Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Исповедные росписи

05.03.2019
433
Скачать эту статью

Исповедные росписи — это отчетный документ, который составляется каждый год по каждому приходу Русской православной церкви в Российской Империи в 18-20 веках.

Исповедные росписи — в наше время, очень ценный источник информации.

 Именно так выглядела книга исповедных росписей
Именно так выглядела книга исповедных росписей

В исповедные росписи входил отчет обо всех прихожанах, которые проживали на территории прихода

В этот отчет входил список всех прихожан, которые проживали на территории церковного прихода. В исповедальные росписи записывали все семьи целиком, кроме младенцев до 1 года.

В ведомости также указывалось, был ли человек в этом году в храме во время Великого поста, или во время других постов, был ли на исповеди и причастии у своего священника, если же нет, то по какой причине он этого не сделал.

Готовилось всегда два экземпляра такой работы. Один оставался для хранения в церкви, а другой отправляли в консисторию, где эту ведомость подшивали в дело вместе с отчетами других соседних приходов, например, приходам одного и того же духовного правления.

Так выглядели внешне книги — исповедных росписей отдельно о каждом селе за определенный промежуток времени
Так выглядели внешне книги — исповедных росписей отдельно о каждом селе за определенный промежуток времени

В настоящее время росписи находятся на хранении в региональных архивах в фондах духовных консисторий, а также в епархиальных управлениях.

В росписях указали социальное положение человека, его владельческую принадлежность, место проживания, возраст. Именно поэтому метрические книги — одни из самых важных источников, когда составляется генеалогические исследования.

Метрическая книга — книга, в которой хранились записи актов гражданского состояния

Метрическая книга — это книга, в которой хранились официальные записи актов гражданского состояния, то есть рождения, смерти, браки в период с начала 18 века. Метрическую книгу заводили ровно на один год, и делили ее на три части.

Первая часть — «О родившихся». Здесь указывали дату рождения ребенка, его пол и имя. А также его место жительства, национальность, имя, фамилия, отчество матери и отца. Записывались и крестные ребенка, их место проживания, сословная. Указывали и тот факт, кто крестил ребенка и где крещение проходило.

Так выглядела запись «о родившихся» в метрической книге. Как мы видим, указывается дата рождения, пол и имя ребенка. Рядом в большой графе указаны родители ребенка и священник, который крестил
Так выглядела запись «о родившихся» в метрической книге. Как мы видим, указывается дата рождения, пол и имя ребенка. Рядом в большой графе указаны родители ребенка и священник, который крестил

Вторая часть — «О бракосочетавшихся». Здесь указывали дату бракосочетания, имя, фамилию, отчество, возраст жениха и невесты. Для каждого супруга записывалось, каким образом он венчался. Записывались и свидетели в метрическую книгу, так же как и кто венчал.

Смотрите также Можно ли расписываться в пост

Так выглядела запись «о бракосочетавшихся» в метрической книги. Здесь мы видим, указывали дату бракосочетания, имя, фамилию, отчество, жениха и невесты
Так выглядела запись «о бракосочетавшихся» в метрической книги. Здесь мы видим, указывали дату бракосочетания, имя, фамилию, отчество, жениха и невесты

Третья часть — «О умерших». Сюда записывали номер, дату смерти и погребения человека. А также где похоронен человек, в каком сословном и владельческом положении, его имя, фамилия, возраст и причина смерти.

Так выглядела страница в метрической книге «о умерших», где записывали номер, дату смерти и погребения человека. А также, по какой причине умер человек
Так выглядела страница в метрической книге «о умерших», где записывали номер, дату смерти и погребения человека. А также, по какой причине умер человек

Ведение исповедных росписей было нужно особенно в тех местах, где переписи населения велись очень редко. Такие редкие для нашего времени материалы, можно найти в настоящее время.

Составление росписей была принято Святейшим Патриархом Московским Андрианом

Составление росписей была принято Святейшим Патриархом Московским Андрианом в 1697 году. Оно было принято в связи с борьбой в то время со старообрядчеством и появлением раскольников.

Составление исповедных росписей была принято Святейшим Патриархом Московским Андрианом в 1697 году. Принято оно было в связи с борьбой со старообрядчеством и раскольничеством
Составление исповедных росписей была принято Святейшим Патриархом Московским Андрианом в 1697 году. Принято оно было в связи с борьбой со старообрядчеством и раскольничеством

Росписи должны были в самом начале представлять собой три списка. В одном — люди, которые ходили на исповедь, во второй — люди, не ходившие на исповедь, а в третьем — те самые раскольники.

Но такая отчетность так и не была воплощена в жизнь. Вскоре Петр I издал указ, в котором наказал всем ходить на исповедь, или иначе человек должен был заплатить штраф.

С того времени был указ всем духовникам подавать списки только не исповедавшихся людей. Но только с 1718 года этот указ начали выполнять.

Петр первый издал указ, в котором наказал всем ходить на исповедь и причастие, или иначе человек должен был заплатить штраф
Петр первый издал указ, в котором наказал всем ходить на исповедь и причастие, или иначе человек должен был заплатить штраф

В 1722 году Священный Синод поставил, чтобы все люди, начиная с семилетнего возраста, были на исповеди и причастии у своего священника. Если же человек исповедуется и причащается не в своем приходе, а в другом, необходимо было предоставить справку в церковь по месту своего проживания.

С того же года стало обязательно ведение росписей по всем приходам.

Окончательную форму исповедных росписей подтвердила Анна Иоанновна в 1737 году

Окончательно подтвержденная форма исповедных росписей была определена императрицей Анной Иоанновной в 1737 году.

Окончательно подтвержденная форма исповедных росписей была определена императрицей Анной Иоанновной в 1737 году
Окончательно подтвержденная форма исповедных росписей была определена императрицей Анной Иоанновной в 1737 году

Но в 1917 году исповедные росписи были отменены. Но даже тогда, после отмены, во многих приходах продолжали вести росписи прихожан. Многие росписи были уничтожены, как не имеющие никакой исторической ценности.

Теперь рассмотрим примерную запись исповедных росписей, в которую вносили необходимые записи.

1917
в этом году исповедные росписи были отменены

Описание росписей различались по множеству факторов, например, от года написания документа, от местности, где находится данный приход, от наличия священника в приходе.

В самом начале шла такая запись:

  • роспись — название епархии, название духовного правления;
  • село — название села, выставки или погоста;
  • церковь — название храма, монастыря;
  • священник — имя, фамилия приходского священника.

Далее после всего следовала такая запись:

«…с причетники обретающихся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людей со изъявлением против коегождо имяни о бытии их во святую и великую четыредесятницу, також и в протчия посты, у исповеди и святаго причастия за сей — затем подписывался год.»

Для исповедных записей прихожан использовался определенный образец

Затем уже шли списки прихожан, относящихся к данному приходу. На фото ниже, можно увидеть приблизительную таблицу исповедных росписей.

Рассмотрим ее более подробно. Под номерами 1, 2, 3 — записывали порядковый номер двора, дома или семьи. Затем записывали мужчин и женщин. Под цифрами 5, 6 — возраст лиц мужского (мужеска пола) и женского пола (женска пола). Возраст прихожан указывался приблизительный.

Приблизительная таблица исповедных росписей, которые использовали для записей
Приблизительная таблица исповедных росписей, которые использовали для записей

Под цифрой 4 — список как раз всех прихожан. В заголовке этого столба (где стоят три маленькие звездочки) писались люди социальных групп, к которым относилась семья. В начале писали людей церковного причта, то есть духовных, а затем домашних, то есть дворовых людей.

Иногда на этом месте указывали название села, где проживали прихожане. Порой бывало так, что село принадлежало сразу нескольким владельцам, тогда их так и записывали, в соответствии с каждым владельцем. Иногда в список входили и соседние приходы, в которых местный священник был духовником.

С 1861 года — записи в исповедных росписях делились на 5 социальных групп

Помимо раскольников, росписи разделяли на семь групп. А начиная с 1861 года, делились на пять групп — духовные, военные, статские, городские и крестьяне.

В селах записывали главу семьи — фамилию, имя, отчество, затем его жену и детей. После чего также записывали даже дальних родственников.

Под цифрами 7,8,9 — писалось, когда человек исповедовался и причащался, у какого священника. Обычно в такой колонке отмечали, что были всей семьей. А в некоторых более подробных записях можно встретить упоминание и о том, сколько раз человек за год причастился и исповедовался.

В графе неисповедовавшихся — указывали причину, по которой человек этого не делал.

В конце священник ставил свою подпись:

«… К сей духовной росписи священник (имя, фамилия) руку приложил».

Помимо росписи священника на листах может иметься скрепа представителя духовного правления.

После данной таблицы шли сводная ведомость, в которой было указано столько всего дворов, сколько душ к какой социальной группе относится, сколько в приходе лиц мужского и женского пола. В конце же прилагалось заверительное объявление.

Это означало, что все из написанного, правда, без всяких приписок и укрывательства, потому что в случае обнаружения обмана составители могли понести штраф в довольно крупных размерах.

Затем уже шли подписи лиц всего церковного причта. Если на территории прихода проживали раскольники, то их записывали после итоговой сводки.

Вот пример исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год, есть раздел служилые казаки под номер N48. Здесь записана семья одного служилого казака Екима Степанова Катцына, ему 36 лет. Его жена Акилина Спиридонова 36 лет и дети Борис 16 лет, Федор — 2 лет, Иван тоже 2 лет. Видимо два мальчика родись близнецами.

Пример исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год, где есть раздел «служилые казаки» под номер N48. Здесь записана семья одного служилого казака Екима Степанова Катцына
Пример исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год, где есть раздел «служилые казаки» под номер N48. Здесь записана семья одного служилого казака Екима Степанова Катцына

Такая информация будет удобна для тех, кто составляет свое генеалогическое древо, именно в исповедной росписи можно узнать то, что нужно. Исповедные росписи — очень ценный источник информации для многих семей.

 

 

 

 

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *