Содержание
- 1 Святитель Феофан родился 10 января 1815 года в селе Чернаево Елецкого уезда
- 2 В годы учебы в семинарии интерес Георгия возрос к святителю Тихону Задонскому
- 3 15 февраля 1841 года Георгий принял монашеский постриг с именем Феофан
- 4 В 1856 году Феофан быль отправлен на Восток на должность настоятеля Посольской церкви
- 5 28 июля Феофан отправился в Вышенскую пустынь, чтобы начать уединенную жизнь
- 6 Феофан много времени уделял чтению книг, а также написанию своих собственных
- 7 В 1894 году Феофан умер — в день праздника Богоявления Господня
- 8 «Совесть нам дана затем, чтобы судить нас самих…» — известная цитата Феофана Затворника
Феофан Затворник — епископ Русской Православной церкви. Прославлен в лике святителей.
Святитель Феофан родился 10 января 1815 года в селе Чернаево Елецкого уезда
Святитель Феофан родился 10 января 1815 года в селе Чернаево Елецкого уезда Орловской губернии. В миру его звали — Георгий Говоров.
Отец его — Василий, был священником и отличался истинным и чистым благочестием. Это был человек прямой и открытый, добросердечный и гостеприимный. Мать — Татьяна, тоже происходила из семьи знатного священника.
Она была довольно скромной женщиной, но при этом глубоко религиозна. От нее Георгий унаследовал кротость и скромность.
Отец очень часто брал его с собой в храм. Под таким руководством духовной жизни и проходило детство Георгия.
Первоначальное образование Георгий получил дома. Все шесть лет его обучали его любимые родители. В семь лет его начали учить грамоте. Отец каждый день прослушивал все задания по урокам, а мать учила.
В одном из писем, биограф пишет о святителе Феофане:
«…Еще в детстве Георгий обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, доискивающийся первопричины явлений, быстроту соображения, живую наблюдательность и другие качества, приводившие нередко в удивление окружающих. Еще более возвысился, дисциплинировался и укрепился ум его школьным образованием…».
В 1823 году мальчик поступает в Ливенское духовное училище. Отец поселил сына к одному из учителей училища, чтобы тот оказывал на него благотворное влияние, и побуждал мальчика учить уроки. Спустя 6 лет, мальчика перевели в Орловскую духовную семинарию.
Преподавателями духовного училища были люди даровитые и усердные. Георгий сильно углубился в чтение философии и психологии. Чуть позднее это послужило и тому, чтобы он остался на философском классе, на повторном курсе.
Георгий учился очень хорошо. В эти годы юноша начал активно работать над собой. Его характерной чертой становится любовь к уединению.
В семинарских ведомостях часто писали, что мальчик имел склонность к уединению, был кроток и молчалив, чем и подавал пример другим семинаристам.
В годы учебы в семинарии интерес Георгия возрос к святителю Тихону Задонскому
В годы своей учебы в семинарии, его интерес возрос к святителю Тихону Задонскому. Вместе со своими родными он отправляется в паломничество в Задонский монастырь, где находились мощи святителя Тихона. В то время Тихон Задонский был не настолько прославлен, как сейчас.
Георгий окончил семинарию и очень хотел поступить в академию, но все же искал себе место в каком-либо сельском приходе. С 1837 года он начинает учиться в Киевской духовной академии.
Он получает совсем неожиданное для него назначение по личному распоряжению преосвященнейшего епископа Орловского — Никодима, хотя ректор семинарии архимандрит Софроний был против, потому что ценил в учениках твердое заучивание учебника, чем как раз Георгий и не отличался.
Именно в Киевской академии отец Феофан развил свое писательское искусство. Своими проповедническими трудами он снискал уважение не только у своих сокурсников, но и у многих преподавателей.
Благотворное влияние оказала на Георгия — Киево-Печерская Лавра, его впечатления от нее были настолько глубоки, что он до конца своей жизни вспоминал о ней с восторгом:
«…Киевская Лавра – неземная обитель. Как пройдешь брешь, бывало, так и чуешь, что зашел в другой мир…».
15 февраля 1841 года Георгий принял монашеский постриг с именем Феофан
15 февраля 1841 года Георгий принял монашеский постриг с именем Феофан. Чин пострижения совершил иеросхимонах академии — архимандрит Иеремия, советы которого Георгий исполнял всю свою жизнь.
6 апреля того же года, Феофан был рукоположен во иеродиакона, а 1 июля — во иеромонаха. В 1841 году Феофан закончил академию со степенью магистра.
После Феофан был назначен ректором в Киево-Софиевское духовное училище. В нем он преподавал латинский язык. Он был хорошим преподавателем, добивался прекрасных результатов.
В основу всей своей воспитательной деятельности — ставил христианскую любовь.
Совсем недолго Феофан пробыл в училище. Ровно через год его переместили в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора, а также преподавателем психологии и логики.
За три года пребывания в этом месте он показал себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель. Зимой он располагал всех к физическому труду, а летом давал отдых от учебы, отправляясь на загородные прогулки.
В конце 1844 года Феофан был переведен Санкт-Петербургскую духовную академию.
В ней он занимал должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия. В Санкт-Петербургской духовной академии Феофан с большим вниманием относился к преподаваемым предметам, а также к подготовке к лекциям.
В 1845 году был назначен помощником инспектора академии, а затем стал членом комитета для рассмотрения конспектов наук семинарского образования. В мае 1846 года он был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.
Вернувшись в Санкт-Петербург, за свои труды он был возведен в сан архимандрита с присвоением титула настоятеля третьеклассного монастыря.
В 1855 году он получил назначение на должность ректора академии и профессора Олонецкой духовной семинарии. В момент приезда Преосвященного Феофана, архиепископ был вызван по делам в Санкт-Петербург, поэтому все епархиальные дела легли на плечи Феофана.
В том же году он был определен в члены Олонецкой духовной консистории. Здесь он нашел место сферы деятельности, которое имело близкое отношение к его духовной настроенности, такое как — проповедование Слова Божия, а также выработка мер борьбы с расколом.
В 1856 году Феофан быль отправлен на Восток на должность настоятеля Посольской церкви
В 1856 году Феофан быль отправлен на Восток на должность настоятеля Посольской церкви в Константинополе. В 1857 году был назначен Священным Синодом на должность ректора в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Он относился к своим ученикам, как к своим собственным детям. Очень часто они обращались к нему со своими проблемами и нуждами. В том же году Феофана возвели в сан епископа.
В 1857 году Феофан был награжден орденом святой Анны второй степени.
Когда Феофан стал членом Миссии в Иерусалиме, он отправился вместе со всеми в Константинополь. Там был радушно принят патриархом Кириллом.
Отец Феофан выполнял все, что ему скажут. В то время он научился иконописи, изучил греческий язык, французский, еврейский, арабский языки. Возвращаясь обратно, он побывал во многих европейских городах: побывал в храмах, библиотеках, музеях.
Его хиротония была совершена 1 июня. В нем он пробыл всего четыре года. Но за это время было сделано много всего в церковной жизни. 13 августа 1861 года было совершено открытие мощей святителя Тихона Задонского.
В 1863 году Феофан был назначен на Владимирскую кафедру. В новом месте его работа была еще разнообразнее. За все свое время служения он произнес 183 проповеди.
В конечном итоге, Феофан понял, что ему нужна жизнь более спокойная и уединенная. Но здесь всему этому препятствовала обширная практическая деятельность. Чуть позднее он подал прошение об уходе своем в Вышенскую пустынь.
28 июля Феофан отправился в Вышенскую пустынь, чтобы начать уединенную жизнь
28 июля того же года он отправился в Вышу. Сначала он жил в настоятельских покоях, а затем переселился в деревенский флигель.
В 1866 году Феофан написал Священному Синоду от освобождения от Вышенской Пустыни и разрешения уйти на покой. Его просьба была одобрена. Тогда Феофан стал вести подвижническую жизнь. Он ходил по церковным службам, а в воскресные дни сам совершал литургию с братией.
На фото ниже, можно увидеть, как выглядела Вышенская Пустынь в то время, когда туда пришел жить Феофан.
Сначала он провел в затворе мало времени, но это ему показалось мало. И он ушел в уединение на целый год. Многие хотели прийти к Затворнику Вышенскому, но он сказал, что Выша — преутешительная и преблаженная обитель, и что он очень рад оказаться в ней.
Феофан много времени уделял чтению книг, а также написанию своих собственных
Самым главным его занятием была — молитва. Ей он предавался и днем и ночью. В келиях он устроил маленькую церковь во имя Крещения Господня, где совершал божественные литургии.
Много времени он уделял и чтению книг, а также и написанию своих собственных. Он написал одну из известных на сегодняшний день книгу — «Путь ко спасению».
В ней он прекрасно рассказывает о христианской жизни через святое крещение, о начале христианской жизни через покаяние, обращение к Богу. Также им были написана книга «Мысли на каждый день года».
Также он много говорил о молитве. Своей братии он рассказывал, что у кого нет умной внутренней молитвы, у того нет никакой молитвы, потому что только умная молитва и есть настоящая молитва к Богу, которая будет ему приятна и угодна.
Вопрос о том, как надо лучше молиться — устами или умом, он отвечал сразу — молиться иногда словами, иногда умом. Умом нельзя молиться без слов, только слова эти не слышатся, а там внутри, в сердце, они мысленно произносятся.
Но необходимо, чтобы молитва выходила и звучная и беззвучная, только из самого сердца.
Зная многие языки, Феофан переводил многие книги. Также он отвечал на письма, от 20 до 40 в день. Также в своем полном затворничестве он занимался иконописью, музыкой, рукоделием, выращиванием растений.
В 1894 году Феофан умер — в день праздника Богоявления Господня
6 января 1894 года Феофан Затворник умер, в день праздника Богоявления Господня. Все его православные мысли пронизаны мыслью о спасении человеческой души. После его кончины в его келье было обнаружено много учебных пособий, инструментов.
К сожалению, на сегодняшний день все это не уцелело. Причислен к лику святителей.
В настоящее время очень многие молятся Феофану Затворнику. В чем помогает он? Он помогает:
- от избавления от телесных и душевных болезней;
- в помощи в учебе;
- в трудном учении.
«Совесть нам дана затем, чтобы судить нас самих…» — известная цитата Феофана Затворника
Самые известные цитаты Феофана Затворника:
совесть нам дана затем, чтобы судить нас самих; если она судит других, надобно сказать, что она не своё дело стала делать;
не можешь делом делать добро, сделай его словом; не можешь словом, делай его помышлением;
делайте свое, а как другие на вас смотрят, не считайте того важным. Ибо верен суд только Божий. Люди же и себя плохо знают, тем паче других.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение