Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Озерянская икона Божией Матери

26.02.2019
372
Скачать эту статью

В 17 веке недалеко от поселения Мерефа близ Харькова на Украине косарь отправился на покос. Во время косьбы он нашёл в траве две половины лика Божией Матери. Мужчина забрал образ к себе домой, но за ночь она пропала.

Косарь обнаружил её на следующий день опять в поле, при этом она стала целой, а рядом с ней забил родник. Икона стала называться «Озерянской». Возле неё стали твориться многие чудеса, продолжающиеся по сей день.

Озерянская икона Божией Матери ― главная святыня и покровительница города Харьков

Озерянская икона Божией Матери ― это почитаемая в Православной церкви чудотворная икона Богородицы. Она признана главной святыней и покровительницей города Харьков, а также всей Слобожанщины (историческая область на северо-востоке современной Украины и юго-западе Центрально-Чернозёмного экономического района России).

Озерянская икона Божией Матери хранилась при Преображенском Куряжском монастыре.

Чудотворный перовообраз иконы пропал во времена гонений на Церковь в 1930-х годах.

Озерянская икона Божией Матери. XVII век Чудотворный Озерняский образ — это покровитель Харькова, Харьковской области и всей Слобожанщины.
Озерянская икона Божией Матери. XVII век Чудотворный Озерняский образ — это покровитель Харькова, Харьковской области и всей Слобожанщины

Официально признано, что чудотворный перовообраз иконы утерян в 1930-х годах. В наше время изображение повреждённого оригинала иконы можно увидеть в первом томе книги Д. И. Багалея, Д. П. Миллера, рассказывающей об истории города Харькова за 250 лет его существования.

Своё название этот образ Богородицы получил по месту обретения. Сейчас там расположено село Нижняя Озеряна.

История обретения чудотворного образа Озерянской Божией Матери

История обретения чудотворного образа Озерянской Божией Матери начиная во времена набегов монголо-татар на земли Древней Руси. Именно тогда на необжитой людьми территории близ Харькова иерей Феодор решил построить хутор с пасекой.

Земля находилась на расстоянии 30 километров от Харькова и 3 километра от города Мерефа. На ней имелось множество оврагов, росли леса и луга, по которым протекала речка Озерянка. В настоящее время здесь находится село Нижняя Озеряна.

Украина, Харьковская область, село Нижняя Озеряна. Именно здесь в конце XVI века обрели чудотворную икону Озерянской Божией Матери
Украина, Харьковская область, село Нижняя Озеряна. Именно здесь в конце XVI века обрели чудотворную икону Озерянской Божией Матери

Легенда говорит о том, что в конце XVI века возле села Озеряны малороссийский крестьянин косил траву на берегу реки. Взмахнув косой в очередной раз косой, он услышал глухой человеческий стон. Косарь склонился к земле и увидел на ней в траве рассечённый на две части образ. Крестьянин испугался и опечалился произошедшему.

Чудотворный образ Озерянской иконы Божией Матери обрели в конце XVI века.

Озерянский храм и источник. На месте обретения чудотворной иконы Озерянской Божией матери построили церковь (она слева), рядом с местом обретения образа забил родник (он справа).
Озерянский храм и источник. На месте обретения чудотворной иконы Озерянской Божией матери построили церковь (она слева), рядом с местом обретения образа забил родник (он справа)

Раскаявшись в содеянном, он забрал икону с Ликом Божией Матери и Младенца Иисуса к себе домой. Крестьянин разместил находку в Красном углу и зажёг перед ней свечу. Утром же он увидел, что икона пропала из дома.

Малороссиянин отправился снова на луг косить траву, где и обрёл снова. При этом две часть образов вновь соединились в одно полотно с небольшим уплотнением, похожим на шрам, на месте разреза. Возле Богородичного лика стояла зажженная свеча, а рядом появился новый родник с холодной ключевой водой.

Первым от чудотворного лика излечился архимандрит Севастиан (Юхновский)

Узнав о случае чудесного обретения образа, иерей Федор поспешил сообщить об этом вышестоящему духовному сану ― Обоянскому и Белгородскому владыке Феодосию. Владыка дал благословение построить здесь храм. Так на месте его обретения на левом берегу Озерянки появилась первая деревянная церковь небольшого размера. Её посвятили Рождеству Пресвятой Богородицы. В храме поместили новобретённую икону, которая получила имя Озерянской по протекающей на месте её обретения реке.

Видеоролик: Рассказы о святых. Озерянская икона Пресвятой Богородицы. На 4 минуте 16 секунде автор рассказывает о чудесных исцеления, происходивших возле Озерецкого образа.

Озерянский храм освятили в 1711 году. Озерянский образ Божией Матери источником утешения и исцеления для многих прихожан. Молва об этом быстро разнеслась по округе. Первым исцеление от него получил наместник Святогорского Успенского монастыря Севастиан (Юхновский).

Архимандрит Севастиан славился своей праведностью и благочестием. Он сильно болел в то время, но пешком пришёл из своей обители поклониться чудотворной иконе Богоматери и вылечился.

Благоговея перед чудотворной иконой, иерей Феодор основал Озерянскую Богородичную пустынь

Испытывая благоговение перед чудесным образом, иерей Феодор решил построить на своём уединённом хуторе монастырь. После своего исцеления архимандрит Севастиан поддержал стремление иерея Феодора и пожелал помочь основанию монастыря.

Святогорские архивы говорят о том, что в 1696 году Феодор передал всю свою озерянскую недвижимость Святогорскому монастырю и его настоятелю архимандриту Вассиану Василевскому для основания монастыря.

Чертёж Озерянской Богородичной пустыни. 18 век. Озерянсая Богородичнная пустынь основана в 1711 году иереем Феодором.
Чертёж Озерянской Богородичной пустыни. 18 век. Озерянсая Богородичнная пустынь основана в 1711 году иереем Феодором

Основанный монастырь получил имя Озерянской Богородичной пустыни. Произошло это в 1711 году. В обители поселился и сам Феодор. Со временем храм Рождества Богородицы расширили, украсили. Позже поставили ещё одну церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи и колокольню с часами.

Хозяйство самого монастыря по меркам того времени считалось небольшим. Братия в 1773 году владела пятью фруктовыми садами, 7 десятинами пашни, 6 десятинами сенокоса, 3 десятинами леса. На 1787 год состав братии такой: игумен Иезекиль Туранский, четверо иеромонахов, один иеродиакон, один монах и послушники.

Озерянская Богородичная пустынь просуществовала до 1787 года

Озерянская Богородичная пустынь просуществовала почти 80 лет. В 1787 году императрица Екатерина II по решению Священного синода из-за малочисленности упразднила Озерянскую Богородичную пустынь. Одновременно закрыли ещё 15 слобожанских монастырей.

Все места, где пребывала Озерянская икона, финансово процветали.

Куряжский Преображенский монастырь, фото до 1917 года. После закрытия Озерянской Богородичной пустыни братию обители перевели в Куряжский монастырь.
Куряжский Преображенский монастырь, фото до 1917 года. После закрытия Озерянской Богородичной пустыни братию обители перевели в Куряжский монастырь

В Главный храм монастыря разобрали и перенесли в слободу Мерефу. Имущество всех закрытых монастырей забрали в государственную казну. Их братию собрали в Куряжский монастырь. Образ Озерянской Божией Матери перенесли туда же, но в 1788 году обитель тоже закрыли, и икона попала в Харьковский Покровский монастырь.

Её поместили в Покровский храм. Необходимо отметить, что, несмотря на закрытие монастыря, множество паломников желало помолиться перед иконой. Это благотворно сказывалось на процветании тех мест, где она пребывала.

Покровский монастырь XIX веке. Справа расположен Покровский собор, куда после закрытия Озерянской Богородичной Пустыни поместили Озерянский чудотворный образ.
Покровский монастырь XIX веке. Справа расположен Покровский собор, куда после закрытия Озерянской Богородичной Пустыни поместили Озерянский чудотворный образ

Вскоре после закрытия Куряжской обители генерал Андрей Леванидов обратился к Екатерине ІІ с просьбой о её возобновлении. Произошло это в 1796 году на средства тайного советника Петра Сабурова.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы вернулся в монастырь в 1779 году и пробыл в нём 47 лет. В 1836 году монастырь по штату возвели во второклассный.

Крестный ход с иконой Озерянской Божьей Матери разрешил проводить император Николай I

В 1843 году жители Харькова обратились к обер-прокурору Святейшего синода с просьбой о внедрении крестного хода для перенесения Озерянской иконы Божьей Матери из Куряжского монастыря в харьковский Покровский кафедральный собор. 16 октября император Николай I рассмотрел доклад обер-прокурора и утвердил просьбу горожан.

Крестный ход от Благовещенского собора 27 мая 2012 года в честь 20-летия Харьсковского. На хоругвях видна главная святыня Солобожанщины - Озерянская икона Божией матери. Крестные ходы с Озерянским образом проводились с 1844 по 1926 год и их возобновили уже в наше время.
Крестный ход от Благовещенского собора 27 мая 2012 года в честь 20-летия Харьсковского. На хоругвях видна главная святыня Солобожанщины – Озерянская икона Божией матери. Крестные ходы с Озерянским образом проводились с 1844 по 1926 год и их возобновили уже в наше время

Крестные ходы проходили 30 сентября (из Куряжа в Харьков) и 22 апреля (из Харькова в Куряж) по старому стилю в соответствии с престольными праздниками харьковского Покровского собора (1 октября) и Куряжского монастыря (23 апреля).

В это время прекращались занятия в школах города, закрывались торговые лавки и присутственные места. Шествие сопровождалось торжественным пением и звоном колоколов харьковских церквей.

Первый крестный ход с образом Озерянской Божией Матери прошёл З0 сентября 1844 года.

Первый крестный ход состоялся З0 сентября 1844 года. В 1863 году почётный гражданин Харькова купец Никита Павлов подал просьбу в Священный синод. Он просил разрешение переносить во время крестного хода чудотворную икону Озерянской Богоматери в Озерянку.

В связи с этим понадобилось построить на Холодной Горе часовню, которая позже превратилась в приходскую церковь.

Свято-Озерянский храм на Холодной Горе. Харьков. Так как почётный гражданин Харькова купец Никита Павлов подал просьбу в Священный синод переносить во время крестного хода образ Озерянской Бижией Матери в Озерянку, построить на Холодной Горе часовню, которая позже превратилась в приходскую церковь.
Свято-Озерянский храм на Холодной Горе. Харьков. Так как почётный гражданин Харькова купец Никита Павлов подал просьбу в Священный синод переносить во время крестного хода образ Озерянской Бижией Матери в Озерянку, построить на Холодной Горе часовню, которая позже превратилась в приходскую церковь

Летом 1871 года в Харькове разразилась эпидемия холеры. Святую икону стали носить домам харьковчан, магазинам, улицам, площадям и везде служили молебны. В результате мор отступил, горожане ещё больше уверовали в благодатную помощь Озерянского образа Богоматери.

В наше время Озерянская икона Божией Матери признана покровительницей Харьковской области

В 1930-е годы подлинник иконы утеряли. Встречаются отдельные упоминания о нём вплоть до 1926 года. Последний крестный ход с иконой состоялся с 31 августа по 18 сентября 1926 года по маршруту Польна — Белый Колодезь — Волчанск — Графское и обратно.

До нашего времени дошло два старых списка с чудотворного образа. Один из них хранится в Свято-Благовещенском кафедральном соборе Харькова, другой в Свято-Озерянском приходском храме на Холодной Горе.

Видеоролик: Гимн Харьковской области. Утвержден сессией облсовета 15 сентября 2010 год. На 46 секунде хор упоминает в тексте гимна икону Озерянской Божией Матери.

В 2010 году написан и утверждён гимн Харьковской области. В нём упоминается Озерянская икона Божией матери в качестве покровительницы области. Кроме того, в этом же году воссозданную Озерянскую икону обнесли крестным ходом вокруг Харькова в качестве защитницы города.

Чудотворный образ хранится в Свято-Благовещенским кафедральном соборе в Харькове, а список её ― в Свято-Покровском мужском монастыре).

Наиболее полно Озерянский образ описан в работах Д.П. Миллера и Д.И. Баглай

Наиболее подробно оригинал Озерянской Божией Матери описан в «Истории города Харькова за 250 лет его существования» (с 1655 по 1905-й год) за авторством Д. П. Миллер и Д. И. Багалей. Согласно ему икону выполнили на холсте длиной 40 сантиметров и шириной 34 сантиметра. Он закреплён на холсте.

История города Харькова за 250 лет его существования, 1655-го по 1905 годы. Авторы Д. П. Миллер и Д. И. Багалей. В этом труде наиболее полно описан первоначальный образ Озерянской Божией матери.
История города Харькова за 250 лет его существования, 1655-го по 1905 годы. Авторы Д. П. Миллер и Д. И. Багалей. В этом труде наиболее полно описан первоначальный образ Озерянской Божией матери

Манера рисования характерна для южнорусской школы иконописи, при этом сам иконописец происходил из простых людей. Об этом говорят грубые очертания фигур, а также широкое использование голубой и красной краски, что характерно для малороссийских икон XVII-XVIII века.

Авторы сочинения утверждают, что чудодейственный образ находился при осмотре в плохом состоянии. Наиболее точно Озерянский образ описали Д. П. Миллер и Д. И. Багалей.

При рассмотрении иконы исследователи увидели на ней Богородицу, одетую в красный хитон с голубым мафорием (длинным) покрывалом. Голова её увенчана короной. Или Матери к Младенцу Иисусу, правая рука указывает на то, что Мария молится, а на сгибе левой руки сидит Младенец-Искупитель.

Иисус нарисован в длинной рубахе красного цвета. На его голове корона и она похожа на корону Богородицы. Вокруг голов Богородицы и Иисуса желтые нимбы, а вокруг фигур на иконе изображены звезды и в верхней части слева и справа – облака.

Копия иконы на стене Озерянского храма в Покровском монастыре Харькова. С Озерянской Богородичной иконы написано много списков, некоторые из них чудотворные.
Копия иконы на стене Озерянского храма в Покровском монастыре Харькова. С Озерянской Богородичной иконы написано много списков, некоторые из них чудотворные

С Озерянской Богородичной иконы написано много списков, при этом некоторые из них существенно отличаются от оригинала. При этом зафиксированы случаи, когда списки также становились чудотворными.

Озерянский образ излечивает болезни

Празднование иконе Озерянской Божией Матери совершается 12 ноября/ 29 июня и в Неделю Антипсхи. Именно в эти дни стоит помолиться чудотворному образу о помощи. Так в чём помогает икона?

С момента своего обретения Озерянский образ исцелял больных, поэтому ему, в первую очередь, молятся об исцелении душевных и телесных болезней.

Крестный ход с Озерянской иконой Божией Матери. Харьков. Многие православные стремятся поклониться Озерянскому чудотворному образу, потому что он помогает при исцелении болезней.
Крестный ход с Озерянской иконой Божией Матери. Харьков. Многие православные стремятся поклониться Озерянскому чудотворному образу, потому что он помогает при исцелении болезней

Особую силу икона имела на том месте, где её обрели. Здесь исцелялись, хромые, глухие, слепые и бесноватые. Кроме того, широко известна её роль в борьбе с эпидемиями инфекционных заболеваний. Для некоторых непонятно о чём молятся Озерянской иконе Богоматери охотники и рыболовы, но и тут есть весьма интересное объяснение.

Казанская икона Пресвятой Божией Матери. Московский список из Евлоховского. При молитве икона Озерянской Божией Матери уступает лишь иконе казанской Божией Матери.
Казанская икона Пресвятой Божией Матери. Московский список из Евлоховского. При молитве икона Озерянской Божией Матери уступает лишь иконе казанской Божией Матери

Озерняский образ ― это та икона, которой молятся при исцелении тяжелых переломов, травм, болезней зрения, слуха. При молитве по силе образ уступает лишь иконе Казанской Божьей Матери. На охоте и рыбалке же случаи травмирования далеко не редки

В честь Озерянской иконы Божией Матери сложены молитвы

К чудотворному Озерянскому образу можно обращаться в молитве своими словами. Обычно в такой молитве желательно использовать в любом случае такие выражения на старославянском как: «сыну твоему и богу», «любве христовой нас озаряющая», «светом любве христовой».

Дело в том, что они применяются практически во всех молитвах, обращённых к Богородице. При этом есть акафист, сложенный в её честь. Текст же одной из наиболее известных молитв следующий:

Видеоролик: Чтение Акафиста пред иконой Озерянской Божией Матери. Автор читает молитву к чудотворному образу.

О Преблагословенная Владычице наша Богородице! К Тебе, обретшей благодать пред Богом, во еже родити миру Спаса душ наших, с Ним же у Креста Его молитвою за мир сраспинавшаяся, и Материю Света Им пронареченная, припадающе, молимся.

Призри, Всемилостивая, на нас, Предвечным Советом Пресвятыя Троицы, к благодатному наследию жизни вечныя созданных, жалом же греховным уязвленных и смерти телесней и душевней поверженных сущих, и якоже святую икону Твою Озерянскую пречудне срастивши, всем верным источник чудес от нея источила еси, сице же и нас, на Твою, Богомати, икону, благоговейно взирающих, душевне и телесне исцели, и немощное ес­тество наше, сечением греховным разсекаемое, паки с Богом соедини, и чадами Его Божественныя любве, силою и действием Святаго Духа, нас соделай.

Сердца же наша, Всемилостивая, благодатию Христовою раствори, и волю нашу ко исполнению заповедей Божиих спешну сотвори, ноги же наши на путь мирен — Истину Христову направи. И сице, о Всеблагая, все естество наше любовию к Богу воспламени. Владычице Пресвятая, якоже в тяжком нашествии иноплеменник в пределы наша святою иконою Твоею Озерянскою Православныя люди укрепляла еси, тако и ныне знамением

Лика сего Пресвятаго паству Харьковскую и всех верных чад страны нашея в единомыслии веры утверди, и от тлетворных расколов и ересей злочестивых и иных бед сохрани, Отечеству же нашему незыблемаго мира от Бога испроси, и от всех враг, мыслящих нам злая, нас избави. Верных же Твоих, пред святою иконою Твоею припадаю­щих и в скорбех Тебе молящихся, прошения исполни, и вся, яже ко спасению потребная, всем нам даруй.

Убогия же слезы и воздыхания наша благоприятны пред Богом сотвори и прощение грехов наших испроси. И тако, Преблагословенная Мати, воздвигни нас на благодарст­венное Ти славословие, и в подвизе покаяния нас укрепляющи, неосужденных причастников Пречистаго Тела и Честныя Крове Господа нашего Иисуса Христа по кончине жития нашего быти нас милостивно сподоби.

В час же исхода нашего молитву Матернюю о нас пред Богом сотвори, и бедныя души наша чрез мытарства лютыя, начала и власти тмы, невозбранно в Царствие Небесное, идеже мир и радость безконечная, приведи, — во еже в Церкви Небесней, Тобою, Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим, украшенной, непрестанно славословити и воспевати смерти Побе­дителя — Агнца Божия, вземшаго грехи мира.

Ему же, о Благодатная, Тебе ради, осанна и благодарение, слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, Благим и Животворящим Духом — Утешителем Святым, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *