Содержание
Царь Петр I повлиял на историю Русской Православной Церкви. Именно с Петровской реформы, начинается, так называемый, Синодальный период, в развитии церкви, который длился более двух веков.
Часть историков, например, протоиерей Владислав Цыпин, считают началом синодального периода 1700 год, когда после смерти патриарха Адриана, Пётр нарушил ранее установленный порядок и не стал созывать Поместный Собор, для выбора нового патриарха, а назначил блюстителя патриаршего престола – митрополита Стефана Яворского.
Вторая часть исследователей, выделяет в виде начала Синодального периода 1721 год — упразднение патриаршества и создания Духовной коллегии, которая позже была названа Святейшим Правительствующим Синодом.
В окончании периода нет споров и разночтений — 1917 год, провозглашение власти Советов и гонение веры и церкви.
Предпосылки реформы Петра I, превращение церкви в «подпорку» государства
Период царствования Петра I, ознаменовался серьезными переменами, в ходе реформ Петра складывается новый облик Российского государства: реформируется войско, строится флот, перекраивается быт и культура высших слоев общества, на берегах Невы в считаные годы возводится новая столица империи — Санкт-Петербург.
Перт I, получив старомодное воспитание, был приверженцем западного абсолютизма, его прельщали идеи неограниченной верховной власти. Старомосковское самодержавие, базировавшееся на традиционном праве, не могло отвечать этим задумкам, так как высшая церковная власть не подчинялась светскому государю, таким образом, церковь и государство, были автономными друг от друга.
На утверждение главенствующей роли государственной власти и превращение церкви в одну из «подпорок» государственного аппарата и была направленна реформа Петра I.
В результате церковных реформ Духовным регламентом от 1721 года были закреплены:
- характер управления и строя церкви;
- упразднено патриаршество, оно было заменено на Духовную коллегию, в состав которой вошли не только архиереи, но и священники;
- деятельность Святейшего Синода контролировалась Ведомством Православного исповедания, во главе с обер-прокурором.
Церковная реформа создала трудности в жизни церкви
По итогам реформ Петра I церковь стала занимать подчинённое положение, по отношению к царской власти. Да, она, узаконивала власть через чин миропомазания, то есть русский император обязан был принадлежать к Православному вероисповеданию.
Но по новым канонам упразднили первосвятительский сан — это было грубым нарушением правил святых апостолов.
Несмотря на очевидную противоречивость апостольским канонам, установленные в ходе реформы своды и правила смиренно были приняты Восточными патриархами.
Со смертью Петра I и до воцарения Елизаветы Петровны в империи наступила «эпоха временщиков», это тяжелые и нестабильные времена для Русской церкви.
В это время происходят постоянные перемены, церковь, превратившись в инструмент поддержки власти, с приходом на престол последующих правителей подвергается постоянным нападкам, духовенство несправедливо и безжалостно отправляют в ссылки и заточают в тюрьмы.
Период властвования Елизаветы Петровны принес церкви некое облегчение, но ненадолго, после смерти императрицы и краткого правления Петра III, на престол взошла Екатерина II, урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, немка по происхождению и воспитанная в католической вере, хоть и приняла Православие, но уверовала ли?
Во время ее царствования происходит размытие конфессиональных границ, принижение Православия.
XIX век — правители поняли значимость Церкви как духовной опоры государства
В XIX веке, у правительства Российской Империи, изменяется отношение к церкви, монастырям.
Приходит понимание необходимости твердых духовных опор государства, и именно эту опору император Александр I видит в монашестве, его благосклонное отношение к монастырям продолжают так же Николай I, Александр III, но венчает вереницу благочестивых императоров Николай II, прославленный в лике святых.
Их материальное положение существенно улучшается благодаря пожертвованиям от благотворителей самых разных сословий. Рост благосостояния позволяет монастырям строить школы для крестьян, открывать приюты и больницы.
Святые помощники, жившие в Синодальный период
Особенное значение для русского общества, для духовной жизни не только XIX века, но и для сегодняшнего дня имеет устроенный в этот период Серафимо-Дивеевский монастырь, который особенно известен своими старцами.
Основателем старчества Оптиной пустыни считается святой преподобный Лев (Наголкин), всем нам известный и почитаемый Амвросий Оптинский, и его духовные ученики, старцы Иосиф, Анатолий, Варсонофий, Анатолий, Нектарий. Именно эти старцы оставили нам огромное духовное наследие.
Ну и, конечно, говоря о Серафимо-Дивеевском монастыре, наряду с его старчеством необходимо сказать, что само его возникновение связано с горячо нами любимым и почитаемым святым преподобным батюшкой Серафимом Саровским.
Именно им была организована Мельничная община, из которой при объединении ее с Казанской общиной организовался монастырь. Причем, место для организации этой общины, на востоке Дивеева, и ее особый устав, был дан батюшке Серафиму самой Пресвятой Богородицей.
С синодальным периодом связаны очень дорогие для Русской Православной Церкви святые. Именно на этот период приходится служение:
- московского митрополита Филарета (Дроздова);
- епископа Игнатия (Брянчанинова);
- епископа Тихона Задонского (Соколова);
- епископа Феофана (Говорова);
- батюшки Серафима Саровского;
- Оптинских старцев;
- святителя Дмитрия Ростовского;
- блаженной Ксении Петербургской;
- праведного Иоанна Кронштадтского;
- Матроны Московской;
- праведного Иоанна Русского Исповедника;
- Царственных мучеников страстотерпцев.
И других дорогих православному сердцу имен.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение