконографии Иисуса Христа.
Фото мозаики Господь Вседержитель с необычным жестом (XII век)
Фото мозаики Господь Вседержитель с необычным жестом (XII век)

Также для этого иконописного сюжета характерно изображение Христа как царя. Имеются следующие атрибуты:

  • Престол. Отсылает к видениям ветхозаветных пророков, которые описывали Бога, сидящим на троне. Отсюда Господь должен вести Страшный суд. Это напоминает об ещё одной ипостаси Господа — небесного судьи. Престол часто дополняют подушка и подножие;
  • Корона. Напоминает, что Иисус Христос в христианстве — Царь Небесный.

Икона Господь Вседержитель имеет множество разновидностей. Она используется и как отдельный образ, и в составе крупных композиций. Также ей часто отводят центральное место в росписи храмов — на центральном куполе храма.

Господь Вседержитель может быть изображён в следующих вариантах:

  • По грудь;
  • По пояс;
  • Во весь рост.

От типа «Господь Вседержитель» произошли другие, похожие образы. Например, «Спас в силах», где Спасителя окружает небесное воинство. Силы — это название одного из ангельских чинов. Так что, грубо говоря, можно описать эту икону: «Христос в окружении ангелов».

 

«Спас в силах» — вариант иконы «Господь Вседержитель»
«Спас в силах» — вариант иконы «Господь Вседержитель»

Ещё один известный сюжет — «Мануилов Спас». На нём Иисус Хрисос указывает на раскрытое Евангелие. Этот вариант исполнения также получил название «Спас Злотая Риза» — собственно, из-за золотой ризы, которой сегодня на нём уже нет.

«Мануйлов Спас» («Спас Злотая Риза») — вариант иконы «Господь Вседержитель»
«Мануйлов Спас» («Спас Злотая Риза») — вариант иконы «Господь Вседержитель»

Перед иконой Господь Вседержитель молятся, чтобы она помогла в любой важной нужде

Перед иконой Господь Вседержитель читается следующая молитва:

«Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».

В чём помогает обращение к Господу Иисусу Христу через эту икону? Во всём, в чём угодно. А как иначе? Силы Бога безграничны, Он видит всех и знает всё, а потому нет той проблемы, в решении которой Он не мог бы помочь.

Перед иконой Вседержитель Спасителя можно не только просить, но и благодарить.

Но всё же православная традиция не приветствует молитву к Господу по разным пустякам. Икона Господь Вседержитель представляет Христа Царём Небесным, владыкой этого мира, а потому и обращаться к Нему через этот образ нужно с самыми серьёзными и трудными вопросами. Например, можно просить:

  • Об утешении;
  • О защите от злых сил и плохих людей;
  • Об укреплении в вере;
  • О сохранении брака;
  • О любви;
  • О защите от опасности;
  • Об избавлении от греховных помыслов.

Но это общие рекомендации. Все мы разные, и ценности у нас свои. Скажем, кто-то бы посчитал, что просить у Иисуса Христа вдохновение — какая-то глупость, но, например, для художника это может быть самым важным вопросом в жизни.

Также молитва перед иконой Господь Вседержитель может быть без просьбы, а просто благодарственная. Это вполне приемлемо и даже приветствуется православной традицией.

 

 

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *