Содержание
- 1 Англиканскую Церковь создал король Генрих VIII, чтобы аннулировать свой брак без участия папы Римского
- 2 Англиканская Церковь совмещает признаки католицизма и протестантизма
- 3 Духовный лидер англикан — архиепископ Кентерберийский, но в Великобритании Церковью руководит парламент
- 4 От Англиканской Церкви откололись нонконформисты и индепенденты
- 5 В Москве есть Англиканская церковь святого Андрея
- 6 Православие и англиканство сближались веками, но у них всё равно достаточно разногласий
Англиканская Церковь — удивительное направление христианства. Ему удалось уравновесить разрозненные ветви христианского учения и достичь гармонии.
В итоге получилась очень интересная религиозная традиция — с епископальным устройством, но всё-таки протестантская. Поговорим подробнее о том, что такое Англиканская Церковь.
Англиканскую Церковь создал король Генрих VIII, чтобы аннулировать свой брак без участия папы Римского
Создание Англиканской Церкви приписывают английскому королю Генриху VIII. В годы его правления христианская церковь в Англии находилась в юрисдикции Римского папы.
Короля эта ситуация не устраивала. У него имелись на то основания: понтифик Климент VII не желал аннулировать брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской.
Супруга короля не могла родить наследника, сам он уже давно нашёл другую избранницу и желал, чтобы папа Климент VII признал старый брак недействительным.
Однако понтифик Климент VII был скован другими обстоятельствами — фактически был пленником родственника Екатерины Арагонской, императора Карла V. Вынести решение в пользу короля Англии он просто не мог.
Но король нашёл выход: по ряду парламентских законов он смог аннулировать власть папы в Англиии взять дела церкви в свои руки. Большого труда это не составило, тем более что авторитет Рима сильно пошатнулся благодаря распространению идей лютеран.
И вот, Генрих VIII — не только король Англии, но глава англиканской церкви.
Само собой, проблему с аннулированием брака он мгновенно решил, благодаря новым полномочиям.
С прошлым церкви Англии расставались радикально:
- распускали монастыри;
- избавлялись от церковного убранства;
- уничтожали изображения святых (иконы, статуи).
Фактически Церковь Англии превратилась в государственную структуру в большей степени, чем в религиозную.
Вопросы богословия мало заботили короля, так что он не спешил реформировать учение церкви. Тем более, к лютеранству он не испытывал симпатии.
Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер и епископ Стефан Гардинер, а также их приверженцы вступили в противостояние. Первые старались сохранить католическое наследие, вторые — стремились к протестантизму.
Постепенно Английская Церковь взяла курс на реформацию. Появились письменные каноны новой традиции.
При Марии Тюдор католицизм вновь набрал силу, но Елизавета I восстановила англиканство и укрепила его позиции.
Англиканская Церковь совмещает признаки католицизма и протестантизма
Английская Церковь занимает особую нишу в христианстве. Англиканство — это симбиоз двух течений:
- католичество;
- протестантизм (кальвинизм и лютеранство).
Как христианское течение, Англиканская Церковь за источник догматики берёт Библию. А основные каноны англиканства изложены в двух текстах:
- «Книга общих молитв»;
- «Тридцать девять статей».
Оба источника имеют противоречия друг с другом, поскольку второй из них сильно тяготеет к протестантскому течению. Также «Тридцать девять статей» практически не затрагивают библейские тексты.
С христианским преданием в англиканстве дела обстоят несколько сложнее. Английская Церковь безусловно принимает следующие авторитеты:
- предания до V в.;
- постановления первых Вселенских соборов.
Всё остальное не должно входить в противоречие с Библией. Если этот критерий нарушен, предание отвергается.
Из Символов веры англиканством признаны:
- Апостольский;
- Афанасиев;
- Никео-Цареградский.
Всё остальное, с точки зрения Английской Церкви, не подкрепляется Священным Писанием, а значит, не может быть признано достоверным.
Как наследница католицизма, Английская Церковь придерживается западного представления о Троице. Святой Дух в этой традиции может исходить не только от Бога-Отца, но и от Сына.
Спасение англикане считают независимым от добрых дел. Единственное, что важно, — это вера. Остальное, в том числе и добрые дела, — это её следствия.
Смотрите также статью Какая вера у армян
Жертву Христа Английская Церковь рассматривает, как событие, предопределённое ещё при Сотворении мира.
В отличие, например, от православной традиции, англиканство не имеет представления о земной Церкви с большой буквы — о теле Христовом.
Для англикан церковь — это только здание, храм, где собираются верующие для молитв, проповедей и богослужений. Если же в тексте встречается написание Церкви с прописной буквы — то это о небесной.
Англиканская традиция вообще очень прагматично смотрит на христианскую религию и старается максимально разграничить земное и небесное.
В тех же Вселенских Соборах вовсе не обязательно, по мнению англикан, должен участвовать Святой Дух. Они — вполне себе мирское мероприятие.
Положение церкви в англиканстве максимально снижено. Она обусловлена и ограничена текстом Библии.Если в Священном Писании о чём-то не сказано, то церковь не правомочна вносить эти вещи в христианскую догматику.
Из таинств Английская Церковь признаёт всего два:
- Крещение;
- Господня Вечеря (евхаристия).
То есть, например, таинства исповеди в этом течении нет. А причина — в том, что в Священном Писании нет эпизодов, которые можно соотнести с этими таинствами.
