Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Церковь Ризоположения: жемчужина Московского Кремля

06.04.2019
1 943

Церковь Ризоположения

Страна Россия
Город Москва
Год основания 1450
Сайт kreml.ru

Это маленький, одноглавый и очень красивый храм — подлинная жемчужина Соборной площади Московского Кремля. Она расположена западнее Успенского собора. Согласно традиции, богослужение здесь совершается всего лишь один раз в году, в день престольного праздника Положения Ризы Богородицы во Влахерне — 15 июля по новому стилю.

Как Риза Богородицы — защитила Константинополь от киевского князя Аскольда, а Москву от нашествия татар

Началом этого церковного праздника считается 471 год. Двое братьев, византийских вельможи, Гальбий и Кандид, отправились в паломническое странствие по святым местам Палестины. В Назарете, остановившись на ночлег в доме некой женщины, они совершенно случайно нашли ковчег с одеждами Девы Марии.

Хозяйка дома рассказала паломникам, как эта святыня появилась у них и как многие поколения ее семьи хранили и оберегали эту реликвию. Так же услышали они историю многочисленных чудес и исцелений, которые совершались в этом доме.

Существует несколько версий о том, как святыня досталась церкви. Одна из них гласит, что

Император и Константинопольский патриарх уговорили женщину передать эту бесценную святыню церкви.

Но существует более распространенное предание, согласно которому византийские паломники просто похитили Ризу Богородицы. Братья замеряли ковчег с одеянием и в Иерусалиме заказали точную копию. На пути домой, из Палестины в Византию, они остановились в том же доме и подменили ковчег.

Таким образом, Риза Божьей Матери оказалась в Константинополе. Для хранения и поклонения Ризе, не далеко от императорского дворца, была возведена специальная церковь. Это был пригород Константинополя, который назывался Влахерны. В этом же храме находился еще пояс Богородицы и особо почитаемая икона с Ее ликом.

Согласно церковным приданиям во влахернском храме происходило такое количество чудес, что не нашлось бы ни одного храма в мире, чтоб уместить все книги, которые бы эти чудеса описывали. В 860 году киевский князь Аскольд с многочисленным войском осадил Константинополь. Жители столицы Византии вместе с императором Михаилом III и патриархом совершили крестный ход с Ризой Божьей Матери, долго и усердно молились.

После этого армия Аскольда отступила от Константинополя, и был заключен мирный договор между Византией и Киевом. Кроме того, Аскольд чуть позже крестился, принял в крещении имя Николай и содействовал распространению христианской веры на Руси.

В 1434 году после большого пожара в Константинополе Влахернская церковь полностью сгорела и никаких сведений о Ризе Божией Матери летописи и источники того времени нам не оставляют.

Сохранились лишь отдельные церковные предания, в которых говорится о небольших частицах Ризы, находящихся по всему свету. Есть сведения о том, что частицу Ризы в конце XV века приобрел для Русской Церкви Дионисий, архиепископ Суздальский.

Немного позднее, 2 (15 по новому стилю) июля 1451 года, в день праздника Положения Ризы Богородицы на Руси также сотворилось чудо. Это произошло когда московским княжеством правил Василий II Темный. Ногайский князь Мозавша направился с войском захватить русские земли и осадил Московский кремль. Князь Василий с ближайшим окружением бежал из Москвы за Дубну.

Татары сожгли все посады вокруг кремля и осажденные защитники едва не задохнулись от дыма. Первый штурм захватчиков был отбит. Утром дым развеялся и осажденные увидели, что татарское войско неожиданно ушло, бросив все, что успели награбить.

Храм Ризоположения — память о заступничестве Божией Матери

В воспоминание об этом чудесном событии — заступничестве и покровительстве Божией Матери против нашествия татарского войска, в Кремле при поддержке митрополита Ионы и был возведен храм Ризоположения. Сначала построили деревянную церковь. Она сгорела во время большого пожара в Москве в 1473 году. Впоследствии, когда на московской кафедре был митрополит Геронтий, началось грандиозное переустройство Московского кремля. Для этого были наняты мастера из Пскова. За два года они построили каменную церковь, завершив работы к 1486 году.

Длительное время храм Ризоположения служил домовой церковью для московских митрополитов, а впоследствии и для московских патриархов. В середине XVII в., во времена патриаршества Никона, была построена другая домовая церковь в память Двенадцати Апостолов, а храм Ризоположения стала использовать царская семья для приватной домашней молитвы.

В это же время церковь перестроили, покрыли четырехскатной кровлей, а над папертями возвели своды. По этой галерее царская семья могла переходить из Теремного Дворца к Успенскому собору.

В дальнейшем храм еще дважды подвергался сильному разрушению. Во время пожара в 1737 году и после артиллерийских обстрелов кремлевских построек в 1918 году. И в одном и другом случае церковь была восстановлена. Но в советское время храм хоть и отреставрировали, но службы в нем проводить запретили. В 1965 году в помещении церкви открывают музей.

Ризоположенская церковь: сплав двух традиций древнерусского зодчества

Часть уникальных настенных росписей и фресок относятся к концу XV века сохранившиеся до наших  дней
Часть уникальных настенных росписей и фресок относятся к концу XV века сохранившиеся до наших  дней

Церковь Ризоположения – одна из красивейших построек Москвы. Это трехапсидная церковь, которая стоит над высоким цокольным этажом – подклетью. Опорой для сводов храма служат четыре столба. Три стены храма украшает фриз. Храм выстроили из кирпича, хотя в те времена основным строительным материалом был белый камень. Эту постройку можно рассматривать как уникальный сплав двух традиций зодчества московского и псковского.

Спецификой интерьера этой церкви стало то, что все его элементы были сделаны в одно время, сохраняя полное стилистическое и художественное единство. В 1627 году церковь перестраивали, и лучший придворный иконописец того времени, Назарий Истомин со своими мастерами создали для храма великолепный иконостас из четырех ярусов с серебряными окладами на иконах. Даже сейчас это считается настоящим произведением искусства!

В 1644 году, известнейшие мастера своего времени – Сидор Поспеев, Иван Борисов и Федор Абрамов всего лишь за три месяца украсили стены храма фресками на библейские темы. Эти фрески были обнаружены во время реставрационных работ проводимых в середине прошлого столетия. К сожалению, в Росси сохранилось очень мало подобного рода памятников.

Храм-музей сегодня хранит бесценную коллекцию резных икон

В 1990 году Ризоположенская церковь как часть архитектурного ансамбля Кремля включена ЮНЕСКО в списки Всемирного культурного наследия. Здание церкви, которое выполнено в изысканных пропорциях, а так же его внутренние каменные украшения представляют собой настоящую музейную ценность.

Кроме иконостаса в четыре яруса, в XVII веке известный мастер Д. Сверчков изготовил паникадило. А немного позднее были сделаны 4 деревянных подсвечника. Они расписаны красками и покрыты воском.

Над уступами лестницы храма сегодня можно видеть отреставрированные росписи XIX века.

Кроме этого, в северной части церкви находятся экспозиция резной скульптуры из дерева. Это работы московских, псковских, ростовских и новгородских мастеров XV-XIX вв. Коллекция музея насчитывает более 80 редчайших экспонатов. Она дает возможность проследить за развитием данного вида церковного искусства.

Резная деревянная икона «Голгофа» работы мастеров Оружейной палаты конца XVII века находится в постоянно действующей экспозиции Ртзоположенской церкви
Резная деревянная икона «Голгофа» работы мастеров Оружейной палаты конца XVII века находится в постоянно действующей экспозиции Ртзоположенской церкви

Церковь Ризоположения Московского Кремля является памятником архитектуры второй половины XV века и охраняется государством. Посетить его можно ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Храмов в память Ризоположения построено в России достаточно много, но церковь в Московском Кремле самая известная из них. Она продолжает быть образцом изящного решения древних зодчих при постройке зданий православных церквей.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *