Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Ансельм Кентерберийский

01.02.2019
4 646

Рассуждать о высшем — сложная задача, ведь человеческий ум ограничен. Познать Бога, угадать Его намерения, доказать духовное с помощью аргументов материального разума — это тяжёлый труд.

О природе духовного говорили ещё за века до античных философов. Христианство тоже не обошло эту тему стороной. Ансельм Кентерберийский — выдающийся христианский мыслитель, который в своих трудах доказывал бытие Бога.

Ансельм Кентерберийский родился в XI веке в Италии и в 27 лет стал аббатом

Будущий философ, Ансельм Кентерберийский родился в 1033 году в Аосте (Италия) и имел в числе предков церковного деятеля — местного епископа, которого, правда, уже не застал.

1033
в этом году в Италии родился Ансельм Кентерберийский

Это были средние века, ещё не состоялись, но уже назревали крупные события в жизни Церкви — раскол и первый крестовый поход. Юному Ансельму предстояло найти своё место в мире, но без хорошего наследства он не имел привлекательных перспектив и решил избрать путь монаха.

Ансельм Кентерберийский
Ансельм Кентерберийский

Хотя отец препятствовал выбору сына, Ансельм странствовал из одной обители в другую, пока в 1060 году не предпочёл Бекский монастырь (Нормандия) — одну из значимых обителей своей времени. Через восемнадцать лет он стал там аббатом.

В монастыре аббат Ансельм заработал отличную репутацию и стал архиепископом

В монастыре Ансельм взялся за сочинительство. Его образование и опыт позволили написать первые философские труды, которые сделали его значительной фигурой того времени среди богословов.

Да и сам монастырь — одна из наиболее влиятельных обителей того периода, что так же способствовало успеху Ансельма. Постепенно аббат завоёвывал авторитет, и его стали рассматривать как главного претендента на должность архиепископа Кентерберийского.

Ансельм занял должность архиепископа, но не так быстро, как ему прочили.

Дело в том, что король Вильгельм II не спешил избирать нового архиепископа после смерти старого. Монарх сам занялся управлением, так как это приносило немалый доход, но болезнь вынудила его всё же отдать полномочия главному претенденту на них.

Архиепископ Ансельм имел много разногласий с королём Англии и вынужден был сбежать на континент

К слову, Ансельм не горел желанием становиться архиепископом, но отказаться от должности не смог. Быть может, он заранее знал, что поддерживать благоприятные отношения светской и церковной власти невозможно.

Конфликт с королём Вильгельмом II возник из-за того, что монарх прежде успел заполучить немалую часть церковных земель, которые Ансельм теперь потребовал вернуть. Также архиепископ выдвинул следующие требования признать:

  • Урбана II — Папой Римским;
  • себя — главным в делах английской Церкви.

Вильгельм II согласился утвердить полномочия архиепископа, но вот идею на счёт Папы Римского не поддержал. Дело в том, что общественность тогда была на стороне антипапы Климента III.

У короля и архиепископа появились и другие разногласия:

  • Ансельм Кентерберийский порицал нравы правителя;
  • церковь не желала финансировать военную деятельность Вильгельма II.

Король заявил о ненависти к Ансельму. Он даже пренебрёг прежними взглядами и попросил Урбана II лишить архиепископа его сана, а взамен монарх обещал признание его папской власти над королевской.

Папа Римский согласился на эти условия, но едва его признали, занял нейтральную позицию в конфликте и уже не вмешивался в него.

Ансельм Кентерберийский не боялся перечить королю Англии.

Архиепископа он не лишил сана, но дал королю некоторые привилегии.

Например, без разрешения в монарха в Англию не мог прибыть ни один легат.

Уставший от давления со стороны Вильгельма II, Ансельм бежал на континент, где проживал в разных странах до смерти короля.

С новым королём у Ансельма возникли разногласия, но в 1109 году архиепископ и монарх нашли компромисс

Когда, в 1100 году, на престол взошёл Генрих I, Ансельм по его приглашению прибыл в Англию и снова стал архиепископом.

Но и с этим королём отношения не заладились. Ансельм не принимал светской инвеституры (участие светской власти в процессе назначения епископов), а король не желал отказываться от этих исторических полномочий.

Хотя монарх очень уважал архиепископа, прийти к компромиссу они не смогли. Ансельм снова отправился на континент, где просил поддержи у Папы Римского Пасхалия II, но тот ничем не смог помочь.

Генрих I — король Англии, с которым Ансельм Кентерберийский достиг компромисса в вопросе о светской инвеституре
Генрих I — король Англии, с которым Ансельм Кентерберийский достиг компромисса в вопросе о светской инвеституре

Архиепископ Кентерберийский вступил на новый этап противостояния монарху, который длился до 1107 года.

Стороны достигли соглашения. Ансельм вернулся в Англию.

В итоге официально король уже не имел полномочий для назначения духовенства, но фактически его голос оставался решающим.

1109
в этом году Ансельм умер

После этого Ансельм прожил ещё два года и скончался 21 апреля 1109 года. В 1494 его канонизировали.

Гробница святого находится в Кентерберийском соборе.

Ансельм Кентерберийский логически вывел 4 доказательства бытия Божьего

Философия и идеи Ансельма Кентерберийского — обширный материал. Но наиболее известны из него четыре доказательства бытия Божия:

  1. Все вещи благи, хотя они и отличаются друг от друга. Это значит, что все они имеют отношение к Богу. Качество благости — это признак причастности к высшему Благу, то есть, его не может не существовать.
  2. Всё в мире существует по какой-то причине, но не само по себе. И причины существования этих вещей тоже возникли не сами по себе, а из некой изначальной причины, то есть, Бога.
  3. Каждая вещь в той или иной степени близка к совершенству. Это своего рода градация, но если есть относительное совершенство, то должно быть и абсолютное — Бог.
  4. Бог — это то, больше чего нельзя помыслить. Но смысл этого выражения понятен каждому. Если в реальности мы не сталкивались с этим высшим явлением, но даже сумасшедший способен его осознать, выходит, представление о Боге в каждом человеке заложено изначально, а значит, Бог реально существует.

Впоследствии Кант раскритикует идеи Ансельма Кентерберийского в «Критике чистого разума».

Гробница Ансельма Кентерберийского в Кентерберийском соборе
Гробница Ансельма Кентерберийского в Кентерберийском соборе

Юридическая теория искупления — идея Ансельма Кентерберийского о том, почему только Бог может искупить первородный грех

Одна из главных работ Ансельма Кентерберийского «Почему Бог стал человеком» досконально рассматривает идею искупления. Она частично походит на идеи Синодального периода, но поставить между ними знак равенства нельзя.

По мнению Ансельма Кентерберийского, Бог — это бесконечно великое существо, а значит, чтобы искупить оскорбление от первородного греха, нужна столь же великая жертва. Её не способно совершить человечество, а потому только сам Бог способен совершить искупление.

Эта идея известная в истории богословия как «Юридическая теория искупления».

Прослогион — труд Ансельма Кентерберийского о природе Бога

Прослогион — это одна из наиболее известных работ Ансельма Кентерберийского. Она написана в 1077 — 1078 гг. Этот труд содержит размышления о природе божественного. В нём автор пытается объяснить, как Всевышний может обладать качествами, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми.

Наиболее широко эта работа известна тем, что в ней подробно рассматривается онтологическое доказательство бытия Бога.

Девиз «Вера ищет понимания» — это оригинальное название Прослогиона.

Так называемый девиз Ансельма Кентерберийского «вера ищет понимания» (вариант: «вера ищет разум») — оригинальное название этого труда. Смысл выражения в том, что верующие ищут рациональную основу для своей веры.

Если попытаться описать краткое содержание прослогиона Ансельма Кентерберийского, то получиться примерно следующее:

В первой главе автор призывает человека отложить все дела и сосредоточиться на Боге:

«Ныне пробудись, о человече!

уйди хоть немного от попечений твоих, сокройся хоть малость от беспокойных твоих помыслов.

Ныне отбрось прочь тягостные заботы, отложи многотрудные твои занятия.

Хоть ненадолго обрети досуг для Бога,

хоть ненадолго стяжай в нем успокоение».

Ансельм Кентерберийский
святой

Местами текст походит на проповедь, а чаще — на молитву:

«Исповедую, Господи, и благодарю Тебя, что сотворил Ты во мне этот Твой образ, дабы я памятовал о Тебе, мыслил Тебя, любил Тебя; но он настолько стерся от гнета пороков, настолько помрачился от дыма прегрешений, что не сможет творить то, для чего сотворен, если Ты не обновишь и не преобразуешь его.

Не силюсь, Господи, проникнуть в глубины Твои, непосильные для моего разумения; но желаю хоть отчасти разуметь истину Твою, в которую верует и которую любит сердце мое.

Не ищу разуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь; ибо верую и в то, что если не уверую, не уразумею».

Ансельм Кентерберийский
святой

Цитаты с доказательствами бытия Божьего появились из второй главы этого труда:

«Но даже и сам этот безумец разумеет, что я говорю, когда слышит: «нечто, более чего нельзя ничего помыслить»; и то, что он разумеет, есть в его разуме, хотя он и не разумеет, что оно есть».

Ансельм Кентерберийский
святой

Третья глава продолжает эту тему и носит название «О том, что небытие Бога помыслить невозможно. То небытие, чего возможно помыслить, не есть Бог».

Далее автор затрагивает темы понятия Бога, божественного милосердия, Его бестелесности, рассуждает о беспредельности, вечности Бога и многом другом.

Ансельм говорит о том, обладает ли Бог вкусом и запахом, и если да, то почему люди не ощущают эти качества:

«Доселе скрываешься Ты, Господи, от души моей во свете и блаженстве Твоем; оттого и пребывает она доселе во мраке и убожестве своем. Озирается она и не видит красоты Твоей; прислушивается и не распознает сладости Твоей; осязает и не распознает мягкости Твоей.

Ибо все это есть в Тебе, Господи Боже, приличным для Тебя неизъяснимым образом, Ты же вложил это в сотворенные Тобою вещи приличным для них чувственным образом; но огрубели, но омертвели, но притупились чувствования души моей от застарелого недуга греховного».

Ансельм Кентерберийский
святой

В тексте также встречаются рассуждения о Троице, о свете, где обитает Бог, о Его возрасте и прочем.

В последней, двадцать шестой главе Ансельм Кентерберийский взывает к Богу в молитве:

«Господи!

через Сына Твоего Ты нам повелеваешь, вернее же, советуешь просить и обещаешь, что мы получим просимое, чтобы радость наша была совершенна.

Вот я прошу, Господи, как советуешь Ты нам через дивного Подателя советов; так да получу я то, что обещал Ты через Истину Твою, чтобы радость моя была совершенна.

Праведный Боже, я прошу! так да получу я, чтобы радость моя была совершенна.

Меж тем пусть размышляет о ней ум мой; пусть говорит о ней язык мой; пусть любит ее сердце мое; пусть проповедуют ее уста мои.

Да взалкает ее душа моя, да возжаждет плоть моя, да возгорится все существо мое, доколе не вниду в радость Господина моего, который еси Ты, Боже Троичный и Единый, благословенный вовеки. Аминь».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *