Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Паисий Величковский: 14 монастырей и скитов на пути к старчеству

24.01.2019
80

Содержание

Скачать эту статью

Изучая жития святых, стал Петр тянуться к иночеству и монашеству

В семнадцать лет, благословением Пахомия, своего духовного наставника, Петр пожелал постричься в монахи. Он обратился к настоятелю Китаевской пустыни под Киевом с прошением о принятии в братию. Игумен пригласил Петра на беседу и несколько раз жестом предложил ему присесть на стул.

Однако просящий так и остался стоять у дверей, считая поступок кротостью. Упрямство отрока не понравилось настоятелю, он назвал это проявлением характера и несовершенным смирением. Сказал, что не видит в Петре послушания и отказал в просьбе.

Эту историю преподобный Паисий часто рассказывал своим ученикам, как наставление к послушанию и отсечению воли во имя Господа.

Родившись в семье священника, с раннего детства, Петр мечтал о служении Господу

Паисий Величковский родился в семье священника церкви Успения Пресвятой Богородицы Иоанна в 1722 году в Полтаве. Родители назвали сына в честь Святителя Петра Московского. Дед, прадед, отец и брат Петра были священниками.

Петру едва стукнуло 4 года, умер отец, воспитание сына взяла на себя мать, Ирина. Грамоте он обучался по Псалтири, и в 12 лет, по желанию Ирины, был отдан на учение в Киевскую Духовную Академию.

Полтава. Церковь Пресвятой богородицы, где служил отец молодого Петра.
Полтава. Церковь Пресвятой богородицы, где служил отец молодого Петра

В Любечской обители Петр келарствовал и занимался списыванием духовных трудов

Отвергнутый настоятелем Китаевской пустыни за ослушание и непокорность, Петр вернулся  в академию, где проучился он еще полгода и, благословением своего духовника Пахомия, решил отправиться в Любечский монастырь.

Настоятель Никифор Коханский принял юношу и назначил его келарем.

Образ первого игумена, принявшего Петра, навсегда остался в памяти образцом чадолюбия в годы его подвижничества. Помимо основного своего послушания, по ведению монастырского хозяйства, Петр впервые занялся списыванием книг.

Один из иноков, увидев жажду Петра к святоотеческим писаниям, предложил ему «Лествицу» игумена Синайского Иоанна.

Вскоре в монастыре произошли перемены, Никифора сменил властный и жесткий Герман Загоровский. Однажды Петр со страху не понял, о какой пище говорил настоятель, чем прогневил его и был изгнан. В ту же ночь, помолясь, Петр перешел Днепр по льду.

Образ преподобного Паисия Величковского, держащего в руках свиток с умной Иисусовой молитвой.
Образ преподобного Паисия Величковского, держащего в руках свиток с умной Иисусовой молитвой

Стяжавшей себя голодом и молитвами Ирине явился ангел и сообщил, что сыну ее предрешено быть монахом

Ирина долго не могла смириться с тем, что сын ее решил посвятить себя иночеству, она скорбела и молилась, чтобы вернуть его домой. Однажды к Ирине явился ангел и сказал, что все равно Петр однажды станет монахом.

Обдумав слова ангела, Ирина сама решила уйти в обитель, и вскорости, с именем Иулиана приняла постриг в Старопокровском монастыре под Полтавой.

После ухода маменьки в монахини, у Петра открылся путь к постригу.

Без оглядки на одиночество ее в миру. Изгнанный из Любечской обители, отправился он к пустыннику Исихия, послушанием которого была переписка святых писаний.

Дважды просился к нему юноша, и дважды отказывал ему смиренный старец. Опечаленный отказами, Петр продолжил свой путь в поисках обители.

Портрет Паисия Величковского, написанный в Молдавии в XVIII веке, сейчас находится в Церковно - Археологическом Кабинете Московской Духовной Академии.
Портрет Паисия Величковского, написанный в Молдавии в XVIII веке, сейчас находится в Церковно – Археологическом Кабинете Московской Духовной Академии

В Медведовской обители производится первый постриг и посвящение Петра

Придя в Медведовский монастырь святителя Николая, в день Преображения Господня, Петр был пострижен в рясофор с именем Парфений. Однако братия, смиряя его, как бы ошибаясь, называла его Платоном.

Петр просил игумена позволения называться именем своего пострига, но в итоге смирился. Пребывание Платона в Медведовской обители оказалось недолгим.

Вскоре пришли униаты и началось гонение на православие. Отказавшись принять унию, Платон и еще два монаха ушли в Киевскую лавру, где и нашли приют.

Инок Платон очень хотел остаться здесь навсегда, однако, старец Ковальский, местный ясновидец, предрек ему странствование. Полный смирения, инок ушел в пустынничество.

Ковчег с частицей мощей преподобного Паисия Величковского, а также большой образ святого и его  игуменский посох в находящиеся в Зачатьевском монастыре.
Ковчег с частицей мощей преподобного Паисия Величковского, а также большой образ святого и его  игуменский посох в находящиеся в Зачатьевском монастыре

Напутствием провидца Платон отправляется странствовать и отказывается от рукоположения

Решил Платон отправиться в Валахию. Путь его пролегал через келии и пещеры подвижников Мартоненского монастыря, скиты Долгоуцы, Кадрица и Трейстены — Свято – Никольского, окормляемых старцем Василием.

Старец Василий Мерлополянский, увидев опытность молодого инока, предложил ему принять священное рукоположение, однако, Платон не посмел, в столь юном возрасте, принимать столь важный чин.

Платон стерег монастырский виноградник и однажды проспал на Богослужение.

Дойдя до церкви, войти в нее он не посмел, упал на колени в плаче и молитве. Не явился и на трапезу. После того как ему пришлось держать отчет перед игуменом и братией, Платон решил больше не ложиться ко сну, а отдыхать сидя на лавке.

Преподобный старец Паисий Нямецкий за работой по списанию святых текстов.
Преподобный старец Паисий Нямецкий за работой по списанию святых текстов

В горном ските Кырнул Платон постигает всю глубину умной Иисусовой молитвы

Вскоре инок решил снова отправиться в путь, и в горном ските Кырнул во имя святого Михаила Архистратига началось пустынножительство отца Платона. Здесь он обучился истинному безмолвию, постиг послушание и умную молитву, которую совершал все житие до самой кончины.

Однажды отец Платон покинул скит и отправился на гору Афон.

Это было последнее добровольное его путешествие, все остальные стали вынужденными.

Многие места на Святой горе обошел инок Платон в поисках святых старцев, но так и не найдя никого, на долгих сорок месяцев, поселился один в пустыне. Однажды пришел на Афон отец Василий Мерлополянский.

Проведя в беседах с Платоном несколько дней и ночей, облачил его в мантию, с переменой имени на Паисий.

Умная Иисусова молитва читается определенное количество раз с четками

Словами молитвы начинают Литургии и заканчивают. Она представлена во множестве вариаций. Умная молитва помогает окрепнуть не только физически, но и уравновешивает, направляет. Молиться можно и за близкого человека.

Один из примеров краткой Иисусовой молитвы:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Господи, помилуй».

На горе Афон преподобный начинает учительствовать и занимается переписыванием святоотеческих текстов

Вскорости, отец Паисий обрел своего первого ученика, пришедшего на Афон монаха Виссариона. Однако, будучи еще молодым, двадцати девяти лет от роду, предложил он Виссариону стать не учеником его, а другом, и вместе творить все заповеди Господни.

С таким условием принимал святой Паисий и других братьев, и занималась братия собиранием писаний святых отцов и книжества. Братия прирастала и возникла потребность в наличии священника и духовника.

Братья и другие Афонские подвижники уговорили отца Паисия принять священный сан.

Пребывание преподобного Паисия на горе Афон продолжается семнадцать лет, им создается общежитие в Ильинской обители.

В это время начинаются притеснения христианства со стороны мусульман, старец Паисий оставляет святую гору и отправляется в Молдавию.

Икона  преподобного Паисия Величковского в одноименном храме в поселке Селезневка, Тракторозаводского района Волгограда
Икона  преподобного Паисия Величковского в одноименном храме в поселке Селезневка, Тракторозаводского района Волгограда

Отец Паисий с братией поселяется в пустующий монастырь и принимает схиму

Будучи в Молдавии благословением митрополита Ясского Гавриила вселился старец Паисий с братией в пустующий Драгомирнский монастырь. Был написан и введен устав по чину святых Василия Великого, Феодосия, Феодора Студита и Афонской горы.

Основными идеями стали: отсечение воли, послушание, чтение книг, умная молитва, рукоделие и благочиние. Зимними долгими вечерами собирал вокруг себя старец Паисий братию и читал поучения о духовной жизни от святых отцов. В этом же монастыре старец принял схиму без изменения имени.

Обитель славилась Паисиевской книжностью, переводами с различных языков святых творений.

Отказавшись принимать католичество, Паисий уводит братию в Секульский, а потом в Нямецкий монастырь

После русско – турецкой войны 1774 года, местность, где располагался монастырь отошла к католической Австрии. Преподобному Паисию пришлось увести всю братию, на тот момент 350 человек, в уединенный в горах, бедный Секульский монастырь.

Братия множилась и преподобный отец обратился к господарю Константину Мурузи о помощи в строительстве келий. К изумлению старца,

Константин предложил братии поселиться в богатейшем Нямецком монастыре.

Паства разрасталась, иноки в монастыре были разных национальностей, к девяностым годам, число их достигло тысячи человек. В 1790 году Паисий принял сан архимандрита.

На протяжении всего подвижения Паисий приводит многочисленные доказательства Иисусовой молитвы, как моления, спасения и самой веры. Многотрудная жизнь преподобного старца окончилась в 1794 году.

Перед кончиной благословив на подвизи и славянскую и молдавскую братии в монашеской жизни, погребен был преподобный в соборном храме Вознесения Господня у южной стены.

Преподобный Паисий не оставил преемника, так как знал, что дело его понесут многие ученики

Житие и дела старца Паисия Величковского сказались на истории русского монашества. Софийская, Глинская, Оптина и многие другие пустыни стали продолжательницами духовного наследия русского старчества.

Канонизирован преподобный Паисий, как молитвенник, совершитель и учитель умной Иисусовой молитвы, восстановитель спасительного подвига старчества, духовный писатель и переводчик святоотеческих творений, пример для духовного совершенствования.

Главным делом жизни Паисия был перевод святоотеческих текстов.

В 1793 году в Москве был напечатан славянский перевод «Добротолюбия», новая редакция «Слов» преподобного Исаака Сирина и «Лествицы».

Ему принадлежит сочинение «Свитка об умной молитве» и «Слова на пострижение», а также многочисленные послания к святым. Написанная в последние годы его жизни, биография, так и осталась незаконченной.

Образ старца Паисия сочетает в себе великое смирение и является духовным проводником к Господу, спасителю нашему

День памяти преподобного отмечается церковью 28 ноября.

Каждый православный может обратиться к образу преподобного Паисия Величковского за помощью. В его лице сочетаются святость жития и любовь к просвещению. Особое место занимает молитва у желающих приобщиться к духовному просветлению и монашеству.

Молятся святому об избавлении от прегрешений, облегчении души, о помощи в постижении и обучении, о мире и благополучии.

Тропарь преподобному Паисию:

«Странен был на земле, Небесного Отечества достиг еси, преподобный отче Паисий, добротолюбия подвижник, верных научил еси ум к Богу возводить и сердцем к Нему взывать: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X