Раз в библейской истории нет предпосылок брака, елеосвящения и т.д. — значит, верующим нет нужды организовывать ничего подобного.
А евхаристия имеет оба традиционных и для православия элемента:
- тело Христово;
- кровь Христова.
Но оговаривается, что таинство нужно пройти в правильном настроении: достойно, с верой, праведно. В противном случае результата для человека не будет. Таинство не обнаружит своего духовного содержания и останется лишь внешней формой, за которой ничего не стоит.
При этом англикане рассматривают евхаристию в некоторой степени с символической стороны. По крайней мере, они отрицают идею того, что повторяется искупительная жертва.
Англиканская Церковь придерживается тех взглядов, что жертва Спасителем принесена единожды — на кресте. Евхаристия — это напоминание, символ, образ, но никак не духовный эквивалент того события.
Образ Божией Матери значительно снижен, если сравнивать с православным христианством. К ней нет молитв для богослужений.
Изначально Англиканская Церковь категорично отрицала почитание таких вещей, как
- мощи;
- иконы;
- статуи.
Но со временем эти взгляды смягчились. Отдельные святые признаны англиканством, иконы допустимы в церквях. Англиканская Церковь довольно инертна по части нововведений.
В труде «Тридцать девять статей» немало устаревших положений, которые ничего общего с современными реалиями не имеют. Например, уделяется внимание явно неактуальному вопросу индульгенций.
В 1922 году англиканские активисты пытались разработать богословский инструментарий для своего течения и уточнить важные направления её деятельности. Затея провалилась, так как духовенство не приняла предложений.
Сегодня Англиканская Церковь продолжает двигаться тем же курсом и руководствуется обтекаемыми доктринами.
Но, если на бумаге всё выглядит замороженным, то на практике можно заметить и развитие богословской мысли, и развивающиеся тенденции англиканского вероучения.
Другой вопрос — в том, насколько согласованы инициативы и идеи различных новаторов англиканства.
Духовный лидер англикан — архиепископ Кентерберийский, но в Великобритании Церковью руководит парламент
Сегодня главой Англиканской Церкви в Великобритании выступает парламент.
Любые коррективы учения или богослужебных традиций необходимо утверждать через него.
Это невероятная для религиозного мир
а ситуация, поскольку в составе парламента могут находиться и иноверцы, и атеисты.
Духовный глава Англиканской Церкви — архиепископ Кентерберийский. Нынешний, 105-ый по счёту, лидер англикан, его светлость Джастин Уэлби, имеет резиденцию в Ламбетском дворце.
В других странах ситуация намного безопаснее: Англиканские Церкви сохраняют независимость от правительства тех стран, на территории которых действуют.
Наиболее населены англиканами:
- Австралия.
- Северная Америка.
- Африка.
- Новая Зеландия.
Любая англиканская община за пределами Великобритании называется епископальной церковью.
Общее число последователей Англиканской Церкви — около 25 миллионов.
В Англиканской Церкви епископом может служить женщина. Но это встречается нечасто.
От Англиканской Церкви откололись нонконформисты и индепенденты
На базе Англиканской Церкви возникли другие течения. Преимущественно это сторонники очищения англиканской церкви от следов католицизма. Например, пуритане (нонконформисты).
Их отличительная черта — намерение избавиться от наследия католиков, в основном, административного характера. Сегодня пуритане наиболее плотно сосредоточены в Шотландии и называются: Пресвитерианская Церковь.
Индепенденты — ещё одно течение, уже образовавшееся из числа пуритан. У них полностью отсутствует какая-либо церковная иерархия.
В Москве есть Англиканская церковь святого Андрея
Церковь святого Андрея — единственное здание Англиканской Церкви в Москве. Внутри имеются:
- воскресная школа;
- общество анонимных алкоголиков;
- Англиканско-православный образовательный центр;
- библиотека.
Службы в Церкви святого Андрея проводятся на английском языке.
Первоначально Англиканская Церковь действовала в других зданиях. Это было давно. Ещё Иван Грозный разрешил приезжим проводить в России свои богослужения.
Строительство же самой церкви началось в конце XIX века. Тогда англиканская община разрослась до таких масштабов, что их не могла вместить старая часовня, где проходили богослужения.
Построили Церковь святого Андрея на пожертвования.
Автор проекта — Ричард Нилл Фримен. Первая служба в храме произошла 11 апреля 1882 года.
Православие и англиканство сближались веками, но у них всё равно достаточно разногласий
Православная и Англиканская Церкви за многовековую историю стремились к сближению. Миряне и священники обоих традиций часто вели диалог, на высших уровнях обсуждались разногласия в богословской догматике.
Англикане проявили большую терпимость к православным взглядам, в связи с чем иногда в СМИ занимаются спекуляциями на тему едва ли не объединения двух традиций.
Однако православие ставит Англиканской Церкви довольно жёсткие ультиматумы, в то время как англикане предпочитают противоположные пути.
В последние десятилетия СМИ шумно освещались два вопроса, по которым две традиции имеют разногласия:
- посвящение женщин в епископов;
- освящение гомосексуальных браков.
Первое уже есть в Англиканской Церкви. Второй вопрос активно ею рассматривается. Это стало камнем преткновения в межконфессиональном диалоге.
Информацию о том, что такое Англиканская Церковь можно узнать, просмотрев видео
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение