Содержание
- 1 Икона «Млекопитательница» — это единственный образ, где Богородица кормит грудью Христа
- 2 Значение иконы «Млекопитательница» в том, что христиане вскормлены кровью Христовой, как Он молоком Святой Девы
- 3 Почитание Богородицы «Млекопитательницы» особенно распространено в Италии
- 4 Православная традиция связывает почитание чудотворного образа Богородицы со святым Саввой Освященным
- 5 Первую российскую «Млекопитательницу» обрели в 1650 году
- 6 На отдельных списках иконы «Млекопитательница» имеются греческие и славянские слова тропаря
- 7 Поклониться иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» можно в церкви Хиландарского монастыря
- 8 Обычно иконе Пресвятой Богородице «Млекопитательница» молятся для того, чтобы попросить помощь перед родами
Однажды в основанный святым Саввой Освященный монастырь, который располагался недалеко от Иерусалима, на поклонение явился сербский подвижник Савва, сын короля. Ради монашеской жизни он отказался наследовать отцовский престол.
Он стал молиться у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя. Неожиданно стоявший рядом игуменский жезл преподобного упал на пол, а стоявшая неподвижно икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» несколько раз ему наклонилась.
Монахи расценили это как знак Божией Воли и передали Савве Сербскому саму икону и игуменский жезл Саввы Освященного.
Икона «Млекопитательница» — это единственный образ, где Богородица кормит грудью Христа
Икона Божией Матери «Млекопитательница» или по-гречески «Галактотрофуса» — это единственная христианская икона, на которой изображена Пресвятая Богородица, кормящая Младенца Иисуса. При этом на некоторых образах Богородица изображена в короне и с ангелами.
Мафорий на ней может иметь как синий, так и зелёный цвет. Он — символ земного происхождения Богородицы. Сзади Девы Марии могут изображаться солнце и луна, а также изображения взрослого Иисуса или святых.
Чаще всего это Николай чудотворец или Иоанн Креститель. Нередко на иконах с этим сюжетом маленький Иисус держит рукой свою ножку.
О причинах появления этого сюжета в иконографии имеется несколько мнений. Связанно это обстоятельство с тем, что почитание Святой Марии, кормящей Младенца, имеет очень древнее происхождение.
Это утверждение полностью справедливо для западной церкви, ведь России приняла христианство почти на тысячу лет позже остального мира.
Многие историки и искусствоведы склонны связывать почитание образа кормящей Девы Марии с культом египетской богини Изиды, кормящей маленького Гора. Отцы церкви же указывают на то, что христианское почитание образа с языческим не имеет ничего общего.
Икона «Млекопитательница» олицетворяет полное взаимное доверие между людьми и Богом, сотворившим всю вселенную, их теснейшую связь. Тогда как язычество — простой обмен приношений на «услуги» различных божков.
Что же касается христианских изображений с подобным сюжетом, то они встречаются ещё в Древнем Риме. Фреска в римских катакомбах Присцилы (вторая половина II века) — древнейшее из известных на сегодня изображение, где Богородица прикладывает к груди Младенца.
На Западе также известны мозаики, украшения с подобным сюжетом. Одна из самых знаменитых картин Да Винчи — Мадонна, кормящая Иисуса («Литта»). В 7 в. существовал даже культ молока Богородицы: паломникам показывают пещеру в Вифлееме, где родился Христос (соответственно, там Мать его кормила).
Значение иконы «Млекопитательница» в том, что христиане вскормлены кровью Христовой, как Он молоком Святой Девы
Понимание значения иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» сформировалось на основе знаний античной медицины. Античные врачи на основе сочинений Аристотеля считали, что молоко образуется из крови и лишь слегка видоизменяется в груди.
Таким образом, по мнению древних, молоко — это кровь, измененная («сваренная») так, что младенец может ею питаться. Именно поэтому младенец, питаясь молоком, питается кровью матери. В этом значение этой иконы.
Опираясь на это учение античных медиков, христианские богословы, например, святой Климент Александрийский, утверждали, что христиане вскормлены млеком Церкви, или, что то же самое — Кровью Христовой.
Тема причастия Христу через таинственное млеко часто появляется в писаниях преподобного Симеона Нового Богослова. Действительно, Христос, питающий чад Своих, сравнивался часто с пеликаном, птицей, которая, по мнению людей, вскармливала своих птенцов своею плотью.
Почитание Богородицы «Млекопитательницы» особенно распространено в Италии
Почитание иконы Богородицы «Млекопитательницы» развилось в Египте. Там существовала и в настоящее время существует Коптская церковь. Так, например, фреска с таким изображением сохранилась на уцелевших стенах коптского монастыря Святого Иеремии в Сакаре (V—X века).
Другая фреска примерно того же периода обнаружена на руинах монастыря преподобного Апполония Египетского (или Фиваидского) в Бауити (IV—XI века).
Копты изображали Богоматерь в манере, похожей на изображение древнеегипетской богини Изиды, кормящей своего сына Гора.
Современные искусствоведы считают, что именно коптские изображения стали источником заимствований мотива Богородицы «Млекопитательницы» на Западе. Это происходило в основном через Южную Францию и Италию в эпоху Каролингов.
Православная традиция связывает почитание чудотворного образа Богородицы со святым Саввой Освященным
В религиозном искусстве Византии сюжет «Млекопитательницы» появился лишь в XIV веке в результате заимствования с Запада. Он распространился в основном в Греции и балканских странах.
При этом существует и чисто православная версия происхождения иконы. К сожалению, она не объясняет появления оригинала иконы и основывается преимущественно на преданиях.
Так считается, что образ чудотворной иконы подарили преподобному Савве Освященному, ставшему родоначальником монашества в Греции. Кто сделал такой подарок неизвестно. Хранился образ в основанном Саввой монастыре, который располагался недалеко от Иерусалима.
Святой отошел к Господу в 532 году, завещав братии передать «Млекопитательницу» в благословение некоему знатному богомольцу царского рода, носящему то же имя, что и он — Савва.
Через шестьсот лет в монастырь на поклонение пришёл сын короля Сербии Стефана Немани, подвижник Савва. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, стоявший рядом с иконой игуменский жезл упал на пол, а икона Пресвятой богородицы вдруг несколько раз наклонилась.
Монахи посчитали, что это знаки о свершении пророчества и передали Савве Сербскому игуменский жезл и чудотворный образ. Святитель вместе с образом отправился в Хиландарский монастырь на Святой Горе Афон, который он перестраивал и расширял вместе с отцом.
Здесь он поставил икону в церкви, построенной при Карейской келии по правую сторону от иконостаса. Это обстоятельство может вызвать удивление, так как по правую сторону от Царских врат обыкновенно помещается икона Святой Троицы или Спасителя.
Впоследствии церковь была названа Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы или Типикон.
Первую российскую «Млекопитательницу» обрели в 1650 году
Первая российская икона «Млекопитательница» (Крестогорская) обретена в 1650 году. Её обнаружили на высоком дереве в урочище Крестогорск в 20 верстах от Минска.
На этом месте позже построили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в который образ поместили над царскими вратами. Чтобы верующие могли к ней приложиться, устроили особый механизм для спуска иконы вниз.
Имеются свидетельства о том, что молитве иконе помогала людям спасаться во время шведского нашествия.
Ещё один известный список «Млекопитательницы» в середине XIX века привез из России схимонах Ильинского скита на Афоне Игнатий. Его послали в Россию для сбора пожертвований, и благословили в путь этой иконой.
В Харькове чудотворный образ явил первое чудо: у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Паралич прошёл только после чтения грешником покаянных молитв.
Происхождение известных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе связывают с Ильинским скитом.
Так Настоятель скита святой Гавриил в 1894 году подарил список «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления». Дар он произвел в память о двухмесячном пребывании «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита.
На отдельных списках иконы «Млекопитательница» имеются греческие и славянские слова тропаря
В 1894—1896 годах архимандритом Гавриилом на Ильинском подворье в Одессе возведён великолепный трехперестольный храм в византийском стиле. Главный престол в нём посвятили чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница».
В нём поместили привезенную с Афона икона Божией Матери «Млекопитательница». Сегодня она находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре.
На рамке образа укреплены такие редчайшие святыни, как часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы. В наше время в возведённом архимандритом Свято-Ильинском соборе помещён другой, более поздний список иконы «Млекопитательница».
Стоит также отметить, что на отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря:
«Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!».
Поклониться иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» можно в церкви Хиландарского монастыря
Первообраз иконы Богородицы «Млекопитательница» находится на Афоне, в церкви Хиландарского монастыря. Собор построен в 14 веке и его освятили в честь введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Он имеет многоярусную архитектуру в которой можно проследить как балканские, так и византийские черты. Это делает храм похожим на классические базилики Константинополя.
Внутри собор оформлен великолепными фресками. Они достаточно новые, так как выполнены в начале 19 века и интересны очень тщательной проработкой деталей. Вход в алтарь закрывает панель из резного дерева, за которой находится более древний мраморный экран.
Икона «Млекопитательница» — одна из главных святынь храма. Кроме того здесь можно встретить такие иконы как «Троеручица», которая занимает игуменское место, «Акафистная Хиландарская», «Поповская» и т.д.
Чудотворный список есть в Ильинском скиту, тоже на святой горе. К сожалению, в современной России, это довольно редкий образ. В Богоявленском соборе Москвы такая икона есть, это список 19 века, привезенный из Греции. В любом случае, если вы нуждаетесь в помощи чудотворного образа, вы можете приобрести её копию или же сделать фото иконы для моления её на дому.
Обычно иконе Пресвятой Богородице «Млекопитательница» молятся для того, чтобы попросить помощь перед родами
Чаще всего приложиться к чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» приходят женщины. Многие узнают, о чем молятся иконе через знакомых.
Обычно к ней обращаются для того, чтобы разрешиться от бремени или же попросить помощи перед родами. Кроме того, образ просили послать побольше молока, а также когда ребенка пора было отлучать от груди.
История образа сохранила разнообразные факты исцеления и помощи от иконы. Если же систематизировать их, то на вопрос: в чем помогает икона «Млекопитательница», можно ответить так:
- выздоровление от гинекологических недугов;
- получение беременности;
- устранение трудностей при беременности;
- прибавка количества молока;
- легкие роды.
Несмотря на то, что обычно к чудотворному образу обычно за помощью обращаются кормящие матери, считается, что чудеса, по молитвам к ней явленные, могут коснуться и каждого из нас.
Празднование иконе Богородицы «Млекопитательницы» в Православной церкви совершается 12 января (по юлианскому календарю), по григорианскому — 25 января.
Видео: Икона Божией Матери Млекопитательница. На 42 секунде автор говорит, почему существует столько вариантов изображения образа Богородицы.
Поскольку почитание иконы «Млекопитательница» имеет довольно древнюю историю, для нее написаны особые молитвы: величание, тропарь, акафист, канон.
Для моления в домашних условиях можно использовать следующий текст молитвы:
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение