Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Епархия

02.03.2019
4 138

Содержание

Что такое епархия в русской православной Церкви? Для воцерковлённого человека это несложный вопрос. Но тот, кто только обратился к христианству, может не сразу разъяснить себе это понятие.

Административная ли это единица? Территориальная ли? Где находится епархиальное управление? Этот материал — для тех, кому нужны ответы на эти вопросы.

Епархия — это территориально-административная единица Церкви

Епархия — это административно-территориальная единица. Переводится это слово с греческого как:

  • Удел;
  • Область.

Не станем углубляться в особенности административно-территориального деления Римской империи. Во-первых, тема действительно сложная и заслуживает исторического крупного разбора, во-вторых, тогдашние реалии почти не имеют никакого отношения к тому, что представляют собой епархии сегодня.

Главное, что полезно запомнить, — если бы первые христиане начали устанавливать церковь на территории сегодняшней России, то, епархии соответствовали бы областям или краям и, вероятно, именно так бы и назывались.

Деление на епархии упрощало управление Церковью

Деление Церкви на епархии — вынужденная необходимость. Разумеется, это заимствование Римской иерархической организации. И это, пожалуй, самый эффективный способ управления.

Сложно было представить, чтобы всей Церковью руководил какой-то один, главнейший священник. Христианские общины имели значительный разброс по средиземноморскому побережью и территории Малой Азии. Контролировать их было проблематично, особенно в условиях гонения.

Единственный разумный шаг — вверить управление каждой церковной общиной доверенному лицу — компетентному христианскому деятелю — архиерею.

Первые христианские общины позднее трансформировались в епархии
Первые христианские общины позднее трансформировались в епархии

Епископ — это глава епархии

Глава епархии — это епископ. По крайней мере, последние шестнадцать веков.

Мы имеем мало представления о том, как были устроены первые христианские общины. Но нет оснований сомневаться, что прототипом главного священника для христианства послужила аналогичная должность из Ветхого Завета. Упоминались подобные фигуры там часто.

Например:

Иер. 20:1

«Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии».

Собственно, само слово «епископ» восходит к Ветхому Завету и этому фрагменту в частности. Оно переводится — «надзирающий».

Титул епископа восходит к египетскому верховному жрецу.

Но, конечно, далеко не иудейские священники были первыми в этом ряду. Верховные жрецы известны нам и из Египта, и из многих других культур — Греция, Вавилон и т.д. Но, пожалуй, именно египтяне подарили иудеям идею иерархического духовенства.

Но вернёмся к христианству. Чем именно был новозаветный епископ в первых общинах, мы не знаем. Священное Писание донесло до нас лишь короткие упоминания:

Филп. 1:1

«Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами».

Авторы явно писали для своего круга и полагали, что читатели прекрасно осведомлены о том, кто же такой епископ и какова его функция. Нам же остаётся лишь гадать, как избирали этих людей и чем они отличались от :

  • предстоятелей;
  • пастырей;
  • имеющих дар управления;
  • старцев.

Все эти люди упомянуты в Библии. Древняя рукопись Дидахе и вовсе называет епископами пророков и учителей.

Возможно, что для ранних христиан — епископ не был должностью, а обозначал функции человека в общине.

Вопросов много, но ясно лишь то, что этот руководитель не выступал тем же, чем является сегодня, — главой епархии. Но всё же он мог, например, рукополагать священников и выполнять административные функции.

Епископам запретили управлять общинами и оставили их во главе епархий

Слово «епархия» в IV веке начали применять для того, чтобы обозначать христианские провинции. Епископы выступали главами христианских общин. Сколько городов, столько и епархий.

И это естественно. Иначе и быть не могло. Управление удобнее было сосредоточить в одном населённом пункте, в то время как другие располагались достаточно удалённо, чтобы сохранять относительную автономию.

Первые епархии образовывали по количеству городов.

Постепенно, по мере приближения V века, каждое маленькое поселение обзаводится собственным епископом. Переизбыток высшего духовенства не нравится церковному руководству:

  • их сложно контролировать;
  • каждый приход становится всё более герметичным и независимым образованием.

Чтобы этого избежать, на Лаодикийском Соборе 343 г. запрещают ставить епископов во главе маленьких поселений:

«Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде ничего не творити без воли епископа града».

Так власть сосредотачивается в епархиях, а «мелкие» епископы становятся функциями похожи на современных православных викариев, хотя знак равенства поставить нельзя.

Ранние епархии не имели чётких границ до 313 года

Ещё одна проблема раннего христианства: много лет продолжается путаница с землёй. Ведь церковь только формирует свои границы на картах.

Епископы не имеют чёткого представления о том, где же границы их епархий. Случается, что один христианский первосвященник рукополагает клир с территории другого.

Руины Эфеса. Некогда в этих местах образовались первые христианские общины, а потом — епархии
Руины Эфеса. Некогда в этих местах образовались первые христианские общины, а потом — епархии

А вся проблема в том, что отныне епархии — это не города, а некая условная зона. Разобраться с ними долгое время не могли. Хватало других проблем — шёл период гонений.

В 313 году, наконец, появились внятные границы, поскольку и распоряжение II Вселенского Собора:

 «Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей».

VI Вселенский собор к этому добавил:

«По каждой епархии, в селах, или предградиях, сущие приходы должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов».

Епархии объединили в митрополии

В IV веке появилось ещё одно наименование — «митрополиты». Слово «митрополит» происходит от сложения «мать» и «город».

Что за «мать-город»? Конечно, столица. Ведь дело-то происходило в Римской империи, а в неё входило множество государств — многие со своими столицами.

Епископы, которые управляли этими столицами, стали главами сразу нескольких епархий и получили наименование «митрополиты» или «первенствующие епископы».

С другой стороны, «мать-город» — это ещё и название исторических центров христианства:

  1. Рим;
  2. Коринф;
  3. Александрия;
  4. Антиохии;
  5. Эфес.

Здесь некогда проповедовали апостолы. Нет ничего удивительного в том, что эти территории стали восприниматься чем-то большим, чем простые епархии.

Также стоит учитывать, что епархии древности — это не совсем то же, что сегодня. Структурно они больше соответствовали:

  • экзархата;
  • Поместной Церкви;
  • Митрополичьему округу.

А вот внутри самих епархий были так называемые епископии — вот они как раз куда ближе к тому, что сейчас мы именуем у себя епархией.

Церковь в России изначально была единой митрополией, на епархии её разделили позже

Христианская Церковь на Руси возникла как Киевская митрополия Константинополя. То есть Русская Церковь входила в константинопольский патриархат. Формально это была одна единственная епархия, без делений. Но уже в 992 году появилось деление на епархии:

922
год, когда на Руси появились епархии
  • Новгородская;
  • Белгородская;
  • Владимиро-Волынская;
  • Черниговская;
  • Ростовская.

О тех временах почти ничего неизвестно. Не сохранились источники. Постепенно появлялись новые кафедры. Даже татаро-монгольское иго не повлияло на их количество.

Часто епархии возникали при делении удельных княжеств.

В 1461 году русская Церковь разделилась на две митрополии:

  • Киевскую;
  • Московскую (хотя такое название тогда не использовали, появился лишь Московский митрополит).
Одно из немногих изображений первого митрополита Московского Феодосия (Бывальцева)
Одно из немногих изображений первого митрополита Московского Феодосия (Бывальцева)

Это были части не единой организации, а независимые религиозные структуры.

В 1589 году в Москве учреждено патриаршество, а число митрополий возросло до четырёх:

  • Новгородская;
  • Казанская;
  • Сарская;
  • Ростовская.

Епархий на тот момент — девятнадцать. Попытки как-то приравнять их к административно-территориальным единицам страны не увенчались успехом.

Поместный собор 1917–1918 гг. вынес решение об учреждении должности викарного епископа — управляющего частью епархии, в то время как епархиальный архиерей руководит ею всей.

В XX веке епархии часто исчезали, возникали и переименовывались, сегодня их больше 300, в том числе и за границей

В XX веке Русская православная Церковь потерпела сокрушительный удар от атеистической власти. Многие храмы изъяты, почти все монастыри закрыты, а некоторые — разрушены. Из-за этого епископам часто приходилось оперативно становиться руководителями сразу двух епархий.

Недостаток храмов позволял совмещать прежде большие епархии в одну административно-территориальную единицу.

Немало епархий были закрыты.

В связи с этим XX век для Русской православной Церкви богат переименованиями, разделениями и совмещениями епархий.

И сегодня происходит множество трансформаций, когда границы епархий меняются, как и их названия.

Сегодня в составе Русской православной Церкви находится свыше 300 епархий. Не все из них находятся на территории страны. В этот список, например, входят:

  • Самоуправляемая Украинская православная церковь;
  • Китайская автономная православная Церковь;
  • Японская автономная православная Церковь;
  • Самоуправляемая православная церковь в Молдавии;
  • Русская православная церковь за границей;
  • Экзархат в Белоруссии;
  • Экзархат в Юго-Восточной Азии;
  • Патриарший приход в Армении;
  • Патриарший приход в Канаде.

И многие другие.

Епархия сегодня решает массу вопросов: от административных до духовных

В свете сказанного выше, справедлив вопрос: а зачем она нужна сегодня, епархия-то? Конечно, речь не про Китай и Японию, а про местные, в России.

Это раньше, понятно, не было возможности оперативно согласовать всё на местах, общины были герметичны, а потому и представление о христианстве и богослужения менялись в разных местах.

Но зачем это нужно сейчас, когда появились средства связи, позволяющие мгновенно согласовать любой вопрос с церковным руководством?

А дело в том, что сегодня у Церкви другие проблемы. Если раньше мы сталкивались с расстоянием, то сейчас главная сложность — масштаб.

В епархии входят сотни, а кое-где почти тысячи приходов, монастыри, часовни.

Управлять всем этим из единого центра неосуществимо. Гораздо проще осуществить управление на местах, где епархия управляет сразу несколькими сферами церковной жизни:

  • Строительной;
  • Административной;
  • Общественной;
  • Миссионерской;
  • Духовной;
  • Хозяйственной
  • Финансовой;
  • Профессиональной;
  • Образовательной.

Где, как не на местах, решать, кого возвести в сан, кого наградить, кого и куда назначить? Было бы странно, если бы патриарх из Москвы сам решал все эти вопросы. Тем более, каждый из них нужно рассматривать в индивидуальном порядке.

Уже минули времена, когда храмы в епархиях насчитывали два десятка. Сегодня епархия — это православная церковь в миниатюре. Она решает рутинные вопросы в рамках полномочий и выполняет поручение вышестоящего духовенства.

Епархиальное управление

Это исполнительно-распорядительный орган. Находится он обычно при каком-либо соборе или храме. Руководит управлением епархиальный архиерей.

Епархиальное управление включает:

  • Канцелярию;
  • Бухгалтерию;
  • Архив;
  • Прочие вспомогательные отделы.

Центр Русской Митрополии находится в Московской области, это Патриаршая область

Довольно необычно звучит, что центр всех митрополий сам не включён в какую-либо митрополию, а находится на территории Московской епархии (или является ею, смотря, как к вопросу подходить). Но это именно так.

Митрополит Ювеналий — глава Московской епархии
Митрополит Ювеналий — глава Московской епархии

Сама епархия создана в 1461 году. Именно здесь взошёл на кафедру Московский митрополит всея Руси Феодосий (Бывальцев). Формально это была митрополия, но такого слова в её отношении не использовали.

В 1589 году в Москве учреждено Патриаршество и Патриаршая область. До 1721 года она существовала, была упразднена, а в 1917 году Московская епархия снова стала Патриаршей областью.

Сегодня на территории Московской епархии:

  • 46 территориальных благочиний;
  • 1 монастырское благочиние.

Викариатств пока нет.

Митрополит Крутицкий и Коломенский

 Митрополит Крутицкий и Коломенский — это один из самых древних титулов в Русской православной Церкви.

Нынешний Митрополит Ювеналий руководит Московской епархией с 1977 года. На сегодня он — старейший митрополит в Русской православной Церкви с самым большим «стажем».

На сайте московской епархии много полезной и интересной информации

Официальный сайт Московской епархии — один из крупнейших интернет-ресурсов Русской православной Церкви.

Здесь можно почитать новости митрополии и её историю, ознакомиться с церковными документами, храмами, программами. Узнать, чем занимаются различные священники Московской епархии РПЦ, Официальный сайт (священнослужители, надо отметить, очень постарались) богат на:

  • фото- и видеоматериалы;
  • анонсы;
  • информацию о строительстве церквей;
  • даты предстоящих праздников.

 

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *